Боевые действия на Черном море




С самого начала войны турецкий флот предпринял активные действия в районе Кавказского побережья. Русское командование предвидело это, поэтому в долине реки Рион и на батумском направлении была сосредоточена почти половина Кавказской армии (32 тысячи человек при 68 полевых орудиях).

29 апреля 1877 года турецкая эскадра высадила 1000 хорошо вооруженных горцев возле селения Гудауты. К десанту присоединилась часть враждебно относившегося к России местного населения. 2 мая 1877 года пять турецких броненосцев из эскадры Ахмет-паши бомбардировали Сухум в течение 2,5 часов. 5 мая турки возобновили обстрел Сухума, вследствие чего русские войска были вынуждены покинуть город и отойти за реку Маджара. 7-8 мая турецкие корабли крейсировали вдоль 150-километрового участка русского побережья от Адлера до Очамчир и обстреливали побережье. С турецких пароходов на берег высадились 1500 горцев.

К 8 мая все побережье от Адлера до реки Кодор было охвачено восстанием. С мая по сентябрь турецкие корабли постоянно поддерживали огнем турок и абхазов в районе восстания. Основной базой турецкого флота являлся Батум, но часть кораблей с мая по август базировалась в Сухуме.

Действия турецкого флота можно оценить как удачные. Но это был тактический успех на второстепенном театре военных действий. Исход войны решался на Балканах, и турецкий флот должен был любой ценой, даже ценой собственной гибели, помочь там своим войскам. Однако турецкий флот оставался пассивным и не предпринимал активных действий ни в районе Одессы, ни в Днепро-Бугском лимане, не пытался проникнуть в Азовское море и учинить там погром, как в 1855 году. Лишь в самом конце войны турецкие корабли провели несколько демонстраций, по-видимому, чтобы избежать обвинений в бездеятельности и трусости. Так, 30 декабря 1877 года корвет «Ассари Тевфик» и фрегат «Османие» под командованием англичанина Монторп-бея подошли к Евпатории и выпустили по городу 135 снарядов. В городе были разрушены несколько домов (часть турецких снарядов не разорвалась, один такой снаряд по сей день находится в Евпаторийском музее). Затем турки попытались захватить на рейде Евпатории два коммерческих парохода, но попали под огонь полевой батареи. Монторп-бей струсил и увел корабли, отказавшись от ценных призов.

1 января 1878 г. броненосцы Монторп-бея подошли к Феодосии и в течение 2 часов 15 минут выпустили 152 снаряда. В городе были разрушены десять домов и убит один солдат. 2 января турецкий броненосец в течение двух часов обстреливал Анапу.

Русские корабли также вели себя достаточно пассивно. Фактически все их операции свелись к пяти попыткам атаки турецких кораблей с помощью минных катеров парохода «Великий князь Константин» и крейсерским действиям остальных пароходов «активной обороны».

Первый раз «Великий князь Константин», которым командовал С.О. Макаров, атаковал турок на Батумском рейде в ночь с 30 апреля на 1 мая 1877 года. Атака не удалась, но все четыре минных катера остались целы.

Вторую атаку Макаров произвел в ночь с 28 на 29 мая на Сулинском рейде. В этот раз пароход не только имел на борту четыре минных катера, но и вел на буксире миноноски № 1 и № 2. В ходе атаки лишь миноноске № 1 (командир лейтенант Л.П. Пущин) удалось взорвать мину вблизи корвета «Иджлалие». При этом сама миноноска была потоплена, а Пущин попал в плен. Русские дореволюционные, а позже советские авторы утверждали, будто «Иджлалие» «был поврежден настолько основательно, что вышел из строя на все время войны» [См. например: Островский Б. «Адмирал Макаров», М., 1954, с. 65], однако современные западные историки флота отрицают тяжелые повреждения данного корабля [См., например: Лангензипен Б., Гулерюз А. «Оттоманский паровой военный флот 1828-1923». Лондон, 1995].

В июне 1877 года на пароход «Великий князь Константин» доставили две торпеды Уайтхеда. Для пуска торпеды под килем катера «Чесма» установили специальную пусковую трубу. Для остальных катеров «Константина» подкильная установка оказалась слишком тяжелой, и тогда Макаров предложил установить пусковую трубу на плотике, который мог бы буксировать любой из катеров. Перед выстрелом плотик подтягивали к борту для прицеливания, после выстрела - бросали. В следующее крейсерство «Великий князь Константин» уже вышел с торпедами. Одна размещалась в подкильной трубе катера «Чесма», другая на плотике, поднятом на шлюпбалках лодки-четверки. Но эти торпеды так и не удалось применить. Во время шторма в районе Ялты плотик сорвало, и торпеда утонула, а из второй торпеды при спуске «Чесмы» случайно выпустили сжатый воздух. Поэтому 12 августа при походе в Сухум-Кале катера были вооружены только шестовыми минами и «крылатками» (буксируемыми минами).

Минные катера «Минер», «Наварин», «Синоп» и «Чесма» на Сухумском рейде атаковали корвет «Ассари Шевкет». Возле борта корвета были взорваны три мины. По донесению полковника Б.М. Шелковникова, турки три дня ремонтировали корабль, а затем на буксире отправили его в Батум. По донесению же англичанина Гоббарта-паши, служившего в турецком флоте адмиралом, «Ассари Шевкет» никаких повреждений не получил.

После этого рейда Макаров решил отказаться от применения шестовых и буксируемых мин, а использовать только торпеды. В ночь с 15 на 16 декабря 1877 года на Батумском рейде с парохода «Великий князь Константин» было спущено четыре катера. Катер «Чесма» имел торпеду в подкильной трубе, а «Синоп» буксировал торпеду на плотике. Катера «Наварин» и «Сухум» прикрывали их. С расстояния 50- 60 метров катер «Чесма», а затем и «Синоп» выпустили свои торпеды по видневшемуся «темному силуэту с тремя мачтами и трубой». Но, как впоследствии выяснилось, лейтенант И.М. Зацаренный в темноте принял три корабля, стоявших к нему носом, за один, и торпеды прошли между ними. Одна из них выскочила на берег, а вторая, ударившись об якорную цепь, потеряла зарядную камеру, которая от удара о грунт взорвалась, не причинив вреда туркам. Вернувшись в Севастополь, слышавший и видевший взрыв Макаров доложил о повреждении фрегата «Махмудие», а русские газеты «утопили» этот корабль.

В ночь с 13 на 14 января Макаров отправился в очередной поход на Батум. В этот раз катера «Чесма» и «Синоп» подошли к ближайшему турецкому судну на 60 метров и выпустили торпеды. Обе попали в цель, но взорвалась только одна. Впрочем, этого оказалось вполне достаточно для 163-тонной небронированной канонерской лодки «Интибах» [Канонерская лодка «Интибах» была спущена в Стамбуле в 1867 году. Длина 40,4 м, ширина 6,7 м, осадка 3,2 м. Корпус деревянный. Вооружение: 2 - 102-мм, 1 - 57-мм пушка.]. В русской и советской литературе «Интибах» возвели в класс авизо (посыльных судов), а его водоизмещение увеличили до 700 тонн. Тем не менее, потопление даже малой канонерской лодки стало историческим событием. Впервые в истории корабль был потоплен торпедой!

Как уже сказано, в течение всей войны действовали пароходы «активной обороны». «Активная оборона, - говорилось в инструкции, предназначенной их командирам, - организуется для действий на морских сообщениях неприятеля с целью нанесения ему возможно большего вреда и уничтожения его транспортов с войсками и военными принадлежностями, а также его военных и коммерческих судов».

2 мая 1877 года пароход «Аргонавт» в ходе рекогносцировки подошел к Сулину, но, увидев там турецкие корабли, повернул назад. За ним погнались два турецких броненосца. «Аргонавт» смог развить 13 узлов, оторвался от преследователей и 3 мая благополучно вернулся в Очаков. 11 июня «Аргонавт» опять ходил на разведку к Сулину, и опять за ним погнались четыре турецких корабля, но и тут «Аргонавт» ушел на всех парах.

Через пять дней «Аргонавт» вновь подошел к Сулину. На этот раз турецкий броненосец подошел к «Аргонавту» ближе, чем в прошлый раз и с предельной дистанции открыл огонь. «Аргонавт» ответил из своей единственной 6-дюймовой мортиры. Два часа длилась погоня с перестрелкой, после чего броненосец стал отставать. Турки палили в белый свет, как в копеечку, а из 6-дюймовой мортиры попасть в движущийся корабль можно только чудом. Так что команды обоих кораблей отделались легким испугом.

Пароход «Владимир» в мае 1877 года крейсировал между Варной и Констанцой. В 35 милях от Варны он захватил турецкий бриг и, взяв его на буксир, 9 июня вернулся в Одессу. 18 и 26 июня пароход «Владимир» вновь выходил в крейсерство, но не встретил ни одного судна.

11 августа из Очакова в крейсерство отправилась бывшая царская яхта «Ливадия». В районе Варны ей удалось захватить и уничтожить четыре небольших турецких судна. Но

 

Русские катера атакуют шестовыми минами турецкий корвет «Ассари Шевкет»

 

Потопление канонерки «Интибах» торпедами русских катеров в Батуме 14 января 1878 года

вскоре «Ливадия» напоролась на корвет «Ассари Тевфик». Временами расстояние между кораблями доходило до 30 кабельтов (5556 метров). Турок не мог вести огонь в носовом секторе и поэтому норовил повернуться к «Ливадии» бортом, чтобы она оказалась в секторе обстрела 9-дюймовых пушек барбета и каземата. За счет каждого такого поворота корвета «Ливадия» увеличивала дистанцию. Чтобы увеличить ход, с яхты выбросили лишний уголь и вылили воду. Погоня длилась 18 часов, пока «Ливадия» не укрылась в Севастопольской бухте. Турки настолько увлеклись погоней, что вошли в зону действия береговых 9-дюймовых пушек. Однако русские артиллеристы открыли огонь с предельной дистанции и, естественно, не попали. Не желая испытывать судьбу, турки развернулись и ушли полным ходом. Это была единственная стрельба русской береговой артиллерии по морским целям за всю войну.

21 июля пароход «Эльбрус» возле Пендераклии сжег парусную шхуну с грузом пшеницы. В то же время пароход «Великий князь Константин» крейсировал у самого Босфора, где сжег четыре небольших коммерческих судна. Макаров приблизился на 20 миль к входу в пролив.

Наибольший успех среди всех пароходов «активной обороны» достался пароходу «Россия», который вступил в строй последним, 1 декабря 1877 года. В свой первый боевой поход «Россия» вышла из Одессы 11 декабря в сторону азиатского берега Турции. На следующий день «Россия» встретила пароход «Мерсина», перевозивший 800 турецких солдат. На борту «Мерсины» были две пушки, но первый же снаряд, выпущенный «Россией», заставил турок сдаться. «Мерсину» привели в Севастополь, где ее переклассифицировали в пароход «активной обороны» и назвали «Пендераклией». Она должна была нести две 6-дюймовые и три 9-фунтовые пушки и две 6-дюймовые мортиры. Однако до конца войны ввести в строй «Пендераклию» не удалось [Зато потом она плавала до конца Первой мировой войны, а в 1920 году ушла с эскадрой Врангеля в Бизерту - прим. ред.].

Наибольшая же слава выпала пароходу «Веста». 17 июля, находясь в крейсерстве в 35 милях от Кюстенджи (Констанцы) в районе румынского побережья, «Веста» встретилась с корветом «Фехти Буленд». Завязался бой. Согласно докладу командира «Весты», капитан-лейтенанта Н.М. Баранова, бой длился 5 часов. Средняя дистанция боя составляла около 2200 метров, но временами корабли сближались до 700 метров, и тогда турки вели даже винтовочный огонь, а русские отвечали из 44-мм (1,75-дюймовых) скорострельных орудий Энгстрема.

Противнику удалось вывести из строя одну 6-дюймовую мортиру, но остальные мортиры действовали успешно. В частности, лейтенанту З.П. Рожественскому якобы удалось попасть из мортиры (!) в башню корвета и вывести ее из строя. Затем на корвете возник сильный пожар. В конце концов, поврежденный «Фехти Буленд» ретировался. «Веста» имела серьезные повреждения, были убиты 3 офицера и 9 нижних чинов, ранены 4 офицера и 17 нижних чинов.

 

Капитан- лейтенант Н.М. Баранов, командир парохода «Веста»

За бой с корветом «Фехти Буленд» царь произвел лейтенанта Баранова в капитаны 2 ранга и флигель-адъютанты, а также наградил орденом Святого Георгия 4-й степени. Российская печать подробно расписывала подвиг Баранова и его экипажа, обративших в бегство турецкий броненосец. И ответ на это в лондонской газете «Тайме» от 3.09.1877 г. было напечатано письмо английского офицера на турецкой службе Монторп-бея. Там говорилось, что на «Фехти Буленд» нет не только башен, но и вообще орудий на палубе. Не было и ружейной пальбы, пожара на корвете и прочего, что «происходило только в воображении господина Баранова». На самом же деле «Веста», рискуя взорваться на собственных котлах, развила скорость 13 узлов (на пробе она дала 12 узлов) и в течение пяти с половиной часов удирала от «Фехти Буленда». Четыре 9-дюймовые пушки корвета расположены по углам каземата, и стрелять прямо вперед они не могут. Под небольшим углом от оси корвета по «Весте» могла стрелять лишь одна 9-дюймовая пушка Армстронга, о качестве которой читателю уже известно. Это и спасло «Весту» от полного уничтожения. Потерь в людях на «Фехти Буленде» не было, хотя имелись небольшие повреждения, в частности, было попадание в трубу [Кстати, то же самое утверждал и «герой-артиллерист» З.П. Рожественский в своей статье «Броненосцы и крейсера-купцы», опубликованной ровно через год после боя в газете «Биржевые ведомости» от 17 июля 1878 года. Разразился скандал, который вскоре замяли по приказанию «сверху» - стране нужны были герои. - прим. ред.].

В ноябре 1877 г. заведующий минной частью морского ведомства контр-адмирал К.П. Пилкин предложил пароходам «активной обороны» «разбросать несколько мин… перед входом в порты, занятые или посещаемые неприятельскими судами», то есть впервые в мире начать активные минные постановки. Предложение Пилкина было отвергнуто из-за отсутствия ответа на вопрос «как выловить… мины при заключении мира». Именно по этой причине генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич «не счел возможным решиться на предлагаемую меру». И опять боязнь - что скажут в просвещенной Европе?

 

 

Глава 9

 

 

Боевые действия на Дунае Как и во всех предыдущих войнах, победа над Турцией была невозможна без форсирования Дуная. В силу специфики боевых действий на Дунае и чтобы не допустить повторов, автор решил рассказать о них в главе, посвященной операциям флота. Турки прекрасно понимали значение Дуная как естественной преграды для русской армии, поэтому с начала 60-х годов приступили к созданию сильной речной флотилии и модернизации цепи дунайских крепостей. К 1877 году наиболее мощными крепостями на Дунае были Видин, Никополь, Рущук, Туртукай и Силистрия. Турки рассредоточили корабли Дунайской флотилии на расстоянии свыше 500 верст. Ряд советских историков считает это принципиальной ошибкой. На самом же деле таков был единственный разумный вариант. Ведь Дунайская флотилия создавалась не для генерального сражения с флотилией противника, а для предотвращения переправы русских. К началу войны в Сулине находились мониторы «Хизбер» и «Сейфи». В Тульчине - корветы «Люфти Джелиль» и «Хивзи Рахман», броненосная канонерская лодка «Семендрия». В Мачине - колесные пароходы «Килиджи Али» и «Аркадион». В Габрово - броненосная канонерская лодка «Фетх-уль-Ислам», деревянная канонерская лодка «Аккия» и колесный пароход «Хайредан». В Силистрии - колесный пароход «Ислахат». В Рущуке - броненосные канонерские лодки «Беквир-делен» и «Искодра», деревянные канонерские лодки «Варна» и «Шефкет-Нулса». В Видине - броненосная канонерская лодка «Подгорица», железная канонерская лодка «Сунна» и колесный пароход «Нузретие». Кроме того, в Дунайской флотилии состояли 9 транспортных пароходов и 17 мелких судов, а всего 46 судов с 77 орудиями и 946 членами экипажа. Командовал флотилией Гуссейн-паша. Без уничтожения или хотя бы нейтрализации турецкой флотилии о форсировании Дуная нечего было и думать. Русское командование решило сделать это с помощью мин заграждения, катеров с шестовыми и буксируемыми минами и тяжелой артиллерии. Кроме того, на тяжелую артиллерию возлагалась задача подавления вражеской артиллерии и разрушения турецких крепостей. Подготовка к минной войне и форсированию Дуная началась еще осенью 1876 года. Начиная с ноября 1876 года в Кишинев по суше доставили 14 паровых катеров и 20 гребных судов. Большую часть паровых катеров сняли с кораблей Балтийского флота. Зимой 1876-77 годов эти катера вооружили шестовыми минами и снабдили тонкой (1,6 мм) броневой защитой. Весной 1877 года на Днестре проводились учения катеров. Перед войной Морское ведомство тайно купило в Галаце два частных румынских парохода, которые оно включило в состав русских сил на Дунае под названиями «Взрыв» и «Заграждение». Румынское правительство передало России колесные пароходы «Стефан» и «Романия», железную канонерскую лодку «Фулджирул» и паровой катер «Риндуника». Пароход «Стефан» вооружили двумя 6-фунтовыми и четырьмя 4-фунтовыми пушками; «Романию» - четырьмя 6-фунтовыми пушками; канонерская лодка «Фулджирул» получила название «Великий князь Николай» и две 9-фунтовые пушки; катер «Риндуника» переименовали в «Царевич» и оснастили шестовыми и буксирными минами. Кроме этих плавстредств, на нижнем Дунае реквизировали четыре баржи и 250 частных лодок. 35 деревянных понтонов доставило Военное ведомство. Еще до войны капитан 1-го ранга Новосильский под видом купца прибыл в Австрию и купил там пароходы «Ада» и «Клотильда». Оба парохода пошли вниз по Дунаю в Румынию. Но турки как-то пронюхали об этой секретной операции, и турецкие корабли перехватили оба парохода. Командам удалось спастись на румынском берегу Дуная. Забегая вперед скажем, что 7 мая 1877 года возле села Фламунды русские захватили английский пароход «Аннета» (водоизмещением 270 тонн), буксировавший по Дунаю две баржи. 12 мая турецкий броненосец обнаружил «Анкету» и потопил ее вместе с баржами. Но с 9 по 11 июля русские подняли «Анкету», и уже 14 июля она вошла в строй. 12 апреля 1877 года в действующую армию были доставлены осадные орудия: 25 - 24-фунтовых длинных пушек; 35 - 24-фунтовых коротких пушек; 16 - 8-дюймовых мортир и 32 - 6-дюймовых мортир. Кроме того, в состав осадной артиллерии за неимением достаточного числа осадных пушек иключили 32 - 9-фунтовые полевые пушки. Для борьбы с турецкими броненосцами из Кронштадта и других крепостей к Дунаю были доставлены и береговые орудия: 8 - 8,5-дюймовых пушек и 20 - 6-дюймовых пушек. Заметим, что кронштадские артиллеристы избавились от ненужных им орудий. Так, 6-дюймовые пушки в Кронштадте уже заменили на более мощные 9- и 11-дюймовые пушки, а 8,5-дюймовых пушек в России имелось всего восемь, поскольку эти орудия сделали из неудачно нарезанных стволов 8-дюймовых пушек. Естественно, начальство постаралось снять с себя заботу об орудиях нестандартного калибра. Тела осадных пушек были медные, а береговых - стальные. Все орудия имели канал обр. 1867 г. Перед началом боевых действий в Бендеры доставили 300 гальванических мин Герца, принадлежавших Военному недомству. Постановкой минных заграждений на Дунае занимались как инженерные части Военного ведомства, так и моряки. 10 апреля 1877 г. за два дня до объявления войны 30 минеров во главе с лейтенантом Петровым и поручиком Максимовичем, переодетые румынскими крестьянами, начали постановку гальванических мин на Дунае. Первый блин оказался комом - поставленные с большим трудом пять мин унесло течение, были утеряны две лодки, и утонул один матрос. Кстати, из-за сильного течения на Дунае гальванические мины ставили по пять на одном проводнике, а не по десять, как положено в море. Постановка мин на Дунае (1877 г.) После 12 апреля начались интенсивные минные постановки. Так, например, 17-18 апреля возле Рени были поставлено две линии гальванических мин, отрезавшие турецкую Дунайскую флотилию от сообщения с Черным морем. С 18 по 20 апреля были поставлены две линии гальванических мин на реке Серет, чтобы турецкие корабли не могли войти в нее и разрушить стратегически важный железнодорожный мост у Барбоша. 27 апреля ниже Браилова были выставлены 10 гальваноударных мин в одну линию. В некоторых случаях за недостатком мин русские паровые катера имитировали постановку мин на виду у турок. По непонятным причинам турецкие броненосные суда начали крейсировать по Дунаю и обстреливать русские войска лишь с 21 апреля. Первоначально русские войска и минные заграждения прикрывались только полевой артиллерией, в основном 9-фунтовыми пушками. 21 апреля четыре орудия 5-й батареи 11-й артиллерийской бригады вступили в бой с двумя турецкими судами и заставили их отойти. 22 апреля турецкое броненосное судно подошло к Рени и открыло огонь по русской батарее с дальности 1600 метров. Четыре орудия 3-й батареи 11-й артиллерийской бригады ответным огнем заставили его отойти вниз по Дунаю. Перестрелка между турецкими судами и русскими полевыми батареями продолжалась по 26 апреля. С 26 апреля на берегах Дуная началась установка осадных пушек. Первоначально вошли в строй девять батарей. У Рени установили четыре 8,5-дюймовые пушки, две 24-фунтовые пушки и две 8-дюймовые мортиры, у Барбоша - четыре 6,03-дюймовые пушки, у Браилова - четыре 8,5-дюймовые пушки, шесть 24-фунтовых пушек и две 6-дюймовые мортиры. 29 апреля из Мачинского рукава Дуная вышел корвет «Люфти Джелиль» и направился к Браилову. Две осадные батареи открыли по нему огонь. Первые 30 снарядов упали мимо, но затем в корвет одновременно попали два снаряда, выпущенные из 24-фунтовой осадной пушки и из 6-дюймовой мортиры. Немедленно за попаданиями последовал взрыв корабля. Из 218 человек экипажа корвета спасся лишь один матрос, которого вместе с флагом корвета подобрали русские минные катера. Монитор «Сейфи» (1877 г.) После гибели корвета все турецкие суда, дислоцированные в этом районе, укрылись в Мачинском рукаве. В полночь с 13 на 14 мая минные катера «Цесаревич», «Ксения», «Джигит» и «Царевна» вышли из Браилова и вошли в Мачинский рукав. В 2.30 ночи катера обнаружили турецкие корабли - монитор «Сейфи», броненосную канонерскую лодку «Фетх-уль-Ислам» и колесный пароход «Килиджи Али». Первым к «Сейфи» подошел катер «Царевич». Турки попытались обстрелять катер из кормовой пушки монитора, но пушка три раза подряд дала осечку (хороший пример качества английской морской артиллерии). «Царевич» нанес удар шестовой миной в левый борт монитора. Раздался взрыв, и огромный столб воды обрушился на катер, едва не утопив его. Второй взрыв произвел своей шестовой миной катера «Ксения». Монитор затонул. Экипажи русских катеров потерь не имели. Подрыв корабля шестовой миной Утром 8 июня возле острова Мечка русские минеры с лодок и плотов ставили минные заграждения. Турецкий колесный пароход «Эреклик» попытался помешать постановке. Но тут из-за камышей вышел минный катер «Шутка». Катер подвел шестовую мину под днище парохода, однако взрыва не последовало из-за порванных проводников. После этого «Шутка» укрылась в зарослях кмыша возле румынского берега, а «Эреклик» полным ходом ушел в сторону Рущука. Последняя атака минных катеров на Дунае произошла 11 июня у села Фламунда. Там катера «Шутка», «Мина» и «Первенец» атаковали броненосную канонерскую лодку «Подгорица». «Шутка» и «Мина» подошли к борту канонерки, но из-за различных неисправностей не сумели взорвать мины. «Первенец» по неясным причинам держался в стороне. Катера «Мина» и «Шутка» получили несколько картечных и пулевых пробоин, после чего пошла к румынскому берегу. «Подгорица» двинулась за ними, и катера спасла от гибели конная 4-фунтовая батарея, открывшая с румынского берега огонь по канонерской лодке. Несмотря на отдельные неудачи, минные заграждения, атаки минных катеров и огонь артиллерии практически парализовали действия турецкой флотилии к началу форсирования Дуная. Русское командование решило переправить главные силы через Дунай в районе Зимницы - Систово, а чтобы ввести противника в заблуждение, была организована демонстрационная высадка в районе Галаца и Браилова XIV корпусом генерала Циммермана. Корпус Циммермана численностью 18 тысяч человек при 78 полевых орудиях начал переправу 10 июня. Но турок обмануть не удалось. В районе высадки оказались только три тысячи турок с двумя орудиями. В ходе высадки русские потеряли 5 офицеров и 139 нижних чинов. 11 июня Циммерман занял Мачин, 14 июня - Тульчу и 16 июня - Бабадаг. Турки оставили Северную Добруджу без боя, и в 20-х числах июня XIV корпус дошел до линии Черноводы - Констанца, где остановился и простоял без всякой пользы до конца войны. С 12 по 15 июня все русские батареи, расположенные на широком фронте по левому берегу Дуная, вели интенсивную бомбардировку турецких позиций и крепостей, расположенных на правом берегу Дуная. Батареи, расположенные в районе Журжево, с 12 по 16 июня вели огонь по батареям и укреплениям противника в Рущуке, израсходовав от 40 до 100 снарядов на орудие. Например, 2-я батарея 11-й артиллерийской бригады в течение 4-х часов израсходовала 110 снарядов. 13 июня батареи, расположенные в Корабия, Турну-Магурелли и Фламунда, обстреливали Никополь, израсходовав по 10 снарядов на орудие. Крепости Рущук и Никополь русские обстреливали не только днем, но и ночью, для чего впервые были применены прожекторы, названные «электрическими фонарями». 14 июня, накануне форсирования Дуная главными силами, все русские батареи открыли огонь по противнику и вели его весь день. Особенно интенсивный огонь вели 18 артиллерийских батарей по крепости Никополь, где демонстрировалась подготовка форсирования главных сил. В городе возникло много пожаров. Ослабив свое внимание под Систово, турки готовились к отражению высадки десантов у Никополя. Огонь артиллерии по широкому фронту дезориентировал противника, которые не сумел определить место форсирования главных сил, поэтому его войска остались разбросанными от Рущука до Никополя с главными группировками на флангах, в значительном удалении от места переправы. Для переправы основных сил были собраны четыре понтонных батальона и парк парусиновых понтонов. Для переправы артиллерии предназначались не только понтоны, но и плоты, каждый из которых состоял из девяти бревен длиной 28 м и толщиной 60-70 см, скрепленных между собой железными связями и прикрытых бревенчатой настилкой. Против отряда русских в 17 батальонов, 6 сотен и 64 орудия турки имели в районе Систово 6 батальонов и 6 орудий. Кроме того, турки подготовили в инженерном отношении три батареи на 6 орудий каждая, вооружить которые предполагалось полевыми орудиями из состава отрядов, расположенных в районе Систово. В Рущуке, в 65 верстах от Систово, располагались свыше 21 тысячи турок, а у Никополя, в 43 верстах от Систово в противоположную сторону, - еще 10 тысяч турок. В ночь на 15 июня сосредоточение русского отряда закончилось. Для прикрытия района посадки на берег Дуная против Систово были выдвинуты пять 9-фунтовых батарей (40 орудий) и один пехотный полк. Батареи были хорошо замаскированы ветвями и листьями, чтобы с рассветом турки не могли их обнаружить. Открытие огня этим батареям разрешалось лишь после того, как первые эшелоны захватят плацдарм на южном берегу Дуная. На них же возлагалась задача по прикрытию района переправы от возможного удара турецких кораблей со стороны Рущука и Никополя. 1-я, 2-я и 3-я батареи 14-й артиллерийской бригады заняли огневые позиции ниже пароходной пристани, а левее заняли огневые позиции 2-я и 3-я батареи 9-й артиллерийской бригады. Форсирование Дуная началось в 2 часа ночи 15 июня. Солдаты были в зимних черных мундирах, чтобы оставаться незаметными в темноте. Первый эшелон десанта высадился почти без потерь, но, начиная со второго эшелона, переправа проходила под жесточайшим огнем турок. К 3 часам ночи на турецком берегу уже были три тысячи человек и два орудия горной батареи, а к 12 часам дня - 6 тысяч человек с четырьмя орудиями. Активное участие в переправе русских войск принимали пароходы. Так, только за 15 июня пароход «Анкета» перевез свыше 20 тысяч солдат. Турки начали стягивать к месту переправы свою пехоту и артиллерию. Четыре турецких орудия заняли заранее подготовленную огневую позицию на высоте Тепе-Бунар, два - на восточной окраине Систово. С рассветом огонь противника усилился и стал более эффективным. Тогда, обеспечивая переправу, с северного берега открыла огонь русская артиллерия, направив его против турецких батарей. Батарея противника на высоте Тепе-Бунар была подавлена огнем трех батарей 14-й и одной батареи 9-й артиллерийских бригад, а батарея на окраине Систово - огнем двух батарей 9-й артиллерийской бригады. В ходе артиллерийской дуэли между русскими и турецкими батареями со стороны Рущука к участку переправы подошел вооруженный турецкий пароход. Но, встреченный меткими выстрелами батарей 9-й артиллерийской бригады, он получил повреждения и отошел к Рущуку. Подавив огонь турецких батарей, две батареи 9-й артиллерийской бригады перенесли огонь на пехоту противника. Третья батарея с дистанции 1600 метров шрапнелью, а 2-й батарея с дистанции 1800 метров гранатами нанесли тяжелые потери противнику, последний вынужден был отступить, очистив место высадки, и дальнейшая переправа происходила вне огневого воздействия противника. К исходу 15 июня на правом берегу Дуная были уже 29 батальонов, 16 полевых и 14 горных орудий и 60 казаков. Вопреки предсказаниям западных военных теоретиков, утверждавших, что за форсирование Дуная русским придется заплатить 25-30 тысячами человек, потери русской армии были ничтожны: 748 человек убитыми, утонувшими и ранеными, и два утонувших орудия. Нарезное орудие системы 1867 года Успешное расширение захваченного плацдарма позволило русским не только производить переправу вне огневого воздействия противника, но и в короткий срок (к 19 июня) построить мост через Дунай в районе острова Адда, получивший название «Нижний», а к 28 июня - в районе острова Бужиреску, названный «Верхним». Стальная пушка системы 1877 года Согласно азам стратегии и тактики, в первые дни после высадки особенно важно интенсивно наращивать силы на плацдарме, перебрасывать туда пехоту, конницу, артиллерию, боеприпасы, продовольствие и т.п. Однако русский главнокомандующий великий князь Николай Николаевич в ущерб всему этому устроил спектакль. В полдень 16 июня к переправе подъехал Александр II с огромной свитой. Его Величество изволили сесть в понтон и переправиться на турецкий берег, где его ждал великий князь Николай Николаевич с не менее огромной свитой. Царь покатался на лошади, отслужил молебен, раздал положенное число крестов и к вечеру ретировался на румынский берег. К счастью, отрицательных последствий это представление не повлекло. Согласно плану, разработанному еще до войны, после форсирования Дуная русская армия должна была стремительно идти в южную Болгарию и далее на Константинополь. Однако, форсировав Дунай, русские генералы испугались собственного успеха и решили подождать, оглядеться, а пока взять турецкие крепости Рущук и Никополь, то есть заняться именно тем, что губило успехи русских войск в прошлых кампаниях на Балканах. Турецкие крепости на Дунае были построены с единственной целью - воспрепятствовать форсированию реки русскими. Теперь же они потеряли всякое значение. При необходимости блокировать крепости могли небольшие русские отряды, регулярные войска Румынии и болгарские дружины. Тем не менее, главные силы русских по приказу Николая Николаевича разделились. 12-й и 13-й корпуса под начальством цесаревича (будущего царя Александра III) составили Рущукский отряд, расположенный между реками Янтрой и Ломом, для обеспечения левого фланга армии. 9-й корпус приступил к осаде Никополя. Остальные войска сосредотачивались вокруг главной квартиры, перенесенный 25 июня в Царевицы. Передовой отряд, под начальством генерала И.В. Гурко (1828-1901), двинулся в направлении к Тырнову и Балканам. Великий князь Алексей Александрович был назначен главным начальником собранных на Дунае морских частей, великий князь Владимир Александрович - командующим 12-м корпусом. 26 июня генерал-лейтенант Криденер получил приказ Николая Николаевича взять Никополь. В составе IX корпуса были две пехотные дивизии, три кавалерийских полка, Кавказская казачья бригада и 92 полевых орудия. Кроме того, для осады Никополя корпусу дополнительно придали 30 полевых и 33 осадных орудия. Гарнизон крепости Никополь насчитывал около 8 тысяч человек. Артиллерия крепости состояла из 113 полевых и крепостных орудий, из которых только 11 орудий было новых стальных фирмы Круппа, остальные орудия - устаревших систем. В 4 часа утра 3 июля началась бомбардировка крепости. Днем русские выбили турок из нескольких редутов, окружавших крепость. На рассвете 4 июля должен был начаться штурм цитадели, но гарнизон Никополя поднял белый флаг. В плен сдались около 7 тысяч турок, среди них были два генерала и 105 офицеров. Потери русских убитыми и ранеными при осаде Никополя составили 1279 нижних чинов, 31 офицера, 1 генерала. Переправа через Дунай у Зимницы 15 июня 1877 года В крепости Никополь русские обнаружили броненосные канонерские лодки «Искодра» и «Подгорица». Турки посадили их на мель и подожгли. Машины были исправны, не хватало всего нескольких деталей, уничтоженных турками. На эти канонерки направили матросов с балтийского фрегата «Светлана». Недостающие детали машин срочно доставили из Франции. В пятидневный срок обе канонерки были приведены в полную боевую готовность. «Искодра» получила название «Систово», а «Подгорица» - «Никополь». Генерал- фельдмаршал И. В. Гурко Увы, пользы от этих канонерок, которые в русском флоте числились мониторами, было мало. «Никополь» несколько раз обстреливал турецкие позиции, «Систово» служил брандвахтой возле Никопольского моста. 30 ноября под Рущуком «Никополь», сопровождаемый несколькими минными катерами, нос к носу столкнулся с тремя турецкими пароходами [В докладе командира «Никополя» один из этих пароходов был назван «монитором».]. Сделав несколько выстрелов по турецким судам с расстояния 8 кабельтовых (1481 метр, т.е. далеко не «нос к носу») и «убедившись, что неприятельская флотилия не стреляет по нашим войскам», командир «Никополя» лейтенант Мякишин повернул назад, то есть просто удрал. 2 октября лейтенант Дубасов спустил по течению несколько брандеров на турецкие суда, стоявшие в порту Силистрии. Атака не удалась. 27- 28 июля была осуществлена успешная переброска малых судов из Одессы на Дунай через один из протоков в устье Дуная. Среди них были шхуны «Лебедь» (вооруженная двумя 4-фунтовыми пушками), «Утка» (одна 9-фунтовая и одна 4-фунтовая пушка), пароход «Опыт» (две 4-фунтовые пушки) и две плавучие батареи (две 6-дюймовые мортиры и одна 9-фунтовая пушка на каждой), а также четыре миноноски. Во время перехода морем отряд прикрывали обе «поповки» и пароходы «активной обороны». В начале сентября таким же путем, но уже без сопровождения, на Дунай прибыли шхуна «Ворон» (три 6-дюймовые пушки), пароход «Сестрица» (две 4-фунтовые пушки) и три минных катера. Таким образом, в нижнем течении Дуная русские располагали разнородной, но в целом довольно мощной флотилией. На 1 января 1878 года в состав русской Дунайской флотилии входили бронированные канонерские лодки «Никополь» и «Систово», 1 небронированная канонерка, 3 шхуны, 8 пароходов, 2 мортирные плавбатареи, 5 миноносок и 24 минных катера. Личный состав флотилии состоял из 152 офицеров, 2422 нижних чинов и 52 человек вольнонаемных (машинистов, лоцманов и др.). На конец сентября русское командование запланировало совместное нападение на Сулин сухопутных сил и Дунайской флотилии. Силы турок были невелики, как в пехоте, так и в судах. Выше Сулина ближе к Черному морю стояли корветы «Хивзи Рахман» и «Микадем Хаир», выше города - корветы «Неджили-Шевкет» и «Муини Зафр». Шансы русских на успех были близки к 100%. Но в самом Сулине стоял английский стационер «Кокатрис» («Cockatrice»). Серьезного боевого значения эта посудина не имела. Но русских генералов вновь охватил панический страх перед «просвещенными мореплавателями» - как бы чего не вышло. И генерал-лейтенант В.Н. Веревкин не придумал ничего умнее, чем за несколько дней сообщить командиру английского стационера не только сроки, но и детали атаки Сулина. Тот не замедлил поделиться информацией с турками, и к моменту атаки в Сулин пришла эскадра Гоббарта-паши, в составе которой были 9 броненосных судов. В итоге захват Сулина пришлось отменить. Все же имели место несколько столкновений с турками. В ночь на 27 сентября пять русских шхун и пароходов подошли на две мили к Сулину. Навс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: