Особенности драматургии культурно-досуговых программ, их музыкальное оформление.




Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Музыкальная драматургия……………………………………………..4

2. Особенности драматургии культурно-досуговых программ, их музыкальное оформление………………………………………………8

Заключение………………………………………………………………..11

Список используемых источников………………………………………12

 

 


Введение

Одним из важных элементов культурно-досуговой программы яв­ляется музыка. Ее роль в художественно-образном решении того или иного мероприятия поистине велика. Музыка как ни один другой вид ис­кусства способна с большой силой и всеобъемлющей полнотой пере­дать чувства и мысли, различные эмоциональные состояния человека. Диапазон этих состояний и переживаний, выражаемых музыкой, безгра­ничен. Вот почему знание особенностей музыки как выразительного средства, ее функций в культурно-досуговой програм­ме, органического сочетания фонограмм и живого звучания необходимы режиссерам культурно-досуговых программ для организации более эффективного художественно-эмоционального воздействия на зрителей средствами музыкального искусства.

Следует отметить, что музыкальное оформление культурно-досуговой программы представляет определенную трудность. Это свя­зано, прежде всего с тем, что вопросы теории и практики музыкального оформления досуговых программ почти не разработали в культуроведческой литературе, кроме некоторых, встречающихся в методических работах. До сих пор не создано ни одного учебного пособия или практи­ческого руководства, в котором содержались бы элементарные сведе­ния о закономерностях использования музыки в различных формах культурно-досуговой деятельности.

Цель работы: рассмотреть такие понятия как музыкальная драматургия и музыкальная программа

 


Музыкальная драматургия

Музыкальная драматургия - это образный (содержание) и конструктивный (форма) принцип организации закадровой музыки.

Она поддерживает во времени целостность фильма, драматургию и режиссерскую концепцию. Выстраивает музыкальную драматургию - режиссер, выполняет - композитор.

С точки зрения истории музыкального решения фильма, музыкальная драматургия вобрала в себя традиции классической музыки и вызвала привлечение композиторов академического плана.

Существует три типа музыкальной драматургии:

· Однотемная;

· Двухтемная;

· Песенная.

Однотемная музыкальная драматургия возникла в 60-е годы ХХ века. Она строится на методе варьирования интонаций исходной темы. Для организации однотемной музыкальной драматургии требуется композитор, так как компиляция трудноосуществима. Если нет возможности работать с композитором, изменения можно найти в произведениях вариационных и сонатных форм.

Тема должна вводиться в течение первых десяти минут фильма. Даже в короткометражных фильмах исходная тема должна поменять звучание и характер.

Такая музыкальная драматургия предпочтительнее, если у фильма короткий метр или слабо выраженный конфликт.

Однотемная музыкальная драматургия может использоваться в следующих жанрах:

· Психологическая драма - персонажи со сложно организованной психикой, или ситуации, требующие нетривиальных размышлений об их существе. Тема в таких случаях как правило имеет мало эмоционально-образных вариантов;

· Социальная драма - фильмы о простых, но достойных людях, о достойной молодежи и прочее. В основе музыкальной драматургии лежит песня: со словами она звучит максимум два раза, остальные фрагменты - инструментальные вариации;

· Историческая драма - монументальный жанр, в котором может использоваться однотемная музыкальная драматургия, если вторая сторона конфликта недостаточно показана в изображении; или если внутренний конфликт персонажа доминирует над внешним. Тема в таком случае имеет много эмоционально-образных вариаций.

· Комедия - для темы характерны интонации масскультовых разновидностей музыки.

Двухтемная музыкальная драматургия появилась во второй половине 30х годов. Она возникла как проекция музыкальной драматургии симфонического типа, сложившейся в классической музыке в первых частях симфоний и сонат, то есть сонатное аллегро. В любом фильме того времени звучал симфонический оркестр, и все режиссеры хотели работать с крупными композиторами того времени.

Двухтемная музыкальная драматургия напрямую связана с основным конфликтом фильма, две темы воплощают противоборствующие силы. Конфликт должен быть масштабным и показываться в изображении. Это не только конфликт между людьми, но со стихией, обществом, идеологией. То есть такая драматургия нужна, когда есть острое противодействие, противостояние, борьба сил.

Темы должны различаться по звучанию, характеру, настроению, темпу, жанровой ориентации и проч. Первая тема более активна. Ее образ монументален и связан со внешними обстоятельствами; вторая тема более камерная по звучанию, лиричная, связана со внутренним миром человека. Это чисто музыкальный принцип, но он стал отображением драматургии конфликта. Однако в киномузыке нет такого жесткого принципа двух тем. Первая тема та, которая первой звучит, а это диктует изображение и режиссерская концепция. Тема имеет варианты звучания, которые формируются в зависимости от драматургической ситуации. Может появиться третья тема. Она как правило не меняется в течение фильма, поэтому может претендовать на роль темы-символа. Если в качестве третьей темы используется цитата, то ее инструментовка и аранжировка должны быть изменены согласно стилистике двух основных тем.

Но кино не безразлично к возможностям, которые предоставляет массовая музыкальная культура - песня и танец. Песня в фильме - это образ простого человека из народа. Когда массовый зритель слышит песню, из его головы "вылетают" все "высокие" помыслы о персонаже, он начинает любить его, ощущает жизнь персонажа как свою. Следовательно, песня - это мощный прием в кино, работающий на идентификацию зрителя и персонажа.

В игровом кино песенная музыкальная драматургия - это когда в нем звучат песни со словами, вступающими в резонанс с содержанием фильма. Песня - это простое вокальное или вокально-инструментальное произведение, в котором основным носителем эмоциональности является мелодия, а текст ее расшифровывает. В песенной музыкальной драматургии в первую очередь работают слова песни. Текст создает второй план действия, а музыка оказывает эмоциональное воздействие. Иногда песни могут быть заменены композициями (инструментальная песня с программным названием), в этом случае важно название произведения.

В музыкальном кино песенная музыкальная драматургия - это такая организация звукового материала, которая включает в себя эпизоды, когда звучащее произведение, в качестве которого использовалась песня или танец, превращается в номер. Это замкнутое музыкальное посторонние. То есть песня или танец звучат целиком. Номер всегда внутрикадровый, но это касается только изображения. Музыкальное сопровождение должно отличаться качеством звучания. Характер действия из достоверного переходит в условный. Номер выводит и персонажа, и зрителя из обыденности в волшебный мир.

Песня может быть авторской и компиляцией. В случае работы над авторской музыкой режиссер сначала ищет тексты для песен, затем пишется музыка. В случае компиляции поиски ведутся в масскульте.

Песенная музыкальная драматургия применяется в кино на современную тему с социальным акцентом, комедиях, музыкальных фильмах, мюзиклах.


Особенности драматургии культурно-досуговых программ, их музыкальное оформление.

Драматургия является первичным компонентом при создании духовных ценностей. В КДД следует различать предметную деятельность (результат-создание определенных духовных ценностей, приобретение умений, навыков в художественном, техническом творчестве).

Культурно-досуговая программа - сценическое или площадное произведение, которое по своей природе должно иметь драматургию.

Виды драматургии:

1. Драматургия драматического театра

2. Оперы и балета

3. Кино и телевидения и.т.д

Виды различаются спецификой подхода к раскрываемому материалу. Но есть у них и общее - действие, жизнь в движении.

Во-первых, драматургическое действие всегда развивается на наших глазах, в настоящем времени.

Во-вторых, действие только тогда и называется действием, когда оно требует преодоления препятствий. Без драм. конфликта нет и не может быть драматургии.

В-третьих, драматургическое действие всегда делает зрителя свидетелем, не оставляет его равнодушным. (Эта особенность драматургии очень важна)

Однако не всякое явление жизни может стать объектом драматургической разработки конкретных видов искусства.

Драматургия культурно - досуговых программ предполагает действие, преломленное через конкретные образы (поступки, мысли людей, столкновение характеров). Специфика культурно - досуговых программ обусловлена природой учреждения культуры. Процесс воздействия в учреждении культуры по линии внутри-аудиторного воздействия, общения. Этой проблемой занимался Г. А. Товстоногов, рассматривал «контакт сцены и зрительного зала, человека на сцене и человека в зале.

Драматургия культурно - досуговой деятельности развивается в 3х направлениях:

1. Культурно – досуговые программы.

2. Предметная художественная деятельность в учреждениях культуры.

3. Предметная художественная деятельность в домашнем досуге.

Люди, в первую очередь, учащаяся молодежь, проявляет инициативу и самодеятельность в выборе содержания и форм свободного времяпрепровождения. В силу отсутствия опыта иногда избирают не самые верные пути. И это с особой силой ставит проблему корректного и конструктивного драматургического влияния на сферу досуга.

Итак, Драматургия - это сюжетно образная концепция культурно - досуговой программы.

Но если в театральном творчестве мы имеем как исходный материал конкретную пьесу, то в культурно - досуговой программе это происходит с помощью выразительных средств на основе самой жизни. В театре драматургическая концепция спектакля предопределяется границами материала пьесы, а в культурно - досуговой программе исходным общественно значимым событием, где она выступает как способ донесения социальной информации.

Многие программы проводятся на основе хорошо разработанных сценариев. В сценарии указывается, что говорят и как поступают герои, какие художественные произведения исполняются, в какой обстановке происходит действие. Сценарий «чистого» вида дополняется разнообразными источниками.

Сценарий - подробная разработка программы. Во главе реальный герой, но это не значит, что нельзя обращаться к вымыслу. Однако в основе лежит драматургия факта. Реальность места действия важна в культурно - досуговой программе. Воспоминания зрителей и использование реальности и художественных, выразительных средств, значительно сильнее действуют на зрителя, чем стихи, песни, рисунки. Реальность коллективного действия обеспечивается реальностью учреждений культуры лежит вовлечение самих присутствующих. Сам факт прихода зрителя на реальное место действия есть мотивированная начальная форма соучастия в программе. Автор сценария должен предусмотреть моменты, которые заинтересовали бы зрителя, что бы они втянулись и приняли участие в программе.

 


Заключение

Одна из функций музыки – создание атмосферы действия. Благодаря своим качествам – эмоциональности, глубине, яркости, выразительности, тембровой окраске музыка является своеобразным фоном действия, создавая, с одной стороны, условия для более глубокого восприятия зрителем содержания отдельного фрагмента, эпизода, мероприятия, с другой, – помогая исполнителю глубже сосредоточиться на воплощении образов. Умелое использование этой возможности музыки может оказать огромное эмоциональное воздействие на аудиторию. Музыка способна не только создавать эмоциональный образ, служить определенной иллюстрацией действия, важной ее функцией является участие в конфликте, так как она сама является его носителем. Тому пример – тема добра и зла в произведениях классиков и современных композиторов. Это качество музыки можно использовать в музыкальном оформлении культурно-досуговых программ, поскольку наличие конфликта является основой сценария. В одном случае музыка может быть только носителем конфликта, а в другом – обострить противоречия, подвести к кульминации. Тогда она сама становится драматургическим фактором.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: