ВОПРОС. Мораль
Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.
Мораль (от лат. moralis, mores — нравственный, относящийся к нраву, характеру) — форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.
Развитие норм морали.
1) Табу (полинезийское слово, не поддающееся однозначному переводу на совр. языки). Её сущность - жесткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.). Характер нормы - распространяется на членов данной общины. Поддерживается: мистической боязнью определенных актов или существ.
2) Обычай. Её сущность - исторически сложившаяся и распространенная в обществе форма действий, повторяющаяся в определенных обстоятельствах. Характер нормы - распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора. Поддерживается: авторитетом общественного мнения.
3) Традиция (лат. traditio — передача). Её сущность - разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения. Характер нормы и форма поддержки аналогичные предыдущему пункту.
4) Моральные правила. Её сущность - концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни. Характер нормы - распространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение. Поддерживается: идеями добра и зла и авторитетом общественного мнения.
Первые три формы норм морали возникают в родовом строе, последняя – при его разложении.
По вопросу происхождения морали имеется ряд точек зрения:
— натуралистический подход — мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития;
— теологический подход — мораль дарована человеку Богом;
— социологический подход — мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей;
— культурологический подход — мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей.
Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.
С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.
Моральные требования и представления: нормы поведения («не лги»; «не укради»; «неубий»; «почитай старших» и т. д.); моральные качества (доброжелательность; справедливость; мудрость и т. д.); нравственные принципы (коллективизм — индивидуализм; эгоизм — альтруизм и т. д.); морально-психологические механизмы (долг, совесть); высшие моральные ценности (смысл жизни; свобода; счастье и т. д.).
Понятия «мораль» и «нравственность» (рус. вариант лат. термина «мораль» происходит от слова «нрав») многие мыслители отождествляют, т.е. рассматривают их как синонимы. И все же следует учитывать и «тонкости» дискуссионного подхода, согласно которому понятия «мораль» и «нравственность» разводятся.
Понятие «мораль» - это специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни.
Понятие «нравственность» - это принципы реального практического поведения: людей, в котором строгость высокоморальных норм значительно смягчена, т.е. в данное понятие вкладывается более «житейское», «приземленное» значение.
Что должно быть, к чему человек должен стремиться (мир должного)
Реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни (мир сущего)
Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность, называют этикой (от гр. ethos — обычай). Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные ее системы.
Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.
Мораль и право: общее и различия.
Общее у норм морали и норм права:
1. являются в системе социальных норм самыми универсальными, распространяющимися на все общество;
2. имеют один объект регулирования — общественные отношения;
3. выступают мерой свободы в обществе;
4. связаны с категорией «социальная справедливость»;
5. имеют сходную структуру.
Различия у норм морали и норм права:
1. Нормы морали формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражаются в общественном мнении. Нормы права установлены или санкционированы государством, официально зафиксированы в юридических актах.
2. Нормы морали исполняются в силу привычки, внутренних побуждений. Нормы права обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся.
3. Нормы морали - их реализация не нуждается в организованной принудительной силе. Гарант: совесть индивида, общественное мнение, общественная оценка поведения людей. Нормы права - их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения.
4. Нормы морали дают больший простор для их толкования, чем правовые нормы. Нормы права - для них характерна большая, чем для норм морали, конкретность содержания, определенность формулировок.
5. Нормы морали регулируют отношения, подконтрольные и неподконтрольные государству (отношения дружбы, любви и т. д.). Нормы права регулируют отношения, подконтрольные государству.
6. Нормы морали регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого. Нормы права регулируют общественные отношения с позиций законного и незаконного, правомерного и неправомерного.
Важнейшие функции морали в обществе
— Регулятивная — регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни.
— Ценностно-ориентационная — утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию.
— Мотивационная — моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т.е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.
— Конститутивная (от лат. constitus — утвердившийся, установленный) — принципы нравственности — высшие, главенствующие над всеми другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность недопустима нигде.
— Координационная — обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей.
В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.
Нравственная культура личности — степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Нравственная культура личности является показателем того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества.
Под воздействием разнообразных факторов: жизненного опыта, воспитания, этического просвещения и искусства — личность с той или иной степенью полноты аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества.
Задача формирования нравственной культуры личности заключается в том, чтобы достигнуть оптимального сочетания традиционного и творческого элементов, соединить конкретный опыт личности с богатством общественной морали.
Формирование нравственной культуры личности проходит следующие этапы:
1 этап. Формируется элементарная нравственность. Основана на послушании и подражании. Главный мотив нравственного поведения - страх, боязнь наказания («Что со мной сделают?»). Характерна для детей и некоторых инфантильных людей взрослого возрасти.
2 этап. Формируется конфенциональная нравственность. Основана на общественном мнении окружающих. Главный мотив нравственного поведения - стыд, честь («Что обо мне подумают?»).
3 этап. Формируется автономная нравственность. Основана на саморегуляции. Главный мотив нравственного поведения – совесть («Что я сам о себе подумаю?»).
Последние две формы нравственности характерны для взрослых людей.
Нравственная культура личности представляет собой целостную систему элементов.
Структура нравственной культуры личности: культура этического мышления (умение человека различать добро и зло, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации и т. д.); культура чувств (степень развитости, «очеловеченности» чувств, эмоциональной одухотворенности человека, способность к сочувствию, сопереживанию); культура поведения (совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения); этикет (уровень приверженности человека к правилам, регламентирующим форму, манеры поведение в обществе).
Можно выделить несколько этических принципов, которые постепенно все больше утверждаются в сознании людей и играют основополагающую роль в современной нравственной культуре.
Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности:
1. «Золотое правило» нравственности - в религиозно-философских изысканиях у разных народов (в Китае, Индии, Греции) с середины I тыс. до н. э. на смену принципу «Жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб» стало выдвигаться «золотое правило» нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Это правило требует, чтобы никто не ставил себя в исключительное положение по сравнению с другими, и тем самым устанавливает равенство между людьми.
2. Моральная автономия личности - этот принцип — завоевание Нового времени. Он означает, что личность самостоятельно осуществляет выбор нравственных принципов и способов своих действий, а потому несет ответственность за свой выбор перед самой собой и перед человечеством. Автономия личности предполагает, что о человеке следует судить по его личным качествам и поступкам, а не по происхождению, цвету кожи, религиозным убеждениям, принадлежности к социальной группе и т. д. Этот принцип предполагает не только уважение к человеку, но и наличие у него самоуважения, чувства собственного достоинства.
3. Гуманизм - человеколюбие, признание единства, забота о благополучии и счастье каждого человека. Этот принцип требует отказа от всех форм насилия над личностью. Он утверждает социальное равенство людей, а также «естественные права» каждого человека на жизнь, свободу, охрану здоровья, духовное развитие и др.
Таким образом, нравственная культура личности — это знание общих моральных принципов, способность «переплавить» их в глубокие прочувственные убеждения, умение применять нормы поведения, находить адекватную им форму поступка.
ВОПРОС Понятие, предмет и система курса. Основные понятия морали и этики.
Среди отраслей этической науки выделяют профессиональную этику. Термин "профессиональная этика" обычно употребляется для обозначения не столько отрасли этической теории, сколько своеобразного нравственного кодекса людей определенной профессии. Таковы, к примеру, "клятва Гиппократа", Кодекс чести судьи.
Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий, корпоративными интересами, профессиональной культурой. Люди, выполняющие одинаковые или близкие профессиональные функции, вырабатывают специфические традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей социальной группы.
Таким образом, профессиональная этика — это прежде всего специфический нравственный кодекс людей определенной профессии. Д. П. Котов высказывает иное мнение, считая, что следует различать понятия "профессиональная мораль (нравственность)" и "профессиональная этика", понимая под последней лишь раздел этической науки1.
Профессиональная этика — это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности.
^ Предмет этики права. Сегодня в нашем обществе возрождается интерес к человеку. И этика, и право становятся дисциплинами человековедческими. Человек — вот что их объединяет. На этом фоне естественным образом возникают новые направления научного анализа, как философия нрава или связанные с разработкой практического права (такие направления, как частное право, региональное право и т.п.). Обращение к философии права — это попытка увидеть место права в жизни современного человека. Философия права — это наука о познавательных ценностных и социальных основах права, учение о смысле права, то есть о том, в результате каких универсальных причин и ради каких универсальных целей человек устанавливает право.
Этика права — это в определенной мере есть и философия
права. В гоже время этика права имеет свои особенности. Философия претендует на объективный обзор различных школ и
направлений, некий взгляд со стороны, охватывающий всю совокупность правовых теорий и их мировоззренческих оснований. Этика права выбирает лишь один аспект. Он состоит, во-
первых, не в рассмотрении права, а в рассмотрении человека в
праве, во-вторых, в анализе ценностного отношения человека
к праву. Это отношение предполагает такую оценку человеком правовых реалий, которая всегда индивидуально избирательна и внутренне свободна, оценку, которая носит нравственный характер и связана с представлением человека о свободе, справедливости, добре и зле, о долге перед другими и перед собой.
Объектоцентристское мировоззрение рассматривает человека как результат естественноисторического процесса. В соответствии с этой точкой зрения развитие человека определяется условиями (экономическими, политическими, техническими). Высшей фазой такого развития является разум человека, на который общество возлагает большие надежды. При таком подходе трудно объяснить многое. В эту схему не вписывается человек нестандартный. С этих позиций невозможно понять: почему история нередко гуманизирует человека, почему человек плохо адаптируется к наличным социальным условиям, почему он не терпит нивелировки и бесконфликтного счастья и многое другое.
Субъектоцентристское мировоззрение воспринимает человека иначе. В этой парадигме человек содержит в себе все тайны бытия. Нельзя познать человека только рациональными методами. Он есть микрокосм, его мир не имеет четких очертаний. История есть "авантюра" саморазвития человека, сама объективная реальность есть результат развертывания внутренних сущностных сил человека.
ВОПРОС
Jus aeqetatem semper spectare debet
Судья должен всегда
иметь в виду справедливость.
(латинское изречение)
1.2 Современное понимание справедливости
Идея справедливости в ее связи с моральной оценкой политико-правовых
установлений не теряет своей актуальности и для современной социально-
политической мысли. Подтверждением этому может служить развернувшиеся в
1970-х и вновь разгоревшиеся в конце 1980-х годов дискуссии вокруг книги
Дж.Роулса “Теория справедливости”. Т.А.Алексеева характеризует учение
Дж.Роулса как деонтологический (связанный с учением о должном) либерализм,
который противостоит утилитаристскому либерализму, признающему пользу
единственной фундаментальной ценностью, в результате чего справедливость
оказывается лишь вытекающей из общественной пользы и блага. В противовес
утилитаристскому подходу теория Роулса утверждает самоценность права. В
этом смысле теория Роулса принадлежит к теории “возрожденного естественного
права”[21]. Именно приоритетное внимание к правам индивида (причем права
эти расширяются Роулсом засчет включения в их число некоторых
демократических свобод) должно стать основой для эффективного социального
сотрудничества, благодаря которому только и возможна реализация
справедливости[22].
В заключении данного раздела мы попытаемся подвести итоги нашему
разбору понятия справедливости. Справедливость есть понятие о должном,
соответствующее определенному пониманию сущности человека и его месте и
роли в обществе и мире. Понятие справедливости требует соответствия между
практической ролью различных и индивидов и социальных групп в жизни
общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями,
между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и
наказанием, заслугами людей и их общественным признанием, а также
эквивалентности взаимного обмена деятельностью и ее продуктами. Характер
требуемого соответствия зависит от конкретных исторических условий и
специфики данного общества - в этом относительность понятия справедливости.
Вместе с тем само требование справедливости, основанное на представлении о
некоторой норме, присуще всем типам общества и в этом смысле имеет
абсолютный характер. Для определения требуемого соответствия важную роль
играют понятия равенства и пропорциональности. Современное понимание
справедливости во многом обусловлено представлением о человеке,
сформированным в новоевропейской культуре. Это представление о человеке как
самостоятельном индивиде, обладающем неотъемлемыми правами и способным
самостоятельно контролировать и регулировать свое поведение в обществе на
основе некоторых общезначимых норм, связано с признанием первичности его и
его прав по отношению к любым организациям, в частности, государству, и их
благам. Представление о неотъемлемых правах человека сегодня имеет всеобщее
признание и закреплено в ряде международно-правовых документов, таких как
Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Заключительный акт
общеевропейского совещания по сотрудничеству и безопасности в Европе и др,
в результате чего права человека распространяются на сегодняшний день на
всех жителей планеты. Апелляция к правам человека означает, что
представление о справедливости на сегодняшний день не обосновывается каким
либо священным авторитетом и проблема справедливости может становиться
предметом обсуждения. Идея справедливости в ее современном понимании
связана с идеей о необходимости общественной (моральной) оценки
существующих установлений, законов и т.д. Как отмечает Т.А.Алексеева,
“проблемы справедливости встают на повестку дня, когда возникает
необходимость в общественной оценке деятельности соответствующих институтов
для того, чтобы сбалансировать легитимные конкурирующие интересы и
притязания членов общества”[23]. В этом смысле идея справедливости
соответствует тому различению закона и права, которое в нашем правоведении
проводится сторонниками “широкого” понимания права (Д.А.Керимов,
Э.Ю.Соловьев, В.С.Нерсесянц, В.А.Туманов и др.). Представления о правах и
совбодах человека, не всегда зафиксированных в текстах законов, содержатся
в моральном сознании, нередко предлагающем коррективы к текстам закона или
к их толкованию и применению. На это основана концепция “правового закона”.
Эта концепция, во-первых, исходит из того, что права и свободы человека
принадлежат ему от природы, ориентирует на обязательное выражениев
законодательстве соответствующих этому предсталению нравственных ценностей
и на оценку законодательства с этих позиций, во-вторых, эта концепция
ориентирует практику применения и толкования закона на максимальный учет
моральных критериев, в-третьих, приравнивая в общественном сознании
незакрепленные законом нравственные ценности к тем, которые уже получили
юридическую силу, она придает всем моральным ценностям силу закона,
содействуя укреплению их непререкаемости и авторитета.
Таким образом концепция правового закона отражает предполагаемое идеей
справедливости совершенствование правового регулирования с целью
максимально полного воплощения в нем моральных норм.
Справедли́вость — понятие о должном[1], содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния[2]: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём[1]; в экономической науке — требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса[3]. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость[2].Является одной из основных категорий этики[4].
История
Справедливость является важнейшей категорией социально-философской мысли, морального, правового и политического сознания. Многократно обращались к проблеме справедливости такие мыслители, как Г. Спенсер, Дж. Локк. В философии Древнего Востока и Древней Греции справедливость рассматривалась как внутренний принцип существования природы, как физический, космический порядок, отразившийся в социальном порядке.
Начиная с Аристотеля принято выделять два вида справедливости:
- Уравнительная — относится к отношениям равноправных людей по поводу предметов («равным — за равное»). Она относится не непосредственно к людям, а к их действиям, и требует равенства (эквивалентности) труда и оплаты, ценности вещи и ее цены, вреда и его возмещения. Отношения уравнительной справедливости требуют участия, по меньшей мере, двух лиц.
- Распределительная — требует пропорциональности в отношении к людям согласно тому или иному критерию («равное — равным, неравное — неравным», «каждому своё»). Отношения распределительной справедливости требуют участия по меньшей мере трех людей, каждый из которых действует для достижения одной цели в рамках организованного сообщества. Один из этих людей, распределяющий, является «начальником».
Уравнительная справедливость является специфическим принципом частного права, тогда как распределительная — принципом публичного права, являющегося совокупностью правил государства как организации.
Требования уравнительной и распределительной справедливости являются формальными, не определяя, кого следует считать равным или отличающимся, и не указывая на то, какие правила к кому применять. Различные ответы на эти вопросы дают различные концепции справедливости, которые дополняют формальное понятие справедливости содержательными требованиями и ценностями.
Справедливость и право
Существует мнение, что справедливость является философской категорией и носит оценочный характер, что не дает возможности ее однозначной трактовки, создания емкой и полной дефиниции справедливости. Взгляды ученых на правовую функцию справедливости противоречивы[10].
Справедливость и свобода
Видный американский экономист, нобелевский лауреат Милтон Фридман противопоставляет справедливость и свободу[11]:
Я не сторонник справедливости. Я сторонник свободы, а свобода и справедливость — это не одно и то же. Справедливость подразумевает, что некто будет оценивать что справедливо, а что — нет.
Биологические аспекты
По данным нейробиологов, за чувство справедливости отвечают ряд участков мозга, связанных с эмоциональной сферой человека[12].
Утверждают, что тяга к справедливости сформировалась на генетическом уровне в процессе племенного развития человека, поскольку предоставляла более «справедливым» племенам преимущества в выживании[13].
Религия
Каждая религия имеет свое понятие о справедливости, однако зачастую справедливые деяния по меркам одной религии невоспринимаются справедливыми в другой.
ВОПРОС
§ 3. Служебный этикет юриста
Этикет (фр. 'etiquette - ярлык, этикетка) - устойчивый порядок поведения, выражающий внешнее содержание принципов морали и состоящий из правил вежливого обхождения в обществе (манеры, одежда и др.). Устойчивый порядок поведения означает совокупность устоявшихся правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Ритуальные формы этикета имеют место в сфере дипломатических отношений (соблюдение так называемого дипломатического протокола).
Служебный этикет юриста - устойчивый порядок поведения юриста при выполнении служебных полномочий (напр., решении юридического дела), выражающий внешнее содержание принципов морали и состоящий из правил вежливого обхождения в обществе (манеры, формы обращения и приветствия, одежда и др.).
Этикет имеет правила, которые облачены в конкретные формы, представляющие собой единство двух сторон: этической (проявление заботы, уважения и др.) и эстетической (красота, изящество поведения).
Требования этикета в юридической практике приобретают особую значимость, так как являются строго регламентированным церемониалом, где определенные официальные формы поведения юриста не должны выходить за пределы жестко установленных рамок. Он выражается в системе правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с должностными лицами в соответствии с их рангом (к кому как следует обратиться, кого как должно титуловать), правил поведения в различных кругах. Строгое соблюдение правил служебного этикета - важное условие высокой этической и эстетической культуры поведения юриста.
Специфика юридической деятельности такова, что юристу ежедневно приходится сталкиваться с большим количеством людей и поэтому очень трудно выбрать правила поведения с каждым. Реальные обстоятельства настолько разнообразны, что никакие правила и нормы не в состоянии охватить их полностью. Однако можно выделить главные из них, которыми должен руководствоваться юрист во время осуществления своей профессиональной работы.
Основные этико-эстетические правила взаимоотношений между юристом и иными участниками решения юридического дела:
Чувство такта - чувство эмоционального сопереживания с каждым из участников решения юридического дела.
Чувство такта помогает определить должную меру в выражениях и поступках.
Такт предполагает внимательное отношение к личности собеседника, умение юриста корректно обойти по возможности вопросы, которые могут вызвать неловкость у окружающих.
Важно постоянно помнить, что соблюдение этикета и проявление такта - неотъемлемая часть духовной культуры юриста как служебного лица, тем более личности руководителя. В этом смысле руководитель должен быть образцом для своих подчиненных, так как грубость и несдержанность роняет не только его авторитет, но и порождает конфликтные ситуации в коллективе.
Чувство такта должно проявляться в различных формах делового общения юриста:
повседневное служебное общение (прием посетителей, посещение граждан по месту жительства, участие в совещаниях, заседаниях и т.д.);
специфические формы служебного общения (руководитель и подчиненные, между коллегами);
экстремальные формы общения (во время обыска, задержания и т.п.);
невербальные и неспецифические формы общения (телефон, деловая переписка, выступления по радио, телевидению и т.п.).
Эти и другие формы делового общения юриста требуют своих принципов, правил и норм, которые раскрывают и дополняют чувство такта. Корректность - сдержанность в словах и манерах, исключение нелепых вопросов, чрезмерной настойчивости и т.п.
Вежливость - внешнее проявление доброжелательности, обращение по имени и отчеству, душевное расположение.
Любезность - готовность оказать услугу тому, кто в этом нуждается. Точность - своевременность выполнения обещанного или порученного дела.
Высокая самоорганизованность - планирование деятельности и действия, направленные на выполнение плана и др.
Формула успеха юриста может быть представлена так:
G = (x + y + z) K,
где G - успех,
х - компетентность (профессионализм),
у - работоспособность,
z - умение быть сдержанным,
К - коэффициент такта (обаяния).
Главное, чтобы за строгим соблюдением этикета не было скрытого неуважения, недоброжелательности к людям. Если этикет будет иметь чисто внешнюю, оторванную от своего нравственного содержания, форму, строго канонизированный характер, он превратиться в официальную форму лицемерия.