Методы, основные источники и функции политологии.




Существует несколько подходов к изучению политологии:

1) институциональный – изучает государство и его органы

2) социологический – зависимость политики от развития общества

3) функциональный – зависимость между политическими явлениями

4) структурно-функциональный – политика как целое

5) исторический

6) сравнительный

Методы исследований:

1) сравнительно-исторические – метод исторического описания, он применяется для анализа повторяющихся событий

2) системные – изучается политика как комплексный процесс и выделяется наиболее важный элемент

3) имперические – исследования, основанные на опыте (наблюдение, анкетирование, анализ статистики, моделирование и др.

 

Билет№4

Развитие политико-правовой мысли в Древней Греции можно разделить на три этапа:
1. ранний период (IX - VI века до нашей эры) связан с возникновением древнегреческой государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений и формируется философский подход к проблемам государства и права;
2. период расцвета (V - первая половина IV века до нашей эры) - это время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли;

3. период эллинизма (вторая половина IV - II век до нашей эры) - время начавшегося упадка древнегреческой государственности, попадания греческих полисов под власть Македонии и Рима.

Всю жизнь Платон рассматривал проблемы государственно-политического устройства. Государство, по Платону, — это своеобразный мир, противоположный демократии, вытекающий из установлений Солона. Вместо того, чтобы быть основанным на равенстве граждан, на равенстве их политических прав в народном собрании, оно основано на неравенстве, определенном самой природой, являющемся следствием неравенства образа жизни людей и тех занятий, которые им свойственны. В государстве Платона три класса людей, весьма неравные по численности, не считая рабов, которые рассматриваются лишь как мускульная сила, набор орудий.

Аристотеля считают основателем политической науки. Политические взгляды нашли наиболее полное и систематическое выражение в работе «Политика», а также «Афинская политика», «Этика». Политику Аристотель понимал значительно шире. Она включала и этику, и экономику.

Государство (по Аристотелю) — творение природы, продукт естественного развития. Человека Аристотель называл «животным политическим», т.е. общественным. По его утверждению, существует несколько ступеней объединений, которые люди создают последовательно, в своем естественном стремлении к общению. Первое — семья, состоящая из мужчины, женщины и их детей. Далее — расширенная семья — несколько поколений кровных родственников с боковыми ветвями. Полис — высшая форма объединения. Цель полиса — благо граждан.

Вслед за Платоном и Аристотелем Цицерон видел в государстве?дело народное?, выражение и защиту общего интереса, общего достояния и правопорядка, воплощение справедливости и права. Как и Аристотель, он связывал возникновение государства с внутренней потребностью людей в совместной жизни, а основой этого процесса считал развитие семьи, из которой естественным образом вырастает государство. Связующей силой, основой общества свободных граждан выступает право, закон.

Критерии различения форм государственного устройства Цицерон усматривал в?характере и воле? тех, кто правит государством. В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). В случае, если бы предстоял выбор среди них, предпочтение отдается царской власти, а на последнее место ставится демократия. Достоинства разных форм правления (благоволение, мудрость, свобода), по мысли Цицерона, могут и должны быть в их совокупности, взаимосвязи и единстве представлены в смешанной (а потому и наилучшей) форме государства. Главную задачу государства Цицерон видит в защите частной собственности и господствующего положения оптиматов. В интересах укрепления рабовладельческого государства Цицерон высказывает идею об активном участии верхушки в политической жизни. Он утверждает, что государственная деятельность есть высшее проявление человеческой добродетели.

Цицерон подробно останавливается на классификации государственных форм, различая демократическую (народную власть) — форму правления, при которой верховная власть принадлежит всему народу; аристократическую (власть оптиматов) — форму правления, при которой верховная власть принадлежит несколько выборным лицам; монархическую (царскую власть) — форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу. Он считает, что «демократия самая порочная из всех форм государственного устройства». Наилучшей формой государства Цицерон, подобно Полибию, считает «смешанную» форму. Цицерон различал законы естественные и позитивные. Давая характеристику естественного закона, Цицерон отмечает, что он всегда справедлив; содержит разумные положения является врожденным, вечным, постоянным; существует в неписаной форме; распространяется на всех людей; возникает раньше, чем какой-либо писаный закон, что их правовым воззрениям была придана сила закона в своде Юстиниана.

Билет№5

В политической мысли эпохи Возрождения на место религиозного, теократического объяснения политики, государства и права приходят светские концепции, в которых выдвигались и отстаивались требования независимого от церкви государства, единой и централизованной государственной власти. Развитие рыночных отношений постепенно снимало покров таинственности и сверхъестественности с общественных отношений и обнажало реальные механизмы взаимодействия людей. На смену теологической, религиозно-этической трактовки политики приходит ее рационально-критическое понимание. Теологический подход базировался на авторитарном некритическом восприятии сферы политики как следствия божественного откровения. Решающую роль в этом восприятии играло эмоционально-волевое отношение — отношение веры. Рационально-критическое понимание базируется на анализе политической практики. Теперь мыслители не занимаются конструированием идеальных моделей государства морализаторскими поучениями,а больше стремятся понять и объяснить природу существующих политических отношений. Наиболее яркими представителями политической мысли Возрождения были Н. Макиавелли (1469 - 1527 гг.) в Италии и Ж. Воде (1530 - 1596 гг.) во Франции. ФлорентиецНиколло Макиавелли в работах «Государь», «Суждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции» впервые разработал концепцию светского государства, выводя закономерности для функционирования не из божественного откровения и теологии, а из разума и опыта человека. Политика, по его мнению, есть лишь автономная сторона человеческой деятельности, она является воплощением свободной воли человека в рамках необходимости. Политику определяют не Бог и основанная на божественном откровении христианская мораль, а сама практика, естественные законы жизни и человеческая психология. Макиавелли приходит к пониманию того, что в конечном счете в основе политической деятельности лежат реальные интересы, корысть и стремление к обогащению. Главным в политических воззрениях Макиавелли является выдвинутый им принцип политического реализма, который предполагает отказ от умозрительных схем должного, нравственного ‚ учет в политике подлинных условий действительности, подчинение политических действий практическим интересам.Макиавелли отрицал абстрактные политические идеалы, оперировал понятием ситуации, открыл относительность оценок в политике. По его мнению, нет 1 неизменно хороших и неизменно плохих средств достижения политических целей. Цель оправдывает средства в зависимости от той или иной ситуации. Политический реализм Макиавелли выразился также в том, что он определил сферу нравственного как сферу абсолютного, а политику — как сферу относительности и подчеркнул: не следует сферу политики оцениватьмерками абсолютного. На качественно более высокую ступень в своем развитии политическая мысль поднялась в эпоху Просвещения. Это время в истории человечества не случайно называют эпохой Просвещения. Научные знания, являвшиеся раньше достоянием узкого круга ученых, теперь распространились в светские салоны, вышли за пределылабораторий, университетов. Политическая мысль эпохи Просвещения пронизана оптимизмом, верой в разум человека.Родиной Просвещения явилась Англия.Эта страна раньше других стала па путь капиталистического развития. В последующем просветительская мысль проявилась и во многих других странах. В Англии она представлена интеллектуальным наследием Дж. Локка, Дж. Толанда, А. Смита и других; во. Франции— Ф. Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье и других в России — Н. И. Новикова, А. Н. Радищева и других. Среди английских просветителей первейшей величиной явился Джон Локк (1632—1704). Его политические взгляды наиболее изложены в труде «Два трактата о государственном правлении». Суть политической концепции Локка состоит в обосновании единства и взаимозависимости прав человека. Как и Гоббс, Дж. Локк полагал, что государство возникло в результате общественного договора. Однако, заключив договор, считал он, люди не утратили естественные права, они-сохранили за собой неотчуждаемые права, в том числе основные из них: право на жизнь, право на свободу, право на собственность. При этом Локк был глубоко убежден в том, что собственность каждого человека является результатом его труда. По Локку, полные гарантии экономической свободы человека возможны лишь при дополнении ее свободой политической. Для обеспечения политической свободы, для предотвращения посягательств на свободу человека со стороны государственных органов, считал он, необходимо разделить властные полномочия государства между его различными структурами. Законодательная власть в государстве должна быть отделена от исполнительной (включая судебную) и федеральной,Законодательная власть должна принадлежать представительному собранию, исполнительная — королю и кабинету министров. Все формы государственной власти, по Локку, вырастают из общественного договора, а потому имеют право па существование. Локк предпочтение отдавал конституционной монархии. Теория разделения властей в наиболее развернутом виде получила воплощение в трудах французского философа и политического мыслителя Шарля Луи Монтескье (1689—1755). Политические воззрения Ш. Монтескье с наибольшей полнотой изложены в его основном труде «О духе законов». В этом труде сделана попытка объяснить происхождение государства, раскрыть природу законов общественного развития и на этой основе выдвинуть проект общественных реформ. Монтескье различал в государстве три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Для предотвращения злоупотреблений высшей государственной властью, полагал он, необходим такой порядок вещей, при котором различные ее ветви были независимы друг от друга, могли сдерживать друг друга. Это необходимо для того, «чтобы не было возможности злоупотреблять властью...» Реализация принципа разделения властей в устройстве государства, по его мнению, необходима и для того, чтобы обеспечить верховенство закона, политическую свободу граждан, гарантировать их безопасность, предотвращать беззаконие. Выделяя три основные формы правления: республику, монархию и деспотию, Монтескье своим идеалом считал конституционную монархию. Вместе с тем он отмечал, что республиканская форма государственного правления так же закономерна, как и монархическая. Выдающимся мыслителем эпохи Просвещения явился французский философ Жан-Жак Руссо (1712—1778). Он выступил с резкой критикой феодальных отношений, основанных на социальном неравенстве и эксплуатации народа. Этим отношениям.Руссо противопоставил «естественноесостояние» — «золотой век», где все люди равны. В своих трудах «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» и «Об общественном договоре, или Принципы политического права» Ж. Ж. Руссо рассматривал естественное состояние как состояние равенства и свободы. Причиной социального неравенства, по его мнению, явилось появление частной собственности, а также ошибки в деятельности людей.

Билет№6

Политология - это относительно новая дисциплина. Из самого названия следует, что политология (в англоязычных странах установился другой термин - "политологическая наука") - это наука о политике. Возникновение политологии связывают с рубежом XIX-ХХ века, когда она стала на путь активного теоретического и методологического размежевания с историей, юриспруденцией, социологией и философией. До этого политическая жизнь общества традиционно рассматривалось в рамках этих отраслей знаний. Но истоки современной политологии необходимо искать в политических идеях и теориях предшествующих исторических эпох.В истории развития политического знания выделяют три крупных этапа:первый этап уходит корнями в историю древнего мира, античности и продолжается до Нового времени: это период господства мифологических, а позже - философско-этических и теологических объяснений политических явлений;второй этап начинается с Нового времени и продолжается примерно до середины XIX века: политические теории освобождаются от религиозного влияния, приобретают светский характер и самое главное - становятся более привязанными к конкретным потребностям исторического развития; центральными вопросами политической мысли становятся проблема прав человека, идея разделения власти, правового государства и демократии; в этот период происходит становление первых политических идеологий, политика осознается как особая сфера жизнедеятельности людей;третий этап - это период становления политологии как самостоятельной научной и образовательной дисциплины; процесс оформления политологии начинается приблизительно во второй половине XIX века, потом понадобится почти сто лет для окончательного оформления и профессионализации политической науки. На рубеже XIX-ХХ вв. в политологии формируются принципиально новые методологические подходы к исследованию политических явлений, что приводит к появлению разнообразных школ и направлений, сыгравших значительную роль в становлении современной политологической науки. В первую очередь, политология, нарождающейся ощутила на себе влияние позитивистской методологии, принципы которой были сформулированы О. Контом и Т. Спенсером. Под влиянием позитивизма в политических исследованиях утвердился принцип верификации т.е. подтверждения, согласно которому научную ценность могут иметь достоверные эмпирические факты, которые можно проверить путем наблюдения, изучения документов и количественных методов анализа. Позитивизм стимулировал развитие эмпирического направления политологии. Значительный вклад в развитие эмпирических исследований внесла Чикагская школа политической науки (20-40гг XX века), основанная известным американским политологом Ч. Мерриама.Второй методологический подход, утвердился, - социологический - толковал политические явления как производные от других сфер общественной жизни: экономики, культуры, этики, социальной структуры общества. В частности, марксизм заложил традицию экономического детерминизма - понимания политики через действие объективных экономических законов классового общества.Развитие политологии как самостоятельной науки и учебной дисциплины - это не только период определения ее предметной сферы и методологической основы, но ипериод организационного оформления. Со второй половины XIX в. политология становится на путь активного организационного оформления. Существует несколько взглядов относительно начала институционализации политологии, т.е. ее оформления в самостоятельное направление в сфере образования и научных исследований. Некоторые ученые связывают ее появление с возникновением в середине XIX в. в Германии правовой школы, ориентированной на изучение государства. Позже, в 1871 г. в Париже создается другой политологический центр - Свободная школа политических наук. Другие исследователи символической датой появления политологии называют 1857 p., когда в США в Колумбийском колледже, впоследствии ставший университетом, стал читаться курс политической теории. В 1880 г. здесь открывается Школа политической науки. С этого года в США начинает издаваться первый политологический журнал. После второй мировой войны во многих странах наблюдается своеобразный "бум" на политологические исследования. Это стимулировало создание академических политических институтов и международных центров. Так, в 1949 г. в рамках ЮНЕСКО была основана Всемирная ассоциация политических наук. В 70-90 pp. XX в. происходит конечная институционализация политической науки. С вспомогательной дисциплины, которую нередко рассматривали как дополнение к юриспруденции и социологии, политология превратилась в общепризнанную, организационно оформленную академическую дисциплину с широко разветвленной системой образовательных и исследовательских учреждений.

Билет№8

Политическая сфера - это отрасль политики, политической жизни общества, пределы распространения непосредственных действий политиков и политических организаций, влияние политических идей.В социологической теории утвердился подход, согласно которому общество можно представить в виде комплекса взаимосвязанных, но все же самостоятельных сфер (подсистем):хозяйственно-экономическая сфера обеспечивает всю материальную инфраструктуру и включает в себя отношения по поводу производства и распределения материальных благ; социальная сфера развивается на основе межличностных и групповых отношений с учетом социологического статуса каждого индивида, в том числе с учетом общности и различия граждан по типу занятий, размеру доходов, престижа, - а также по этническому, демографической, социально-территориальной и иной принадлежности. К социальным относят круг проблем, связанных с организацией труда и быта, здоровья, благополучия и защиты; политическая сфера состоит по поводу власти и участия в государственном управлении; духовная сфера включает в себя производство духовных ценностей, мировоззрения, науки, а также отношений по поводу потребления духовных благ. Взаимосвязь политики с другими общественными сферами проявляется в двух аспектах. С одной стороны, политика детерминирована экономическими, духовными факторами, социальной структурой общества, в частности статусными характеристиками социальных групп, уровнем социального расслоения общества, этнической и конфессиональной структурой. С другой - сама политика способна влиять на эти сферы, проникать в них.Это связано с такими сущностными проявлениями политики: политика призвана обеспечить условия, при которых создание и присвоение общественных ценностей, выработанных в материальной и духовной сферах, отвечало бы интересам тех или иных социальных групп; эта особенность политики отражена в широко выраженных определениях власти как инструмента распределения ценностей в обществе; политика присутствует во всех общественных сферах силу присущих ей регулирующие функции. На рационализацию отношений между людьми в этих сферах, а также более рациональное использование общественных ценностей направлены такие виды государственной политики, как экономическая, военная, научно-техническая, социальная, культурная, экологическая и т.д. Политикой может стать любая проблема, порожденная какой-либо общественной сферой. Это значит, что для ее решения недостаточно моральных или правовых норм. Но у политики есть пределы оказания воздействия на общественные отношения. В противном случае общество сталкивается с искусственной политизацией. Политизация означает усиление влияния политики на другие сферы жизни, предоставление сколько-нибудь значительным вопросом общественной жизни политического звучания, повышение роли государства в обществе.Мораль и право. Политика взаимодействует с такими социальными регуляторами, как мораль и право. Общее в этих формах социальной регуляции определены единственными причинами их происхождения и основным назначением - регулировкой внутренне общественных отношений, поддержкой необходимого уровня общественной организованности и стабильности. Но существуют и различия как между политикой и моралью, так и между политикой и правом. Так, право и политика возникают значительно позже морали как потребность в регулировании отношений в социально неоднородном обществе именно за недостаточности регулятивной роли морали.Политика и право. В обыденном сознании политику и право иногда отождествляют. Хотя и они взаимообусловлены, но все же являются разными формами регуляции.Ониотличаются:по своему содержанию,по критериям оценки поведения и законно или незаконно - в праве, пользу или вред - в политике; механизмом обеспечения,непосредственную поддержку населения; по критерию открытости,динамикойизменений,по норме выражение.Чаще всего право фиксируется в письменной форме. Формы выражения политики более разнообразны и могут не фиксироваться письменно: политико-юридические документы, программы и уставы партий и движений, идеологические концепции, заявления политических лидеров, политические действия.

Билет№9

Власть – одно из фундаментальных начал общества и политики.Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики.Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той илииной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима, прежде всего, для воспроизводства человеческого рода. Семейно-родовая форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости постепенно утверждалась племенная власть. Формирование власти территориальной обусловлено необходимостью организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также потребностью регулирования социальных отношений между людьми. С появлением классов и государства кровные, родовые связи были разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти, которая отделилась от общества и встала над ним. Власть есть присущее обществу волевое отношение между людьми. Власть необходима, подчеркивал Аристотель, прежде всего, для организации общества, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, для поддержания его целостности и единства.История развития политической мысли о власти:Во все времена развития политической мысли считалось аксиоматичной неразрывность политики и власти. Понимание незаменимости власти в развитии и функционировании общества является исходным для всех современных социальных я политических теорий. Общество потому и является обществом, что совокупность людей объединена взаимодействием, обменом и властью. Уже в Древнем Китае Конфуций и Мо-Цзы, обращая внимание на божественную и естественную стороны происхождения власти, обосновывали необходимость ее существования как механизма поддержания порядка в общении между людьми,регулирующего отношения управляющих и управляемых. Аристотель,утверждавший в своей работе «Политика», что властный механизм необходим для организации и регулирования «общения между людьми», поскольку «верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления...». В том же трактате Аристотель (в отличие от Конфуция) разводил господскую и семейную власть с понятием власти общественной или политической.Но уже в раннюю эпоху истории политической мысли была замечена и обратная сторона феномена власти. Тот же Аристотель (а позднее Монтескье) указывал на опасность злоупотребления властью лиц, ею наделенных, использования имивластных возможностей для своей частной пользы, а не для общего блага.Рецепты преодолений властного отчуждения предлагались самые разные: от проектов «смешанной власти» (Полибий, Макиавелли), «разделения властей»(Локк, Монтескье), «сдержек и противовесов» (Джефферсон, Гамильтон) до идеи полной ликвидации системы государственно-публичной власти вместе с самим государством (Годвин и Штирнер, Бакунин и Кропоткин). Ф. Гегель, определяя государственную власть как «всеобщую субстанциональную волю». Вместе с тем,для пользы гражданского общества и оптимизации управления, он считал необходимым известную специализацию власти, деля ее на законодательную,отражающую общие интересы, правительственную, связывающую общее с отдельными,особенными случаями, и, наконец, княжескую власть, объединяющую всё в единую систему государственного механизма.Также в Новое время понимание государственной власти как целесообразного механизма нашло развернутое обоснование в теории «общественного договора».Так, например, Т. Гоббс писал о необходимости организации общей власти путем соглашения «каждого человека с каждым другим» для преодоления естественного состояния «войны всех против всех». По мнению Гоббса, общая власть «может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло свести все воли граждан в единую волю». Многообразие трактовки:Телеологические (с точки зрения цели) определения характеризуют власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов. Бихевиористские трактовки рассматриваютвласть как особый тип поведения,при котором одни люди командуют, а другие подчиняются.В то же время власть – это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием. Психологические интерпритации власти пытаются раскрыть субъективную мотивацию этого поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании людей. Одноиз виднейших направлений этого рода – психоанализ.Структурно-функционалистскиеинтерпритации власти рассматривают ее как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Власть – свойство социальных статусов, ролей, позволяющее контролировать ресурсы, средства влияния.Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими. Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику. Ее отличительными признаками являются:

*верховенство, обязательность ее решений для всего общества и,соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;

*всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества;

*легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

*моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра(системы властных органов) принятия решений;

*широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти. Политическая власть как, одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данного класса, группы, индивида проводить свою волю, выраженную в политике.

Билет№10

Политическая система имеет свою структуру, которую можно выразить в виде следующих подсистем (элементов):институциональная подсистема, состоящая из различных государственных и общественно-политических институтов, и неполитических организаций, СМИ; коммуникативная подсистема - система, является совокупностью отношений и принципом взаимодействия, которые складываются как внутри политической системы, так и между ее подсистемами;нормативная подсистема, которая выступает как совокупность различных политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (конституция, законы, нормативные акты, исторические и национальные традиции и обычаи, мораль); культурно-идеологическая подсистема, включающая в себя совокупность политических взглядов, теорий и концепций, политическую и правовую культуру. Политическая культура осуществляет большое влияние на функционирование политической системы. На ее основе формируются политические взгляды и убеждения личности, от которых зависит участие человека в политической жизни; функциональная подсистема объединяет способы реализации власти, которые определяют характер взаимоотношений власти и гражданского общества, способы поддержания его единства и целостности. Ведущая роль в политической системе общества принадлежит институциональной подсистеме, которая обеспечивает ее целостность и стабильность, формирует нормативно-правовую базу и иные средства воздействия на общество. Если политические системы прошлого выражались минимальным количеством институтов (большая часть функций была сосредоточена в руках монарха), то современная политическая система отличается более сложной структурной дифференциацией, т.е. выделением различных институтов по функциональному признаку.Институты организации, входящие в эту подсистему, условно делятся на следующие группы.1. Собственно политические:государство - фундаментальный элемент политической системы; политические партии и отдельные общественные организации, имеющие политический характер2. не собственно политические: профсоюзы, молодежные, ветеранские, предпринимательские союзы, экологические движения, СМИ и т.д. Хотя политика не является прямой целью их создания, они выступают как группы давления на государственную власть и оказывают существенное влияние на избирательные кампании.3. Неполитические организации выражены сообществами разного любительского типа (культурные, спортивные и т.д.). Любая политическая система многофункциональна. К ее основным функциям относятся:политическое руководство обществом, в том числе определение стратегических задач и перспектив общественного развития; консолидация общественно-политического строя на базе ценностей, идеалов, символов; регулятивная функция - выработка определенных правил поведения, придерживаться которых обязаны субъекты политики; мобилизация ресурсов: эта функция призвана

обеспечить максимальное использование ресурсов общества для осуществления поставленных задач; функция распределения материальных и духовных ценностей и т.п.

Билет№11

Власть возникла вместе с развитием человека и вместе с ним прошла длительный путь своего становления и постоянного совершенствования. В современным условиях также идут процес-сы развития власти. Отметим ряд новых тенденций, характерных для наших дней. Первая тенденция заключается в усилении интенсивности процессов демократизации политической власти. Четко выражен-ным является процесс замены форм политической власти, основанных на прямом насилии и подчинении, формами обще- ственного консенсуса и самоуправления. Об усилении демократи- ческой тенденции во властных отношениях свидетельствуют повышение роли в воздействиях на властные отношения общественных движений и неполитических объединений, становление и развитие в посттоталитарных странах гражданского общества. Вторая тенденция проявляется в возрастании фактора легитимности власти как обязательного признака цивилизованной власти. Властные структуры всех стран предпринимают максимум усилий для обеспечения легитимности политической власти, т.е. признания ее законного характера обществом. Третья тенденция. Как правильно было замечено, "злоупот-ребление властью, подавление свободы граждан заложены не в сущности самой власти, а в необоснованной и неоправданной ее концентрации". (Гаджиев К.С. Политическая наука.М., 1994.) Тенденция к разукрупнению политической власти, к становлению системы разделения властей одна из ключевых в становлении и функционировании политической власти. Особенно заметно действие этой системы в странах Восточной Европы и в России. При этом проводится в жизнь разделение властей не только по горизонтали (законодательная, исполнительная, судебная), но и по вертикали. Ярко выраженной является передача ряда полномочий от федеральных властных структур местным органам власти. Четвертая тенденция отражает негативный процесс нарастания конфликтности между различными ветвями власти. Эта тенденция отрицательно воздействует на столь желательную для всех стран экономическую и политическую стабильность. Россия последних 2-3 лет дает многочисленные иллюстрации действия данной тенденции, Пятая тенденция проявляется в высоких темпах бюрокра-тизации аппарата властных структур. Данный процесс идет прак-тически во всех странах и имеет негативные последствия. Связано это с тем, что, осуществляя конкретные управленческие функции, бюрократия вместе с тем подвергается воздействию различных заинтересованных групп и отдельных лиц. Как известно, не исключены случаи, когда бюрократия в такой ситуации действует далеко не в государственных интересах.

Билет№12



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: