Теория эластичности спроса и предложения




Эластичность показателя измеряется в относительной форме как степень изменения его величины в ответ на изменение значения другой сопоставляемой с ней при анализе величины.

Эластичность спроса (предложения) – показывает зависимость изменения объема спроса (предложения) от из­менения различных, определяющих его факторов (цены, дохода и др.).

Эластичность спроса по цене – степень реакции объема спроса на товар на изменение цены данного товара.

Коэффициент эластичности спроса по цене (Ерd):

дуговой (arc elasticity) способ расчета:

;

точечный (point elasticity) способ расчета: .

Если функция спроса имеет вид: , то .

Формы эластичности спроса по цене:

1) абсолютно эластичный – =¥; 2) эластичный – >1;

3) единичный – =1; 4) неэластичный – 0< <1;

5) абсолютно неэластичный – =0.

Факторы эластичности спроса по цене: 1) наличие субститу­тов; 2) доля товара в бюджете потребителя; 3) размер дохода; 4) качество товара; 5) запасы; 6) ожидания потребителя.

Расходы потребителя на покупку товара составляют общую выручку TR (total revenue) продавцов от продажи товара или валовой доход: . При единичной эластичности спроса по цене общая выручка фирмы от реализации данного товара становится максимальной.

Эластичность спроса по доходу – зависимость изменения объема спроса отдельного потребителя, отрасли, рынка в целом от роста или снижения индивидуального или совокупного денежного дохода (I).

Коэффициент эластичности спроса по доходу (ЕId):

дуговой способ расчета:

;

точечный способ расчета: .

Формы эластичности спроса по доходу: 1) товар нормальный – EId>0: товар первой необходимости: 0<EId<1; товар второй необходимости: EId=1; предмет роскоши: EId>1. 2) товар низший (инфериорный) – EId<0.

Факторы эластичности спроса по доходу: 1) наличие субститу­тов; 2) доля товара в бюджете потребителя; 3) размер дохода (с ростом дохода потребитель меняет структуру своего потребления – увеличивает спрос на нормальные товары и сокращает спрос на низшие товары).

Перекрестная эластичность спроса по цене – степень изменения объема спроса на товар А, в ответ на изменение рыночной цены на другой товар В.

Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене (ЕАВd):

дуговой способ расчета:

; ;

точечный способ расчета: .

Формы перекрестной эластичности спроса по цене: 1) взаимозаменяемые товары – EАВd>0; 2) взаимодополняющие товары – EАВd<0; 3) нейтральные – EАВd=0.

Эластичность предложения по цене – степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их рыночной цене.

Коэффициент эластичности предложения по цене (ЕрS):

дуговой способ расчета:

;

точечный способ расчета: .

Если QS имеет вид , то .

Формы эластичности предложения по цене:

1) абсолютно эластичное – =¥; 2) эластичное – >1;

3) единичное – =1; 4) неэластичное – 0< <1;

5) абсолютно неэластичное – =0.

Основной фактор эластичности предложения по цене – период времени:

1) мгновенный (абсолютно неэластично);

2) краткосрочный (неэластично);

3) долгосрочный (эластично или абсолютно эластично).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: