Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов»




Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов»

Художественное мастерство Гончарова в романе «Обломов»

1. Посмотрите видео по ссылкам:

Ø https://resh.edu.ru/subject/lesson/5801/main/89467/ «…и цвет лица его был безразличный». Один день из жизни Ильи Обломова

Ø https://resh.edu.ru/subject/lesson/3500/main/93756/ «Для чего жить?» Обломов и Штольц

 

Прочтите теоретический материал к уроку.

3. Дайте ответы на вопросы и пришлите их на оценку:

А. Можем ли мы сказать, что Обломов — характер типический. Ему подобные были до Обломова и после него? Прав ли Обломов, говоря: «Имя нам — легион»?

Б. Как же нам понять сочетания в Обломове такого противоречия: с одной стороны, стремление жить, с другой стороны, боязнь жить; с третьей стороны, «мне давно совестно жить на свете»? Выделить привлекательные черты характера героя, его слабости, символы.

В. Почему Гончаров и критики считали, что образ А. Штольца не удался автору? Согласны ли вы с этим? А. П. Чехов (1889 г.) писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная...» Поделитесь своими мыслями по поводу этого высказывания Чехова.

4. Прочтите 10 глав романа «Отцы и дети» Тургенева. Какова общественная атмосфера и ее отражение в романе? Подготовьте сообщение о главном герое: внешность, происхождение, взгляды Базарова. Пришлите сообщение на оценку. Указывайте источники сообщения.

 

Теоретический материал для самостоятельного изучения

 

Роман Гончарова «Обломов» - одно из знаковых произведений русской литературы XIX века. Он входит в трилогию с двумя другими произведениями – «Обыкновенная история» и «Обрыв». Автор начинает работу над ним в 1847 году, когда в обществе возникают идеологически разные подходы к жизни.

 

Противоположные взгляды в «Обломове» выражают главные герои —потомственный дворянин Илья Ильич Обломов и его лучший друг, отставной чиновник Андрей Иванович Штольц. Они олицетворяют возможные пути развития. Первый — апатичный дворянин, поглощенный пустой мечтательностью и ленью. Второй — бодрый и трудолюбивый человек, сочетающий практичность и духовность. Чтобы понять замысел Гончарова, начнём с разбора имён персонажей.

 

Одно из значений древнееврейского по происхождению имени Илья — «Божья помощь». Автор усиливает его, называя Обломова Ильёй Ильичём. В сознании героя прошлое и настоящее сливаются воедино. Неслучайно картины беззаботного детства всплывают в его сознании — он олицетворяет родовые дворянские традиции. Фамилия Обломов схожа по произношению и написанию с глаголом «обломать» и образованным от него существительным «обломок», то есть, «остаток чего-либо прежде существовавшего, исчезнувшего». Возможна также связь фамилии со словом «облый» — округлый, «округловатый».

 

Фамилия Штольц произошла от немецкого слова stolz («штольц») — «гордый». Русское имя Андрей, означает «мужественный, храбрый» и подчеркивает силу воли. Отсылки к ранним годам жизни героев тоже не случайны, они раскрывают характеры. Мальчики знакомятся в пансионе для детей местных помещиков. Полюбив спокойного и задумчивого Илюшу, Андрюша даже делает за него задания. Штольц и Обломов, хоть и растут рядом, но воспитывают их совершенно по-разному. Мать Андрея занимается с ним литературой и искусством. Отец-немец, закоренелый материалист, прививает любовь к труду. Он берёт сына работать репетитором в пансионате и назначает ему жалование «как мастеровому, совершенно по-немецки: по десяти рублей в месяц». Такое строгое воспитание сформировало у Штольца сильный характер. На его примере Гончаров показывает одну из моделей воспитания, не идеальную, но эффективную. Сила воли и терпение помогают Андрею стать богатым и известным широкому кругу людей.

 

Илья Ильич Обломов — представитель дворянства, разнеженный мальчик. Он находится в родительском доме в атмосфере чрезмерной опеки. Его семья размеренно проводит время за обсуждением того, «какие блюда будут в обед или ужин». Учёба сына в гимназии особо не интересует родителей, они лишь хотят, чтобы «Илья прошёл все науки и искусства». С детства ему прививают апатичный образ жизни: например, не дают ребенку гулять, так как он может пораниться или заболеть. Все это приводит к тому, что Илья совершенно ни к чему не приспособлен и не приучен к труду. Он проводит большую часть времени в пустых мечтах. Все попытки Штольца поднять своего друга с дивана оканчиваются неудачей. Обломов не хочет и не умеет прикладывать усилий, и у него нет сил на то, чтобы сломить привычный уклад. Идеал счастья Ильи Ильича — полный покой и хорошая еда: «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее...». Идеал счастья Андрея Ивановича — жизнь в труде: «Труд — образ, содержание, стихия, цель жизни». По замыслу автора он воплощает тип человека, способного изменить Россию.

 

Критики того времени по-разному относятся к главным героям. Так, Чехов и Добролюбов, в целом выражая восхищение художественным мастерством писателя, остро критикуют образ Штольца. Они считают его персонажем, который фактически не служит развитию и идеалам страны, вся его деятельность направлена на улучшение своего благосостояния. Однако Гончаров хочет видеть в нем героя нового времени, может, не идеального, но прогрессивного.

 

Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» говорит об отражении в романе кризиса и распада старой крепостнической Руси. Илья Ильич — «коренной народный наш тип», символизирующий лень, бездействие и застой всей крепостнической системы отношений. Он — последний в ряду «лишних людей» — Онегиных, Печориных, Бельтовых и Рудиных. «Подобно своим старшим предшественникам, Обломов заражён коренным противоречием между словом и делом, мечтательностью и практической никчёмностью. Но в Обломове типичный комплекс “лишнего человека” доведен до логического конца, за которым — распад и гибель». По мнению критика, Гончаров показал «обломовщину» как социальное зло, которое проникло в самые разные слои общества, а Обломова сделал разоблачённым героем, низвергнутым прямо в халате на мягкий диван.

 

Сравнение главных действующих лиц романа — Штольца и Обломова — позволяет понять, что они — личности, типичные не только для XIX столетия. Поиск себя и смысла жизни волнует многие поколения. Автор предлагает читателю задуматься, какой путь выбрать — активно действовать или же плыть по течению и прозябать в надеждах на лучшее.

 

Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/3500/conspect/93751/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: