ГОЛОВА ЧЕЛОВЕКА В РАКУРСЕ




Как рисовать портрет.

 

 

КАК РИСОВАТЬ ПОРТРЕТ

Если подбирать синонимы к слову «правило», то это будет «закон» или «рецепт». Чтобы вывести правила для рисунка головы человека, необходимо создать условия, которые будут способствовать тому, чтобы голова была нарисована правильно. Существуют, конечно, общепризнанные нормы, но их нельзя считать универсальными. Например, правила, касающиеся пропорций головы, требуют создания удобоваримого руководства по рисунку воображаемых лиц или по нанесению первых штрихов портрета. Но это, конечно, не математические правила.

Пропорции человеческого лица, для вех одинаковы,правда, бывают редкие исключения в основном у пожилых людей. Расстояние от линии волос до линии бровей, равно расстоянию, от линии бровей до кончика носа и от кончика носа до подбородка. Обратите внимание, что расстояние между глазами, как правило, равно длине глаза.

• Ухо находится на одном уровне к линий бровей с кончиком носа.

• Точка от края слезника делит голову пополам от края подбородка до верхней точки темечка, за исключением тех случаев, когда голова в ракурсе.

Хотя обычная голова ни в коем разе не подчинится полностью этим правилам, интересно отметить, что определенные пропорции все-таки соблюдаются всегда.

 

 

Основу тела составляет скелет, и наши физические характеристики зависят в первую очередь от формы наших костей. Это особенно заметно на примере головы. Череп состоит из костей, окруженных небольшим слоем мускулатуры. Сквозь голову «просвечивают кости», в других частях тела это не так, потому что слой мускулов там больше. Каждый художник должен четко представлять себе структуру человеческого черепа и основную структуру головы человека, при этом необязательно запоминать название каждой кости. Структура черепа лежит в основе любого рисунка головы.

Анализ головы привел нас к убеждению, что она состоит из сферы в области черепа и похожего на треугольник аппендикса в области челюстных костей. Если вы посмотрите на череп в профиль, вы сами в этом убедитесь. Спереди череп выглядит как бы сплющенным с обеих сторон, с которых у живого человека находятся уши.

 

 

 

 

ГОЛОВА ЧЕЛОВЕКА В РАКУРСЕ

Хотя данное описание подходит к любому положению головы, мы рассмотрим лишь три из них, которые встречаются чаще всего: взгляд вниз под углом, вверх под углом и прямо вверх (мы смотрим спереди).

1. Для начала надо вообразить, что через череп и сферу проходит ось.

Эта ось, более или менее совпадающая с линией шеи, достаточна, чтобы дать нам четкое представление о положении головы, которую мы собираемся нарисовать. Сфера А относится к голове, которая смотрит вниз под углом; В — вверх под углом; а С — прямо вверх, при этом мы смотрим на головы спереди.

2. А теперь представим в перспективе три перпендикулярных круга в нашей сфере (которую будем считать прозрачной), для того чтобы определить меридиан Е, делящий лицо симметрично; экватор G совпадает с линией бровей; другой меридиан, F, делит череп на лицевую (фронтальную) половину и заднюю (затылочную). Как видите, очень важно помнить перспективное строение круга и сферы. Взгляните на три круга, Е, G и F, которые являются перспективами позиций головы А, В и С.

3. Помните, что на самом деле не существует сферы черепа. Области ушей сами представляют собой в плане круг. Диаметры этих кругов мы отметили стрелками. Параллельно сферической оси А мы провели из точки J, точки пересечения кругов Е и G, вниз прямую линию. Эта прямая линия является осью, которая симметрично делит лицо в перспективе.

4. Взгляните на разные оси: А — для движения вправо и влево, Н — вверх и вниз, I — для боковых движений или для наклона вбок справа налево. Эти оси должны лежать в основе строения рисунка, но, как вы уже догадались, не нужно отталкиваться от анатомических движений головы, которые в жизни зависят от «атланта» (первого шейного позвонка) и второго шейного позвонка, которые лежат в основании затылочной кости.

 

 

РИСУНОК И ПОСТРОЕНИЕ ГОЛОВЫВ ТРЕХ РАКУРСАХ

Давайте продолжим строить голову. На следующем этапе мы, конечно, отметим на оси три основные единицы, которые делят черты лица.

5. Поместим на место нижнюю челюсть. Представим себе ее в виде подковы, вращающейся вокруг двух осей, расположенных чуть ниже оси Н. Говоря анатомическим языком, эти две оси представляют собой жевательные мускулы, контролирующие движения нижней челюсти. Отметьте, что ширина подбородка, равная расстоянию между глазами, представляет собой пятую часть всей ширины головы. На диаграмме мы ее выделили жирной чертой.

6. Устанавливаем уровень рта. Нижняя губа, как мы знаем, расположена в середине третьей единицы, т. е. между подбородком и основанием носа. Если бы надо было провести еще один круг через эту точку в перспективе, мы бы отметили в точке О максимальную ширину и нижней челюсти.

7. Пара штрихов — и челюсть построена: две прямые линии вниз через точки О с каждой стороны и две наклонные, указывающие боковые пределы. Вы, наверное, уже задаете себе вопрос о том, каждый ли раз придется делать это, рисуя голову человека. Ответом будет: «Все зависит от обстоятельств». Это зависит и от характера работы и от умения каждого художника. В портрете, скорее всего, и не надо будет этого делать, во всяком случае, неосновательно. Когда же вы рисуете воображаемую голову или по памяти, то правила вам потребуются. Иногда, особенно когда требуется определенный ракурс, вам придется пройти всю процедуру расчетов сполна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Четкое понимание правил пропорций, которые мы только что изучили, поможет нам нарисовать реальную или воображаемую голову, в которой все элементы будут расположены правильно: брови, глаза, нос и уши в особенности. Теперь мы остановимся на чертах лицах, их форме и научимся их рисовать.

Как это ни странно, черты лица наших друзей и наши собственные, которые мы каждый день видим в зеркале, мы меньше всего замечаем. Еще реже мы обращаем внимание на черты лица тех, с кем мы живем. А если они не отпечатались в нашей голове, то, как же мы будем их рисовать?

В нашем исследовании мы основываемся на архетипических чертах и на обобщенных примерах. Но, наверное, стоит применить все эти уроки к вашим собственным чертам. Сядьте перед зеркалом и посмотрите на себя внимательно: сначала прямо, потом слегка наклонив голову, потом глядя вниз и вверх. Сравните, насколько ваши черты отличаются от стандартных, которые мы вам сейчас продемонстрируем.

Честным с нашей стороны будет сказать, что искусство портретиста сводится в основном к следующему: продемонстрировать свое понимание формальных элементов человеческого лица на примере специфических черт модели.

 

Учимся рисовать глаза

Вот первое важное наблюдение: глаза имеют форму сферы и, поточнее,— сферы с маленькой сферой внутри, которая соответствует зрачку.

Мы можем представить себе эту сферу с точечкой внутри прямо перед собой (1а), в полупрофиль (1б), в профиль (1с) и смотрящей вниз под углом (Id); из этих диаграмм вы можете вывести основу для рисунка видимой части глазного яблока и формы век.

Представьте себе (2), что эта сфера покрыта тягучим веществом 0,8 см толщиной и что мы делаем маленький поперечный разрез над зрачком. Если мы расстегнем этот разрез, как петличку пуговицы, то мы и получим форму век, одно из которых (а это очень важно) мы всегда будем видеть. Из края век исходят ресницы. Взяв зрачок за приблизительный центр, каждая ресница радиально расходится из центра роговицы. Взгляните на диаграмму 3, а, b и с. Теперь мы видим и наружную форму глаза. Сверху глаза обрамляют брови, прямые и слегка приподнятые вверх поначалу и спускающиеся аркой вниз у наружных углов глаз. Сразу под бровями — верхнее веко. Когда кожа подтянута и туга, веко повторяет сферическую форму глазного яблока, а когда бровь опущена, то веко теряется в складках кожи (4в и 4с). Не следует забывать, что именно верхнее веко открывает и закрывает глаз. А нижнее ничего не делает. Это наблюдение подскажет вам, что, когда глаз открыт, изгиб верхнего века больше подчеркнут, чем у нижнего — последнее напоминает горизонтальную линию, проходящую через слезные протоки. Иными словами, «миндалик» глаза не симметрично расположен относительно горизонтали. Посмотрите на диаграмму 5а и никогда не забывайте это правило, обрисовывая контуры глаза.

Не следует забывать, что глаза имеют изогнутую форму, и вы всегда будете видеть широкий конец одного из них. Еще одно: глаза не симметричны. Взгляните на диаграммы 6а и 6в. И наконец, помните о «радиальной траектории» ресниц — и вы сможете нарисовать их под любым углом.

 

 

Направление взгляда

До сих пор мы занимались лишь формой глаза. Если вам трудно нарисовать один глаз, то рисунок сразу двух глаз не уменьшит проблемы. Почему же? Ну, во-первых, потому, что лицо имеет не плоскую поверхность и глаза располагаются как бы в углублениях этой поверхности, имея при этом сферическую форму. Отталкиваясь от этого, можно сделать вывод о том, что оба глаза в одинаковой позиции мы увидим только тогда, когда будем смотреть на лицо прямо. Во всех остальных случаях (в большинстве из них) один глаз будет повернут чуть в профиль. Это хорошо показано на рисунках 1 и 4 на иллюстрации справа.

На рисунках 2, 3 и 5 мы продемонстрировали другой тезис: когда мы рисуем глаза, надо помнить, что они имеют свое собственное выражение. А, следовательно, важным становится направление взгляда, которое зависит от того, насколько открыты веки и от «выражения» бровей.

Глаза, брови и рот — основные факторы, создающие выражение лица.

Как и выражение, взгляд указывает направление, и, рисуя лицо, мы должны строго следить за тем, чтобы оба глаза смотрели в одну и ту же сторону; в противном случае получится косоглазие.

Глаза смотрят вверх—вниз одновременно, как будто вращаются вокруг одной оси (см. рисунок внизу), а если смотрят вправо—влево, то движутся так, как если бы ими управлял механизм, похожий на механизм машины.

Решение этой проблемы заключается в следующем: необходимо тщательное наблюдение за моделью, чтобы постараться понять, что «говорят» его или ее глаза. Это, когда вы рисуете с натуры, а когда используете свое воображение, то надо попытаться представить себе подвижные сферы, которые находятся внутри глаз, слегка прикрытые веками.

 

 

Независимо сколько вам лет, вам довелось уже увидеть немалое количество носов в своей жизни. А смогли бы вы точно описать форму носа? Или уха, а может быть, рта? Дело в том, что мы обычно не замечаем то, что видим ежедневно по многу раз. То есть, мы смотрим, как бы не видя.

Художник не может позволить себе такой роскоши. Он должен не просто смотреть на нос, рот или ухо, но на точную форму этого носа, рта или уха. Рисунки на этой странице помогут вам разобраться в этих формах. Их можно взять в качестве прототипов, которые вы будете копировать до тех пор, пока не сможете рисовать по памяти, используя эти прототипы как базу для воспроизведения других, специфических моделей. Мы не станем входить в детали форм. Есть тенденция увеличения описательных деталей в рисунке, которые в женском лице, например, едва заметны.

Оторвитесь от прототипов и порисуйте с натуры. Нарисуйте свой собственный нос или рот прямо или под углом. Попросите членов своей семьи попозировать вам, чтобы отработать столь важные для искусства портрета элементы.

Исследуйте форму губ, впадинки в уголках рта, которые так много говорят о настроении человека, когда загнуты вверх или вниз. Посмотрите на различие тона верхней и нижней губы, вызванное тем, что одна из них (обычно нижняя) больше находится под прямым освещением. Заметьте, что губы женщины обычно темнее, чем губы мужчины; они больше блестят и на них отчетливее видны маленькие морщинки, типичные для кожи губ. Мы еще раз напоминаем, что вы должны копировать эти рисунки до тех пор, пока они не отпечатаются в вашем сознании навсегда.

При этом попробуйте разные средства: свинцовый карандаш, сангину, уголь и т. д.

 

 

изучать пропорции головы человека и исследовав черты лица (глаза, нос, рот и уши), настает время переходить к портрету, пока все изученное не стерлось из вашей памяти. Мы советуем начать с фотографий, чтобы познакомиться подробнее с различными чертами и разным выражением лица. Всегда хорошо поднабраться опыта до работы с настоящей моделью. Мы разбили упражнения на три фазы, каждая из которых внесет свой вклад в систему проб и ошибок, негодования и исправлений — в то, что мы называем настоящим творческим процессом.

1. Первые линии мы, конечно, наносим карандашом, руководствуясь не неведомой магической силой, а разумом. Это линия симметрии, линия глаз, рта и т. д.— все в соответствии с правилами пропорций. После этого можно нарисовать овал лица и расположить характерные для вашей модели черты.

2. От первой до конца второй фазы вы должны сделать очень многое. Вы продолжаете рисовать черты, не нажимая на карандаш, постоянно наблюдая за моделью и сравнивая то, что вы рисуете с реальностью. Затем устанавливается тон, который и помогает очертить лицо. В конце настоящего этапа уже должно проглянуть явное сходство с моделью. Однако все, кто не видел фотографии, не должны понимать, женское это лицо, или мужское.

3. Законченный рисунок. Здесь уже явно видно, что мы нарисовали женский портрет. Как мы перешли от второй фазы к портрету реального лица? Ведь мы уже раньше построили все черты, а сейчас просто эффективно использовали светотень, смягчив грубые линии, доработав, где это надо, форму: брови, складки век, линии вокруг глаз, губы и т. д.

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: