История и тематические особенности проекта




Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………...…………………………………………………………..7

Глава 1. Характеристики иллюстрированного издания………………….16

1.1. Традиции оформления печатных изданий………………………………...16

1.2. Тематика и аудитория как факторы, формирующие содержательное лицо издания…………………………………………………………………………...25

1.3. Оригинальность и актуальность как составляющие индивидуального облика издания…………………………………..……………………………….29

Глава 2. Концепция издания (на примере журнала «Queer Magazine»)……...31

2.1. История и тематические особенности проекта…………………...………31

2.2. Содержательный макет…………………………….……………………….36

2.3. Аудиторные и технические характеристики………………………...……38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……..…….41

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..…………………………….…….…..…43

Приложения

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Средства массовой информации подразделяются по целевому назначению, при этом учитывается осуществление ими политических и экономических функций, поддержки тех или иных идеологических, политических, религиозных и иных течений.

С точки зрения владельческих прав на издания, СМИ подразделяются на: коммерческие структуры, политические партии, профсоюзы, церковь, другие организации, но самым большим собственником СМИ в России можно считать само государство.
Типология издания играет решающую роль во многих областях издательского дела, позволяя продукту найти своих читателей благодаря его грамотному позиционированию на рынке. Она определяет позицию журнала в системе средств массовой информации, помогает им взаимодействовать между собой и адекватно конкурировать на рынке. Типологией обеспечивается наиболее эффективная реализация информационной политики в текущих условиях, она же помогает поддерживать связь с аудиторией и вырабатывает методы общения с ней. Основным методом типологии является разделение систем объектов и их объединение по общему признаку; типологической единицей в сфере печати является само издание. Типология журналистики используется для сравнительного изучения существенных признаков СМИ, как-то: характер аудитории; его тематическая направленность и другие признаки, связанные с характером информации; целевое назначение; время выхода (утренняя, вечерняя газета и т.д.) периодичность (ежедневная газета, ежемесячный журнал) и другое. Журнал способен быть массовым или элитарным, городским или областным и т.д.
Типологические группы формируются в первую очередь характером информации, предоставляемой изданием. Журналы для конкретной аудитории (к примеру, для женщин, для жителей определенного региона и др.), могут быть универсальными в плане своего содержания и посвящаться целому ряду тем. Однако зачастую этот ряд ограничен наиболее актуальными для данной группы населения темами.
Так как издания имеют множество путей для их классификации, традиционно существует несколько вариантов типологии средств массовой информации. Приведем пример: советские газеты условно подразделялись на категории по разному признаку: они могли быть центральными, местными или районными в зависимости от места распространения; общеполитические, отраслевые и специализированные в зависимости от характера информации, публикуемой ими; в зависимости от периодичности выпусков – ежемесячными, еженедельными, ежедневными; утренними и вечерними в зависимости от времени выхода. В то же время, типология западной прессы выделяла уже пять признаков, по которым можно было бы разделить основной массив печатных изданий: место выпуска и область распространения, периодичность, время выхода, содержание и общественное назначение – последний признак в этом списке является отличительной чертой данной системы, так как классификация советской прессы его не рассматривала, не имея также деления изданий на массовые и элитарные; тем не менее, с течением времени принципы типологии закономерно были изменены. Также типология средств массовой информации приобрела новые признаки, по которым осуществлялась классификация газет и журналов, а именно: по типу организатора выпуска и по цели издания (образовательные, рекламные, развлекательные и пр.) Профессором С. Г. Корконосенко были предложены следующие критерии для деления печатной продукции: ареал распространения (международная, национальная, региональная, местная); учредитель издания (государственная и негосударственная); целевая аудитория (возраст, пол, профессия и др.); издательские параметры (тираж, формат, объем страниц и др.); легитимность издания (имеется ли разрешение на выпуск журнала или газеты); содержание (массовая или элитарная). Наиболее популярным считается разделение периодики по признаку «универсальная-узконаправленная».
Издания, относящиеся к категории универсальных, повествуют о широком спектре тем, доступных для понимания наиболее широкой аудитории: они выполняют главную задачу средств массовой информации, объединяя в себе все сферы общественной жизни. При этом наиболее крупной категорией среди российских газет и журналов являются общественно-политические и универсально-тематические издания: печатная продукция такого характера на своих страницах обращается к максимально широкому кругу читателей, ее материалы адресуются всем и печатаются в доступной для любого человека форме. Подобная всеобщность прессы данной категории воплощена в ее многофункциональности, т.е. выполнении всех основных функций средств массовой информации и охвате всех областей жизни общества. Российские издания зачастую имеют подобный характер продукции для массового читателя; благодаря такой универсальности они обладают хорошей устойчивостью на соответствующем рынке, несмотря на то, что относительно невысокая платежеспособность большой части населения способна урезать ту в выборе печатной периодики для покупки. Специализированные издания можно условно поделить на следующие типы аудиторной и содержательной направленности: тематическая пресса для широкого круга читателей (например, журнал, освещающий новости спорта для широкой аудитории); тематическая пресса для ограниченного круга читателей (женские, мужские журналы, журналы для подростков); также иногда имеет место смешанный тип, сочетающий в себе признаки узконаправленной и универсальной.
Общероссийские издания занимают важную позицию в современной типологической системе отечественной прессы: значительна их роль для единства информационного пространства страны, выполняемая через организацию широкого информационного обмена между областями государства, что приобретает особую значимость с учетом его большой территории. Закономерно общероссийские издания подразделяются по тем же используемым в типологии характеристикам, что и все средства массовой информации, однако наиболее важными для этой категории чертами являются область распространения газеты или журнала и его социальный адрес: общероссийское издание характерно тем, что распространяется по всей стране, освещая на своих страницах общие для всех ее жителей вопросы. Наиболее популярны среди всероссийских газет и журналов именно те, что являются универсальными изданиями, повествующими обо всем максимально широкому кругу читателей. В пример можно привести газеты, получившие широкую известность на всей территории России, как-то: «Московский Комсомолец», «Аргументы и Факты», «Комсомольская правда». Если рассматривать их более подробно, можно обнаружить, что все они при этом имеют общие признаки: история их выпуска насчитывает много лет и характерна советским происхождением, учредитель издания не имеет отношения к государственным институтам, а также газеты обеспечивают независимую информационную политику публикуемого материала. Также имеются и отличительные особенности: к примеру, газета «Аргументы и Факты» начала держать курс на большую доступность массовому читателю, избегая какой-либо четко очерченной политической позиции, помещая на страницы большое количество прикладной информации и освещая жизнь наиболее известных в широких кругах людей, делая упор на повседневные проблемы и потребности среднестатистического читателя. При этом «Московский Комсомолец» информационно освещает не только Россию, но и ближнее (и не только) зарубежье, помещает меньшее количество прикладных материалов; содержательная основа данной газеты – разнообразные новости и сенсационные статьи с некоторой долей материалов политической направленности, но, опять же, без ярко выраженной позиции по этому вопросу. С ней схожа и «Комсомольская правда» в том плане, что на своих страницах старается выдерживать равновесие между «качественной» и «бульварной» – привлекающей читательское внимание, удивляющей, сенсационной – прессой; одним из признаков, призванных сделать ее более привлекательной для широкой аудитории, является большой объем страниц для продолжительного чтения и преобладание «расслабляющей» тематики, охватывающей такие сферы, как позитивные новости, культура, интересы, налаживание обратной связи с читателем.
1990-е гг. и начало 21 века принесли отечественной периодике важные изменения в ее типологической структуре, что повлекло за собой некоторые преобразования на соответствующем рынке. Наиболее очевидное явление – резкий рост рекламной прессы, которым особенно характерна вторая половина девяностых годов. Такие печатные издания отличались поистине огромным тиражом: от ста до нескольких сотен тысяч экземпляров, что давало им возможность получить поистине широкое распространение. Стоит отметить, что стремительное увеличение наименований рекламных газет оказывало негативный эффект на остальную печатную прессу ввиду того, что данные издания «отбирали» рекламодателей у вторых. Еще одно немаловажное явление заключается в том, что среди народа значительно возрос интерес к местной печати, чему есть несколько обоснований: повышение самостоятельности регионов страны, заинтересованность местного управления в информационной поддержке, присутствие материальной и технической базы для развития собственных средств массовой информации в развитых регионах, лучшее знание исторических, культурных, национальных традиций и особенностей конкретного региона у местных журналистов, что позволяет обеспечить большее понимание и симпатию к изданию со стороны жителей. Также на газетно-журнальном рынке возникли и прочно укрепились бульварные издания, характерные несколько провокационным, стремящимся к максимальному привлечению внимания материалом, играющим, как правило, на интересе массового читателя к сокрытой личной жизни знаменитостей, забытой на долгое время тематике паранормальных явлений и другим «смелым» темам. При этом так называемую желтую прессу можно условно выделить в отдельную категорию, так как она имеет и собственную классификацию, основанную на направленности содержания: универсальная бульварная пресса, характерная «скандальными» статьями из любой области жизни, и узконаправленная, освещающая криминальные события, сексуальную сферу жизни, необъяснимые явления. Также стремительное образование рыночных отношений породило различные экономические газеты и журналы. В целом, рынок отечественной прессы на стыке 20 и 21 века был характерен снижением интереса к объемным журналам, но его повышение к теме политики и экономики, предоставленной в соответствующих изданиях; появление и рост популярности специальных журналов, посвященных телевидению, сочетающих ТВ-программы, обзоры кино, статьи о телезвездах и прочее по данной теме; укрепление позиции на рынке журналов наиболее крупных и знаменитых брендов.
Современный журнальный рынок в России характерен богатым ассортиментом, в который входят и международные издания. Наиболее знаменитые печатные издания на российском рынке выпускаются также и во многих странах мира, будучи основанными за рубежом. Русскоязычные журналы являются отечественной версией зарубежных («Cosmopolitan», «Psychologies», «Men’s Health» и т.д.).
Большой выбор предоставляет и сегмент, посвященный детским журналам: учитывание возрастных особенностей позволяет редакциям грамотно подстраивать свою продукцию под интересы и потребности юных читателей. Детско-юношеские издания разнообразны в плане возраста и спектра интересов предполагаемой аудитории. Они могут быть основаны на популярной франшизе, а могут и являться вполне самостоятельными журналами, зачастую посвященными тематике образования в легкой и непринужденной форме, подходящей для детей и подростков. Также бывают журналы-ответвления от «взрослых»: в качестве примера можно привести познавательный в своей основе «GEOлёнок», являющийся ничем иным как ответвлением «GEO», рассчитанным на детей младшего и среднего школьного возраста. Имеются также и журналы, ориентированные на подростков: нередко они являют собой некую адаптацию журналов для взрослых, освещающих жизнь знаменитостей, вызывающих интерес у современных тинейджеров, и моду; чаще рассчитаны на исключительно женскую аудиторию. Примером такого журнала можно считать «ELLE Girl». Раньше имели большую популярность «Cool» и «Cool Girl», являющиеся довольно смелым и откровенным аналогом «желтой прессы» для подростков в девяностых и двухтысячных годах. Некоторые молодежные издания привязаны к определенному увлечению или субкультуре, как развлекательный журнал «Каламбур» об аниме, его поклонниках и всем, что с этим связано.
Журналы, адресованные женщинам, не имеют четких жанровых рамок, но по большей части составляются с учетом усредненных потребностей женской аудитории. Они тоже могут подразделяться на группы изданий, которые могли бы быть интересны разным женщинам в плане возраста, уровня достатка, образа жизни и взглядов: молодым, любящим моду и развлечения, зрелым владелицам бизнеса, или же домохозяйкам, ориентированным на семью, пожилым творческим женщинам и т.д. – но, как правило, это разделение также является довольно размытым. Обычно их темы традиционно охватывают сферы быта, здоровья, моды и стиля, рукоделия и творчества, отношений (семейной психологии) и знаменитостей. Журналы мод и издания по технике шитья и рукоделия, кулинарии и о ведении хозяйства можно выделить в отдельную группу, хотя по большей части они тоже ассоциированы с женской аудиторией. В зависимости от конкретного издания, отдельные темы могут быть ведущими, но более распространены журналы со смешанной тематикой. Подача информации – часто в форме диалогов и статей на злободневные темы, актуальные для девушки вопросы могут освещаться эмоционально и с некоторой долей юмора, нередки обращения к читательнице для создания уютной для нее атмосферы беседы. Текст всегда дополнен большим количеством иллюстраций, гармонично вписанных в пространство страниц: в случае удачного дизайнерского решения они не только помогают усвоить предоставляемую информацию, но и служат важной частью композиции страницы. Визуальное оформление женского журнала в целом опирается на приятные цветовые решения и сдержанность, сохраняя эстетичный и привлекательный вид, но избегающий перегруженного дизайна.
Мужские журналы имеют свои собственные характерные черты, также по большей части основанные на усредненных предпочтениях мужчин и гендерных стереотипах. В их оформлении часто присутствуют темные цвета и контраст, но так же избегается перегруженность композиций, а содержание посвящено вопросам спорта и здоровья, отношений и др., как, к примеру, «Men’s Health». Некоторые адресованные мужчинам журналы почти полностью основываются на контенте эротического характера («Maxim»). Отдельные журналы, традиционно ассоциируемые с мужской читательской аудиторией, рассказывают о хобби и являются средством для обмена опытом в этой сфере («Охота и рыбалка»).
Несомненно, многие журналы на рынке не привязаны к конкретному гендеру, как, к примеру, знаменитые познавательные журналы «Вокруг Света», «GEO» и другие. Их отличает гармоничный, но очень привлекательный и красочный дизайн, дополняющий и иллюстрирующий содержащуюся внутри информацию. Издания такого рода могут заинтересовать читателей разного пола и возраста, хотя преимущественно ими увлекаются молодые люди 20-35 лет. «Универсальными» в этом плане могут быть и некоторые хобби-журналы, либо те, что посвящены определенной субкультуре – к примеру, «Игромания» о новостях компьютерных игр, или журналы об изобразительном художественном творчестве. Туда же можно отнести издания для владельцев домашних животных: к примеру, «Если у вас есть собака», освещающий подробности совместной жизни и ухода за собаками, публикующий личные истории, рассказы и все, что так или иначе связано с этой темой. Так называемая «бульварная пресса», в отличие от всех вышеперечисленных журналов, в своем визуальном оформлении обычно руководствуется противоположным правилом: максимально пестрый и «кричащий» дизайн, нагромождения текста и фотографий помещаются уже на обложке. Заголовки, как правило, носят провокационный характер. За счет этого привлекается внимание потенциального читателя.
Говоря о журналах в целом, необходимо отмечать привлекательные стороны, характерные для наиболее популярных их представителей: их опыт применим и к созданию малотиражных любительских изданий, в чьи задачи так же входит быть желанным и интересующим продуктом для, возможно, более узкого, но определенного круга читателей, не менее заинтересованных в качественном журнале.
Помимо коммерческих и любительских изданий, необходимо осветить и существование такого явления, как корпоративные издания. Такие журналы можно разделить на три вида, а именно: дотируемые, корпоративные и смешанные.
Дотируемые издания распространяются среди персонала определенной организации бесплатно, но не выходят за ее пределы: они нужны для того, чтобы сообщать сотрудникам о новых событиях внутри конкретной корпорации. Дотируемые издания характерны тем, что на их страницах можно наблюдать точку зрения, принадлежащую исключительно руководству данной организации.
Корпоративные издания распространяются и по подписке, и бесплатно. Как правило, их содержание выходит за рамки новостей корпорации, и список тем и освещаемых проблем более широк, а в плане точки зрения они не ориентированы на мнение руководства; рассчитаны такие издания скорее на клиентов, нежели персонал. Они всегда стремятся к самоокупаемости и самодостаточности в информационном плане. Примером может послужить газета «Мой Сбербанк» от одноименного банка, или «Энергия Северо-Запада» от «Газпром».
Смешанные корпоративные издания совмещают в себе и то, и другое: их можно считать печатным органом конкретной организации, и в то же время их распространение таких журналов выходит за ее пределы. Журнал не отказывается от освещения вопросов организации, но они помещаются специальном разделе.
Подытоживая разговор о типологии российской журнальной продукции, необходимо отметить некоторые важные тенденции, касающиеся ее. В девяностых годах отечественная пресса начала становиться намного более свободной и деполитизированной, что сразу привлекло внимание читателя и породило потребность к журналам о повседневной жизни, психологии взаимоотношений, биографии знаменитых людей и прочих вопросах, ранее не получавших освещения в журналах в таких масштабах. Экономические изменения и появление труда на рынке в качестве товара породили разделение изданий на типы с преобладанием производственной тематики (для самостоятельных коммерсантов и предпринимателей), с одной стороны, и практических изданий для садоводов, домашних умельцев – с другой.
Современные издания с большим тиражом, доступные многим, характерны большим выбором освещаемых ими тем: как универсальных, так и касающихся сугубо индивидуальных пристрастий, как, к примеру, коллекционирование оружия или охота. Большую известность российском рынке получают русскоязычные версии зарубежных или отечественные издания, популяризирующие определенный стиль жизни.
От грамотного определения типа издания зависит не только его успех, окупаемость и «жизнеспособность» на рынке, но и правильный подход к его составлению и придание журналу необходимой для всего вышеперечисленного формы. Нельзя верно сформировать журналистский коллектив, определить цели и задачи и обеспечить их полноценное выполнение, а также правильно подобрать способы и приемы удовлетворения интересов предполагаемого читателя, не обращаясь к вопросам типологии прессы, которая во многом служит определяющим фактором для вида всех составляющих его компонентов.
Работа над проектом на каждом этапе сопряжена с определенными трудностями и рисками, которые опытный специалист должен уметь разрешать.
Актуальность представленной работы обусловлена тем, что периодические издания являются важнейшим средством передачи информации для широкого круга читателей, тем самым обеспечивая информационность и доступность материала.
Целью работы является рассмотрение концепции периодического издания — журнала, целевой аудиторией которого являются трансгендерные и небинарные персоны, а также те, кто хочет узнать о них больше.

З адачей работы является – выявить особенности проекта и его цели.
Объектом работы является проект периодического издания «Queer Magazine», а предметом – его разработка и реализация.

 


Глава 1. Характеристики иллюстрированного издания

1. 1. Традиции оформления печатных изданий

Слово «иллюстрация» образовано от латинского «illustratio» – «освещение». В настоящее время, когда технологии компьютерной верстки и печати позволяют создавать качественный и доступный продукт при всё меньшей затрате ресурсов, полиграфический рынок активно развивается, предлагая читателям богатый выбор изданий. Несмотря на все большую популяризацию книг и журналов в электронном формате, доступных для просмотра, покупки и загрузки в Сети Интернет, печатная продукция по-прежнему остается довольно востребованной, что провоцирует появление новых наименований на рынке. Следует помнить, что для того, чтобы обратить внимание потенциального читателя на свой журнал, издатели должны быть заинтересованы в создании его неповторимого облика, и то же применительно и к самиздату: несмотря на априори более узкий читательский круг, наибольшую привлекательность такому изданию придаст его уникальный облик, состоящий из множества компонентов.
Одним из них является дизайн: невозможно отрицать тот факт, что знакомство с изданием всегда начинается с оценки его визуальных качеств, и в первую очередь это относится к его обложке. Несомненно, в каждом журнале важно его наполнение, но именно обложка зачастую заставляет читателя принять решение о его покупке и дальнейшем ознакомлении с материалами. Не следует также и забывать и о нередко встречающейся конкуренции среди журналов одинаковой или примерно одинаковой направленности на рынке, что порождает необходимость выделить свое издание из общего ассортимента. Для успеха печатной продукции необходимо грамотное оформление обложки: визуально приятное, привлекающее внимание, «говорящее», понятное и имеющее свои собственные отличительные черты. Когда читательский выбор уже сделан, компоновка страниц и яркие дизайнерские решения, не затрудняющие восприятие текста, только убедят его в правильности этого выбора: интересная и незаурядная, в том числе и в визуальном плане, подача информации – несомненное достоинство любого журнала, на которое все чаще обращается внимание создателей многих современных популярных изданий.
Грамотный подход к формированию индивидуального облика издания является важнейшим условием для роста его востребованности среди читателей. Разумеется, в это понятие входит не только вопрос дизайнерских решений и верстки страниц, но и вопрос актуальности, интересной и доступной подачи материала. Важно понимать, что если речь идет об индивидуальности, становящейся самым веским аргументом для покупателя обратить внимание на конкретный журнал, то она должна пронизывать все составляющие этого понятия. [16, с. 13]
Иллюстрация - это изображение, служащее пояснением или дополнением к какому-либо тексту. Иллюстрация в издании несет информацию, но не самостоятельную, а связанную с текстом, она отражает явления действительности в зрительно воспринимаемой, образной, документальной и условной форме.
Иллюстрация может присутствовать в любом издании: как периодическом, так и непериодическом, но её роль в разных видах отличается. В изданиях художественной литературы обычно помещают художественно-образные иллюстрации, которые представляют собой своеобразный перевод литературных образов в зрительно воспринимаемые формы - графические образы. В изданиях научной, учебной и других видов литературы, не относящейся к художественной, используют научно-познавательные иллюстрации, которые носят предметный характер, дают объективно точное изображение.

Основная задача иллюстрации – помочь читателю усвоить текст, подкрепив его визуальным образом; осветить его суть, сделать наглядным и очевидным. Журнальная иллюстрация является важной составляющей иллюстрированного издания: помимо обозначенной функции, она – неотъемлемая часть его внутренней композиции, отнюдь не только разъясняющая суть текста, но и выполняющая роль «магнита», притягивающего внимание или «гида» для читательского взгляда, ведущего его по странице; важный элемент оформления, гармонично дополняющий материал; также может использоваться в отрыве от текста как вполне самостоятельный объект, способный поведать читателю свою собственную информацию (чем характерен, к примеру, рекламный разворот или вкладыш с эксклюзивными фотографиями или артом). Изучая способы использования изображений в печатной продукции, можно сделать вывод, что задачи журнальной иллюстрации более многогранны, чем может показаться на первый взгляд, и во много зависят от характера самого журнала, его направленности, политики, метода «общения» создателей с абстрактным читателем и т.д. Некоторые журналы – к примеру, элитарные литературные сборники – не имеют иллюстраций вообще, не желая отвлекать внимание от текста, в то время как другие издания буквально построены на изображениях, обладая минимумом текстового материала, который их дополняет; наиболее популярные массовые издания характерны и полноценными статьями, и красочными иллюстрациями, наглядно освещающими текст, а также позволяющими читательскому взгляду несколько «расслабиться» или, напротив, обратить внимание на что-то важное.
Работа с иллюстрациями подразумевает то, что ответственный за верстку дизайнер должен иметь в виду специфику внутренней организации журнала, цель помещения самой иллюстрации и ее характер, особенности сочетаемого с ней шрифта, метод верстки, а также исключительно технические моменты – качество бумаги, печатной краски и так далее – для наиболее полного достижения поставленных задач.

Иллюстрации являются произведениями, органично вписанными во внутреннюю структуру издания, которые участвуют в процессе усвоения информации читателем. При подборе изображения и дальнейшей работе с ним следует помнить об этом, дабы идеи и образы, задуманные автором текста или издательским коллективом, не оказались потеряны, и иллюстрация смогла помочь с осмыслением содержания или созданием необходимого настроения на развороте. Естественно, это не говорит о том, что она должна в точности пересказывать текст (если речь, возможно, не идет о фото к новостной сводке): напротив, умелая «игра» визуальными образами со стороны дизайнера, художника или фотографа при должном подходе преподнесет или истолкует необходимую информацию более интересно и свежо, что придает журналу бóльшую привлекательность. Качественно подобранная и правильно используемая иллюстрация сообщит читателю нужный посыл еще до ознакомления с текстом, поможет с созданием определенной атмосферы и ассоциаций, привлекая внимание к напечатанному. [3, с. 50]
В целом иллюстрация способна выполнять познавательную, воспитательную, дополняющую, имитационную, разъясняющую и углубляющую содержание текста функции. Между собой изображения должны коммуницировать, гармонично сочетаться и избегать противоречий не только в содержании, но и в стилистике, задавать необходимый тон и динамику. По назначению иллюстрации можно классифицировать как научно-познавательные (карты, планы, схемы, чертежи и т.п.) и художественно-образные, чаще являющиеся истолкованием текста художником через графическое изображение. Для периодики – в частности, массовой периодики – характерно, что роль иллюстраций выполняют красочные фотографии или коллажи из них. По своему характеру они являются художественно-образными, так как свободно интерпретируют печатный материал. Но также не стоит забывать, что нередко они также служат и важной деталью внутренней композиции, инструментом для привлечения читательского внимания и т.д. – выполняют множество функций, делая пространство полос более красивым и органичным, будучи применяемыми в зависимости от «фирменного» дизайна конкретного журнала.
Иллюстрации способны быть пояснительным изображением, дополняющим текст, а также изображением самостоятельным, иногда подчиняющим его – от самого издания зависит, насколько характерным для него являются подобные «игры» с визуальными материалами. В зависимости от своего размера и расположения, иллюстрации бывают полосными (расположенными на всю страницу), полуполосными, разворотными (на двух страницах), оборонными (рисунок, фото или вырезанный из фото объект окружен текстом), рисунком на полях. Нередко формат иллюстрации, подобранный для применения к тому или иному изображению, имеет под собой определенную задумку дизайнера.
Полосные, полуполосные, иллюстрации на развороте, оборонные иллюстрации и рисунки на полях располагаются внутри текста. Выбор формата во многом зависит от степени значимости, которую имеет нуждающееся в иллюстрации явление или образ: как правило, большие разворотные или полосных иллюстрации посвящены тому, на что создатели желают обратить наибольший объем читательского внимания, в то время как менее важные согласно авторской идее детали имеют меньший размер и обтекаются текстом, либо помещаются на полях. Многое также зависит от принципов гармоничного заполнения страниц иллюстративным материалом, композиции, взаимодействия изображений в стилистическом и смысловом плане.
Также иллюстрации могут быть поделены на предметные, абстрактные, образные и чертежи, схемы, карты, характерные для узконаправленных изданий (к примеру, пособий по кройке и шитью). Верстка иллюстрации во многом опирает на ее формата и формат полосы: в журналах можно встретить открытую вёрстку (изображение помещено вверху или внизу страницы и соприкасается с текстом одной или двумя сторонами) и закрытую вёрстку, при которой иллюстрация помещена внутрь текста и соприкасается с текстом двумя (вразрез) или тремя сторонами (в оборку), а также глухая вёрстка, при которой иллюстрация закрыта текстом с четырёх сторон (двухсторонняя оборка), верстка на полях, с выходом на поле, иллюстрационная полосная (занимает всю полосу), форматная (весь формат). Познавательная, или пояснительная, иллюстрация, представленная схемами, планами и др., необходима для специализированных изданий справочной и обучающей направленности. Их можно поделить на две категории: наиболее правдоподобное воссоздание внешнего вида объекта художником или схема; и если в первом случае изображение обращается к наглядно-чувственному восприятию читателя, то во втором – подробно показывает строение иллюстрируемой вещи или объясняет принцип ее работы, тем самым заставляя читателя логически мыслить. Все это налагает на данный тип иллюстрации свои обязательства: она должна быть точной в своем соответствии действительности, познавательной и доступной. Журналы, ориентированные на детей, в том числе и научно-популярной тематики, часто насыщены занимательными и игровыми иллюстрациями, выполняющими и познавательную, и расслабляющую функцию: это делается для того, чтобы ребенок смог усвоить знания в интересной и доступной для него форме. Художественно-образная иллюстрация далеко не всегда сопровождает издания, посвященные литературным произведениям – зачастую они не используют изображений, сосредотачивая внимание читателя на страницах текста. Тем не менее, при иллюстрировании литературы крайне важно понимать, что все подобранные рисунки ни в коей мере не должны упрощать, искажать или так или иначе мешать восприятию авторской задумки, также такая иллюстрация не должна пояснять или «механически» повторять текст, к которому она приложена – когда речь идет о художественной литературе, в подобном не будет смысла, но это способно сделать безвкусным итоговый продукт. Качественная иллюстрация оказывает на зрителя воздействие как полноправное художественное произведение, грамотно вписанное в пространство журнала, газеты или книги, стать частью ее типографической архитектоники. [12, с. 25]
Имея дело с художественно-образными иллюстрациями, редактор ограничивается оценкой отбора материалов такого рода, их соответствия идейным и художественным особенностям иллюстрируемого материала, а также оценкой выбора подписей для иллюстраций, которые обычно представляют небольшие фрагменты текста. Замысел иллюстрирования издания возникает у автора в процессе работы над рукописью. Именно в это время он решает, в каких случаях и с какой целью будет использовать иллюстрации. С планом иллюстрирования знакомятся в издательстве, и уже на этой стадии редактор высказывает свои суждения, относящиеся к отбору иллюстраций в целом, их содержанию и путям подготовки материала. Таким образом, редактор ещё до получения рукописи принимает участие в определении характера иллюстрирования издания.
В основе современного художественного оформления издания лежит абсолютная гармония всех её элементов. Суть гармонии - соотношение пропорций. Пропорции встречаются во всём: в размере полей, в соотношении пробелов между строками, в выключке слов и во многом другом. Гармоничное сочетание элементов в совокупности образует архитектонику книги. Вопросы, связанные с оформлением современной книги, касаются работы художественных редакторов. Он должен быть не только профессионально грамотным, хорошо знать производство и обладать хорошим вкусом, но и быть человеком широко образованным, творческим, способным глубоко проникнуть в дух и стиль издаваемого произведения и, к тому же, знать художников, индивидуальные особенности и потенциальные возможности их творчества. Редактор должен следить за тем, чтобы издание было удобно читаемым, прочным, опрятным. Оно должно быть привлекательным во внешнем оформлении, организованным и гармоничным от титульного листа до выходных сведений, а его иллюстрации должны содержать подлинно художественные образы и быть гармоничными частями страниц издания. При этом редактор должен иметь в виду, что повествовательная, истолковывающая сторона иллюстраций должна быть ведущей, а украшение издания идти попутно с решением главной задачи и органически сливаться с ней воедино.
Редактор анализирует иллюстративный материал, исходя из его функциональных возможностей. Иллюстрации выполняют в учебном издании дополняющую, воспитывающую, поясняющую, углубляющую, разъясняющую, эстетическую функции. Определяя принципы подхода к иллюстрациям, автор и редактор решают вопрос о том, какие функции будут главенствующими в иллюстративном ряду, а также какие объекты и фрагменты должны найти отражение в иллюстративном материале. Кроме того, решается вопрос о характере иллюстраций. В основе разработки концепции иллюстрирования лежат характер учебного предмета, особенности читательской категории.
При оценке содержания иллюстративного материала учитывают психологическое восприятие рукописи различными кате



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: