Документацией аудитора являются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита, обоснованные требованиями действующего законодательства в области аудита, его практического применения. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.
Рабочие документы используются:
· при планировании и проведении аудита;
· при осуществлении текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы;
· для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора.
Требования к рабочей документации установлены федеральным стандартом № 2 «Документирование аудита» и являются общими для проверки всех сегментов аудита.
В зависимости от источника информации, фиксируемой в рабочем документе, рабочую документацию аудитора можно подразделить на:
q полученную от проверяемого субъекта и третьих лиц (копии документов, ответы на запросы);
q составленную аудитором в ходе проверки.
В свою очередь, рабочая документация, составленная аудитором, подразделяется на:
q документацию, составляемую в ходе планирования;
q документацию, составляемую в процессе осуществления проверки;
q документацию, составляемую по завершении проверки.
Федеральный стандарт «Документирование аудита» устанавливает обязательность рабочего документирования и указывает, что формы рабочих документов должны самостоятельно разрабатываться аудиторскими организациями (во внутрифирменных стандартах).
Форма и содержание рабочих документов определяются такими факторами, как:
· характер аудиторского задания;
· требования, предъявляемые к аудиторскому заключению;
· характер и сложность деятельности аудируемого лица;
· характер и состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица;
· необходимость давать указания работникам аудитора, осуществлять за ними текущий контроль и проверять выполненную ими работу;
· конкретные методы и приемы, применяемые в процессе проведения аудита.
Аудитор вправе определять объем документации по каждой конкретной аудиторской проверке, руководствуясь своим профессиональным мнением. Отражение в составе документации каждого рассмотренного аудитором в ходе проверки документа или вопроса не является необходимым. Вместе с тем, объем документации аудиторской проверки должен быть таков, чтобы в случае, если возникнет необходимость передать работу другому аудитору, не имеющему опыта работы по этому заданию, новый аудитор смог бы исключительно на основе данной документации (не прибегая к дополнительным беседам или переписке с прежним аудитором) понять проделанную работу и обоснованность решений и выводов прежнего аудитора.
Желательно, чтобы рабочие документы, составляемые аудитором, имели свою систему реквизитов, установленную внутрифирменным стандартом: наименование документа, наименование проверяемого субъекта, ИНН, проверяемый период, дату составления документа, содержание документа, подписи.
Таблица 10
Пример рабочего документа аудитора
Аудиторская фирма | ||||||
Предприятие | ||||||
Период проверки | ||||||
Проверяемый сегмент/совокупность | ||||||
Аудиторская процедура | ||||||
№№ | Первичный документ, учетный регистр | №№документа | Дата | Сумма, тыс. руб. | Характер нарушения | Ошибка, тыс. руб. |
Выполнил: |
Рабочая документация, составляемая в ходе осуществления проверки, в соответствии с требованиями федерального стандарта должна содержать записи аудитора о характере, времени, объеме и результатах проведения аудиторских процедур, предусмотренных программой.
Для повышения эффективности аудита допускается использовать в ходе проверки графики, аналитическую и иную документацию, подготовленные аудируемым лицом. В этих случаях аудитор обязан убедиться в том, что такие материалы подготовлены надлежащим образом.
Рабочие документы обычно содержат следующую информацию:
· информацию, касающуюся организационно-правовой формы и организационной структуры аудируемого лица;
· выдержки или копии необходимых юридических документов, соглашений и протоколов;
· информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность;
· информацию, отражающую процесс планирования, включая программы аудита и любые изменения к ним;
· доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
· доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, уровня риска применения средств контроля и любые корректировки этих оценок;
· доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором работы аудируемого лица по внутреннему аудиту и сделанные аудитором выводы;
· анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;
· анализ наиболее важных экономических показателей и тенденций их изменения;
· сведения о характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения;
· доказательства, подтверждающие, что работа, выполненная работниками аудитора, осуществлялась под контролем квалифицированных специалистов и была проверена;
· сведения о том, кто выполнял аудиторские процедуры, с указанием времени их выполнения;
· подробную информацию о процедурах, которые применялись в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности подразделений и/или дочерних предприятий, проверявшихся другим аудитором;
· копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам и третьим лицам и полученных от них;
· копии писем и телеграмм по вопросам аудита, доведенным до сведения руководителей аудируемого лица или обсуждавшимся с ними, включая условия договора о проведении аудита или выявленные существенные недостатки системы внутреннего контроля;
· письменные заявления, полученные от аудируемого лица; выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены аудитором в ходе выполнения процедур аудита, и сведения о действиях, предпринятых в связи с этим аудитором;
· копии финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения.
Дополнительно, в качестве рабочих документов для оформления результатов оценки инвестиционного проекта могут быть использованы, таблицы, графики и прочие аналитические материалы, характеризующие:
· имущественное состояние аудируемого экономического субъекта;
· ликвидность (платежеспособность);
· срок окупаемости (дисконтированный срок окупаемости);
· оборотный капитал;
· чистый (приведенный) доход и т.п.
Полученные результаты сравниваются с установленными критериями, соответствующие отклонения также приводятся в рабочих документах.
В соответствии с Законом РФ «Об аудиторской деятельности» (ст. 9) сведения, содержащиеся в рабочей документации, являются конфиденциальными и не подлежат разглашению аудиторской организацией.
Аудитору необходимо установить надлежащие процедуры для обеспечения конфиденциальности, сохранности рабочих документов, а также для их хранения в течение достаточного периода времени, исходя из особенностей деятельности аудитора, а также законодательных и профессиональных требований, но не менее 5 лет.
Контрольные вопросы по теме № 7.
1. Понятие рабочей документации аудитора.
2. Классификация рабочей документации аудитора.
3. Форма рабочих документов.
4. Реквизиты и заполнение рабочей документации.
5. Определение объема рабочей документации аудитора.
6. Содержание (состав) рабочей документации аудитора.
7. Конфиденциальность рабочей документации.
8. Организация хранения рабочей документации аудитора.
Контрольные задания по теме № 7.
Задание 1.
Заполните рабочий документ аудитора по следующим выявленным нарушениям. Оцените последствия выявленных нарушений для предприятия.
1) Отсутствует государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество, а именно здание цеха, приобретенное по договору купли-продажи 29.07.2015, эксплуатируемое с 01.08.2015, стоимостью по договору 250 000 000 руб.;
2) Некорректно определена первоначальная стоимость поступившего основного средства, а именно, в первоначальную стоимость приобретенного станка – 140 000 руб. - (инвентарный номер 1235) не включена стоимость монтажных работ в сумме 25 000 руб., оплаченная НАО «Альфа» по акту приемки-сдачи выполненных работ от 10.07.2015, станок был введен в эксплуатацию 13.07.2015, срок полезного использования – 4 года;
3) В отдельных операциях по учету основных средств, приобретенных в процессе реализации инвестиционного проекта, исправления в первичных учетных документах не подтверждены подписями лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.
Задание 2.
Заполните рабочий документ аудитора по следующим выявленным нарушениям. Оцените последствия выявленных нарушений для предприятия.
· В ходе проверки кассовых операций были выявлены случаи превышения лимита остатка денежных средств в кассе на конец рабочего дня: лимит остатка наличных денежных средств в кассе установлен в сумме 100 000 руб., а согласно отчету кассира за 30.07.2015 остаток на конец дня наличных денежных средств составил 259 000 руб.
· Отсутствует расходный кассовый ордер на выдачу денежных средств подотчетному лицу Глухареву С.С. в размере 7 500 руб., при этом указанный расходный кассовый ордер №3 от 01.08.2015 зарегистрирован в кассовой книге и отчете кассира.