Задание 12. Анализ источника. Выберите три верных суждения по поводу информации, представленной в документе




Прочтите манифест.

«Тяжкое бремя возложено на Меня волею Брата Моего, передавшего Мне Императорский Всероссийский Престол в годину беспримерной войны и волнений народных.

Одушевлённый единою со всем народом мыслью, что выше всего благо Родины нашей, принял Я твёрдое решение в том лишь случае воспринять Верховную власть, если такова будет воля народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием, чрез представителей своих в Учредительном собрании, установить образ правления и новые Основные Законы Государства Российского.

Посему, призывая благословение Божие, прошу всех граждан Державы Российской подчиниться Временному правительству, по почину Государственной Думы возникшему и облечённому всею полнотою власти, впредь до того, как созванное в возможно кратчайший срок, на основании всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, Учредительное собрание своим решением об образе правления выразит волю народа».

1) Автор данного манифеста – Алексей Николаевич Романов.

2) Данный манифест написан в марте 1917 г.

3) В данном манифесте его автор навсегда отрекается от престола.

4) Окончательное решение вопроса о власти в стране автор манифеста возлагает на орган власти, избранный народом.

5) Правительство, упомянутое в манифесте, находилось у власти менее года.

6) Автор данного манифеста эмигрировал из России.

 

Из воспоминаний П. А. Сорокина

«Сегодня нам пришлось «понюхать», что же есть на самом деле восстание масс. Министерство сношений отправило ноту союзникам, подтверждающую верность всем соглашениям и обязательствам, принятым ранее Россией. За это оно было подвергнуто яростным нападкам со стороны Советов и большевиков. Около полудня два хорошо вооруженных пол­ка покинули бараки и присоединились к бастующим. Нача­лась перестрелка. Преступные ограбления магазинов вошли в норму. Ситуация стала напоминать первые дни антицарист­ского восстания, но в те дни еще удавалось контролировать массы. Правительство заявило об отставке Милюкова. А это значило, что правительство пало, ибо первая ус­тупка толпе и большевикам свидетельствовала о конце пра­вительства...»

1. В отрывке описываются события июля 1917 г.

2. В отрывке идёт речь о деятельности Временного правительства.

3. Нота, вызвавшая всеобщее возмущение, подтверждала намерение Временного правительства продолжать войну с Германией и Австро-Венгрией.

4. Его главными политическими противниками выступали большевики, контролировавшие деятельность Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов.

5. Под «антицаристским восстанием» автор подразумевает события Февральской революции 1917 г.

6. После отставки Милюкова власть до созыва Учредительного собрания перешла в руки Советов рабочих и солдатских депутатов.

 

Из воспоминаний П. Сорокина.

Но вот опубликованы результаты выборов, большевики оказались побежденными. Вместе с левыми эсерами они оказались намного позади правого крыла партии, а тем самым - в меньшинстве... Совместно со своими товарищами в Вологодской губернии я набрал около 90% всех голосов... Большевики были решительным образом побеждены. Однако было ясно, что они не согласятся с таким вердиктом. Если раньше они надеялись успешно пройти на выборах..., то теперь они будут препятствовать его открытию... Перспективы... представлялись мрачными, но что бы ни случилось, я верил в мою страну и ее историческую миссию».

1. В тексте говорится об итогах выборов в Учредительное Собрание

2. Выборы в Учредительное Собрание проходили в сентябре 1917 г.

3. Автор текста является политическим противником большевиков.

4. Стремясь не допустить созыва Учредительного Собрания, большевики организовали свержение Временного Правительства и заявили о переходе власти в руки Советов рабочих и солдатских депутатов.

5. Декретом Советской власти Учредительное Собрание было распущено в январе 1918 г.

6. Левые эсеры не поддержали политику большевиков по отношению к Учредительному Собранию и заявили о выходе из коалиционного правительства.

 

Прочтите отрывок из Постановления ВЦИК.

«Всем народам России, населению всех оккупированных областей и земель.

Всероссийский ЦИК сим торжественно заявляет, что условия мира с Германией, подписанные в Бресте… лишились силы и значения. Брест-Литовский договор в целом и во всех пунктах объявляется уничтоженным. Все включённые в Брест-Литовский договор обязательства, касающиеся уплаты контрибуции или уступки территорий и областей, объявляются недействительными. <…>

Брест-Литовский мир насилия и грабежа пал, таким образом, под соединёнными ударами германских и русских пролетариев-революционеров.

Трудящиеся массы России, Лифляндии, Эстляндии, Польши, Литвы, Украины, Финляндии, Крыма и Кавказа, освобождённые германской революцией от гнёта грабительского договора, продиктованного германской военщиной, призваны ныне сами решать свою судьбу. На место империалистического мира должен прийти социалистический мир, мир, заключённый освободившимися от гнёта империалистов трудящимися массами народов России, Германии и Австро-Венгрии… В основу истинного мира народов могут лечь только те принципы, которые соответствуют братским отношениям между трудящимися всех стран и наций и которые были провозглашены Октябрьской революцией и отстаивались русской делегацией в Бресте. Все оккупированные области России будут очищены. Право на самоопределение в полной мере будет признано за трудящимися нациями всех народов. <…>»

1) Договор, об аннулировании условий которого идёт речь в данном Постановлении, был заключён в 1917 г.

2) Данное Постановление было издано в том же году, когда был заключён Договор, об аннулировании которого идёт речь.

3) Авторы Постановления считают, что важнейшей предпосылкой аннулирования Договора стали революции в европейских странах.

4) Авторы Постановления считают, что необходимо восстановить Россию в границах бывшей Российской империи.

5) Все территории бывшей Российской империи, названные в отрывке, вошли в состав СССР с момента его образования.

6) Подписание Договора, об аннулировании которого идёт речь, привело к конфликту между партиями большевиков и левых эсеров.

 

 

Б
А

Задание 13. Работа с картой. Назовите имя императора, в царствование которого происходили события войны, отражённые на данных картах?

Задание 14. Работа с картой. В каком году произошло изменение линии фронта, изображённое на карте А?

Задание 15. Работа с картой. Какой цифрой на карте обозначено место крупной наступательной операции русской армии под руководством А.А.Брусилова?

Задание 16. Работа с картой. Какие три утверждения, относящиеся к отражённым на карте событиям, верны?

1. Накануне начала войны Россия выступила инициатором проведения международных конференций по вопросам ограничения вооружений.

2. Поводом к началу военных действий послужил отказ Австро-Венгрии признать независимость Сербии.

3. Противниками России в данной войне были Германская империя и Австро-Венгерская империя.

4. В 1915 г. в ходе Великого отступления Россия потеряла значительную часть территории.

5. Успех, достигнутый в ходе наступательной операции под руководством А.А.Брусилова привёл к капитуляции Австро-Вернгии и выходу её из Тройственного союза.

6. Россия вышла из войны в 1917 г., заключив сепаратный мир с Германией.

 

Часть 2

Из Манифеста императора Николая II.

«Немного дней тому назад Манифестом Нашим опо­вестили Мы русский народ о войне, объявленной Нам Германией. Ныне Австро-Венгрия, первая зачинщица мировой смуты, обнажившая посреди глубокого мира меч против слабейшей Сербии, сбросила с себя личину и объявила войну не раз спасавшей ее России... Видит Господь, что не ради воинственных замыслов или суетной мирской славы подняли Мы оружие, но, ограждая достоинство и безопасность Богом хранимой Нашей Империи, боремся за правое дело. В предстоя­щей войне народов Мы не одни: вместе с Нами встали доблестные союзники Наши, также вынужденные при­бегнуть к силе оружия, дабы устранить, наконец, веч­ную угрозу германских держав общему миру и спокой­ствию».

Задание 20. Атрибуция. Назовите год издания Манифеста и начавшуюся войну. Назовите два государства, поименованные «доблестными союзниками».

Задание 21. Поиск информации в тексте. Почему Австро-Венгрия названа в Манифесте «пер­вой зачинщицей мировой смуты»? Назовите не ме­нее трех причин.

Задание 22. Анализ. Положение о том, что Австро-Венгрия начала вой­ну «посреди глубокого мира», большинство исто­риков отвергают. Приведите любые три факта, подтверждающие мнение историков.

Из протоколов допроса А.В. Колчака.

«Когда совершился переворот, я получил извещение о событиях в Петрограде и о переходе власти к Государственной Думе непосредственно от Родзянко, который телеграфировал мне об этом. Этот факт я приветствовал всецело. Для меня было ясно, как и раньше, что то правительство, которое существовало предшествующие месяцы, – Протопопов и т. д., – не в состоянии справиться с задачей ведения войны…

Я приветствовал перемену правительства, считая, что власть будет принадлежать людям, в политической честности которых я не сомневался, которых знал… Затем, когда последовал факт отречения государя, ясно было, что уже монархия наша пала, и возвращения назад не будет. Я об этом получил сообщение в Черном море, принял присягу вступившему тогда первому нашему временному правительству… Я считал себя совершенно свободным от всяких обязательств по отношению к монархии, и после совершившегося переворота стал на точку зрения, на которой я стоял всегда, – что я, в конце концов, служил не той или иной форме правительства, а служу родине своей, которую ставлю выше всего…

…Я видел…, что положение на фронте у нас становится все более угрожающим и тяжелым, и что война находится в положении весьма неопределенном в смысле исхода ее. Поэтому я приветствовал революцию, как возможность рассчитывать на то, что она внесет энтузиазм… в народные массы и даст возможность закончить победоносно эту войну, которую я считал самым главным и самым важным делом, стоящим выше всего, – и образа правления, и политических соображений».

Задание 20. Атрибуция. Укажите название и год совершения события, которому посвящены данные воспоминания. Приведите название упоминаемой А.В. Колчаком войны, в ходе которой данное событие произошло.

Задание 21. Поиск информации в тексте. Как А.В. Колчак определяет свое отношение к произошедшему событию? Назовите не менее двух причин, которые он приводит в объяснение своей позиции.

Задание 22. Анализ. На основе текста и знаний по курсу истории укажите не менее трех причин, по которым произошло событие, о котором вспоминает А.В. Колчак.

 

Из воспоминаний политического деятеля

«___________, фактически сосредоточивший в своих руках правительственную власть, очутился в особенно трудном положении: он не мог не понимать, что только меры сурового принуждения, предложенные Корниловым, могли ещё, быть может, спасти армию, освободить окончательно власть от советской зависимости и установить внутренний порядок в стране. Несомненно, освобождение от Советов, произведённое чужими руками или свершившееся в результате событий стихийных, снимавших ответственность с Временного правительства и ___________, представлялось ему государственно полезным и желательным.

Но добровольное принятие предуказанных командованием мер вызвало бы полный разрыв с революционной демократией, которая дала [ему] имя, положение и власть и которая, невзирая на оказываемое ею противодействие, всё же, как это ни странно, служила ему хоть и шаткой, но единственной опорой. С другой стороны, восстановление власти военного командования угрожало не реакцией – об этом [он] часто говорил, хотя вряд ли серьёзно в это верил – но, во всяком случае, перемещением центра влияния от социалистической к либеральной демократии, крушением социал-революционной партийной политики и утратой преобладающего, быть может, и всякого, влияния его на ход событий. …

В свою очередь [он] ещё 13–14 августа в Москве, в дни Государственного совещания, ожидал активного выступления со стороны приверженцев Корнилова и принимал меры предосторожности. Несколько раз ____________ возбуждал вопрос об удалении Корнилова, но, не встречая сочувствия этому решению ни в военном министерстве, ни в среде самого правительства, с тревогой ждал развития событий. Ещё 7 августа помощник комиссара… предупредил Корнилова, что вопрос об его отставке решён в Петрограде окончательно. Корнилов ответил: "Лично меня вопрос о пребывании на посту мало занимает, но я прошу довести до сведения кого следует, что такая мера вряд ли будет полезна в интересах дела, так как может вызвать в армии волнения"…»

Задание 20. Атрибуция. Укажите год, когда происходили события, описанные в тексте. Укажите политического деятеля, фамилия которого трижды пропущена в тексте. Назовите пост, который занимал в период описанных событий упомянутый в отрывке генерал Л.Г. Корнилов.

Задание 21. Поиск информации в тексте. Укажите причину, по которой, по мнению автора воспоминаний, меры, предложенные генералом Л.Г. Корниловым, могли быть выгодны политическому деятелю, фамилия которого пропущена в тексте. Укажите причину, по которой, по мнению автора, эти меры не устраивали политического деятеля, фамилия которого пропущена в тексте. Чем, по мнению Л.Г. Корнилова, была опасна его отставка?

Задание 22. Анализ. Автор воспоминаний пишет о «советской зависимости» упомянутого в тексте Временного правительства. Используя знания по истории, укажите не менее трёх примеров проявления этой зависимости.

 

Из «Архива Русской Революции» от 1923 года

«Фактически большевики оказались победителями. В их руках находится весь Петроград со всеми его учреждениями. Правительство заключено было в Петропавловскую крепость, вся военная сила была на стороне большевиков. Тем не менее, никто не верил в окончательную победу тех, кто совершил переворот, и меньше всех в победу верили сами большевики. Всем было ясно, что один Петроград еще ничего не значит. Знали, что под Петроградом готовятся, если уже не происходят, бои между армией Керенского и большевиками, знали, что там решится судьба восстания. Кроме того, большие надежды возлагались на Москву, где происходили ожесточенные уличные сражения между большевиками, с одной, и юнкерами и частью армии, с другой стороны. В переходные дни петроградская дума играла очень важную роль, так как правительство было арестовано, все антибольшевистские силы, гражданские, так и военные, стали группироваться вокруг думы, которая в качестве демократического представительного органа столицы, сыграла роль политического центра... Большевики не осмеливались тронуть ее, так как в ее руках был сосредоточен весь продовольственный аппарат столицы, и еще долгое время спустя дума вела открытую борьбу против большевиков, пока последние, наконец, не решились распустить ее».

Задание 20. Атрибуция. Какие события описаны в этом отрывке? Назовите время, когда они про­исходили.

Задание 21. Поиск информации в тексте. Почему автор называет большевиков победителями? В силу каких об­стоятельств эту победу, по мнению автора, нельзя было считать оконча­тельной?

Задание 22. Анализ. Как автор относится к описанному перевороту? Что свидетельствует о его отношении?

 

Задание 23. Задача

1. Существует точка зрения, что большевики пришли к власти в России в октябре 1917 г. только благодаря лозунгу «Долой войну!». Какие ещё лозунги выдвигали большевики? Приведите не менее трёх фактов, положений, которые объясняют причины прихода к власти большевиков.

2. В феврале – марте 1918 г. в коалиционном правительстве большевиков и левых эсеров наметился серьезный раскол по вопросу ведения переговоров с Германией о заключении сепаратного мира. Лидер большевиков В.И. Ленин считал, что мир нужно подписывать на любых условиях. Левые эсеры и часть большевиков считали, что подписание мира с «империалистическим» правительством Германии стало бы предательством идей революции. Однако переговоры продолжились, и мир был подписан. Почему Ленин настаивал на заключении мира? Приведите не менее двух причин. Какие последствия для внутриполитической жизни Советской России имело заключение мира? Назовите не менее трех последствий.

Задание 25. Историческое сочинение (1914-1918; 1917-1918)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: