VII. Документирование аудита.




Документацией аудитора являются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита, обоснованные требованиями действующего законодательства в области аудита, его практического применения. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.

Рабочие документы используются:

· при планировании и проведении аудита;

· при осуществлении текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы;

· для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора.

Требования к рабочей документации установлены федеральным стандартом № 2 «Документирование аудита» и являются общими для проверки всех сегментов аудита.

В зависимости от источника информации, фиксируемой в рабочем документе, рабочую документацию аудитора можно подразделить на:

q полученную от проверяемого субъекта и третьих лиц (копии документов, ответы на запросы);

q составленную аудитором в ходе проверки.

 

В свою очередь, рабочая документация, составленная аудитором, подразделяется на:

q документацию, составляемую в ходе планирования;

q документацию, составляемую в процессе осуществления проверки;

q документацию, составляемую по завершении проверки.

 

Федеральный стандарт «Документирование аудита» устанавливает обязательность рабочего документирования и указывает, что формы рабочих документов должны самостоятельно разрабатываться аудиторскими организациями (во внутрифирменных стандартах).

Форма и содержание рабочих документов определяются такими факторами, как:

· характер аудиторского задания;

· требования, предъявляемые к аудиторскому заключению;

· характер и сложность деятельности аудируемого лица;

· характер и состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица;

· необходимость давать указания работникам аудитора, осуществлять за ними текущий контроль и проверять выполненную ими работу;

· конкретные методы и приемы, применяемые в процессе проведения аудита.

 

Аудитор вправе определять объем документации по каждой конкретной аудиторской проверке, руководствуясь своим профессиональным мнением. Отражение в составе документации каждого рассмотренного аудитором в ходе проверки документа или вопроса не является необходимым. Вместе с тем, объем документации аудиторской проверки должен быть таков, чтобы в случае, если возникнет необходимость передать работу другому аудитору, не имеющему опыта работы по этому заданию, новый аудитор смог бы исключительно на основе данной документации (не прибегая к дополнительным беседам или переписке с прежним аудитором) понять проделанную работу и обоснованность решений и выводов прежнего аудитора.

Желательно, чтобы рабочие документы, составляемые аудитором, имели свою систему реквизитов, установленную внутрифирменным стандартом: наименование документа, наименование проверяемого субъекта, ИНН, проверяемый период, дату составления документа, содержание документа, подписи.

Таблица 10

Пример рабочего документа аудитора

Аудиторская фирма
Предприятие
Период проверки
Проверяемый сегмент/совокупность
Аудиторская процедура
№№ Первичный документ, учетный регистр №№документа Дата Сумма, тыс. руб. Характер нарушения Ошибка, тыс. руб.
             
             
             
Выполнил:

 

Рабочая документация, составляемая в ходе осуществления проверки, в соответствии с требованиями федерального стандарта должна содержать записи аудитора о характере, времени, объеме и результатах проведения аудиторских процедур, предусмотренных программой.

Для повышения эффективности аудита допускается использовать в ходе проверки графики, аналитическую и иную документацию, подготовленные аудируемым лицом. В этих случаях аудитор обязан убедиться в том, что такие материалы подготовлены надлежащим образом.

Рабочие документы обычно содержат следующую информацию:

· информацию, касающуюся организационно-правовой формы и организационной структуры аудируемого лица;

· выдержки или копии необходимых юридических документов, соглашений и протоколов;

· информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность;

· информацию, отражающую процесс планирования, включая программы аудита и любые изменения к ним;

· доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

· доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, уровня риска применения средств контроля и любые корректировки этих оценок;

· доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором работы аудируемого лица по внутреннему аудиту и сделанные аудитором выводы;

· анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;

· анализ наиболее важных экономических показателей и тенденций их изменения;

· сведения о характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения;

· доказательства, подтверждающие, что работа, выполненная работниками аудитора, осуществлялась под контролем квалифицированных специалистов и была проверена;

· сведения о том, кто выполнял аудиторские процедуры, с указанием времени их выполнения;

· подробную информацию о процедурах, которые применялись в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности подразделений и/или дочерних предприятий, проверявшихся другим аудитором;

· копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам и третьим лицам и полученных от них;

· копии писем и телеграмм по вопросам аудита, доведенным до сведения руководителей аудируемого лица или обсуждавшимся с ними, включая условия договора о проведении аудита или выявленные существенные недостатки системы внутреннего контроля;

· письменные заявления, полученные от аудируемого лица; выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены аудитором в ходе выполнения процедур аудита, и сведения о действиях, предпринятых в связи с этим аудитором;

· копии финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения.

 

Дополнительно, в качестве рабочих документов для оформления результатов оценки инвестиционного проекта могут быть использованы, таблицы, графики и прочие аналитические материалы, характеризующие:

· имущественное состояние аудируемого экономического субъекта;

· ликвидность (платежеспособность);

· срок окупаемости (дисконтированный срок окупаемости);

· оборотный капитал;

· чистый (приведенный) доход и т.п.

Полученные результаты сравниваются с установленными критериями, соответствующие отклонения также приводятся в рабочих документах.

В соответствии с Законом РФ «Об аудиторской деятельности» (ст. 9) сведения, содержащиеся в рабочей документации, являются конфиденциальными и не подлежат разглашению аудиторской организацией.

Аудитору необходимо установить надлежащие процедуры для обеспечения конфиденциальности, сохранности рабочих документов, а также для их хранения в течение достаточного периода времени, исходя из особенностей деятельности аудитора, а также законодательных и профессиональных требований, но не менее 5 лет.

 

Контрольные вопросы по теме № 7.

1. Понятие рабочей документации аудитора.

2. Классификация рабочей документации аудитора.

3. Форма рабочих документов.

4. Реквизиты и заполнение рабочей документации.

5. Определение объема рабочей документации аудитора.

6. Содержание (состав) рабочей документации аудитора.

7. Конфиденциальность рабочей документации.

8. Организация хранения рабочей документации аудитора.

Контрольные задания по теме № 7.

Задание 1.

Заполните рабочий документ аудитора по следующим выявленным нарушениям. Оцените последствия выявленных нарушений для предприятия.

1) Отсутствует государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество, а именно здание цеха, приобретенное по договору купли-продажи 29.07.2015, эксплуатируемое с 01.08.2015, стоимостью по договору 250 000 000 руб.;

2) Некорректно определена первоначальная стоимость поступившего основного средства, а именно, в первоначальную стоимость приобретенного станка – 140 000 руб. - (инвентарный номер 1235) не включена стоимость монтажных работ в сумме 25 000 руб., оплаченная НАО «Альфа» по акту приемки-сдачи выполненных работ от 10.07.2015, станок был введен в эксплуатацию 13.07.2015, срок полезного использования – 4 года;

3) В отдельных операциях по учету основных средств, приобретенных в процессе реализации инвестиционного проекта, исправления в первичных учетных документах не подтверждены подписями лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

 

Задание 2.

Заполните рабочий документ аудитора по следующим выявленным нарушениям. Оцените последствия выявленных нарушений для предприятия.

· В ходе проверки кассовых операций были выявлены случаи превышения лимита остатка денежных средств в кассе на конец рабочего дня: лимит остатка наличных денежных средств в кассе установлен в сумме 100 000 руб., а согласно отчету кассира за 30.07.2015 остаток на конец дня наличных денежных средств составил 259 000 руб.

· Отсутствует расходный кассовый ордер на выдачу денежных средств подотчетному лицу Глухареву С.С. в размере 7 500 руб., при этом указанный расходный кассовый ордер №3 от 01.08.2015 зарегистрирован в кассовой книге и отчете кассира.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: