Культура и духовная жизнь




Немецкий романтизм

К рубежу XVIII–XIX вв., началу «века революций», изменилось мироощущение европейцев, что выразилось в формировании движения романтизма. Влияние романтизма испытали на себе философия, литература и искусство. Романтизм был общеевропейским явлением, но зародился в Германии. Именно молодые немецкие романтики наиболее ярко выразили то, что было характерно для движения в целом.

Сущностью романтизма является протест против принятых этических и эстетических норм общества, против рационализма. Романтиков привлекает своеобразный тип человека: анархист-бунтарь, который ощущает себя практически равным Богу. Поэтому для него не существует истины и долга. Цель романтизма – освобождение личности от пут человеческих условностей и общественной морали. Он обращен, по словам Гегеля, скорее к внутреннему миру человека, чем к внешнему. Романтики восхищаются сильными страстями, разрушительными по своей сути: ненависть, ревность, отчаяние, презрение.

Романтизм представлял собой сложное явление, он развивался и видоизменялся со временем. Наиболее полно его природа раскрывается в художественной литературе. Поэты и писатели-романтики возвеличивали личность, ее субъективные переживания, ее порывы за горизонты обыденности, обыденного пространства и времени: в красочные экзотические края, на просторы далекой истории, чаще всего средневековой, в царство воображения. Окружающий мир, обыденность вызывали лишь острую неудовлетворенность и тоску. Романтики вдохновлялись тем, что было великим, чудесным, фантастическим, ужасным. Романтизм отказался от следования классическим канонам в художественном творчестве.

Романтизм в Германии возник в конце XVIII в. и господствовал вплоть до 30-х годов XIX в. Принято делить немецкий романтизм на ранний и поздний; однако это деление предполагает не столько этапы в развитии (хотя разрыв во времени существует), сколько течения внутри одного явления.

В 1796 г. в университетском городе Йене собрались деятели формирующегося романтического движения: братьяШлегелиАвгуст (1767–1845) и Фридрих (1772–1829), Людвиг Тик (1773–1853), Фридрих Гарденберг (1772–1801), писавший под псевдонимом «Новалис», Вильгельм Вакенродер (1773–1798). Вместе с близкими к кругу литераторов философами – Иоганном Фихте (1762–1814) и Фридрихом Шеллингом (1775–1854) они образовали школу, так называемого, йенского романтизма.

Йенские романтики провозгласили абсолютную свободу художника, его право на воображение. Художественное творчество понималось ими как акт божественного творения, а люди творческие, люди искусства – как особые существа, наделенные даром постижения сути мира. «Поэт постигает природу лучше, нежели ученый», – писал Новалис. Философское обоснование идеи об особой роли искусства было сделано Шеллингом. Для него характерна апология универсальности искусства как средства познания мира.

Вакенродер в своих работах, посвященных биографиям великих художников (Дюрера, Рафаэля, Леонардо да Винчи), подчеркивал особую способность художника понимать природу как язык Бога и свое понимание этого языка выражать искусством. Таким образом, художник у Вакенродера является своего рода посредником между Богом и людьми. Йенские романтики издавали свой журнал, в котором публиковали так называемые «Фрагменты», представлявшие собой афоризмы и небольшие эссе. Философский фундамент «Фрагментов» создавал Фихте. Стремление соединить философию и поэзию, философию и прозу характерно для раннего романтизма.

Поздний романтизм имел менее теоретический и философский характер. Наиболее известные его представители с 1805 года собрались в Гейдельберге. Гейдельбергские романтики оказали большое влияние на все области искусства: на поэзию, живопись и музыку. При этом они были гораздо более консервативны и в гораздо большей степени немцами, чем их предшественники. В центре внимания гейдельбергских романтиков находились такие традиционные ценности как государство, народ, религия. Для них характерно обращение к проблемам национальной самобытности, национального характера, стремление жить и творить в согласии с национальным («народным») духом. Этим объясняется повышенный интерес поздних романтиков к германской истории и культуре, в частности, большое внимание, они уделяли сбору, обработке и публикации народных песен и сказок. Такой деятельностью занимались Ахим фон Арним (1781–1831), Клеменс Брентано (1778–1842), издавшие сборник народных песен «Волшебный рог мальчика». Но самыми известными собирателями народных сказок были братьяГриммЯкоб (1785–1863) и Вильгельм (1786–1859). Их «Детские и семейные сказки» пользовались в Германии огромной популярностью, уступая по числу переизданий только Библии. Братья Гримм внесли большой вклад и в развитие германской филологии: в 1819–1837 гг. вышла переработанная ими «Немецкая грамматика», а с 1852 г. начат выпуск академического «Словаря немецкого языка».

Одним из ведущих жанров в литературе позднего романтизма являлась литературная сказка или фантастическая новелла. Любовь к этому жанру объяснялась, в том числе, убежденностью его представителей в способности именно сказок передавать таинственную суть бытия. Одним из самых известных авторов литературных сказок был Вильгельм Гауфф (1802–1827), характерной чертой творчества которого являлось причудливое сочетание восточных и немецких преданий и легенд.

В литературе романтиков фантазия и реальность тесным образом переплетались, причем фантазия преобладала. Это приводило к тому, что повседневность могла приобретать опасные и фантастические черты. Именно такой она предстает в сказках и новеллах Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776–1822): «Золотой горшок. Сказка из новых времен», «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», «Повелитель блох».

В музыкальном искусстве наиболее ярким представителем позднего романтического направления был Вильгельм Рихард Вагнер (1813–1883). Еготворчество в основном было посвящено оперному искусству. Вагнер часто использовал эпические сюжеты (например, оперы «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», тетралогия «Кольцо нибелунга»). Творчество Феликса Мендельсона-Бартольди (1809–1847) отличало введение новых музыкальных форм, с применением которых были написаны его лучшие произведения «Сон в летнюю ночь» и «Вальпургиева ночь». Ф. Мендельсон-Бартольди был одним из ведущих дирижеров, основателем первой в Германии консерватории в Лейпциге (1843).

 

Архитектура и живопись

Если в литературе первой трети XIX века романтизм господствовал, то в монументальном искусстве его доминирование не было столь однозначным. В архитектуре, например, в первой половине века наблюдался расцвет неоклассицизма. Но к середине столетия основной проблемой европейского зодчества стали поиски нового стиля. Влияние романтизма на архитектуру проявилось в увлечении стариной и попытках многих мастеров возродить традиции архитектуры прошлого. В результате возникли неоготика, необарокко; заметным стало смешение разных архитектурных стилей.

Развитие немецкой архитектурной школы первой половины XIX века связано с именами Карла Фридриха Шинкеля (1781–1841) и Лео фон Кленце (1784–1864). Работы Шинкеля выполнены в неоклассическом стиле. Наиболее известными из них явились здания Драматического театра и Старого музея в Берлине. Во время поездки в Англию Шинкель увлекся британской «индустриальной» архитектурой и на родине занялся разработкой проектов фабрик, магазинов, контор, библиотек. Большой известностью среди этих творений «архитектуры будущего» пользовалось четырехэтажное здание Строительной академии, которое отличалось четкостью форм и почти полным отсутствием украшений.

Каждая постройка Кленце, наоборот, представляла собой возврат к какому-либо историческому стилю. Здание Глиптотеки в Мюнхене (коллекции произведений скульптуры) или памятник Валгаллы в Регенсбурге (пантеон немецкого народа) выполнены в древнегреческом стиле, а фасад мюнхенской Старой пинакотеки (картинной галереи) повторял формы итальянской архитектуры эпохи Возрождения.

Романтизм оставил заметный след в немецком изобразительном искусстве. Для художников-романтиков характерен отказ от классицизма. Основой творчества для них служили не «правила красоты», а искреннее чувство. Мир виделся им противоречивым, изменчивым, безграничным и таинственным. Одним из самых ярких представителей романтизма в немецкой живописи был ФилиппОтто Рунге (1777–1810). Более известный как портретист, художник в последние годы своей жизни задумал живописный цикл, изображавший времена суток, смена которых воплощает вечный закон, по которому все в мире рождается, растет, стареет и умирает, чтобы снова возродиться. Рунге удалось создать только первую часть цикла – «Утро».

Тема одиночества, отчужденности, отделенности прошлого звучит в картинах мастера-пейзажиста Каспара Давида Фридриха (1774–1810). Наиболее ярко эти чувства воплощены в одном из излюбленных мотивов живописца – «Могила гунна». Фридрих часто изображал руины, заброшенные замки. Фигуры людей на его картинах почти всегда обращены к зрителю спиной. Люди здесь – лишь созерцатели, увлеченные бескрайностью и красками мира («Меловые скалы на Рюгене», «Монах у моря» и др.).

 

«Эпоха бидермейера» и «Молодая Германия»

Усталость от потрясений и войн начавшегося «века революций» рождала в части немецкого общества желание покоя. В то же время установление внешнего покоя и порядка в эпоху Реставрации сопровождалось усилением государства и нарастанием отчужденности между обществом и властью. Формировавшиеся в этих условиях настроения немецкого бюргерства были восприняты и отражены новым стилем искусства и литературы, получившим название «бидермейера». Само название появилось в 1850-е годы. В выходящем в Мюнхене журнале «Летучие листки» начал публиковаться цикл забавных историй, главным персонажем которых был Готфрид Бидермейер – добропорядочный бюргер-семьянин, сочинитель плохих сентиментальных стихов. В его образе были персонифицированы слабости и пристрастия того времени. Имя Бидермейера было перенесено на определенный стиль искусства и литературы, а также на мироощущение и образ жизни средних слоев Германии. Более того, весь период германской истории от Венского конгресса до революции 1848 г. часто называют «эпохой бидермейера».

Общественный интерес в этот период был сосредоточен, прежде всего, на семье, частной жизни, на заботе о сохранении «тихого семейного счастья». «Всё, что в государстве и человечестве есть хорошего, пришло из семьи», –писал Адальберт Штифтер (1805–1868), один из представителей этого движения. Любовь к домашнему уюту, родной природе, глубокая религиозность, уход в частную жизнь, пассивность, аполитичность, бегство от проблем – характерные черты бидермейера. Начавшееся в Германии развитие крупного машинного производства, строительство железных дорог страшило бидермейеров, но они осознавали свое бессилие перед техническим прогрессом и смирялись с этим.

Писатели-бидермейеры часто были меланхоликами и отчаявшимися людьми. Они осознавали противоречия между идеалом и действительностью, и страдали от этого. Одним из наиболее известных представителей литературы бидермейера является поэт Эдуард Мёрике (1804–1875). В его балладах подчеркивается связь природы и человеческой судьбы, а его стихи позволяют проникнуть во внутренний мир человека, чутко улавливающего изменения в окружающей действительности, но робко и уединенно живущего в своем идиллическом мире.

Для живописи бидермейера характерен небольшой формат полотен, тщательная и тонкая манера письма, пристрастие к мелким деталям. На портретах человек изображается не как самостоятельная личность, а в неразрывной связи со своей семьей и домом; пейзажи (особенно городские) выполнены с документальной точностью. Но самым ярким выражением стиля стала бытовая живопись, центральной темой которой являлась повседневная жизнь маленького человека. К художникам бидермейера относят Георга Фридриха Керстинга (1785–1847), Франца Крюгера (1797–1857), Морица фон Швинда (1804–1871) и Карла Шпицвега (1808–1885).

В 1830–1840-е гг. в германском обществе возродился интерес к политическим проблемам, что нашло отражение в литературе. Политически активные писатели и поэты создали группу «Молодая Германия». Они остро критиковали социально-политическое положение в германских государствах, выступали с требованием реформ. Литература авторов «Молодой Германии» была большей частью публицистической и представляла собой журнальные фельетоны, воззвания, листовки, путевые заметки и письма, обращенные непосредственно к публике. В отличие от бидермейеров представители «Молодой Германии» с оптимизмом смотрели в будущее, полагая, что человек может достичь лучшего. К самым известным деятелям этой группы относился поэт Генрих Гейне (1797–1856), журналист Людвиг Бёрн (1786–1837), драматург Георг Бюхнер (1813–1837). Бёрн и Бюхнер были активными участниками демократического движения в Германии.

 

Философия

Романтизм, как отмечалось, оказал влияние на философию, усилив ее субъективно-идеалистическое начало. С конца XVIII века в развитии немецкой философии наступил новый этап, получивший название классического идеализма. Его родоначальником является Иммануил Кант (1724–1804), идеи которого развивали позднее Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831), Артур Шопенгауэр (1788–1860) и др. Характерной чертой немецкого идеализма являлось противопоставление разума материи с конечным выводом о том, что существует только разум.

Величайшим философом Нового времени, с которого началось интеллектуальное господство Германии, называют Канта. Всю свою жизнь Кант провел в Кёнигсберге, изредка посещая окрестности. Его внешняя жизнь была академичной, и никакие события не нарушали ее спокойное течение. Кант был человеком таких постоянных привычек, что люди проверяли свои часы в тот момент, когда он выходил на прогулку.

Свои наиболее важные работы – «Критика чистого разума» и «Критика практического разума» – он написал в 1780–1790-е гг. Главным предметом философии Канта является человек и его познавательные способности, возможности и границы которых определяются им в теории познания.

Этическая система Канта изложена в его «Метафизике морали». Центральным понятием системы является «категорический императив» – приказ разума, согласно которому определенный тип действия объективно необходим безотносительно к цели.

Кант был либералом в политике и симпатизировал Французской революции до установления режима якобинской диктатуры. Его принцип, что каждый человек должен рассматриваться сам по себе как цель, но ни в коем случае не как средство для кого-то другого, представлял собой абстрактную форму учения о правах человека. В своей последней работе «О вечном мире», написанной в 1795 году, в разгар европейских войн, вызванных Французской революцией, Кант выступил за исключение насилия из межгосударственных отношений и предложил свой проект достижения вечного мира.

Говоря о вкладе Канта в развитие философии, Гегель отмечал, что он осуществил полную перемену способа мышления и «уничтожил на корню» метафизику. Непосредственным преемником Канта стал Фихте, профессор Йенского, а затем Берлинского университетов. В своих философских работах Фихте довел субъективизм Канта до крайней степени. Исходным пунктом философии Фихте является тезис об автономности «Я», которое есть единственная и конечная реальность. Исходя из этого абсолютного «Я», Фихте объяснял весь остальной мир. Абсолютное «Я» у Фихте – деятельное и активное, реализующее себя в преодолении различных препятствий, в свободном творчестве. Именно эти идеи были близки немецким романтикам.

Кроме того, Фихте известен и как теоретик германского национализма. Соответствующие идеи были изложены им в «Речах к немецкой нации», которыми он пытался воодушевить немцев на сопротивление Наполеону после битвы под Йеной (1806 г.)

Важным результатом развития идей Канта была философия Гегеля, ставшая кульминационным пунктом развития немецкой классической философии. Влияние философии Гегеля было очень сильным, и не только в Германии. Большинство европейских и американских философов второй половины XIX в. были гегельянцами. Кроме того, философия истории Гегеля оказала глубокое влияние на политическую теорию.

Гегель был последовательно профессором Йенского, Нюрнбергского, Гейдельбергского и Берлинского университетов. В последние годы своей жизни он стал прусским патриотом, лояльным государственным чиновником, а в молодости презирал Пруссию и восхищался Наполеоном до такой степени, что радовался французской победе при Йене.

Исходным положением философской системы Гегеля является мысль о том, что мир представляет собой не собрание строго ограниченных единиц, атомов или душ, а единое целое, кроме которого ничто не существует реально и безусловно. Целое во всей его сложности Гегель назвал Абсолютом («абсолютной идеей», «мировым духом»). Абсолют, – это духовное и разумное начало, которое лежит в основе всех явлений природы и общества. Противопоставление объекта и субъекта в абсолютной идее преодолевается. Абсолют находится в беспрерывном движении, развитии. Диалектика Гегеля представляет собой попытку раскрыть причины и внутреннюю связь этого движения.

В созданной Гегелем философии истории центральными являются понятия нации и «народного духа» («германского духа» применительно к истории Германии). Своеобразно толкование Гегелем понятия «свобода», понимаемое как право подчиняться закону. Подчеркивание роли наций вместе с его пониманием свободы объясняет апологию Гегелем государства.

Государство есть разумное в себе и для себя, его содержанием и целью является единство. Индивидуум, по Гегелю, имеет объективность, истину и нравственность лишь в той мере, в какой он является членом государства.

Особое место среди немецких философов занимает Шопенгауэр. В отличие от большинства из них, он был равнодушен в национальной идее и отрицал христианство, предпочитая религии Индии: индуизм и буддизм. Однако признание особой роли литературы и искусства в познании мира роднило его с романтиками. Став приват-доцентом Берлинского университета, Шопенгауэр был столь самонадеян, что назначил свои лекции на один час с лекциями Гегеля. Не сумев составить конкуренцию великому философу, он свернул лекционную деятельность.

Философская система Шопенгауэра представляет собой развитие определенных сторон философии Канта, но с заметным налетом индийских религиозных учений. Центральным у Шопенгауэра является понятие воли. Реально существующая Космическая воля проявляется во всем течении Вселенной, в одушевленной и неодушевленной природе. Она зла, и является источником наших бесконечных страданий. Мир, по Шопенгауэру, это – сатана, злая всемогущая воля, постоянно ткущая паутину страданий, чтобы мучить своих созданий. Человек должен стремиться подавить свою волю, чтобы уменьшить количество зла, но он никогда не придет ни к какому положительному добру. Таким образом, в философии Шопенгауэра присутствуют два важных момента: пессимизм и учение о том, что воля – выше познания. Идею первичности воли в дальнейшем разделяли многие европейские философы (в Германии – Ницше).

Наряду с идеализмом, в немецкой философии в первой половине XIX века развивался материализм. Самым видным его представителем был Карл Маркс (1818–1883). На взгляды Маркса большое влияние оказала философия Гегеля. В молодости Маркс был его последователем и сохранил в своей системе существенные гегельянские черты (например, диалектику). Однако, гегелевская диалектика была перенесена в сферу материального.

По Марксу, внутренний духовный мир человека – вторичен по отношению к материальному, включающему в себя не только природу, но и продукты общественного труда. Следовательно, такие общественные отношения, как правовые, политические, религиозные, нравственные детерминируются экономической сферой. Экономические отношения, в свою очередь, определяются способом производства.

В философской концепции Маркса одной из центральных стала идея отчуждения, также глубоко проанализированная в классической философии, в том числе у Гегеля. Перенесенная Марксом в область материального производства, она трансформировалась в идею об экономическом отчуждении, отчуждении труда (в основе которого лежит частная собственность). В условиях отчуждения человек теряет свою человеческую сущность, превращается в неразвитое существо, в «частичного индивида». Преодоление отчуждения связывается с общественными преобразованиями, главную роль в которых должен сыграть класс наемных рабочих. Философия Маркса была революционной по своей природе и оказала огромное влияние на ход истории.

Романтизм и классическая философия оказали большое влияние на развитие исторической науки в Германии. Но, признавая это влияние, следует отметить, что история, как и любая другая наука, обладала и внутренней логикой развития.

 

Историческая наука

Германская историография конца XVIII – первой половины XIX вв. связана с именами Бартольда Георга Нибура (1776–1831), Фридриха Карла Савиньи (1779–1861), Фридриха Кристофа Шлоссера (1776–1861), Вильгельма Циммермана (1807–1875) и др. Но самой яркой фигурой был, несомненно, Леопольд фон Ранке (1795–1886). Ранке первым применил критический метод анализа источников. Его метод и уровень работы с источниками оказали большое влияние на развитие исторической науки в целом. Критика источников превратилась в необходимый компонент работы всякого историка.

Ранке сформулировал новый принцип историографии – писать «так, как это было на самом деле». Хотя этот принцип подвергся критике еще при жизни Ранке, но до настоящего времени он сохраняет свое значение как моральное требование к историку.

В начале XIX в. возрос интерес немецких историков к национальной истории. Специально созданными историческими обществами начался сбор, обработка и публикация источников по истории Германии. С 1826 г. в серии «Исторические памятники Германии» начали издаваться сборники документов по Средневековью, ставшие образцом для европейских историков. Кроме того, появилось большое число работ по разным периодам истории Германии. Так, выходят «История романских и германских народов» и «История Германии в эпоху Реформации» Ранке, «История немецкого народа» и «История германцев» Генриха Лудена (1780–1847), «История немецкой национальной литературы» Георга Гервинуса (1805–1871).

Центрами изучения истории были германские университеты. В Берлинском университете сформировалась «историческая школа права» во главе с Савиньи. В работах историков этой школы высказывались идеи о преемственности в развитии народа и государства, о нации как коллективной индивидуальности, о «народном духе» как творческой силе истории. Позднее в Берлинском университете сформировалась школа Ранке, ставшая символом новой исторической науки. В Гейдельбергском университете сформировалась школа во главе с Шлоссером, для которой характерна либеральная и рационалистическая направленность.

Духовная жизнь Германии конца XVIII – первой половины XIX в. была яркой и насыщенной. Изменения в общественном сознании вместе с интеграционными процессами в экономике, создавали предпосылки для объединения Германии.

* * *

В Германии (как и в ряде других государств) основную ответственность за приспособление хозяйственных, социальных и политических систем к инновационным тенденциям в XIX в. принимало на себя государство. Поэтому модернизация, отражавшая насущные потребности всего германского социально-экономического и культурно-политического пространства, носила характер «направляемой», т. е. проводилась «сверху» (особенно это справедливо для политической сферы).

Двумя полюсами внутриполитической жизни Германии в 1789–1870 гг. являлись реформа и реставрация. Политика реформ, ускорявшая модернизацию, сменялась политикой реставрации, которая ее замедляла или останавливала (преимущественно в политической сфере). Реставрация не означала движения вспять, к Старому порядку; она фиксировала достигнутый уровень модернизации. В периоды реставрации накапливались импульсы для нового движения вперед. Таким образом, каждый период вносил свой вклад в модернизационные процессы. В результате, в германских государствах формировалось общество буржуазного типа, складывалась представительная система, ускорялось экономическое развитие и, как следствие, создавались благоприятные условия для развития национального движения. Целью движения являлось объединение Германии, создание немецкого национального государства при эмансипации от абсолютистского режима. В конце 1840-х – 1850-е гг. было предпринято несколько попыток реализовать национальную программу, но все они закончились неудачей.

После поражения революции 1848–1849 гг. инициатива объединения Германии перешла к Пруссии, когда первоначальные политически эмансипаторские цели национального движения остались в стороне. В отличие от многонациональной Австрии именно монархия Гогенцоллернов стала воплощением идеи национальной государственности. Австрия же была заинтересована в сохранении старых конфедеративных структур и поэтому превратилась в главное препятствие объединительной политики Пруссии. Сопротивление Австрии, ее сила и влияние в Германском союзе поставили Пруссию перед необходимостью решать проблему с помощью войны – «железом и кровью». Победа Пруссии в войне 1866 г. поставила точку в длительной борьбе двух государств за гегемонию в Германии и победу принципа: «Один народ – одно государство», но в особом, малогерманском варианте (in „kleindeutscher“ Variante). Устранением последнего – на этот раз внешнего – препятствия в лице Франции в результате франко-прусской войны Пруссия завершила объединение Германии. И если к началу периода основой формирующейся немецкой нации была культура (в германской историографии используется понятие «культурная нация»), то к концу она, обретя свою государственность, превратилась в нацию «политическую».





Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: