Савелий Корчагин, богатырь святорусский.




А другой народный заступник, Савелий Корчагин из бунтаря превращается в религиозного подвижника, проповедующего смирение.

С Савелием странники не встречаются. Его историю они узнают от Матрёны Тимофеевны. Савелий, богатырь святорусский – это воплощение народной силы и мужества.

Савелий – человек богатырского сложения, он обладает звериной, медвежьей мощью.

С большущей сивой гривою,

Чай, двадцать лет не стриженной,

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал,

Особенно как из лесу,

Согнувшись, выходил.

Но почему же Савелия называют святорусским богатырём, ведь он не был солдатом и не сражался на войне?

И жизнь его не ратная,

И смерть ему не писана

В боюа богатырь!

Сила Савелия, его богатырство в долготерпении. Тяжёлый крестьянский труд, издевательства управляющего, побои, двадцатилетняя каторга не смогли сломить его. Савелий сохранил силу характера, чувство юмора, гордость и внутреннюю свободу. «Клеймёный, да не раб!» ‒ шутит он про себя.

Богатырём Савелий называет крепостного мужика, которого невозможно победить, потому что его терпение сильнее всех испытаний:

Всё терпит богатырь!

И гнётся, да не ломится,

Не ломится, не валится...

В молодости Савелий возглавил бунт доведённых до последнего предела крестьян. Именно он первым толкнул управляющего, и он произнёс слово «наддай», когда начали закапывать немца. А в конце жизни он сетует на безысходность крестьянской жизни:

Недотерпетьпропасть!

Перетерпетьпропасть!..

Ещё святорусский богатырь жалеет о понапрасну растраченной силе:

Куда ты, сила, делася?

На что ты пригодилася?

Под розгами, под палками

По мелочам ушла!

Савелий признаётся, что душа его зачерствела от бесконечных невзгод, и только любовь к правнуку растопила его сердце. Поэтому смерть Дёмушки он воспринимает как наказание за грех убийства. Он уходит в монастырь замаливать грехи.

От стихийного бунтарства Савелий, богатырь святорусский, приходит к мысли о смирении и тщетности борьбы. Он говорит перед смертью, что правды в этом мире не найти. Поэтому нужно терпеть и мириться со всем, даже самым большим злом.


Что на роду написано,

Того не миновать!

Можно ли сказать, что это точка зрения самого поэта? Нет. Потому что в поэме есть глава под названием «Легенда о двух великих грешниках», в которой Некрасов ищет ответ на философский вопрос о том, можно ли с помощью зла победить большее зло.

Великий грешник атаман Кудеяр раскаялся в своих грехах и ушёл в отшельники, чтобы вымолить у бога себе прощение. В видении разбойнику было сказано, что он получит прощение только когда срежет вековой дуб толщиной в три обхвата тем же ножом, которым убивал людей. Труд непосильный даже для молодого, полного сил человека, не то, что для старика. Кудеяр принялся за работу и заслужил прощение. Но как? Не трудом и молитвой, а убийством. То есть, новым страшным грехом, совершённым в порыве гнева.

Пан Глуховский так же, как и сам Кудеяр годы назад, живёт в беззаконии. Но он не желает даже задуматься о своих жертвах. Он абсолютно уверен в своей правоте и наслаждается, измываясь над людьми. Глуховский не раскаивается, а наоборот хвастает своими преступлениями.

Жить надо, старче, по-моему:

Сколько холопов гублю,

Мучу, пытаю и вешаю,

А поглядел бы, как сплю!

Как только ослеплённый яростью Кудеяр убил пана Глуховского, столетний дуб рухнул и

«скатилося

С инока бремя грехов!»

 

В легенде о двух великих грешниках Некрасов вступает в спор с христианской моралью. Убив Глуховского, инок остановил его преступления. Получается, это убийство спасло множество людей, которых вельможный пан продолжал бы пытать и вешать. А значит, оно оправданно. Кроме того, Кудеяр ощутил обиду и гнев не за себя, а за издевательство над богом и ближними.

Обратите внимание, что формально пан Глуховский не преступник, за издевательства над крепостными его закон не преследует. Кудеяр же был грабителем и убийцей. Но уверенный в своей правоте барин становится гораздо большим грешником, чем бывший убийца.

Вместе с легендой о двух великих грешниках в главе «Пир на весь мир» звучит множество народных песен о народных страданиях: «Голодная», «Солёная» и другие.

 

Тошен свет,

Правды нет,

Жизнь тошна,

Боль сильна.

 

В главе «Пир на весь мир» рассказывается история холопа примерного, Якова верного, который совершает грех самоубийства, чтобы отомстить своему барину за жестокую обиду. Рассказывается история старосты Глеба, который предал своих собратьев-крестьян, лишив их воли по сговору с наследником умершего хозяина.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: