В древнерусском языке В современном русском языке




Морфологическая категория

Числа существительных

План лекции

1. Определение категории числа.

2. План содержания МК числа. Существительные счетные и несчетные. Значения форм числа.

3. Группы существительных с точки зрения характера числовой парадигмы.

4. Средства выражения значений ед. и мн. числа.

 

1. Число существительных – это одна из тех морфологических категорий русского языка, которые подверглись изменению. В древнерусском языке было 3 формы числа: единственного, двойственного и множественного числа. Несколько веков тому назад двойственное число было утрачено. Это привело не только к уменьшению форм числа, но и к изменению семантики множественного числа. Ср.:

В древнерусском языке В современном русском языке

Ед.ч. Дв.ч. Мн.ч. Ед.ч. Мн.ч.
Обозначает 1 предмет Обозначает 2 предмета Обозначает множество предметов: более 2-х Обозначает 1 предмет Обозначает множество предметов: более 1-го

Один из важных вопросов при характеристике морфологической категории – это вопрос о том, словоизменительная это или не словоизменительная категория. Не все ученые одинаково подходят к его решению.

Одни лингвисты (например, А.А.Шахматов, А.А.Зализняк, авторы ГР-80, И.Г.Милославский) считают, что это словоизменительная категория, т.к. во многих случаях формы ед. и мн. числа – это формы одного и того же слова. Например: журнал – журналы, конь – кони, книга – книги, окно – окна и т.д.

Другие ученые (например, Ф.Ф.Фортунатов, К.С.Аксаков) полагают, что формы мн.ч. как бы стремятся стать новым словом, т.е. склонны признать, что это несловоизменительная категория. Приводится несколько аргументов и, в частности, говорится о том, что в ряде случаев категория числа противопоставляет разные слова: белизна, золото, сметана, молодежь (имеют форму только ед.ч.) – носилки, хлопоты, каникулы, дрожжи (имеют форму только мн.ч.). Большинство современных ученых придерживаются первой точки зрения.

Таким образом, можно дать следующее определение данной категории. Число существительных – это бинарная (двучленная) словоизменительная категория. В современном русском языке ее образуют два ряда грамматических форм – единственного и множественного числа. Категория числа выражает количество предметов.

2. В то же время было сильным упрощением считать, что все существительные способны передавать количество предметов. По этому основанию – способность или неспособность существительных выражать количество предметов все они делятся на две группы: счетные и несчетные субстантивы. Счетные существительные способны передавать количество предметов. Как правило, к ним относятся лишь конкретные слова: ключ, инженер, доска, школа, окно, озеро. Несчетные существительные не могут указывать на количество предметов, например: доброта, романтизм, тесто, шелк, хлопоты, опилки.

Какие значения передают формы ед. и мн. ч.? Рассмотрим вначале значения форм числа конкретных существительных.

Основным значением формы ед.ч. конкретных существительных является значение единичности предмета. Например: студент, газета, озеро. Основным значением мн.ч. является значение расчлененного множества предметов: студенты, газеты, озера.

Есть у форм числа и неосновные значения, которые могут быть обусловлены лексическим значением существительного или контекстом.

Формы ед.ч. могут иметь следующие неосновные значения:

1) обобщенно-собирательное значение, когда существительное называет не один предмет, а множество предметов или весь класс предметов, которые обозначаются этим словом. Например: В наших краях растет ель. Все для первоклассника!

2) распределительное (или дистрибутивное) значение. В этом случае называется предмет, который принадлежит нескольким лицам или предметам: Всем боярам брить бороду! Они надели сюртуки с малиновым воротником.

В большинстве случаев форму ед.ч. с обобщенно-собирательным и дистрибутивным значениями можно заменить формой мн.ч., т.е. в этих случаях они выступают как синонимичные грамматические формы, однако форма ед.ч. считается более выразительной.

Формы мн.ч. имеют следующие неосновные значения:

1) собирательное, когда существительные являются обозначениями лиц по национальности (англичане), профессии, роду занятий (учителя); названиями овощей (огурцы, помидоры), плодов (яблоки, груши), парных предметов (ботинки, сапоги).

2) значение гиперболического множества. Множественное число здесь обозначает один предмет, при этом форма числа передает негативное эмоциональное отношение говорящего либо к предмету речи, либо к адресату. Например: Чему их только в институтах учат?! Что же Вы своих знакомых не узнаете?

Что касается существительных других разрядов - отвлеченных, вещественных и собственных, то формы множественного числа способны передавать у них другие значения, а именно:

- конкретные проявления отвлеченных признаков: красота природы – красоты местного ландшафта;

- бóльшую интенсивность признака, длительность, повторяемость какого-то явления: холод – холода, мороз – морозы, боль – боли;

- результат процесса: посадка деревьев – Посадки зазеленели;

- сорта, разновидности вещества: сыр – сыры; масло – масла;

- большие массы вещества, большие пространства, занятые этим веществом: снег – снега; песок – пески;

- изделия из данного вещества: бронза – бронзы.

3. С точки зрения характера парадигмы числа принято выделять три группы слов:

1) существительные, которые имеют обе формы числа: слон – слоны, река – реки, окно - окна. В эту группу, как правило, входят конкретные существительные, у которых ед. ч. выражает значение единичности предмета, а мн.ч. – значение множества. Именно эти существительные обладают полной парадигмой числа;

2) существительные, которые имеют форму только ед.ч.: краснота, реализм, пшено, молодежь;

3) существительные, которые имеют форму только мн.ч.: ножницы, каникулы, белила, опилки.

Существительные последних двух групп имеют неполную парадигму числа.

4. Каждый язык располагает своими средствами выражения значений числа, которые одновременно выступают и средствами противопоставления форм ед. и мн. числа.

В русском языке средствами выражения форм числа выступают:

1) окончания, например: школа – школы, коньٱ – кони;

2) суффиксы, которые могут

· либо прибавляться к основе при образовании мн.ч.: сын – сыновья, гроздь - гроздья;

· либо отсекаться от основы при образовании мн.ч.: татарин – татары, боярин - бояре;

· либо заменять суффикс, используемый в форме ед.ч.: медвежонок – медвежата, волчонок – волчата;

3) чередование звуков: ухо – уши, око – очи;

4) изменение ударения: город – города, волна – волны;

5) супплетивизм (использование разных основ): человек – люди, ребенок – дети.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: