Информационная асимметрия.




В чем состоит сущность информации как экономического ресурса: понятие, особенности, причины и последствия её неполноты. В чем состоит проблема информационной асимметрии? Назовите и раскройте её виды и последствия.

Информация – сведения, способствующие максимально выгодному производству. Ограниченность и полезность информации для субъектов экономики дают основания причислить ее к факторам производства наряду с землей, капиталом, трудом и предпринимательскими способностями. Информация становится товаром: она продаётся покупается в разнообразных формах, тиражируется и воспроизводится.

Особенности:

1. Основная часть информации, которой располагает человечество, обшедоступна и не может рассматриваться как ограниченный ресурс. Экономическим ресурсом является лишь та малая часть информации, тиражирование которой ограничено правами собственности;

2. Использование информации одним субъектом, как правило, не исключает возможности ее одновременного применения другими (свойство неконкурентности потребления).

3. Потребление информации тождественно формированию новых знаний. Скажем, делая на базе динамики продаж прогноз о реализации какого-либо товара в будущем, менеджер не только не уничтожает ходную информацию, но прибавляет к ней новую (сам прогноз). Знания не расходуются, а приумножаются в процессе их использования;

4. Информация является легко тиражируемым благом, ее копирование требует минимальных затрат.

 

Таким образом, информация — это экономический ресурс особого рода. Традиционные понятия редкости и ограниченности неприменимы к ней в полной мере. Эта категория сочетает в себе противоречивые свойства не воспроизводимость и тиражируемости, безграничности и редкости.

Значимость информации для принятия решений не нуждается в каком-то особом обосновании. Достаточным доказательством является то, что предположение о полноте информации принималось в качестве обязательного при анализе всех основных микроэкономических моделей рынка.

Между тем, информационное обеспечение – весьма сложная проблема. Во-первых, по большей части представляет сложность доступ к информации. По крайней мере, получение практически любой информации связано с затратами. Так что стремление к ее получению предполагает соизмерение затрат, связанных с получением информации, и дополнительных выгод от ее получения.

Надежность информации, учитывая ее изменчивость и устаревание, – еще одна существенная проблема. Кроме того, даже поступающая информация не может быть полностью усвоена, и какая-то ее часть будет неизбежно отсечена. Наконец, существуют и когнитивные ограничения в восприятии информации, в ее правильном понимании и оценке, что связано с особенностями человеческого мышления. Все отмеченное дает достаточно оснований для вывода о неполноте информации как объективно существующей данности.

Неполнота информации – одна из непосредственных причин рыночной неопределенности.

Наличие рыночной неопределенности имеет несколько последствий.

Во-первых, она препятствует принятию оптимальных решений.

Во-вторых, она порождает дополнительные трансакционные издержки.

В-третьих, из-за рыночной неопределенности экономические субъекты оказываются в неравных условиях при принятии решений.

В-четвертых, она влияет на характер поведения фирм: чем выше рыночная неопределенность, тем больше фирм к кооперативным стратегиям поведения.

Информационная асимметрия.

Данное понятие было введено в научный оборот в середине 60-х годов XX века американским экономистом Кеннетом Эрою. В 2001 году за исследования этого феномена другой американский экономист -Джорж Акерлоф-был удостоен Нобелевской премии.

Что же такое информационная асимметрия? По сути данное явление представляет собой разновидность неполноты информации. Ни один из субъектов не владеет всей полнотой рыночной информации. Тот набор сведений, которым располагает каждый субъект рынка, по-своему уникален. Так же, как сами люди или фирмы лишь условно похожи друг на друга, их знания различаются по многим параметрам. Часть располагаемой субъектом информации доступна практически всем, другая- ограниченному кругу лиц, третья-только самому субъекту. Соответственного при заключении сделки стороны могут быть информированы в разной степени — это и есть асимметрия информации.

Различаются два типа информационной асимметрии. Самой распространенной является ситуация, когда один из участников сделки более информирован о ее особенностях, чем другой. В этом варианте одна сторона имеет информационное преимущество. Классический пример данной ситуации —продажа подержанной машины. Владелец знает больше о свойствах объекта обмена и старается использовать эти данные в своих интересах.

Другой вариант называют проблемой царя Соломона. В этом случае две стороны одинаково информированы относительно совершенной трансакции, но эту информацию сложно получить третьим лицам.

Данная проблема типичная для «внутрифирменной групповой организации»: если некое нерасчленимое по своей сути задание поручается коллективу исполнителей, практически неизбежны последующие трудности с определением трудового участия каждого из них. Опрос самих работников скорее всего ничего не даст, поскольку каждый заинтересован в том, чтобы приукрасить свою роль в достигнутом результате. Соответственно, если характер выполняемой работы не позволяет четко разделить функции, в целях правильной мотивации будет неизбежен текущий контроль над работниками.

Рынок «лимонов» Пример, который обычно используется для демонстрации экономических последствий информационной асимметрии, касается рынка подержанных автомобилей. В определении технического состояния такого авто кроется серьезная проблема. Подержанная машина — это вещь в себе. Привлекательная внешне, она может оказаться подарком судьбы либо головной болью. В самой автомобильной стране мира-США первую категорию машин называют «персиками», вторую-«лимонами». Отличить один вид «фруктов» от другого покупателю сложно. Внешний осмотр позволяет выявить только качество лакокрасочного покрытия и чистоту салона. Все остальные проблемы обнаружатся лишь в процессе эксплуатации. Продавец машины, напротив, прекрасно осведомлен о ее техническом состоянии. Соответственно на данном рынке имеет место информационная асимметрия. Каковы закономерности функционирования такого рынка «лимонов»", как его принято называть в экономической литературе? Поскольку цены на подержанные автомобили сходного класса распределяются равномерно и в них не учитываются скрытые особенности конкретной машины, в более выгодном положении оказываются продавцы худших автомобилей. То есть последствия сокрытия информации о качестве ложатся на рынок в целом, а не на определенного субъекта. Например, цена подержанного автомобиля зависит в основном от года выпуска и пробега, реальное же качество именно данной машины на цене почти не сказывается. Появляется возможность продать низкокачественный товар по среднерыночной цене. Натыкаясь раз за разом на свежеокрашенные развалюхи вместо приличных машин, покупатели начинают подозревать «лимон» в каждой машине и отказываются предлагать хорошую цену. В результате владельцам машин-«персиков» становится невыгодным их продавать за бесценок и «лимоны» постепенно вытесняют с рынка качественную продукцию. Средний уровень качества снижается и вместе с ним уменьшается емкость рынка. Иногда обмен может со временем вовсе прекратиться.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: