Модель личности современного педагога
Выполняя свою деятельность педагог руководствуется тремя важными критериями: профессиональные, личностные качества и способности. Освоение этих критериев впоследствии позволяет специалисту в полной мере выполнять свои обязанности посредством детального построения учебных планов и программ, соответственно предъявляемых требований.
Если проанализировать профессиональные и личностные качества, которыми в силу профессии обязан обладать педагог, мы придем к выводу, что не каждый человек может быть обучен профессии учителя. Для полномерного изучения профессии и ее глубокого освоения, необходимо обладать психологической предрасположенностью. Помимо этого, человек должен иметь определенный набор личностных качеств и способностей для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей.
Для формирования модели учителя, личность должна обладать такими качествами как:
· Наблюдательность.
· Целеустремленность.
· Трудолюбие.
· Настойчивость.
· Скромность.
· Ораторские способности.
· Артистичность.
Помимо личностных качеств, педагог должен обладать и определенными профессиональными качествами.
приобретенные за период профессионального обучения специальные знания, навыки, умения, модели поведения, способы мышления и методы ведения деятельности.
Кроме описанных компонентов профессионализма, хорошо подготовленный педагог должен обладать:
· Эрудицией.
· Преданностью к своему труду.
· Научной увлеченностью.
· Глубокими познаниями своей области преподавания.
· Методиками ведения деятельности.
· Психологической подготовкой.
· Широким культурным кругозором.
Полученные профессиональные качества, это фундамент, на котором базируется высокое профессиональное мастерство педагога.
Стоит отметить, что в сфере образования произошел ряд преобразований, которые позволяют в полной мере реализовать компетентностный подход. Он позволяет грамотно построить обучающий процесс, в соответствии с требованиями и нормами установленными государством и раскрыть способности обучающихся.
Профессиональная компетентность ни что иное как целостность личностных и профессиональных качеств учителя позволяющих обозначить способность эффективного решения задач возникающих в процессе ведения деятельности.
В компетентностную модель современного учителя можно включить:
· Профессиональные качества.
· Цели, ценности, принципы.
· Ключевые компетенции.
· Педагогические технологии, методики, способы.
· Профессиональные позиции.
Подводя итоги, можно отметить, что характерными качествами современного педагога являются целенаправленность, активность, способность к саморегуляции, обладание сформированным педагогическим сознанием, определенными психологическими свойствами позволяющими осуществлять деятельность с высокой эффективностью и в рамках установленных норм. Также, важным элементом является профессиональная компетентность, определяющая качество работы преподавателя.
Портрет личности современного студента
Наше время можно смело назвать информационным. Человеку порой бывает трудно разобраться в огромном количестве информации,оторая поступает к человеку извне. Если трудно взрослому человеку умудренному опытом, то ребенку, ученику – еще сложнее.
Какое место занимает ученик\студент в этом информационном мире? Для начала попытаемся определить, каков же современный ученик? В словаре Ожегова С.И. дается следующее определение ученика:
1. Учащийся средней школы, профессионального технического училища.
2. Человек, который чему-нибудь учится у кого-нибудь.
3. Последователь какого-нибудь учения, тот, кто изучает что-нибудь под руководством кого-нибудь.
С учетом определений можно сказать, нашего «информационного» времени – это тот ученик, который не только получает готовую информацию от учителя, но и самостоятельно извлекает информацию из других источников.
Сложность заключается в том, что не все дети способны адекватно оценить весь поток предоставленной информации. Современный ребенок использует технические средства чаще в развлекательных целях.
Если перед нами стоит задача оценить современного ученика, мы будем руководствоваться следующими критериями:
· Здоровье
· Использование современных технологий
· Индивидуально-психологические особенности
· Интерес к процессу обучения
· Личные качества
Среди положительных оценок выделяют увлечения, личные качества, саморазвитие, организационные способности, компьютерную грамотность, взаимодействие и высокую мотивацию.
Среди отрицательных оценок выделяют отсутствие дисциплины, безответственность и отсутствие интереса, облик невоспитанного и недовольного подростка.
Как бы то ни было, современный ученик интересен, необычен, индивидуален, талантлив. Он требует современных подходов к обучению. И задача родителей, школы, педагогического коллектива, служб сопровождения – оказание помощи и поддержки в нравственно-ценностной ориентации современного ученика и будущего поколения.