Туризм как общественное движение




Задание №2

2.2. Туризм как отрасль экономики.

Статистическая комиссия ООН во введении к третьему варианту Международной стандартной отраслевой классификации (МСОК) дает следующее определение отрасли: отрасль экономики совокупность всех производственных единиц, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид производственной деятельности.

Отрасль характеризуется как совокупность однородных производственных единиц. Последние и выступают в экономике в качестве объектов отраслевого управления, а субъектами управления являются отраслевые министерства. Все страны мира имеют министерства. Но далеко не все из них имеют министерства туризма.

С I января 1976 г. в нашей стране действует Единый классификатор «Отрасли народного хозяйства», который был разработан Госкомитетом СССР по статистике, Госпланом СССР и Госкомитетом СССР по стандартам. С учетом изменений, внесенных Госстандартом СССР (№ 1-17), а также Госстандартом Российской Федерации (№ 18/95, 18/96, 20/97, 21/97), этот классификатор приобрел современный вид и получил официальное название Общероссийский классификатор «Отрасли народного хозяйства» 1.75.018. (ОКОНХ).

ОКОНХ - составная часть Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, используемой в автоматизированных системах управления в народном хозяйстве. Одна из важнейших задач ОКОНХ -обеспечить сопоставимость показателей при анализе экономической эффективности общественного производства. При помощи ОКОНХ происходит увязка отчетных показателей и характеризуется уровень развития экономики и культуры отдельных регионов и стран. Основной целью ОКОНХ является группировка предприятий и организаций по отраслям для выявления межотраслевых связей и научного анализа оптимальных пропорций в развитии народного хозяйства.

ОКОНХ выделяет иерархию отраслей. Предприятие, учреждение, организация, состоящие на самостоятельном балансе, являются классификационными единицами отрасли, поскольку каждое из них относится к определенной отрасли народного хозяйства. Именно от их слияния и образуются отрасли, подотрасли, виды, группы и подгруппы, которые и образуют иерархическую структуру ОКОНХ.

Отрасли народного хозяйства с точки зрения характера общественного труда и участия в создании совокупного общественного продукта и национального дохода подразделяются на сферу материального производства и непроизводственную сферу.

К сфере материального производства относят отрасли, которые объединяют предприятия, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, перемещения грузов, хранения продуктов, их сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения.

К непроизводственной сфере относятся предприятия, учреждения и организации, которые не создают материальных благ в процессе своей экономической деятельности: жилищно-коммунальное хозяйство; непроизводственные виды бытового обслуживания; здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение; образование; культура и искусство; наука и научное обслуживание; финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение; управление; общественные объединения.

Предприятия практически всех названных выше отраслей непроизводственной сферы участвуют в формировании туристского продукта.

2.2. Туризм как экономическая деятельность.

После того как в нашей стране был принят Федеральный закон «Об основах туристской деятельности», противники «отраслевой» концепции торжествовали почти так же бурно, как и сторонники термина «туристский» перед сторонниками транскрипции «туристический». Еще бы. Их концепция и точка зрения официально подтверждались федеральным законом.

Возможности использования термина «туристская деятельность» четко определены данным Законом следующей дефиницией: туристская деятельность - это туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.

Закон однозначно трактует туроператорскую деятельность как деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемую на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Турагентскую деятельность тот же Закон определяет как деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемую на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Анализ приведенных выше официальных определений позволяет сделать вполне однозначные выводы: - туристская деятельность - это предпринимательская деятельность; организация путешествий не является (по определению) продуктом деятельности турагентов и туроператоров, поскольку деятельность последних предполагает своим объектом туристский продукт; из этого следует, что организация путешествий - это иная деятельность, т. е. не деятельность турагентов и туроператоров.

В туристской литературе термин «деятельность» раскрывается в нескольких аспектах.
- Во-первых, как философская категория - специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Согласно этому определению деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.

- Во-вторых, как системная категория - структура, связывающая субъекта со средой. То есть деятельность несет в себе признаки как субъекта, так и среды и поэтому может толковаться с целостных позиций: то как всепроникающая характеристика абсолютного духа, то как целостное материалистическое объяснение всей социальной истории, то как обобщающая характеристика личности, то как противостоящая разуму воля, то как символическая, знаковая структура, наконец, как самодостаточная бихевиористская компонента. В этом ряду крайне важна концепция деятельности, предложенная Э. Г. Юдиным, и не только потому, что именно она раскрывает ее системную сущность, но и благодаря тому, что именно в туризме она впервые была реализована как объяснительный принцип при непосредственном участии ее автора.

Путешествие - передвижение по какой-либо территории, акватории для их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и другими целями.

Обратимся к последней из применяемых в определении понятия «туристская деятельность» категории - «туристский продукт», хотя и она, как следует из самого определения, не имеет отношения ко всей туристской деятельности. Согласно Закону туристский продукт - это «право на тур, предназначенное для реализации туристу». Получается, что деятельность турагентов и туроператоров - это формирование, продвижение и реализация некоторых прав туристов.
Более широко используемая в туризме дефиниция трактует туристский продукт как потребительский комплекс, включающий: тур, туристско-экскурсионные услуги и специальные туристские товары, т. е. как совокупность вещественных и невещественных потребительских стоимостей, потребляемых туристом.

Именно такой, экономический, подход к деятельности мы находим в некоторых

важнейших международных стандартах и классификаторах. Так, Статистическая комиссия ООН дает следующее унифицированное определение экономической деятельности - сочетание действий, приводящее к получению определенного перечня продукции, которое достигается в том случае, когда объединяются ресурсы и производственный процесс для создания конкретных товаров и услуг.
Итак, сделаем общий вывод, что в Законе «Об основах туристской деятельности», в сущности, говорится о производственной туристской деятельности или, точнее, об экономической туристской деятельности, хотя определения им даны, совсем не соответствующие унифицированным международным стандартам, а это вносит большую путаницу в не такую уж сложную проблему рассмотрения туристской деятельности как экономической. Для этого достаточно было использовать действующие международные стандарты экономической деятельности.
ОКДП представляет собой систематизированный свод классификационных группировок видов экономической деятельности, в основу которого положены Международная стандартная отраслевая классификация (МСОК / ISIC) и Международная классификация основных продуктов (МКОП / СРС). Этот стандарт способен систематизировать предприятия по видам их экономической деятельности, а также производимой продукции и предоставляемым услугам как конечному результату этой деятельности.

Различные виды туризма как области экономической деятельности и классы туристской продукции и туристских услуг представлены в классификаторе достаточно широко. Все это говорит о том, что рассмотрение туризма как деятельности уже сейчас опирается на весьма авторитетные международные стандарты и обязано учитываться при решении вопросов об управлении туризмом.

Туризм необходимо рассматривать и как экономическую деятельность. В этом случае туристские предприятия нуждаются в значительном расширении экономической самостоятельности, а некоторые виды туризма (внутренний, въездной, социальный, детский туризм) - в приоритетной поддержке со стороны государства.

Туризм как рынок

В конечном счете турист потребляет услуги, а это значит, что именно он, а не производитель услуги должен переместиться в место ее производства. Это основание заставляет теоретиков туризма вполне определенно квалифицировать международный туризм как невидимый экспорт туристских услуг из одной страны в другую.

В 1985 г. в СССР на 1 туриста, отправлявшегося за рубеж, приходилось 15 внутренних туристов. Это свидетельствовало о несбалансированности туристского рынка. В 1998 г. структура потока коренным образом изменилась, но лучше не стала. Сейчас в России на 10 выезжающих туристов - 1 внутренний. Для сбалансированного туристского рынка, свидетельствуют разработки Всемирной туристской организации, типична пропорция: 1 въездной I выездной 4 внутренних туриста. Эта структура является оптимальной, а значит, к ней и надо стремиться, в т. ч. принимая законы и регламентируя туристскую деятельность.

Чтобы изменить ситуацию, необходимо дифференцировать туристскую деятельность: поддерживать въездной туризм (в т. ч. отменой налога на добавленную стоимость и упрощением визовых и таможенных формальностей) и регулировать выездной туризм (в т. ч. повышением налога на добавленную стоимость, введением пошлины на выезд). Ведь для других стран наш выездной туризм - это «невидимый экспорт», а для нашей страны - ощутимый импорт.

Центральной фигурой на туристском рынке является туроператор. Именно он формирует тур, предлагая его на продажу, и тем самым загружает предприятия индустрии туризма - гостиницы, рестораны, музеи, национальные парки и т. п. Именно туроператор связывает производителя туристских услуг с потребителем: поставить в тур музей, заключить договор с гостиницей, выбрать ресторан, шоу - все это решает туроператор. Поэтому за туроператора идет борьба на туристском рынке.

Эту борьбу проиграли предприятия индустрии туризма в России. Отечественный туроператор теперь загружает не их, а зарубежные предприятия индустрии туризма. Почему? Судя по стоимости туро-дня, в Тунисе, Турции, на Кипре, в Греции, Египте, Малайзии и Индонезии, а также в Испании, Франции и Италии туристские услуги не только не облагаются налогом на добавленную стоимость, но за ними стоят негосударственные корпоративные механизмы борьбы за клиента, на юридическом языке называемые пулом.

Когда одни конкуренты имеют такие преимущества перед другими - отечественными производителями туристских услуг, наше российское законодательство обязано по крайней мере уравнять шансы. Если вернем туроператора на отечественный рынок, значит, вернем в страну и туристов, и многие миллиарды долларов.

Для решения этой задачи необходимо сделать работу туроператора более выгодной на отечественном рынке, нежели на зарубежном

Туризм относится к классу ресурсных отраслей. Это значит, что потребительская стоимость туристского продукта во многом определяется качеством рекреационных ресурсов.

Рекреационные ресурсы страны не обустроены, слабо востребованы и малодоступны.

Для решения этих проблем и целесообразно обратиться к механизму туристской ренты, которая имеет несколько составляющих. Ренту за качество рекреационного ресурса должен получить собственник ресурса и вложить ее целевым образом обратно в воспроизводство ресурса. Тем самым развивается ресурсный потенциал индустрии туризма.

Рента, получаемая от рекреационного ресурса, прямо пропорциональна его качеству и обратно пропорциональна квадрату расстояния до основных центров спроса на него. Это значит, что пространственная составляющая туристской ренты на порядок важнее ее качественной составляющей. Кто же должен получить эту часть ренты? Представляется, что если сложно определить собственника ресурса местоположения, то лучше ренту местоположения социализировать, т. е. ввести понятие социальной туристской ренты, которую и следует отдать на развитие и стимулирование социального туризма.

Туризм как общественное движение

Практически во всем мире туризм представляет собой зону предпринимательства, а не бюджетных перераспределений, поэтому он отделен от государства. Государство определяет лишь туристскую политику и способствует развитию туризма, принимая соответствующие законы и регулируя макроэкономические механизмы и нормативы в пользу национального и въездного туризма. Туристские предприятия обязаны действовать в условиях регулируемого государством рынка. А потребители объединяются в различные ассоциации и общества. Эти ассоциации формируют требования к социальному туристскому продукту, вступают в диалог с государственными органами по вопросам законодательной и нормативной поддержки своего движения. Туризм в России всегда представлял собой общественное движение, созданное в интересах потребителя. В 1895 г. было создано Народное туристское общество, правопреемником которого затем стало Российское общество пролетарского туризма. Сейчас социальный туризм должен развившийся как общественное движение за расширение доступности национального и культурного наследия для всех слоев населения.

Таким образом, социальный туризм, который понимается как туризм, направленный на рекреации) человека (восстановление его физических, психических и интеллектуальных сил), доступный для всех слоев населения, способен реализовать общественную антиномию туризма. Именно параметры доступности и реальные возможности по ее максимизации в конкретных условиях и определяют тот минимально необходимый набор услуг социального туризма, который в совокупности и составляет социальный туристский продукт.

Для современных условий представляется возможным в набор услуг социального туристского продукта ввести услуги размещения уровня экономического класса; услуги питания ограничить завтраком или полупансионом, рацион которого рассчитывается исходя из величины минимальной оплаты труда на момент расчета стоимости тура; ввести сопутствующие услуги - экскурсии, походы, трансфер. Дополнительные услуги не включаются в минимальный набор и не влияют на нормы ценообразования социального туристского продукта. Для туроператоров, формирующих социальный туристский продукт, и для предприятий, оказывающих соответствующие услуги, устанавливается норма рентабельности - не выше 10%. Для туроператоров социального туризма предлагается ввести дополнительное ограничение - в объеме их деятельности социальный туристский продукт должен составлять не менее 70 %. и его производителям.

Статус предприятия социального туризма даст весомые преимущества на туристском рынке. Во-первых, предлагается освободить эти предприятия от налога на добавленную стоимость. Во-вторых, налог на добавленную стоимость коммерческих туристских предприятий следует преобразовать в социальную туристскую ренту и передать ее целевым назначением производителям социального туристского продукта. В-третьих, ввести пошлину на выезд за рубеж с туристскими целями и направить эти средства на стимулирование производства социального туристского продукта.

Задание №3

Существует не одно мнение об истории развития туризма. Учёные выделяют различные этапы туризма. В.Б. Сапрунова, И.В. Зорина Выделяют четыре этапа, В.П. Грицкевич, Дж. Р Уокер - пять. В качестве критерия деления берутся различные критерии: социальные предпосылки, технико-экономические, изобретение новых транспортных средств, мотивы путешествий. Необходимо отметить, что в настоящее время в учебной литературе устоялся стереотип периодизации истории развития туризма, состоящий из четырех этапов:

Первый этап - от древности до начала XIX века.

Второй этап - от начала XIX века до начала XX века.

Третий этап - от начала XX века до Второй мировой войны.

Четвертый этап - после Второй мировой войны до наших дней

1-й этап - предыстория туризма. Начало этого этапа относят к античному периоду. В античные времена основными мотивами путешествия были торговля, образование, паломничество, лечение. С целью изучения новых территорий отправлялись в дальние путешествия древнегреческие ученые и исследователи других стран (Геродот - V век до н.э., Пифей - IV век до н.э.).

2-й этап - элитарный туризм (начало ХIХ - начало ХХ века). В ХIХ веке путешествия становятся доступнее: появилась паровая машина, затем первый пароход "Принц Оранский" (1816 г.), первый паровоз (1825). В 1835 году общая протяженность железных дорог в мире составила 2,5 тыс. км. Преобразуется мотивация туристов - теперь они путешествуют, чтобы восстановить силы и узнать мир.

3-ий этап - начало социального туризма. Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х годов и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с тем, именно в этот период появляются элементы массового туризма, который достиг своего расцвета в послевоенные десятилетия.

4-ый этап - массовой туризм. В этот период туризм приобретает массовый характер. Из предмета роскоши он превратился в потребность для большинства населения развитых стран. Формируется индустрия отдыха и развлечений со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством.

Итак, назовем четыре основные стадии (этапы) в истории развития туризма.

Первая - от древнейших времен до конца XVIII - начала XIX века. Это стадия начала развития мирового туризма.

Вторая - начало XIX века. до конца Первой мировой войны - период становления организованного тури Факторы, вызывающие потребность в туризме, могут быть сведены к трем основным группам: познавательные, региональные, экономические.
К группе познавательных факторов относится интерес к историческим, культурным, хозяйственным и природно-климатическим достопримечательностям.
К группе региональных факторов относятся события в данном регионе, которые могут стать причиной посещения региона туристами, например театральные и музыкальные фестивали, кинофестивали, спортивные соревнования разного рода (олимпиады, игры доброй воли, спартакиады, всесоюзные состязания и т.п.), ярмарки, карнавалы, выставки и т.п.
В группу экономических факторов включаются социально-экономические условия путешествия. К ним относятся сфера услуг, транспортная система, сфера розничной торговли и предприятий питания, в том числе магазины для иностранных туристов, реализующих товары по низким ценам.зма.

Третья - от 1918 р. до конца Второй мировой войны - этап индустриализации туризма.

Четвертая - с 1945 г. до наших дней. Связана с массовым развитием туризма и процессом глобализации.

ЛЕКЦИЯ 2

1. Зарождению массового туризма способствовало развитие промышленности, а как следствие — разграничение свободного времени, появление оплачиваемых отпусков. Кроме того, революционное развитие транспорта — появление парохода, паровоза, расширение сети дорог также сыграло важную роль.

2. В 1841 году миссионер англичанин Томас Кук открыл в Лондоне первое в мире туристическое бюро.

3. Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств (ФУААВ) была создана в 1966 году как международная неправительственная организация с целью объединения и укрепления национальных ассоциаций и союзов туристских бюро и агентств путем оказания им профессиональной и технической помощи. Секретариат ФУААВ находится в Брюсселе (Бельгия). Официальные языки - английский, французский, испанский.

4. Ставрополье - один из регионов России, о которых по праву можно сказать, что они специально созданы для туризма.

5. Социально-экономические факторы – развитие места отдыха (язык, экономический и культурный уровень развития страны). Туризм в современном мире рассматривается как социально-экономическое явление, оказывающее прямое и опосредованное влияние на развитие всей связанной с ним инфраструктуры. Современный туризм базируется на высоком уровне развития транспорта, социальной сферы и сферы услуг, что, в конечном счете, превращает его в высокодоходную отрасль экономики.

6. ВТО была создана в 1975 году.

7. 27 августа

8. Причины, определившие бурное развитие туризма во второй половине 20 века:

- бурное развитие страны;

- строительство Суэцкого и Панамского каналов и переоснащение водного транспорта пароходами;

- в начале 20 столетия началась история развития авиационного транспорта;

- 1915 году автобус стал доступным и распространенным транспортом;

- в начале 20 века появляются гостиницы,. В которых удобства в номерах считались высоким качеством сервиса.

Причины, определяющие бурное развитие туризма в настоящее время:

- инвестиции правительства в инфраструктуру, а иногда и в дорогостоящую материально-техническую базу туризма стимулируют инвестирование со стороны многочисленных предприятий малого бизнеса;

- выручка от туризма быстро распределяется среди самых широких слоев населения принимающего региона, то есть экономическую выгоду получает все общество;

- Туристский рынок выполняет многочисленные функции: информационную, посредническую, регулирующую, ценообразующую, стимулирующую, созидательно-разрушительную и дифференцирующую; однако в качестве его основополагающих функций можно выделить следующие.

9. Факторы, вызывающие потребность в туризме, могут быть сведены к трем основным группам: познавательные, региональные, экономические.
К группе познавательных факторов относится интерес к историческим, культурным, хозяйственным и природно-климатическим достопримечательностям.
К группе региональных факторов относятся события в данном регионе, которые могут стать причиной посещения региона туристами, например театральные и музыкальные фестивали, кинофестивали, спортивные соревнования разного рода (олимпиады, игры доброй воли, спартакиады, всесоюзные состязания и т.п.), ярмарки, карнавалы, выставки и т.п.
В группу экономических факторов включаются социально-экономические условия путешествия. К ним относятся сфера услуг, транспортная система, сфера розничной торговли и предприятий питания, в том числе магазины для иностранных туристов, реализующих товары по низким ценам.

10.-качество;
-надежность;
-безопасность;
-оправданность цены;
-сегментация потребителя;
-сезонная дифференциация цен;
- дифференцированная система скидок.

11. ВТО прогнозирует бурное развитие выездного туризма. Крупнейшими странами - поставщиками туристов в 2020 г. будут: Германия (около 163 млн поездок), Япония (141 млн), США (123 млн), Китай (100 млн) и Великобритания (96 млн). Россия, жители которой получили возможность массовых выездов за рубеж только в 1991 г., поставит на международный рынок путешествий к 2020 г. около 30 млн туристов.

В ближайшие десять лет туризм останется крупнейшим источником создания новых рабочих мест в европейских странах и в ряде стран других регионов. Прогнозируется дальнейшая дифференциация предложения туристского продукта, имеющая целью все более широкий охват потребителей с разнообразными возможностями и потребностями. Например, есть немало людей, которым требуется отдых с полным отключением от каждодневных забот, поэтому возрастает популярность курортов, работающих по системе «all-inclusive». Прогнозируется дальнейший процесс концентрации капиталов, создание крупных интернациональных компаний и корпораций. Сохранится тенденция интеграционных процессов в сфере туризма.

12. ВТО также прогнозирует, что время, которое люди будут выделять на свой отдых, будет сокращаться. Согласно исследованиям, путешественники XXI в. будут «богаты деньгами, но бедны временем». В результате они будут искать туристский продукт, включающий в себя максимум удовольствий в минимальный отрезок времени. Будут процветать тематические парки и круизные путешествия, поскольку люди смогут посетить несколько мест за короткий срок.

ВТО также прогнозирует, что время, которое люди будут выделять на свой отдых, будет сокращаться. Согласно исследованиям, путешественники XXI в. будут «богаты деньгами, но бедны временем». В результате они будут искать туристский продукт, включающий в себя максимум удовольствий в минимальный отрезок времени. Будут процветать тематические парки и круизные путешествия, поскольку люди смогут посетить несколько мест за короткий срок.

13. В прогнозе развития, сделанном ВТО по результатам исследования «Tourism: 2020 Vision», определены самые перспективные туристские направления (табл.2.3) и виды туризма XXI столетия. Наиболее популярными видами туризма к 2020 г. станут: приключенческий, экологический, культурно-познавательный, тематический и круизы.

14. В прогнозе развития, сделанном ВТО по результатам исследования «Tourism: 2020 Vision», определены самые перспективные туристские направления (табл.2.3) и виды туризма XXI столетия. Наиболее популярными видами туризма к 2020 г. станут: приключенческий, экологический, культурно-познавательный, тематический и круизы.

Рост выездного туризма из стран Европы и Средиземноморья будет замедляться, тогда как темпы увеличения числа поездок за границу в странах Юго-Восточной Азии останутся довольно высокими, несмотря на экономические трудности в регионе.

15. В современной научной литературе по туризму можно найти различные подходы к вопросу о периодизации истории международного туризма. Выделяется несколько групп критериев. Согласно одним из них, периодизация истории туризма связывается с определенными странами, в которых наиболее активно развивается туризм в те или иные исторические периоды. Другие критерии связывают периодизацию развития туризма с историческими этапами развития, с той или иной периодизацией истории, принятой в современных науках. Третий критерий увязывают выделение периодов развития туризма с содержательными, структурными изменениями, которые происходят в самом туризме.

Рассмотрим варианты периодизации туризма. В первом случае история туризма связывается с развитием средств транспорта, которые используются во время путешествий. Так, американский ученый Дж. Уокер полагает, что историю туризма можно условно разделить на пять периодов (или эпох). Самым первым периодом он считал предындустриальный, когда люди использовали крайне примитивные средства передвижения. Последующие четыре эпохи связаны с изобретением новых транспортных средств. Это век железных дорог, далее следует век автомобиля, век реактивных авиалайнеров и, наконец, век круизов на морских лайнерах.

16. 1. Просветительский период (до 90-х г. XIX в.)
2.Предпринимательский период (1890-1917 гг.) 19-20 в
3.Туристско -экскурсионная работа в 1917 -1930 гг.
4.Организационно -централизованный период (1930-1970 гг.)
5. Административно -нормативный период (1970-1990 гг.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: