Справедливость и свобода




ВОПРОС. Мораль

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.

Мораль (от лат. moralis, mores — нравственный, относящийся к нраву, характеру) — форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

Развитие норм морали.

1) Табу (полинезийское слово, не поддающееся однозначному переводу на совр. языки). Её сущность - жесткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.). Характер нормы - распространяется на членов данной общины. Поддерживается: мистической боязнью определенных актов или существ.

2) Обычай. Её сущность - исторически сложившаяся и распространенная в обществе форма действий, повторяющаяся в определенных обстоятельствах. Характер нормы - распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора. Поддерживается: авторитетом общественного мнения.

3) Традиция (лат. traditio — передача). Её сущность - разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения. Характер нормы и форма поддержки аналогичные предыдущему пункту.

4) Моральные правила. Её сущность - концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни. Характер нормы - распространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение. Поддерживается: идеями добра и зла и авторитетом общественного мнения.

Первые три формы норм морали возникают в родовом строе, последняя – при его разложении.

По вопросу происхождения морали имеется ряд точек зрения:

— натуралистический подход — мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития;
— теологический подход — мораль дарована человеку Богом;
— социологический подход — мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей;
— культурологический подход — мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей.

Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.

С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.

Моральные требования и представления: нормы поведения («не лги»; «не укради»; «неубий»; «почитай старших» и т. д.); моральные качества (доброжелательность; справедливость; мудрость и т. д.); нравственные принципы (коллективизм — индивидуализм; эгоизм — альтруизм и т. д.); морально-психологические механизмы (долг, совесть); высшие моральные ценности (смысл жизни; свобода; счастье и т. д.).

Понятия «мораль» и «нравственность» (рус. вариант лат. термина «мораль» происходит от слова «нрав») многие мыслители отождествляют, т.е. рассматривают их как синонимы. И все же следует учитывать и «тонкости» дискуссионного подхода, согласно которому понятия «мораль» и «нравственность» разводятся.

Понятие «мораль» - это специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни.
Понятие «нравственность» - это принципы реального практического поведения: людей, в котором строгость высокоморальных норм значительно смягчена, т.е. в данное понятие вкладывается более «житейское», «приземленное» значение.

Что должно быть, к чему человек должен стремиться (мир должного)
Реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни (мир сущего)

Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность, называют этикой (от гр. ethos — обычай). Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные ее системы.

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.

Мораль и право: общее и различия.

Общее у норм морали и норм права:

1. являются в системе социальных норм самыми универсальными, распространяющимися на все общество;
2. имеют один объект регулирования — общественные отношения;
3. выступают мерой свободы в обществе;
4. связаны с категорией «социальная справедливость»;
5. имеют сходную структуру.

Различия у норм морали и норм права:

1. Нормы морали формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражаются в общественном мнении. Нормы права установлены или санкционированы государством, официально зафиксированы в юридических актах.

2. Нормы морали исполняются в силу привычки, внутренних побуждений. Нормы права обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся.

3. Нормы морали - их реализация не нуждается в организованной принудительной силе. Гарант: совесть индивида, общественное мнение, общественная оценка поведения людей. Нормы права - их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения.

4. Нормы морали дают больший простор для их толкования, чем правовые нормы. Нормы права - для них характерна большая, чем для норм морали, конкретность содержания, определенность формулировок.

5. Нормы морали регулируют отношения, подконтрольные и неподконтрольные государству (отношения дружбы, любви и т. д.). Нормы права регулируют отношения, подконтрольные государству.

6. Нормы морали регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого. Нормы права регулируют общественные отношения с позиций законного и незаконного, правомерного и неправомерного.

Важнейшие функции морали в обществе

— Регулятивная — регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни.

— Ценностно-ориентационная — утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию.

— Мотивационная — моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т.е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.

— Конститутивная (от лат. constitus — утвердившийся, установленный) — принципы нравственности — высшие, главенствующие над всеми другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность недопустима нигде.

— Координационная — обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей.

В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.

Нравственная культура личности — степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Нравственная культура личности является показателем того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества.

Под воздействием разнообразных факторов: жизненного опыта, воспитания, этического просвещения и искусства — личность с той или иной степенью полноты аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества.

Задача формирования нравственной культуры личности заключается в том, чтобы достигнуть оптимального сочетания традиционного и творческого элементов, соединить конкретный опыт личности с богатством общественной морали.

Формирование нравственной культуры личности проходит следующие этапы:

1 этап. Формируется элементарная нравственность. Основана на послушании и подражании. Главный мотив нравственного поведения - страх, боязнь наказания («Что со мной сделают?»). Характерна для детей и некоторых инфантильных людей взрослого возрасти.

2 этап. Формируется конфенциональная нравственность. Основана на общественном мнении окружающих. Главный мотив нравственного поведения - стыд, честь («Что обо мне подумают?»).

3 этап. Формируется автономная нравственность. Основана на саморегуляции. Главный мотив нравственного поведения – совесть («Что я сам о себе подумаю?»).

Последние две формы нравственности характерны для взрослых людей.

Нравственная культура личности представляет собой целостную систему элементов.

Структура нравственной культуры личности: культура этического мышления (умение человека различать добро и зло, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации и т. д.); культура чувств (степень развитости, «очеловеченности» чувств, эмоциональной одухотворенности человека, способность к сочувствию, сопереживанию); культура поведения (совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения); этикет (уровень приверженности человека к правилам, регламентирующим форму, манеры поведение в обществе).

Можно выделить несколько этических принципов, которые постепенно все больше утверждаются в сознании людей и играют основополагающую роль в современной нравственной культуре.

Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности:

1. «Золотое правило» нравственности - в религиозно-философских изысканиях у разных народов (в Китае, Индии, Греции) с середины I тыс. до н. э. на смену принципу «Жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб» стало выдвигаться «золотое правило» нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Это правило требует, чтобы никто не ставил себя в исключительное положение по сравнению с другими, и тем самым устанавливает равенство между людьми.

2. Моральная автономия личности - этот принцип — завоевание Нового времени. Он означает, что личность самостоятельно осуществляет выбор нравственных принципов и способов своих действий, а потому несет ответственность за свой выбор перед самой собой и перед человечеством. Автономия личности предполагает, что о человеке следует судить по его личным качествам и поступкам, а не по происхождению, цвету кожи, религиозным убеждениям, принадлежности к социальной группе и т. д. Этот принцип предполагает не только уважение к человеку, но и наличие у него самоуважения, чувства собственного достоинства.

3. Гуманизм - человеколюбие, признание единства, забота о благополучии и счастье каждого человека. Этот принцип требует отказа от всех форм насилия над личностью. Он утверждает социальное равенство людей, а также «естественные права» каждого человека на жизнь, свободу, охрану здоровья, духовное развитие и др.

Таким образом, нравственная культура личности — это знание общих моральных принципов, способность «переплавить» их в глубокие прочувственные убеждения, умение применять нормы поведения, находить адекватную им форму поступка.

 

ВОПРОС Понятие, предмет и система курса. Основные понятия морали и этики.

Среди отраслей этической науки выделяют профессиональ­ную этику. Термин "профессиональная этика" обычно употребляется для обозначения не столько отрасли этической теории, сколько своеобразного нравственного кодекса людей определенной про­фессии. Таковы, к примеру, "клятва Гиппократа", Кодекс чести судьи.

Профессиональная этика обусловлена особенностями не­которых профессий, корпоративными интересами, профессио­нальной культурой. Люди, выполняющие одинаковые или близкие профессиональные функции, вырабатывают специ­фические традиции, объединяются на основе профессиональ­ной солидарности, поддерживают репутацию своей социаль­ной группы.

Таким образом, профессиональная этика — это прежде всего специфический нравственный кодекс людей определенной про­фессии. Д. П. Котов высказывает иное мнение, считая, что сле­дует различать понятия "профессиональная мораль (нравствен­ность)" и "профессиональная этика", понимая под последней лишь раздел этической науки1.

Профессиональная этика — это совокупность правил пове­дения определенной социальной группы, обеспечивающая нрав­ственный характер взаимоотношений, обусловленных или со­пряженных с профессиональной деятельностью, а также от­расль науки, изучающая специфику проявлений морали в раз­личных видах деятельности.


^ Предмет этики права. Сегодня в нашем обществе возрождается интерес к человеку. И этика, и право становятся дисциплинами человековедческими. Человек — вот что их объединяет. На этом фоне есте­ственным образом возникают новые направления научного анализа, как философия нрава или связанные с разработкой практического права (такие направления, как частное право, региональное право и т.п.). Обращение к философии права — это попытка увидеть место права в жизни современного чело­века. Философия права — это наука о познавательных ценно­стных и социальных основах права, учение о смысле права, то есть о том, в результате каких универсальных причин и ради каких универсальных целей человек устанавливает право.

Этика права — это в определенной мере есть и философия
права. В гоже время этика права имеет свои особенности. Фи­лософия претендует на объективный обзор различных школ и
направлений, некий взгляд со стороны, охватывающий всю со­вокупность правовых теорий и их мировоззренческих основа­ний. Этика права выбирает лишь один аспект. Он состоит, во-
первых, не в рассмотрении права, а в рассмотрении человека в
праве, во-вторых, в анализе ценностного отношения человека
к праву. Это отношение предполагает такую оценку человеком правовых реалий, которая всегда индивидуально избирательна и внутренне свободна, оценку, которая носит нравственный характер и связана с представлением человека о свободе, спра­ведливости, добре и зле, о долге перед другими и перед собой.


Объектоцентристское мировоззрение рассматривает чело­века как результат естественноисторического процесса. В со­ответствии с этой точкой зрения развитие человека опреде­ляется условиями (экономическими, политическими, техни­ческими). Высшей фазой такого развития является разум че­ловека, на который общество возлагает большие надежды. При таком подходе трудно объяснить многое. В эту схему не впи­сывается человек нестандартный. С этих позиций невозможно понять: почему история нередко гуманизирует человека, по­чему человек плохо адаптируется к наличным социальным условиям, почему он не терпит нивелировки и бесконфликтного счастья и многое другое.

Субъектоцентристское мировоззрение воспринимает чело­века иначе. В этой парадигме человек содержит в себе все тай­ны бытия. Нельзя познать человека только рациональными ме­тодами. Он есть микрокосм, его мир не имеет четких очерта­ний. История есть "авантюра" саморазвития человека, сама объективная реальность есть результат развертывания внут­ренних сущностных сил человека.

 

ВОПРОС

Jus aeqetatem semper spectare debet

Судья должен всегда

иметь в виду справедливость.

(латинское изречение)

1.2 Современное понимание справедливости

Идея справедливости в ее связи с моральной оценкой политико-правовых

установлений не теряет своей актуальности и для современной социально-

политической мысли. Подтверждением этому может служить развернувшиеся в

1970-х и вновь разгоревшиеся в конце 1980-х годов дискуссии вокруг книги

Дж.Роулса “Теория справедливости”. Т.А.Алексеева характеризует учение

Дж.Роулса как деонтологический (связанный с учением о должном) либерализм,

который противостоит утилитаристскому либерализму, признающему пользу

единственной фундаментальной ценностью, в результате чего справедливость

оказывается лишь вытекающей из общественной пользы и блага. В противовес

утилитаристскому подходу теория Роулса утверждает самоценность права. В

этом смысле теория Роулса принадлежит к теории “возрожденного естественного

права”[21]. Именно приоритетное внимание к правам индивида (причем права

эти расширяются Роулсом засчет включения в их число некоторых

демократических свобод) должно стать основой для эффективного социального

сотрудничества, благодаря которому только и возможна реализация

справедливости[22].

В заключении данного раздела мы попытаемся подвести итоги нашему

разбору понятия справедливости. Справедливость есть понятие о должном,

соответствующее определенному пониманию сущности человека и его месте и

роли в обществе и мире. Понятие справедливости требует соответствия между

практической ролью различных и индивидов и социальных групп в жизни

общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями,

между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и

наказанием, заслугами людей и их общественным признанием, а также

эквивалентности взаимного обмена деятельностью и ее продуктами. Характер

требуемого соответствия зависит от конкретных исторических условий и

специфики данного общества - в этом относительность понятия справедливости.

Вместе с тем само требование справедливости, основанное на представлении о

некоторой норме, присуще всем типам общества и в этом смысле имеет

абсолютный характер. Для определения требуемого соответствия важную роль

играют понятия равенства и пропорциональности. Современное понимание

справедливости во многом обусловлено представлением о человеке,

сформированным в новоевропейской культуре. Это представление о человеке как

самостоятельном индивиде, обладающем неотъемлемыми правами и способным

самостоятельно контролировать и регулировать свое поведение в обществе на

основе некоторых общезначимых норм, связано с признанием первичности его и

его прав по отношению к любым организациям, в частности, государству, и их

благам. Представление о неотъемлемых правах человека сегодня имеет всеобщее

признание и закреплено в ряде международно-правовых документов, таких как

Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Заключительный акт

общеевропейского совещания по сотрудничеству и безопасности в Европе и др,

в результате чего права человека распространяются на сегодняшний день на

всех жителей планеты. Апелляция к правам человека означает, что

представление о справедливости на сегодняшний день не обосновывается каким

либо священным авторитетом и проблема справедливости может становиться

предметом обсуждения. Идея справедливости в ее современном понимании

связана с идеей о необходимости общественной (моральной) оценки

существующих установлений, законов и т.д. Как отмечает Т.А.Алексеева,

“проблемы справедливости встают на повестку дня, когда возникает

необходимость в общественной оценке деятельности соответствующих институтов

для того, чтобы сбалансировать легитимные конкурирующие интересы и

притязания членов общества”[23]. В этом смысле идея справедливости

соответствует тому различению закона и права, которое в нашем правоведении

проводится сторонниками “широкого” понимания права (Д.А.Керимов,

Э.Ю.Соловьев, В.С.Нерсесянц, В.А.Туманов и др.). Представления о правах и

совбодах человека, не всегда зафиксированных в текстах законов, содержатся

в моральном сознании, нередко предлагающем коррективы к текстам закона или

к их толкованию и применению. На это основана концепция “правового закона”.

Эта концепция, во-первых, исходит из того, что права и свободы человека

принадлежат ему от природы, ориентирует на обязательное выражениев

законодательстве соответствующих этому предсталению нравственных ценностей

и на оценку законодательства с этих позиций, во-вторых, эта концепция

ориентирует практику применения и толкования закона на максимальный учет

моральных критериев, в-третьих, приравнивая в общественном сознании

незакрепленные законом нравственные ценности к тем, которые уже получили

юридическую силу, она придает всем моральным ценностям силу закона,

содействуя укреплению их непререкаемости и авторитета.

Таким образом концепция правового закона отражает предполагаемое идеей

справедливости совершенствование правового регулирования с целью

максимально полного воплощения в нем моральных норм.

Справедли́вость — понятие о должном[1], содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния[2]: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём[1]; в экономической науке — требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса[3]. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость[2].Является одной из основных категорий этики[4].

История

Справедливость является важнейшей категорией социально-философской мысли, морального, правового и политического сознания. Многократно обращались к проблеме справедливости такие мыслители, как Г. Спенсер, Дж. Локк. В философии Древнего Востока и Древней Греции справедливость рассматривалась как внутренний принцип существования природы, как физический, космический порядок, отразившийся в социальном порядке.

 

Начиная с Аристотеля принято выделять два вида справедливости:

  1. Уравнительная — относится к отношениям равноправных людей по поводу предметов («равным — за равное»). Она относится не непосредственно к людям, а к их действиям, и требует равенства (эквивалентности) труда и оплаты, ценности вещи и ее цены, вреда и его возмещения. Отношения уравнительной справедливости требуют участия, по меньшей мере, двух лиц.
  2. Распределительная — требует пропорциональности в отношении к людям согласно тому или иному критерию («равное — равным, неравное — неравным», «каждому своё»). Отношения распределительной справедливости требуют участия по меньшей мере трех людей, каждый из которых действует для достижения одной цели в рамках организованного сообщества. Один из этих людей, распределяющий, является «начальником».

Уравнительная справедливость является специфическим принципом частного права, тогда как распределительная — принципом публичного права, являющегося совокупностью правил государства как организации.

Требования уравнительной и распределительной справедливости являются формальными, не определяя, кого следует считать равным или отличающимся, и не указывая на то, какие правила к кому применять. Различные ответы на эти вопросы дают различные концепции справедливости, которые дополняют формальное понятие справедливости содержательными требованиями и ценностями.

Справедливость и право

Существует мнение, что справедливость является философской категорией и носит оценочный характер, что не дает возможности ее однозначной трактовки, создания емкой и полной дефиниции справедливости. Взгляды ученых на правовую функцию справедливости противоречивы[10].

Справедливость и свобода

Видный американский экономист, нобелевский лауреат Милтон Фридман противопоставляет справедливость и свободу[11]:

Я не сторонник справедливости. Я сторонник свободы, а свобода и справедливость — это не одно и то же. Справедливость подразумевает, что некто будет оценивать что справедливо, а что — нет.

Биологические аспекты

По данным нейробиологов, за чувство справедливости отвечают ряд участков мозга, связанных с эмоциональной сферой человека[12].

Утверждают, что тяга к справедливости сформировалась на генетическом уровне в процессе племенного развития человека, поскольку предоставляла более «справедливым» племенам преимущества в выживании[13].

Религия

Каждая религия имеет свое понятие о справедливости, однако зачастую справедливые деяния по меркам одной религии невоспринимаются справедливыми в другой.

ВОПРОС

§ 3. Служебный этикет юриста

Этикет (фр. 'etiquette - ярлык, этикетка) - устойчивый порядок поведения, выражающий внешнее содержание принципов морали и состоящий из правил вежливого обхождения в обществе (манеры, одежда и др.). Устойчивый порядок поведения означает совокупность устоявшихся правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Ритуальные формы этикета имеют место в сфере дипломатических отношений (соблюдение так называемого дипломатического протокола).

Служебный этикет юриста - устойчивый порядок поведения юриста при выполнении служебных полномочий (напр., решении юридического дела), выражающий внешнее содержание принципов морали и состоящий из правил вежливого обхождения в обществе (манеры, формы обращения и приветствия, одежда и др.).

Этикет имеет правила, которые облачены в конкретные формы, представляющие собой единство двух сторон: этической (проявление заботы, уважения и др.) и эстетической (красота, изящество поведения).

Требования этикета в юридической практике приобретают особую значимость, так как являются строго регламентированным церемониалом, где определенные официальные формы поведения юриста не должны выходить за пределы жестко установленных рамок. Он выражается в системе правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с должностными лицами в соответствии с их рангом (к кому как следует обратиться, кого как должно титуловать), правил поведения в различных кругах. Строгое соблюдение правил служебного этикета - важное условие высокой этической и эстетической культуры поведения юриста.

Специфика юридической деятельности такова, что юристу ежедневно приходится сталкиваться с большим количеством людей и поэтому очень трудно выбрать правила поведения с каждым. Реальные обстоятельства настолько разнообразны, что никакие правила и нормы не в состоянии охватить их полностью. Однако можно выделить главные из них, которыми должен руководствоваться юрист во время осуществления своей профессиональной работы.

Основные этико-эстетические правила взаимоотношений между юристом и иными участниками решения юридического дела:

Чувство такта - чувство эмоционального сопереживания с каждым из участников решения юридического дела.

Чувство такта помогает определить должную меру в выражениях и поступках.

Такт предполагает внимательное отношение к личности собеседника, умение юриста корректно обойти по возможности вопросы, которые могут вызвать неловкость у окружающих.

Важно постоянно помнить, что соблюдение этикета и проявление такта - неотъемлемая часть духовной культуры юриста как служебного лица, тем более личности руководителя. В этом смысле руководитель должен быть образцом для своих подчиненных, так как грубость и несдержанность роняет не только его авторитет, но и порождает конфликтные ситуации в коллективе.

Чувство такта должно проявляться в различных формах делового общения юриста:

повседневное служебное общение (прием посетителей, посещение граждан по месту жительства, участие в совещаниях, заседаниях и т.д.);

специфические формы служебного общения (руководитель и подчиненные, между коллегами);

экстремальные формы общения (во время обыска, задержания и т.п.);

невербальные и неспецифические формы общения (телефон, деловая переписка, выступления по радио, телевидению и т.п.).

Эти и другие формы делового общения юриста требуют своих принципов, правил и норм, которые раскрывают и дополняют чувство такта. Корректность - сдержанность в словах и манерах, исключение нелепых вопросов, чрезмерной настойчивости и т.п.

Вежливость - внешнее проявление доброжелательности, обращение по имени и отчеству, душевное расположение.

Любезность - готовность оказать услугу тому, кто в этом нуждается. Точность - своевременность выполнения обещанного или порученного дела.

Высокая самоорганизованность - планирование деятельности и действия, направленные на выполнение плана и др.

Формула успеха юриста может быть представлена так:

G = (x + y + z) K,

где G - успех,

х - компетентность (профессионализм),

у - работоспособность,

z - умение быть сдержанным,

К - коэффициент такта (обаяния).

Главное, чтобы за строгим соблюдением этикета не было скрытого неуважения, недоброжелательности к людям. Если этикет будет иметь чисто внешнюю, оторванную от своего нравственного содержания, форму, строго канонизированный характер, он превратиться в официальную форму лицемерия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: