Трансформации психоаналитической теории личности (3). Теория личности в структурном психоанализе: Жак Лакан




Жак-Мари-Эмиль Лакан — французский психоаналитик, основоположник структурного психоанализа (родился 13.04.1901 года в Париже, Франция; умер 9. 09.1981 года также в Париже). Родился в католической семье, учился в иезуит­ской школе.

После окончания медицинского факультета Парижского университета в 1927 году приступил к клинической деятельности. В 1932 году защитил доктор­скую диссертацию «О параноидном психозе и его отношении к личности»; в 1934 году стал членом Парижского психоаналитического общества. К 1936 году отно­сится работа «По ту сторону «Принципа реальности» и первая версия доклада «Стадия зеркала и ее роль в формировании функции Я, какой она предстаёт в пси­хоаналитическом опыте» (Ж.Лакан пробовал представить нот доклад на XIV Международном конгрессе по психоанализу в Мариепбаде, но был не понят и отозван с трибуны председательствующим Э.Джонсом). В период нацистской ок­купации Франции в знак протеста прекратил профессиональную деятельность, после войны — возобновил. С 1953 года Ж.Лакан работал профессором психиат­рии в госпитале Сент-Анн.

Стал широко известен после повторного выступления с докладом о стадии зеркала и ее роли в формировании функции Я на XVI Международном конгрессе по психоанализу в Цюрихе в 1949 году. В 1950-1960-х годах ЖЛакан вёл публич­ные семинары по психоанализу, привлекавшие внимание французской интелли­генции. Лозунг «Назад к Фрейду», которым Ж.Лакан определил свою целевую ориентацию, задал основное содержательное направление всему циклу семинаров (анализ и истолкование текстов З.Фрейда). Данный лозунг был направлен глав­ным образом против ^го-психологии, деятели которой видели терапевтическую цель психоаналитика в укреплении инстанции Я. Ж.Лакан, возражая, указывает на изначально иллюзорный характер данной инстанции (а значит, укрепление Я — по укрепление иллюзии автономии). Возражает Ж.Лакан и теоретикам объект­ных отношений с их безысходной объективацией субъекта, указывая, что именно интерсубъективность (принятие одною субъекта другим) позволяет учесть сим­волическую функцию, вводящую собственно человеческое измерение. В ходе ра­боты семинаров сформировалось направление структурного психоанализа, лиде­ром которого стал сам ЖЛакан. его работы этих лет - «Функция и поле речи и языка в психоанализе» (1953), «Тексты» (1966). Материалы самих семинаров бы­ли опубликованы посмертно.

В 1953 году произошёл раскол в Парижском психоаналитическом обществе, в результате которого психоаналитики-лаканисты его покинули и создали Французское психоаналитическое общество, руководителем которого стал ЖЛакан. Но в начале 1960-х годов произошёл новый раскол - уже во Француз­ском психоаналитическом обществе: ряд учеников покидает Ж.Лакана; общество переименовывается во Французское психоаналитическое объединение, призна­ется Международной психоаналитической ассоциацией и порывает с Ж.Лаканом.

В 1962 году на инновации в психоаналитической практике его исключают из Ме­ждународной психоаналитической ассоциации, запрещают проводить учебный анализ. В 1963 году оппозиционным Ж.Лаканом организовывается и руководится Фрейдовская школа Парижа, в 1980 году - «школа фрейдизма». К 1978 году отно­сится работа «Четыре основных концепции психоанализа».

Структурный психоанализ Ж.Лакана характеризуется двумя тенденциями, которые кажутся противоположными лишь на поверх­ностный взгляд: 1) сохранением в неприкосновенности основных идей классического психоанализа З.Фрейда; 2) осуществлением синтеза лингвистической и психоаналитической проблематики. Ж.Лакан, идентифицируя себя как фрейдиста, вполне справедливо утверждал, что он не говорит ничего, чего не сказано ранее З.Фрейдом, при этом его язык изложения сказанного отцом психоанализа внешне не похож на фрейдовский и усложнён структуралистским понятийным аппара­том. Языковой характер классического психоанализа, подчеркнутый в лакановской его интерпретации, отодвигает на задний план биологи-заторский редукционизм фрейдовской теории.

Центральной фигурой, без которой вклад Ж.Лакана в науку о личности был бы немыслим и бессмыслен, является, конечно, З.Фрейд. Влияния же Ф. де Соссюра, К.Леви-С'тросса (французский структурализм, возникший в лингвистике, распространившийся на ан­тропологию) обусловили «структурность» психоанализа Ж.Лакана.

Из структурной лингвистики Ф. де Соссюра в структурный пси­хоанализ пришли понятия означающего (акустически определённого слова) и означаемого (связанного с этим словом предметного образа). В психоаналитической работе представленный свободными ассоциа­циями, образами сновидений «означающий материал, будь он фоне­матическим, иероглифическим, и т.д., конституирован формами, утра­тившими их собственное значение и задействованными в новой орга­низации, посредством которой иной смысл стремится выразиться» [144, с.320]. Психоаналитик работаете языком, где присутствует:

• Означаемое (бессознательное содержание, смысл)

• Означающее (симптомы, ассоциации, образы сновидений).

Применение лингвистических терминов в психоанализе обосно­вывается через утверждение, что бессознательное структурировано, как язык. И с самом деле, если опираться на указания З.Фрейда, что бессознательное происходит из сознания путём вытеснения, лингвис­тическая модель бессознательного будет оправданной. Другим основополагающим утверждением Ж.Лакана есть то, что бессознательное сеть речь «Другого». Ж.Лакан говорит: «...фрейдовское открытие позволяет нам расслышать в дискурсе субъекта ту речь, которая проявляется сквозь субъекта, вопреки ему. Такую речь субъект ведёт не только при помощи слов, она проявляется множеством других способов. Даже посредством собственного тела субъект произносит речь, которая, как таковая, имеет отношение к истине. Причём сам он вовсе не воспринимает её как речь, как нечто значимое. Ведь говорит он всегда больше того, что хотел сказать, всегда больше, чем ему извест­но» 1144, с.348]. Под «Другим», говорящим за субъекта, понимается здест надындивидуальный субъект, Имя Отца, связанное с законом и культурой. Третим из базовых утверждений Ж.Лакана становится та­кое: желание человека есть желание Другого.

Ж.Лаканом проводится различие между Другим (с большой буквы) и другим (с маленькой). К другому - как к отзеркаливанию субъекта - относится его Собственное Я); к Другому-как к подлинному субъекту, к местопребыванию речи — относится его Я.

Личности как индивидуальной целостности попросту не существует Вся личность, по мнению Ж.Лакана - знаковое, языковое соз­нание, причём это сознание Другого.

Структура личности, обнаруживаемая в воззрениях структур­ного психоанализа, не составляет альтернативы, а добавляется к двум топическим моделям З.Фрейда (Сознание - Предсознательное Бес­сознательное; Оно Я - Сверх-Я). Лакановская топика предполагает выделение трёх порядков (регистров) психики:

Воображаемое - первичный опыт видения себя, образа сво­его собственного Я. Поле воображаемого визуально, состоит из зрительных представлений. Весь видимый мир - проекция Собственного Я. В основе воображаемого - визуальная про­екция образа собственного тела в результате прохождения стадии зеркала. Возникает образ себя — целостный, удвоен­ный, нарциссический, зеркальный, иллюзорный — на стадии зеркала (6-18 месяцев). Данный образ составляет основу на­шего фантазматического опыта вообще. Воображаемые от­ношения - иллюзорны. Обращаясь к другому человеку в ре­гистре воображаемого, мы видим не другого, а свою на него проекцию. Воображаемые отношения «я - другой» описыва­ются формулой «а - а», где каждое из одинаковых маленьких «а» - визуальный образ другого (аи(гс). Между двумя «а» проходит линия иллюзий. Никогда не понятно, где в этих от-

 

ношениях подлинность, а где - фантазм, где за «а» скрывает­ся другой, а где сам субъект. «В Воображаемом существует некая косность, которая на наших глазах вмешивается в речь субъекта, её запутывает, - именно из-за неё не отдаю я порой себе отчёта в том. что, желая кому-то добра, я желаю ему зла, что любя его, я люблю, на самом деле себя самого, а полагая, что люблю себя самого, люблю в этот самый момент кого-то другого» [145, с.434].

Символическое - регистр языка, сфера социокультурных норм и представлений, которые индивид усваивает в основ­ном бессознательно, «символически»46. Язык — поле, преду­готовленное для становления личности. Визуальное поле все­гда уже структурировано символическими отношениями (по­рядком языка). Отношения в символическом регистре опи­сывается формулой «а — А». Большое «А» означает «Друго­го» (Имя Отца). Формула, включающая этот значок, выража­ет отношение, включённое в поле языка. Символические от­ношения с другимтакже опосредуются языком, ибо Символическое регулируем воображаемые отношения (не ус­тановленные, визуальные, нарциссические) от имени культу­ры, закона.

Реальное — поле неизречённого, поле вещей. Это то, что со­противляется символизации, то, что лежит за пределами че­ловеческого знания. Реальное не дано сознанию индивида в какой-либо доступной для него форме. Оно неструктурирвано, т.к. символическая структура ему не сообщена. Вещь остаток, «отход» от символизации. Именно с Реальным в психоанализе ассоциируется область бессознательной трав­мы. Вещь — травматичный, не символизированный опыт, первовытесненное. Человек его не может описать, не может и вообразить, но именно на него реагирует изменением сво­его состояния. Именно Реальное, т.о.. - подлинный предмет психоаналитического интереса и лечения, происходящего на рубеже Символического и Воображаемого.

Соответственно выделенным регистрам можно выделить три ипостаси субъекта:

Субъект потребности - в регистре Реального (связанного с непосредственными жизненными функциями субъекта);

Субъект.желания — в регистре Воображаемого (связанного с психическими представлениями, соотносящимися с жизнен­ными функциями);

Субъект словесно выраженного требования - в регистре Ре­ального (связанного с представлениями, опосредованными и преобразованными языком).

Трёхчастность Символического, Реального и Воображаемого принадлежит бытию. Порядок, в котором называются регистры, не важен; между ними нет иерархических отношений. Регистры не по­добны динамическим инстанциям, это скорее способы существования. Они возникают не в какой-либо известной последовательности, а все вместе. Их расположение Ж.Лакан иллюстрирует фигурой, заимствованной из математической топологии - Борромеевым узлом

На стыках данных регистров Ж.Лакан помещает три основные страсти человеческой жизни:

Любовь -- на стыке Символического и Воображаемого. При символической реализации субъекта в речи «любовь направ­лена на бытие другого. Без речи, поскольку она утверждает бытие, может быть только... воображаемое завораживание, но не любовь» [144, с.362].

Ненависть - на стыке Воображаемого и Реального, Разруше­ние, отрицание Другого происходит на десимволизирован-ном полюсе области иллюзий.

Неведение - на стыке Реального и Символического. Если субъект «пускается в изыскание истины как таковое, то дела­ет он это именно потому, что находится в измерении неведе­ния» [144, с.363]. Поиск истины ведёт к достижению бытия Другого.

Важным элементом техники структурного психоанализа стало восстановление истории субъекта, под которым понимается не столь­ко переживание минувшего заново, сколько реконструкция (перепи­сывание этой истории).

Движущей силой переноса является речь. Эффективный пере­нос - это акт речи. Перенос происходит между Я и Другим, т.е. зер­кальным отражением Я.

Развитие личности, каким его видит Ж.Лакан, суть процесс сборки Я в месте Другого путём последовательных идентификаций. Важную роль в этом процессе учёный отволил стадии зеркала.

«Стадия зеркала», о которой говорил Ж.Лакан, не была какой-то новой стадией, неизвестной прежнему психоанализу. З.Фрейд имено­вал ту же самую стадию нарциссической. Уже в самом понятии нар­циссизма (использующем метафорический потенциал мифа о Нарцис­се, влюблённом в своё отражение) присутствует намёк на зеркало. Что же нового внёс в представление об этой стадии Ж.Лакан? Только ли частное наблюдение о характерном поведении 6-18-месячных детей. встретившихся со своим отражением в зеркале? Нет, не только: Ж.Лакан в своей работе, по сути, объясняет стадией зеркала само воз­никновение первичного нарциссизма (доселе не объяснённое самим З.Фрейдом).

В триаде фрейдовских стадий становления субъекта (аутоэротическая - нарциссическая — эдипальная) нарциссизм с его представ­лением о целостном, едином Я (нарциссический космос), приходит на смену аутоэротическому хаосу частичных объектов. Откуда берётся эта нарциссическая целостность, вместо З.Фрейда отвечает Ж.Лакан: из первичной идентификации ребёнка со своим зеркальным двойни­ком. Стадия зеркала образует функцию Я, как видно уже из названия ключевого доклада Ж.Лакана, а точнее, функцию «Собственного Я». Данная функция преимущественно принадлежит регистру Воображаемого, она иллюзорна, т.к. рождающийся субъект присваевает себе некий образ себя, сложившийся во внешнем мире.

Функция «Я» (/с) образуется позже, и связана не с нарциссической проблематикой, а с эдиповой. «Я» принадлежит регистру символического, рождаясь в эдиповом конфликте как субъект осозна­ния желания и высказывания его в языке. «До тех пор, пока желание не научится узнавать себя... посредством символа, оно видимо лишь в другом. Первоначально, до подключения языковой деятельности желание существует единственно в плоскости воображаемого соот­ношения в зрительной стадии - проецированным и отчужднным в другом» [144, с 225] - пишет Ж.Лакан.

Рождение Собственного Я полагает начало разграничению субъект-объектных отношений; собственное я - «настолько же прото-субъект насколько и протообъект» (см. В.Мазин [184, с.85]). Стадия зеркала принципиально амбивалентна. Эта амбивалентность соответствует анально-садистической стадии З.Фрейда и параноидно-шизоидной позиции М.Кляни, но распространяется и на отношения Я с собой. Нарциссическое Собственное Я (образ себя) выступает образцом последующих идентификации, конститути-рующих Я. но в то же время даёт основание и для отрицания. Конституируя себя, Я ,отторгает от себя, изгоняет вовне всё неугодное. Отрицание — символическая отмена себя в высказыва­нии. В эдиповых идентификациях Я (первичных по З.Фрейду, но вто­ричных по Ж.Лакану) с целью нормализации себя перед лицом соци­альных запретов отменяются первичные нарциссические идентифика­ции стадии зеркала.

Первичная идентификация стадии зеркала - это идентификация с идеалом, собственное я как Идеал-Я ), форма любви к себе, связанная с идеализацией формы. Идеал -Я),— иллюзор­ный, почерпнутый извне образ единства, на основе которого строит­ся Я. Согласно объяснению лаканиста В.А.Мазина, «нарциссизм ста­дии зеркала в том и заключается, что идеализируется форма своего образа. Другой'я достоин любви. В нём есть то, чего не хватает мне. Во мне - нехватка. В другом - единство, владение собой, свобода движения. Мой идеал - вне меня. Идеал смотрит на меня. Идеал нар­циссизма» [184, с.97].

Сформированный первичной нарциссической идентификацией, Идеал-Я, - вечный источник вторичных идентификаций (Я-Идеалов). Согласно объяснению В.А.Мазина, «если идеал-я это источник зер-

кальной проекции, то я-идеал - символическая интроекция. Я-идеал - инстанция, возникающая благодаря эдиповым идентификациям и дей­ствующая как интроецируемое идеальное означающее. Она - усвоен­ный порядок закона, путеводная звезда, направляющая субъект на об­ретение позиции в символическом порядке» [184, с.96].

Эдипов комплекс, суть которого Ж.Лаканом была увидена в Символическом регистре, рассматривается как процесс идентифика­ции с либидо (причём не с энергией, а с «органом», выражающем же­лание) — с либидо, символизированным фаллосом. Комплекс Эдипа в осмыслении Ж.Лакана был разложен на три следующих этапа (такта):

1. Возникает отношение ребёнка к желанию матери (он желает быть желанным). Ребёнок отождествляет себя в зеркале с фаллосом (объектом желания его матери), т.к. принимает ус­ловие, что, чтобы понравиться матери, ему необходимо и достаточно быть фаллосом.

2. Ребёнок отделяется от предмета, с которым себя отождест­вил, и тем самым привязывается к закону, принимающему облик нахождения матери в зависимости от объекта, наличе­ствующего (или нет) у Другого. Здесь ребёнок вступает в от­ношение не с отцом, а с отцовским словом. Отец заявляет о себе как об опоре закона (причём посредством матери). Про­исходит кастрация (лишение фаллоса), но не ребёнка, а мате­ри.

3. Отец выступает в качестве хозяина фаллоса, а не собственно фаллоса. Здесь инстанция фаплоса может восстановиться как объект желаения матери, а не как объект, которого он может её лишить. Фактор генитального могущества, позволяющего отцу дать матери то, чего она желает, переносит отношение матери к отцу в реальность; идентификация ребёнка с отцом приводит к возникновению Идеала Я.

Психопатология психиатром Ж.Лаканом рассматривалась в тех же самых терминах, что и норма. Психическая болезнь представала как иной способ существования в языке, иное символическое (языко­вое) измерение. Важная роль в понимании причин известных психи­ческих расстройств отводилась регистрам Воображаемого, Символи­ческого и Реального. Через ориентиры, задаваемые данными регист­рами, Ж.Лакан рассматривал возникновение психозов и неврозов, равно как и их устранение в анализе.

У невротиков, например, он обнаруживал расщепление между желанием (регистр Воображаемого) и требованием (регистр Символи­ческого).

Паранойя основное из психических заболеваний, на котором сосредоточил своё внимание Ж.Лакан, - имеет в своём психологическом генезисе прямую связь с событиями стадии зеркала. Проекция как механизм конституирования Собственного Я, является основным механизмом паранойи.

Нормальное и патологическое в представлениях Ж.Лакана не разделены прочной стеной; на стадии зеркала у ребёнка возникает паранойяльная структура личности — Собственное Я как проекция себя на другого (а значит, паранойяльный психоз и личность суть одно и то же).Перед зеркалом ребёнок захвачен образом себя, подобно пленён­ному своим отражением Нарциссу. Происходит отчуждение от себя в момент сборки Собственного Я (ведь собственный образ сконст­руирован вне себя, в зеркале). Субъект раздваивается, «раскачиваясь» между своим реальным телом и иллюзорным отчуждённым зритель­ным образом.

Стадия зеркала сочетает нарциссическую любовь с агрессивностью. Агрессивность как фундаментальное отношение к окружению проистекает из проекции собственного образа: Собственное Я, которое в то же время другой, отчуждено, является чуждым Я. Образы фрагментированного, расчленённого тела, проявляющиеся в клиниче­ском материале, относятся к стадии зеркала и соответствуют агрессивной стороне отношения к Собственному Я и ретроспекции искусственного характера его сборки.

Ж.Лакан ввёл новацию в технику психоанализа - короткий психоаначитический сеанс с подвижным, заранее не заданным временем, находящимся под контролем аналитика. Психоаналитик делал пред­намеренные перерывы с целью выявления глубинных бессознатель­ных структур. Здесь традиционные для психоанализа свободные ассо­циации смещались с самих сеансов на промежутки, а пациенту прихо­дилось говорить в сжатой, афористичной, структурированной манере. Задача психоанализа - в том, чтобы в пациенте возобладала реаль­ность, которую поддерживает его желание по отношению к символи­ческим конфликтам и воображаемым фикциям.

Анализ заключается в том, чтобы позволить пациенту осознать свои отношения с Другими (истинными, не узнанными собеседника­ми). Окончание анализа оправдано тогда, когда пациент налаживает окончательную связь с подлинным Другим.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: