Тема X. Организация аудиторской деятельности в РФ. Стандарты и принципы аудита.




 

Основными нормативными актами и документами, регулирующими аудиторскую деятельность в Российской Федерации, являются:

· Гражданский кодекс Российской Федерации;

· Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

· Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

· Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ;

· Методические рекомендации, одобренные Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ

Таблица 14

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

 

Уровни регули-рования Виды и наименования нормативных документов Область регулирования Степень разработанности
       
I. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» Определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической системе Закон принят
II. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.     Законодательные и подзаконные нормативные акты 1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным законом; 2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита 3) являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников. Федеральные стандарты разработаны и действуют   Министерствами и ведомствами принят ряд документов по специфическим видам аудита.   Отдельные документы разрабатываются и/или приводятся в соответствие с ФЗ.
III. Правила (стандарты) саморегулируемых организаций аудиторов Устанавливаются для членов объединений: · не могут противоречить федеральным правилам; · не могут быть ниже требований федеральных правил. Дополнительно осуществляют регулирование специфических вопросов аудиторской деятельности на своем уровне Разрабатываются саморегулируемыми организациями аудиторов
IV. Внутрифирменные аудиторские стандарты Используются аудиторами при проведении аудита и оказании прочих и сопутствующих аудиту услуг Разрабатываются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами

 

В российской аудиторской практике консультационные услуги по оценке инвестиционных проектов (проверка прогнозной информации, экспертиза бизнес-планов) являются весьма востребованными. В то же время порядок оказания указанных услуг законодательством жестко не регламентирован. Таким образом, аудиторская организация должна самостоятельно разработать и утвердить соответствующий внутрифирменный стандарт.

В настоящее время действует Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Проверка прогнозной финансовой информации» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20 августа 1999 г., Протокол № 5), которым регламентируется проверка прогнозной информации экономического субъекта.

Проверка прогнозной финансовой информации – это услуга, совместимая с проведением аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта, при условии, что аудиторская организация не оказывала клиенту услугу по подготовке данной прогнозной финансовой информации.

Внутрифирменный стандарт аудиторской деятельности для оценки инвестиционных проектов должен быть разработан на основе действующего законодательства. При этом используемые в процессе аудита процедуры (объем, характер, состав) аудиторская организация выбирает самостоятельно.

Целью разработки внутрифирменного стандарта является выражение мнения аудитора об эффективности реализации инвестиционного проекта, а также оказание содействия экономическому субъекту в принятии эффективных инвестиционных решений.

На основе Стандарта устанавливаются:

· принципы оценки инвестиционного проекта;

· критерии оценки эффективности реализации проекта;

· процедуры по оценке эффективности проекта.

 

Государственным органом, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, является уполномоченный федеральный орган – Министерство финансов РФ.

Функциями государственного регулирования аудиторской деятельности являются:

1) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

2) нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности;

3) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;

4) анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;

5) иные предусмотренные законодательством функции.

Дополнительно в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создан Совет по аудиторской деятельности, функции и состав которого регламентированы законодательством. В состав

В состав Совета по аудиторской деятельности должны входить представители государственных органов, Центрального банка Российской Федерации (Банка России), СОА и пользователей аудиторских услуг.

 

Неотъемлемыми участниками рынка аудиторских услуг являются саморегулируемые организации аудиторов. Саморегулируемой организацией аудиторов (СОА) признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.

Некоммерческая организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов при условии соответствия ее следующим требованиям:

1) объединения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 10 000 физических лиц или не менее 2 000 коммерческих организаций, соответствующих установленным законодательством требованиям к членству в такой организации;

2) наличия утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов СОА и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов;

3) обеспечения СОА дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации аудиторов.

Требованиями к членству аудиторских организаций в саморегулируемой организации аудиторов являются следующие требования:

1) коммерческая организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением публичного акционерного общества, государственного или муниципального унитарного предприятия;

2) численность аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех;

3) доля уставного (складочного) капитала коммерческой организации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям, должна быть не менее 51 процента;

4) численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе коммерческой организации должна быть не менее 50 процентов состава такого исполнительного органа;

5) безупречная деловая репутация;

6) наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы;

7) уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею;

8) уплата взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации аудиторов.

Требованиями к членству аудиторов в саморегулируемой организации аудиторов являются следующие требования:

1) наличие квалификационного аттестата аудитора;

2) безупречная деловая (профессиональная) репутация;

3) уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею;

4) уплата взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации аудиторов;

5) наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы - для индивидуального аудитора.

Аудиторская организация или аудитор могут являться членами только одной саморегулируемой организации аудиторов.

При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является (профессиональными стандартами), а также следующими этическими принципами:

· независимость;

· честность;

· объективность;

· профессиональная компетентность и добросовестность;

· конфиденциальность;

· профессиональное поведение.

 

Таблица 15

Принципы аудита и их характеристика

Принцип аудита Характеристика
   
Независимость а) независимость мышления - образ мышления, который позволяет составить независимое суждение без учета влияния посторонних факторов, которые могут поставить под сомнение профессионализм такого суждения, а также действовать со всей честностью, соблюдать объективность и выносить истинно профессиональные суждения; б) независимость поведения - линия поведения, которая не позволяет иметь дело с фактами и обстоятельствами, которые могут отрицательно повлиять на объективность, честность или профессиональный скептицизм фирмы (или члена проверяющей группы).
Честность Аудитор должен действовать открыто и честно во всех профессиональных и деловых взаимоотношениях. Принцип честности также предполагает честное ведение дел и правдивость.
Объективность Аудитор не должен допускать, чтобы предвзятость, конфликт интересов либо другие лица влияли на объективность его профессиональных суждений. Аудитору следует избегать отношений, которые могут исказить или повлиять на его профессиональные суждения.
Профессиональная компетентность и добросовестность Аудитор обязан постоянно поддерживать свои знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление клиентам или работодателям квалифицированных профессиональных услуг, основанных на новейших достижениях практики и современном законодательстве. При оказании профессиональных услуг аудитор должен действовать с должным усердием (добросовестностью) и в соответствии с техническими и профессиональными стандартами.
Конфиденциальность Аудитор должен обеспечить конфиденциальность информации, полученной в результате профессиональных или деловых отношений, и не должен раскрывать эту информацию третьим лицам, не обладающим надлежащими и конкретными полномочиями, за исключением случаев, когда аудитор имеет законное или профессиональное право либо обязан раскрыть такую информацию.
Профессиональное поведение Аудитор должен соблюдать соответствующие законы и нормативные акты и избегать любых действий, которые дискредитируют или могут дискредитировать профессию.

 

Аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности.

 

Контрольные вопросы по теме № 10.

1. Назовите основные правовые документы аудиторской деятельности.

2. Приведите классификацию аудиторских стандартов.

3. Приведите общую характеристику международных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

4. Приведите общую классификацию и характеристику российских правил (стандартов) аудиторской деятельности.

5. Требования, предъявляемые к образованию аудитора при сдаче экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора.

6. Внутрифирменный стандарт по проверке эффективности реализации инвестиционного проекта: цель разработки, основные аспекты.

7. Уполномоченный федеральный орган в сфере аудиторской деятельности и Совет по аудиторской деятельности.

8. Основные аспекты и условия деятельности саморегулируемой организации аудиторов.

9. Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов.

10. Кодекс этики аудиторов.

11. Назовите организационно-правовые формы предприятия, в которых может функционировать аудиторская организация.

12. Принципы аудита и их основная характеристика.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: