Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
«УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебно-методической работе ___________________ А.А. Панфилов «______» _________________ 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Современные проблемы науки и образования
Направление подготовки: 44.04.01. – Педагогическое образование
Квалификация (степень) – Магистр
Форма обучения – очная
Нормативный срок обучения – 2 года
Семестр | Трудоем-кость зач. ед., час. | Лек-ций, час. | Практич. занятий, час. | Лаборат. работ, час. | СРС, час. | Форма промежуточного контроля (экз./зачет) |
3; 108 | экзамен (36) | |||||
Итого | 3; 108 | экзамен (36) |
Владимир
Год
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.04.01 – Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 г. № 35)
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Современные проблемы науки и образования» призвана содействовать становлению базовой общенаучной компетентности магистра педагогики для решения образовательных и исследовательских задач (научно-методическая п.1.3.3 ГОС ВПО), ориентированных на научно-исследовательскую и практическую деятельность в предметной области знаний. Ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности в области научно-методической деятельности:
|
- выполнение научно-методической работы;
- участие в работе научно-методических объединений;
- анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и
повышения своей квалификации (п.7.1. ГОС ВПО).
Цель изучения дисциплины «Современные проблемы науки и образования» – развитие методологической культуры магистра образования соотносится с общей целью основной образовательной программы, отражает квалификационную характеристику выпускника и виды профессиональной деятельности, установленных ГОС ВПО п.1.3.
Задачи курса:
· сформировать систему знаний студентов по основным направлениям развития современной педагогики и её фундаментальным теоретическим положениям; представить современную педагогическую науку как совокупность сложившихся и складывающихся педагогических теорий, систем и технологий;
· содействовать овладению студентами умениями анализировать, проектировать, оценивать и корректировать образовательный процесс, выстроенный в логике различных педагогических систем, с позиций ученого-исследователя;
· развивать способность к самостоятельному осмыслению теоретических и прикладных аспектов современной науки и образования;
· создать условия для становления личности будущего магистра как профессионала и как человека культуры, обладающего развитым интеллектом, культурой научного и гуманитарного мышления, устойчивой ценностной ориентацией на творческую самореализацию и саморазвитие в инновационном образовательном пространстве;
|
· создать условия для формирования методологической культуры будущего магистра в сфере образования.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ООП ВПО)
Дисциплина «Современные проблемы науки и образования» входит в состав общенаучной подготовки студентов-магистров по направлению «44.04.01 – Педагогическое образования» по ФГОС ВПО.
Дисциплина опирается на компетентности и базовую часть учебного цикла ФГОС ВПО «Педагогическое образование» (квалификация бакалавр) и дисциплин общенаучного цикла, изученных в рамках специалитета и позволяющих студентам освоить магистерскую программу.
Достижение целей изучения дисциплины обеспечивается связью с программами профессионального цикла подготовки бакалавров по направлению: «Педагогическое образование», а также дисциплинами общенаучного цикла «Методология научного исследования», «Инновационные процессы в образовании».
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины «Современные проблемы науки и образования» обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
Знать:
– основные понятия и проблемы методологии современной науки и образования; теоретические основы педагогики как науки и сферы практической деятельности; основные проблемы и перспективы развития современной педагогики; методологию педагогики как науки; вопросы интеграции отечественной системы образования с мировым образовательным пространством (ОПК – 1);
|
– современные ориентиры развития образования, положения системного, антропологического, культурологического, деятельностного, личностно-ориентированного подходов; новые концептуальные идеи и направления развития педагогики и образования (ОК-1, ОК-2, ОК-3);
- теоретические основы организации научно-исследовательской работы; методы получения современного научного знания (ПК-9).
Уметь:
– самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение (ОК – 1; ОК – 2; ОК – 3);
– генерировать новые идеи и научные гипотезы (ОК – 4);
– анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований (ОПК – 2);
– самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований в области педагогики и образования, решать их с помощью современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта (ОК – 4);
– осуществлять свою научно-исследовательскую деятельность с учетом социальных, этических аспектов (ОК – 1).
Владеть:
– способами осмысления и критического анализа научной информации (ПК – 7);
– методами, приёмами и способами по организации и проведения педагогических исследований (ОК-5, ПК-6);
– умениями обрабатывать, анализировать и интерпретировать результаты исследования (ОК-5);
– анализом собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации ( ОПК-2);
– современными методами научного исследования в предметной сфере (ПК-2, ПК-7);
– навыками совершенствования и развития своего научного потенциала (ПК-6).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов
№ п/п | Раздел (тема) дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Объем учебной работы, с применением интерактивных методов (в часах / %) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||||||
Лекции | Семинары | Практические занятия | Лабораторные работы | Контрольные работы, коллоквиумы | СРС | КП / КР | ||||||||
Модуль I. Общие закономерности развития научного знания. Современные проблемы науки | ||||||||||||||
Феномен науки и законы ее развития. | 4/50 | Реферат, презентация, тест | ||||||||||||
Смена научных парадигм - закон развития науки. | 1,5/37 | Доклад, презентация, эссе. Рейтинг 1. | ||||||||||||
Всего | 5,5/46 | тест | ||||||||||||
Модуль II. Основные проблемы развития образования на современном этапе | ||||||||||||||
Современная образователь-ная ситуация как отражение смены образо-вательной парадигмы. | 2/50 | Реферат, Микроисследование, проект | ||||||||||||
Гуманизация и гуманитариза-ция образо-вания как воплощение смысла гума-нистической образователь-ной парадигмы. | 1.5/67 | Презентация, опорный конспект, дискуссия | ||||||||||||
Традиции и инновации в современном образовании. | 2/50 | Презентация, дискуссия, эссе | ||||||||||||
Реформа российской системы обра-зования в свете формирования общеевропей-ского образователь-ного пространства. | 8/62 | Презентация, реферат, эссе, кейс. Рейтинг 2. | ||||||||||||
Всего | 13,5/58 | экзамен | ||||||||||||
Всего за I семестр | 24,5 / 54 | |||||||||||||
Содержание учебной дисциплины