ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА, ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА




ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА

Право — это система обязательных правил поведения, закрепленных в официальных документах, охраняемых силой государственного принуждения. Назначение права в обществе. Право - это необходимый признак любого государства. Оно существует уже не одно столетие.

Роль права в обществе:
1. Право — это явление мировой культуры (так же как, впрочем, религия и мораль) и в присущей ему нормативной форме закрепляет духовные ценности, накопленные человечеством (народовластие, разделение властей, права и свободы человека и др.).
2. Право — это мощное средство воспитания людей. Устанавливая запреты (например, запрет на совершение преступлений), меры поощрения за то или иное поведение или предписания действовать так, а не иначе (например, платить налоги), право как бы направляет человека по тому пути, по которому идет основная масса людей, формирует положительное поведение человека.
3. Право — это средство контроля со стороны общества за поведением людей: если человек оступился, совершил правонарушение, с помощью права (применения санкции) его можно исправить.

Главное же назначение права состоит в том, чтобы упорядочивать общественную жизнь, обеспечивать ее стабильность, устойчивость. Кроме этого, право вытесняет явления, опасные для человека, его жизни, здоровья, нравственности, благополучия. Оно защищает нас от вредных влияний со стороны кого бы то ни было путем установления деяний, за которые возлагаются меры наказания. Обеспечение свободы, утверждение справедливости, исключение произвола из жизни общества — вот чего мы ждем от права. Не случайно слово «право» имеет один корень с такими словами, как «правда», «правовое», «справедливость».

Объективное и субъективное право. Выше шла речь о праве как о социальном явлении - об объективном праве, которое в принципе от каждого из нас не зависит. Слово «право» имеет и второе значение: субъективное право, т. е. возможность человека сделать (получить) что-либо, вытекающая из закона или иного юридического документа. Между этими двумя значениями существует тесная связь. Субъективные права (а также обязанности) возникают на основе права объективного.

Отрасль права - это элемент системы права, представляющий собой распределенную по правовым институтам совокупность юридических норм, регулирующих качественно однородную область общественных отношений. В современной юридической литературе выдвигают два критерия деления системы права на отрасли:
• материальный, отражающий особенности регулируемых общественных отношений или предмет правового регулирования;
• метод регулирования, представляющий собой совокупность юридических приемов и средств воздействия на общественные отношения. Обычно выделяют два метода: императивный и диспозитивный.

Если отдельные нормы представляют собой первичную клеточку права, а правовые институты их блоки, то отрасли права образуют целостные, относительно замкнутые подсистемы правового регулирования. Таковыми являются конституционное, гражданское, семейное, трудовое и все другие отрасли права.

Каждая отрасль права имеет свою специфическую структуру (строение). В ней выделяются общие и особенные части. В общую часть входят институты, которые содержат в себе положения, «обслуживающие» все или почти все институты особенной части, поскольку действие нормы права общей части распространяется на все регулируемые данной отраслью отношения. Институты общей части конкретизируются в институтах её особенной части. Такое построение системы права позволяет исключить дублирование, устранить громоздкость юридических конструкций и облегчить восприятие и изучение отраслей права.

 

 

ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА, ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

Государство - правовая организация и функционирование власти.

Другие определения государства:

«Государство – это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка. Государство – это институт или ряд институтов, основная задача которых (независимо от всех прочих задач) – охрана порядка. Государство существует там, где специализированные органы поддержания порядка, как, например, полиция и суд, отделились от остальных сфер общественной жизни. Они и есть государство» (Геллнер Э. 1991. Нации и национализм / Пер. с англ. – М.: Прогресс. С.28).

«Государство есть особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определёнными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий» (Гринин Л.Г. 1997. Формации и цивилизации: социально-политические, этнические и духовные аспекты социологии истории // Философия и общество. № 5. С. 20).

«Государство – это независимая централизованная социально-политическая организация для регулирования социальных отношений. Оно существует в сложном, стратифицированном обществе, расположенном на определённой территории и состоящем из двух основных страт – правителей и управляемых. Отношения между этими слоями характеризуются политическим господством первых и налоговыми обязательствами вторых. Эти отношения узаконены разделяемой, по крайней мере, частью общества идеологией, в основе которой лежит принцип реципрокности» (Claessen H. J. M. 1996. State // Encyclopedia of Cultural Anthropology. Vol. IV. New York. P.1255).

«Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (Ленин В.И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т.39, с.75).

Основание государственности - права народов, права человека, основные дозаконотворческие и внезаконотворческие требования определенной меры свободы, которые первичны по отношению к власти и ограничивают суверенитет.

Признаки государства:
Этнический - народ, как этническая общность в смысле права нации на самоопределение: создавать свою суверенную национальную форму организации публичной политической власти. При этом не могут нарушаться права человека и других наций, проживающих на данной территории.
Территориальный - страна, географическая область с которой связана нация, субъект права на политическое самоопределение.
Организация публичной политической власти - призвано обеспечить свободное совместное политическое, экономическое и духовное бытие людей.

Характеристики государственной власти:
• Государство есть правовая организация власти, а не произвольное насилие, поскольку ограничено правами человека.
• Государство должно быть ограничено (обычно в конституции через систему гарантий) правом для создания оптимальных условий функционирования саморегулирующегося гражданского общества. Государство через вмешательство в сферу саморегуляции гражданского общества может способствовать более раннему включению механизмов саморегуляции общества, но делать это должно на условиях ограниченного вмешательства согласно рамок, установленных конституционным правом, дабы не повредить институтам и механизмам саморегуляции.
• Ограничение государственного вмешательства достигается путем постоянного толкования судами конституционных принципов.
• Конкурентные ограничения: невозможность удовлетворения позитивных прав в ущерб негативным; государственного регулирования экономики в ущерб рыночному, подмены судебной процедуры рассмотрения спора арбитражной процедурой, упрощенной по сравнению с первой; подмену парламентского принятия государственного бюджета правительственным перераспределением государственного дохода и т.д.

Механизм взаимодействия государства и гражданского общества.
Государство через бюрократию стремится к усилению своей социальной роли, но как только проходит точку равновесия, начинается активизация правового начала самого государства, которое останавливает дальнейшую "интервенцию" и далее уменьшает масштабы вмешательства. Активизация правового начала происходит через демократические институты и механизмы как самой власти, так и гражданского общества (например: активная роль оппозиции, парламентаризм (политический), рынок (экономический механизм), независимое правосудие (юридический механизм).
Государство - это управляющая система, регулирует отношения субъектов гражданского общества в той степени, в которой последние отдали ей свою свободу, выдав соответствующие полномочия лицам, ее представляющим. Лица, ее представляющие, действуют от имени и в пользу всех членов.

Гражданское общество - управляемая система, состоит из людей, действующих в частных интересах. Саморегулирующаяся система, например через выбор регулирующей (управляющей системы). Члены системы формально равны, автономны независимо от типа лица.

Законодательные органы. Они образуются путем выборов (кроме монархий), осуществляют законотворчество, в т.ч. принимают бюджет, формируют правительство и контролируют его деятельность и т.д.

Исполнительные органы. К ним относятся, как правило, главы государств, правительств, министерств и ведомств, главы региональных органов управления (губернаторы и т.д.). Эти органы формируются различными путями: через выборы (президенты), посредством назначения (правительство), в конкурсном порядке (так замещаются ряд чиновничьих должностей). Основная задача - исполнение законов, в т.ч. и путем издания собственных подзаконных актов.

Судебные органы. Их главная задача - осуществление правосудия. Суды формируются путем избрания (непосредственно населением либо представительным органом) либо назначения (президентом). Правосудие осуществляется судами через разрешение дел (споров). С соблюдением при этом материально-правовых и процессуальных норм.

Контрольно-надзорные органы. Их выделение в науке не считается бесспорным. Тем не менее, в некоторых странах их существование не вызывает сомнений. К их числу относятся органы конституционного надзора, уполномоченные по правам человека (омбудсмэны), прокуроры и т.д. Их деятельность состоит в проверке соответствия действий и актов государственных органов (учреждений, предприятий), должностных лиц, с точки зрения законности, а иногда и обоснованности (т.е. целесообразности). О выявленных нарушениях докладывается соответствующему органу (парламенту, правительственным органам и т.п.). В некоторых странах они уполномочены давать указания (предписания) об устранении выявленных нарушений и даже привлекать, например, к материальной ответственности виновных должностных лиц.

Законода́тельная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент.

В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).

При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций — назначение (выборы) президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью.

При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства — президентом, который имеет право роспуска парламента.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: