Результаты (предполагаемые) и обсуждение.




Proposal эксперимента

1. Теоретическая база. Основой для проведения эксперимента является интерес к проблеме выявления и особенностям наполнения ассоциативного поля, формирующегося у современных русских глаголов-синонимов со значением порицания. Исследуемая проблема носит междисциплинарный характер, она находится на границе между экспериментальной психологией, психолингвистикой, когнитивной лингвистикой. Теории взаимодействия семантического и ассоциативного поля посвящено множество исследовательских работ (Ю.Н. Караулов, Ю.Д. Апресян, А.В. Бондарко, В.П. Абрамов и др.). При этом обычно под ассоциативным полем понимают совокупность ассоциатов, представленных в виде ядра (частотных реакций на слово-стимул) и периферии. Впервые к проблеме описания ассоциативных и семантических характеристик слова обратился Джеймс Диз, акцентируя внимание последователей на то, что ассоциативные ряды отражают структурные модели отношений между понятиями. В когнитивной психологии особое внимание уделяется процессам, в ходе которых устанавливаются ассоциации, их природе и т.д.

В качестве гипотезы выдвигается предположение, что ассоциативные реакции респондентов на слова-стимулы (синонимичные глаголы современного русского языка со значением порицания) будут различаться в зависимости от возраста участников. Порожденные словами-стимулами ассоциации каждого из участников эксперимента будут отражать часть схемы общего ассоциативного поля, образующегося в процессе входа и переработки слова-стимула. Ассоциативное поле по определению более нагружено образными компонентами, нежели семантическое поле. Иногда ассоциативные образы будут пересекаться/повторяться (особенно если речь идет о разных возрастных группах участников) – на это могут повлиять принятые социокультурные установки, заложенные в менталитете носителей русского языка. Интерпретация участниками стимулов, которая выльется в ассоциативные ряды, будет разниться в зависимости от возраста испытуемого. Скажем, переносные значения выбранных глаголов-стимулов для лиц в возрасте 18-28 лет могут оказаться словами с низкой частотой употребления, редко (=никогда) употребляющимися. Также лексемы, выступающие в словарях с пометой «просторечное», могут вызвать затруднения в ассоциативных реакциях у респондентов.

Семантика синонимичных глаголов-стимулов, выбранных для эксперимента, завязана на значении порицания, осуждения. Лексемы, выступающие в качестве стимулов, могут иметь несколько значений – прямое и переносное, что обозначено в современных лексикографических источниках. Переносное значение осуждения/порицания зачастую устанавливается по сходству между действиями (например, рычать (как собака) – злиться – ругаться).

Для качественного отбора стимулов рекомендуется провести претест. На предварительном этапе отбора слов-стимулов, вероятнее всего, будут отбракованы лексемы, которые в СРЯ употребляются в переносном, вторичном значении, и практически не ассоциируются у носителей языка с семантикой порицания.

Источником на этапе предварительного отбора стимулов перед ассоциативным экспериментом выступает Новый объяснительный словарь синонимов русского языка (Под общим руководством акад. Ю.Д. Апресяна) – статья о синонимичных глаголах с семантикой порицания.

В результате эксперимента проводится сравнение, насколько отличаются дефиниции слов-стимулов из современных лексикографических источников с ответами носителей русского языка, представителей обыденного сознания, и чем мотивированы эти отличия.

2. Исследовательский вопрос состоит в определении ассоциативного поля для русских глаголов со значением порицания, которое формируется в немедленных реакциях разновозрастных носителей русского языка на слова-стимулы. Насколько могут отличаться ответы участников эксперимента в зависимости от их жизненного опыта и возраста?

Преднамеренно для участников эксперимента не устанавливаются границы в виде формальных и семантических особенностей слов-реакций, исследовательская процедура носит формат свободного ассоциативного эксперимента.

3. Методология:

Участники эксперимента – представители разновозрастных групп, носители русского языка. Следует отметить возраст участников (от 18 до 65 лет), их разный социальный и культурный опыт.

Стимулы. В качестве стимульных слов на этапе претеста отбираются глаголы из активного лексического запаса русского языка, описывающие различные ментальные состояния или речевые акты со значением порицания [эта формулировка заимствована из источника]. Источником на этапе предварительного отбора стимулов перед ассоциативным экспериментом выступает Новый объяснительный словарь синонимов русского языка ( Под общим руководством акад. Ю.Д. Апресяна).

Стимульный материал состоит из глагольных единиц, полученных в ходе претеста. Например, чихвостить, обвинять, разбирать, поносить, крыть, порицать, ругать, бранить и т.п. Предположительно, экспериментатор продолжит работу с 50 стимулами.

Процедура и дизайн эксперимента. Эксперимент проводится в два этапа: 1) претест 2) собственно тестирование для проверки независимой переменной (стимула).

1) Для претеста привлекается группа лиц разного возраста в количестве 50 человек, которые не должны участвовать во втором этапе эксперимента. Им следует пройти небольшой по времени тест, письменно отвечая на вопрос: какие слова могут выполнять роль синонима для глагола порицать?

2) Сам эксперимент проходит также в письменном формате. Участники занимают учебную аудиторию и получают короткую устную инструкцию от экспериментатора. Затем им выдаются карточки с обозначением слов-стимулов, которые требуется заполнить. Слова-стимулы требуют немедленной реакции участника в виде письменного ответа из двух-трех слов. Всего на задание отводится не более 10 минут. Количество участников на этом этапе – порядка 50 человек. Группа участников состоит из людей разного возраста: молодых людей (18-30 лет), людей среднего возраста (30-45 лет) и лиц старшего поколения (до 65 лет). Эксперимент проводится на равных условиях для всех испытуемых: при отсутствии возможности делиться мнениями или впечатлениями о стимулах.

Результаты (предполагаемые) и обсуждение.

Ассоциативные поля в ответах респондентов сравниваются между собой, в результате выделяются наиболее частотные реакции, на основании которых исследователь приходит к заключению. При интерпретации результатов решается вопрос: чем обусловлены различия в ответах-реакциях лиц разновозрастных групп? Изучается уровень стереотипности ассоциативных реакций испытуемых на стимулы в зависимости от их возраста. Ассоциативное поле глаголов со значением порицания гораздо емче семантического поля. Оно наполняется у носителя языка в соответствии с его уникальным жизненным и социальным опытом. Свободные ответы-ассоциации респондентов демонстрируют реализацию лексической и семантической сочетаемости глаголов-стимулов, возможные субъектно-объектные отношения, которые потенциально моделируются словом-стимулом в сознании носителя языка.

Предположительно можно сделать вывод, что носитель языка владеет фоновым (лингвистическим и экстралингвистическим) знанием, которым сопровождается каждая глагольная единица со значением порицания. С одной стороны, внутренний лексикон человека организуется в соответствии с окружающими социокультурными проявлениями, с другой стороны, он отражает общие черты менталитета и, наконец, имеет индивидуальные проявления, в том числе диктуемые возрастом. Возраст участника может повлиять на ответ: например, эксцентричность мышления, характерная для молодых людей, сменяется клишированными ответами-ассоциациями у людей более старшего возраста.

Ассоциативное поле коррелирует с семантическим полем слова, и в большей степени не пересекается с дефинициями глаголов со значением порицания, представленными в современных лексикографических источниках.

Полученные данные можно использовать в целях изучения ассоциативного значения слова и определения семантической близости между словами, включенности их в общее семантическое поле.

 

Список литературы

1) Стернин И. А. Лексическое значение слова в речи. – Directmedia, 2015.

2) Залевская А.А. Значение слова через призму эксперимента //Тверь: Тверской гос. ун-т. – 2011.

3) Горошко Е.И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. – 2001.

4) Кобозева И. М. Лингвистическая семантика //М.: Эдиториал УРСС. – 2000. – Т. 350. – С. 1.

5) Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов //Т.В. Жеребило–Назрань: Пилигрим. – 2010.

6) Апресян Ю. и др. (ред.). Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. Второй выпуск. – Litres, 2014.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: