А другой народный заступник, Савелий Корчагин из бунтаря превращается в религиозного подвижника, проповедующего смирение.
С Савелием странники не встречаются. Его историю они узнают от Матрёны Тимофеевны. Савелий, богатырь святорусский – это воплощение народной силы и мужества.
Савелий – человек богатырского сложения, он обладает звериной, медвежьей мощью.
С большущей сивой гривою,
Чай, двадцать лет не стриженной,
С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал,
Особенно как из лесу,
Согнувшись, выходил.
Но почему же Савелия называют святорусским богатырём, ведь он не был солдатом и не сражался на войне?
И жизнь его не ратная,
И смерть ему не писана
В бою – а богатырь!
Сила Савелия, его богатырство в долготерпении. Тяжёлый крестьянский труд, издевательства управляющего, побои, двадцатилетняя каторга не смогли сломить его. Савелий сохранил силу характера, чувство юмора, гордость и внутреннюю свободу. «Клеймёный, да не раб!» ‒ шутит он про себя.
Богатырём Савелий называет крепостного мужика, которого невозможно победить, потому что его терпение сильнее всех испытаний:
Всё терпит богатырь!
И гнётся, да не ломится,
Не ломится, не валится...
В молодости Савелий возглавил бунт доведённых до последнего предела крестьян. Именно он первым толкнул управляющего, и он произнёс слово «наддай», когда начали закапывать немца. А в конце жизни он сетует на безысходность крестьянской жизни:
Недотерпеть – пропасть!
Перетерпеть – пропасть!..
Ещё святорусский богатырь жалеет о понапрасну растраченной силе:
Куда ты, сила, делася?
На что ты пригодилася? –
Под розгами, под палками
По мелочам ушла!
Савелий признаётся, что душа его зачерствела от бесконечных невзгод, и только любовь к правнуку растопила его сердце. Поэтому смерть Дёмушки он воспринимает как наказание за грех убийства. Он уходит в монастырь замаливать грехи.
От стихийного бунтарства Савелий, богатырь святорусский, приходит к мысли о смирении и тщетности борьбы. Он говорит перед смертью, что правды в этом мире не найти. Поэтому нужно терпеть и мириться со всем, даже самым большим злом.
Что на роду написано,
Того не миновать!
Можно ли сказать, что это точка зрения самого поэта? Нет. Потому что в поэме есть глава под названием «Легенда о двух великих грешниках», в которой Некрасов ищет ответ на философский вопрос о том, можно ли с помощью зла победить большее зло.
Великий грешник атаман Кудеяр раскаялся в своих грехах и ушёл в отшельники, чтобы вымолить у бога себе прощение. В видении разбойнику было сказано, что он получит прощение только когда срежет вековой дуб толщиной в три обхвата тем же ножом, которым убивал людей. Труд непосильный даже для молодого, полного сил человека, не то, что для старика. Кудеяр принялся за работу и заслужил прощение. Но как? Не трудом и молитвой, а убийством. То есть, новым страшным грехом, совершённым в порыве гнева.
Пан Глуховский так же, как и сам Кудеяр годы назад, живёт в беззаконии. Но он не желает даже задуматься о своих жертвах. Он абсолютно уверен в своей правоте и наслаждается, измываясь над людьми. Глуховский не раскаивается, а наоборот хвастает своими преступлениями.
Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!
Как только ослеплённый яростью Кудеяр убил пана Глуховского, столетний дуб рухнул и
«скатилося
С инока бремя грехов!»
В легенде о двух великих грешниках Некрасов вступает в спор с христианской моралью. Убив Глуховского, инок остановил его преступления. Получается, это убийство спасло множество людей, которых вельможный пан продолжал бы пытать и вешать. А значит, оно оправданно. Кроме того, Кудеяр ощутил обиду и гнев не за себя, а за издевательство над богом и ближними.
Обратите внимание, что формально пан Глуховский не преступник, за издевательства над крепостными его закон не преследует. Кудеяр же был грабителем и убийцей. Но уверенный в своей правоте барин становится гораздо большим грешником, чем бывший убийца.
Вместе с легендой о двух великих грешниках в главе «Пир на весь мир» звучит множество народных песен о народных страданиях: «Голодная», «Солёная» и другие.
Тошен свет,
Правды нет,
Жизнь тошна,
Боль сильна.
В главе «Пир на весь мир» рассказывается история холопа примерного, Якова верного, который совершает грех самоубийства, чтобы отомстить своему барину за жестокую обиду. Рассказывается история старосты Глеба, который предал своих собратьев-крестьян, лишив их воли по сговору с наследником умершего хозяина.