МЕТОДЫОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА МАШИН
Цель работы:
Освоение методики определения экономической эффективности и экономического эффекта машин
Известны методы определения экономического эффекта при сравнении вариантов механизации работ за 1 год, за срок службы, за весь период использования техники (интегральный экономический эффект).
Годовой экономический эффект представляет собой показатель, характеризующий эффективность техники за общепринятую в практике планирования единицу времени, что создает условие для сопоставления эффективности изделий одного назначения, выбора технических решений и вариантов новой техники на стадии ее создания и внедрения.
Экономический эффект за срок службы с учетом приведения по фактору времени к году начала эксплуатации:
,
где – годовой экономический эффект; – срок службы новой техники.
Экономический эффект за срок службы машины учитывает показатели ее долговечности и отражает общую экономию затрат на протяжении этого времени. Для изделий единичного производства эффект за срок службы совпадает с интегральным эффектом, так как в данном случае срок службы изделия – это период использования модели.
Интегральный экономический эффект определяется за весь период использования техники. Его продолжительность равна сумме периода производства данной модели техники и ее среднего срока службы. При определении интегрального эффекта учитываются возможные различия в эффективности машины в разных сферах применения:
,
где – продолжительность периода производства новой техники, лет; – экономический эффект за срок службы новой техники i-го года выпуска в j-й сфере применения, руб.; – количество сфер применения с существенно отличающимся значением эффекта.
Т.о., исследование экономической эффективности новой техники в условиях полной хозяйственно самостоятельности предприятий и рыночных отношений основывается на следующем:
1. Исследование и управление эффективностью обновления техники должно осуществляться исходя из безусловной выгодности этого процесса для сферы производства и потребления.
2. Исследование должно охватывать весь жизненный цикл новой техники по ее основным стадиям с рассмотрением экономической эффективности техники как сложной функции от времени, что определяет динамический аспект ее исследования.
3. Обеспечение минимальных затрат на производство и эксплуатацию агрегатов для обеспечения выполнения необходимых и закладываемых функций, которые должны выполнять рассматриваемые технические системы.
4. Компоновка агрегатов исходя из максимально возможной круглогодичной эксплуатации.
Оценка эффективности единичных машин.
1. Сравниваются машины с одинаковыми сроками службы и производительностью; эксплуатационные расходы по всем вариантам машин не изменяются по годам; капитальные вложения в технику однократны и осуществляются в момент начала эксплуатации машин. Годовые приведенные затраты единичной машины:
(6)
где – годовые текущие затраты на эксплуатацию i-й машины без амортизационных отчислений от стоимости машины; – коэффициенты реновационных отчислений (принимается норма амортизации в десятичном виде); – цена i-й машины, в качестве которой может приниматься первоначальная, восстановительная или балансовая стоимость машины, включающие стоимость ее доставки и монтажа; – сопутствующие капитальные вложения потребителя.
Исходным для уравнений (6) является уравнение (5) – минимум приведенных затрат на выполнение годового объема работ.
Суммарные затраты за срок службы машины , дисконтированные к началу года осуществления проекта :
(7)
С учетом того, что величина :
(8)
2. Сравниваются машины с одинаковыми сроками службы и производительностью; эксплуатационные расходы изменяются в течение срока службы; капитальные вложения в технику однократны и осуществляются в момент начала эксплуатации машин. Суммарные затраты единичной машины:
(9)
где – годовые текущие затраты в -й год на эксплуатацию i-й машины без амортизационных отчислений от стоимости машины.
3. Сравниваются машины с одинаковыми сроками службы и производительностью; эксплуатационные расходы изменяются в течение срока службы; капитальные вложения в технику осуществляются до начала эксплуатации машины в течение периода . Суммарные затраты единичной машины:
, (10)
где – календарный год начала осуществления капитальных вложений; – календарный год начала эксплуатации машины; – капитальные вложения в i-й тип техники в -й период времени:
.
Т.о., в данном случае капитальные вложения в технику капитализируются к началу расчетного периода эксплуатации , а приведенные затраты по годам эксплуатации дисконтируются к тому же периоду.
4. Сравниваются машины с одинаковыми сроками службы и производительностью; эксплуатационные расходы изменяются в течение срока службы; капитальные вложения в технику осуществляются до начала эксплуатации машины в течение периода и в период эксплуатации . Суммарные затраты единичной машины:
(11)
5. Сравниваются машины, отличающиеся сроками службы, производительностью. Задачи с переменным объемом работ можно решать двумя методами: привести все варианты задачи к одному и тому же объему и решать задачу на минимум затрат; на максимум полезного эффекта.
Согласно первому методу, когда переменный объем работ возникает вследствие различных производительностей машин, варианты приводят к одному и тому же объему с помощью коэффициента:
,
где – годовой объем работы, выполняемый машиной с максимальной производительностью, и машины рассматриваемого варианта.
При данном приеме затраты по i-му варианту, приведенные к варианту с максимальной производительностью, в статической системе (при неизменных эксплуатационных расходах, одинаковых сроках службы машин и единовременных капитальных вложениях в технику в момент начала эксплуатации машин) составят:
, (12)
Т.е., удельные приведенные затраты рассматриваемого варианта умножаются на объем производства за год, который обеспечивает техника с максимальной производительностью.
Приведенные затраты при использовании машины с максимальной производительностью составят:
, (13)
Если переменный объем возникает вследствие различных сроков службы машин, варианты следует привести по долговечности. Суммарные затраты за срок службы при изменяющихся во времени эксплуатационных затратах и единовременных капитальных вложениях в технику:
, (14)
где – продолжительность эксплуатации машины с максимальной долговечностью.
Исходным для уравнения (14) является уравнение (12), представленное за срок службы техники:
. (15)
С помощью коэффициента уравнения (14) затраты по i-му варианту с долговечностью приводят к варианту с .
Причем в случае изменения производительности по годам уравнение (14) примет вид:
. (16)
Сравнение вариантов по данным критериям носит условный характер. Предполагается, что если бы годовой объем работы машины с максимальной производительностью удалось выполнить i-й машиной, затраты на эту работу составили бы величину .
При сравнении вариантов с разной производительностью на максимум полезного эффекта необходимо располагать ценой единицы продукции или работы машины.
Тогда при статической постановке задачи годовой эффект:
, (17)
где – цена единицы продукции (работы).
Эффект за срок службы:
, (18)
где – срок службы i-й машины.
При динамической постановке эффект за срок службы:
. (19)
Формулы (17, 18, 19) предполагают, что взамен рассматриваемой машины по истечении ее срока службы будет приобретена другая машина, и процесс эксплуатации будет продолжен.
Однако возможны случаи, когда машина используется в течение одного срока службы или расчетного периода, после чего процесс, совершаемый машиной, заканчивается.
В таких случаях для сравнения машин используется формула:
, (20)
где – ликвидационная стоимость машины представляет собой сумму денежных средств, которую можно получить от реализации оборудования и других элементов основных фондов после окончания срока их службы.
Определение экономической эффективности системы машин.
Наряду с единичными машинами инвестиционный проект может предусматривать эксплуатацию системы машин, а именно по степени укрупнения – комплекта, комплекса, парка машин.
Для системы машин также можно различать годовые затраты, т.е. приведенные на эксплуатацию комплекта, комплекса, парка машин в течение года, и затраты за весь период эксплуатации всей системы машин – интегральные затраты.
Интегральные затраты системы машин можно определить как сумму годовых затрат машин за весь период эксплуатации:
, (21)
где – годовые суммарные затраты системы машин; – период эксплуатации системы машин; – год эксплуатации системы машин.
Годовые затраты на эксплуатацию системы машин в -й год:
,
где – годовые затраты на эксплуатацию единичной машины в -м году эксплуатации; – система машин в -м году эксплуатации, шт.
Для того, чтобы проводить расчеты по формуле (15), необходимо иметь данные о затратах на эксплуатацию единичной машины в течение всего периода эксплуатации и о величине системы машин по годам эксплуатации.
Задачи на максимум эффекта решаются с помощью критерия по аналогии с формулой (20).
Для определения возможного объема производства машиной или системой машин необходим расчет производительности.
Производительность машин является базовым показателем и основанием для формирования других показателей. Формула для определения производительности объединяет технико-экономические параметры машины и параметры, определяющие условия ее эксплуатации. Для основных строительных и дорожных машин формулы расчета производительностей приведены в приложении 2. Производительность машины в зависимости от степени учета влияющих на нее факторов разделяется на три вида: конструктивную, техническую и эксплуатационную.
Конструктивная производительность, максимально возможная для данных условий эксплуатации, определяется конструктивными параметрами и свойствами среды, с которой машина взаимодействует, без учета потерь энергии и материалов.
Для машин цикличного действия:
,
где – расчетный объем материала, перерабатываемого машиной за один цикл работы, м3,м2,т…; – время цикла, час.
Для машин непрерывного действия конструктивная производительность:
, или ,
где – ширина захвата рабочим органом машины, м; – расчетное сечение потока материала, м2; – расчетная рабочая скорость перемещения машины или материала, м/с.
Техническая производительность представляет собой максимально возможную производительность с учетом потерь и изменения структуры материала, снижения эффективной мощности и скорости рабочих операций, а также степени использования рабочего оборудования. Для определения технической производительности конструктивную производительность умножают на ряд коэффициентов, учитывающих соответствующие потери мощности, скорости и др.
Эксплуатационная производительность представляет собой выработку за рабочее время (час, смену, месяц, квартал, год) в конкретных условиях с учетом всех предусмотренных сменным режимом работы неизбежных перерывов (организационные, конструктивно-технические, по метеорологическим причинам, перерывы, связанные с организацией труда, и неучтенные технологические перерывы).
Перерывы учитывают коэффициентом перехода от технической производительности к эксплуатационной – :
,
где – время, в течение которого машиной выдается продукция; – суммарное время перерывов в течение смены, включающее продолжительность простоев по техническим и организационным причинам,на проведение технического обслуживания и устранение отказов.
Для машин цикличного действия обычно = 0,80…0,90, а для машин непрерывного действия = 0,85…0,95.
Часовая эксплуатационная производительность:
.
Сменная производительность:
, или
При расчете годовой эксплуатационной производительности учитывают организационные перерывы в работе машин за соответствующий период:
,
где – число часов работы машины в течение года; – коэффициент использования машины по времени в течение года.
Контрольные вопросы: