Учение о пастырстве в трудах Свт. Амвросия Медиоланского




«Об обязанностях священнослужителей»

В своем трактате «Deofficiisministrorum» (Об обязанностях священнослужителей), написанный примерно 389 году,святитель Амвросий затрагивает вопросы начиная от внешнего поведения пастыря и заканчивая внутренними качествами. По учению святого отца, служитель Церкви должен заботиться и о чистоте своего сердца, и должен следить за своим внешним поведением, чтобы не подавать соблазна. «Необходимо нам, служителям, для соблюдения и умножения в жизни своей внешней красоты и благопристойности, строго сохранять стыдливость в поведении и умеренность во всем»[1]. По мысли святого Амвросия, по внешнему виду и по походке познается внутреннее состояние души человека. «Целомудренная скромность должна сказываться также и в наших жестах, телодвижениях и походке, потому что в движениях тела проявляется состояние (нашей) души (mentis). Отсюда сокровенный сердца нашего человек (Петр. III, 4) (смотря по его обнаружениям во вне) признается (другими) то легкомысленным, хвастливым и дурным, то, наоборот, серьезным, постоянным, непорочным и благоразумным (maturior). Таким образом, движения тела являются голосом духа»[2].

В качестве доказательства святитель Амвросий приводит два примера из своей жизни. «Вы помните, дети, одного близкого нам человека (amicum), который, хотя, казалось, и зарекомендовал себя особенным усердием (sedulissevidereturcommendareofficiis), однако мною не был принят в клир исключительно потому, что его телодвижения были весьма неприличны; (затем) когда в клире я заметил еще одного, который своей горделивой походкой резал мне глаза (verbereoculosferiretmeos), то приказал ему не ходить впереди меня. Так я распорядился, не лишая (однако) его после (этого) неприятного случая (postoffensam) должности: я только запретил ему ходить впереди меня (hocsolumexcepi). Однако я не обманулся в моем решении, так, как и тот и другой отступили от церкви, -дальше святитель Амвросий заключает, - таким образом, что обнаруживала походка, то подтвердило и вероломство их духа. Ибо вовремяарианского гонения один отступил от веры, а другой, по сребролюбию и из боязни духовного суда над ними отказался от нас. В их походке ясно просвечивало некоторое легкомыслие (imagolevitatis) и сами они казались приезжими прихлебателями (speciesquaedamscurrarumpercursantium)».[3] В этих словах святитель Амвросий подчеркивает, что нескромные телодвижения пастыря могут принести большой соблазн пасомым, и поэтому он советует священнослужителю всегда и везде соблюдать благоразумную меру. Говоря о походке можно привести такие его слова: «Походка в священнослужителедолжна быть… скромная. Скоро ходить я не считаю для него приличным, разве, когда это требует какая-либо особая нужда… Впрочем, бывают и такие, которые в тихой и плавной походке подражают телодвижениям комедиантов… так что в каждом шаге они как бы стараются наблюдать особенную меру или такт. Хороша и благопристойна походка простая и естественная, без всякого притворства, когда она выражает собой степенность и спокойствие духа»[4].

Читая далее его трактат, мы видим, что святитель не советует пастырям Церкви Христовой заводить знакомств с порочными людьми, которые могут подорвать и самое прочное основание доброй нравственности: «Целомудренная скромность священнослужителей имеет еще камни преткновения… это – товарищества и общества с людьми невоздержанными и распутными, которые под видом приятного дружества вливают яд в сердца непорочные. Знакомство и обращение с таковыми людьми, особенно на пиршествах, в забавах, играх и разного рода увеселениях… незаметно подрывает и самое прочное основание доброй нравственности. Поэтому надлежит нам всячески беречься и остерегаться, чтобы… не подвергнуться нам опасности расстроить гармонию в правильном образе жизни и добрых делах»[5].

Святитель АмвросийМедиоланский не одобряет того, чтобы кто-либоиз клириков участвовал в пиршествах, потому что в таких компаниях часто бывают и нескромные разговоры о предметах соблазнительных для них. «При такой обстановке нельзя же и пастырю Церкви закрыть глаза и заткнуть уши; а выступать ему в таком случае с нравоучением и воспрещением неуместно и неблаговременно; потому что могут, с одной стороны, приписать это гордости, а с другой – упрекнуть и его самого в неуместном его присутствии. Подносят еще здесь стаканы и бокалы; хочешь – не хочешь, а просят пить; так что и не заметишь, как соблазнишься». Поэтому пастырю «извинительнее и лучше предлагать изредка скромное и приличное угощение в своем доме, нежели часто присутствовать на чужих пирах. Дома, - говорит святитель Амвросий,- сам он всегда может, как и должен, встать из-за стола трезвым, подавая собой пример гостям и наблюдая за благочинием; а за нетрезвость и невоздержание других никто не вправе осуждать его присутствие с ними»[6].
Пастырь Церкви, по учению святителя Амвросия, должен более уделять внимание молитве и чтению слова Божия. «Вы, - обращается святой отец к предпочитающим проводить время в удовольствиях плотских, - ищете визитов для отдыха и приятного времяпрепровождения. Почему же свободное от церковных занятий время не употребить нам на душеполезное чтение? Почему не посетить Христа, не побеседовать со Христом, не послушать Христа? С Ним мы беседуем, когда молимся; слушаем Его, когда читаем Божественные писания… Что нам в посещении чужих домов? Один есть дом, который всех вмещает в себя. Пусть же ищущие нас сами лучше приходят к нам в дом Божий»[7].

Относительно близких знакомств с лицами женского пола святитель Амвросий предупреждает пастырей быть осторожными, потому что это может послужить соблазном для других, и сам пастырьможет получить духовный вред. Онговорит: «Как многиес сильной и даже твердой волей падали от соблазнов! А сколько есть и таких великих людей, которые, хотя и устояли против искушений, но не избежали людских подозрений и даже нареканий»[8].

Затем св. Амвросий советует пастырям быть осторожными в беседах со своейпаствой, чтобы не повредить им своей неопытностью. «Наши словазеркало, видимое обнаружение нашего ума», а поэтому пастыри «должны хорошо знать и соблюдать в них меру и порядок – уметь вовремя молчать и кстати говорить»[9]. Если пастырь будет молчать во гневе, когда его злословят или поносят, то, он научится говорить благоразумно и каждое слово, прежде нежели сказать, будет обдумывать. Также пастырь Церкви Христовой, не должен допускать неуместных шуток, так как может оскорбить или унизить священный сан. «Неуместными шутками, - пишет святой отец, - пастырь может оскорбить и унизить как предмет разговора, так и свой сан… Самый голос наш должен быть естественный, не слишком громкий и не слишком тихий; сколько чужд сельской или простонародной необработанности, столько и театральности», «не особенно слаб и прерывист, не плаксив, как у женщин, как многие для выражения какой-то нежности стараются изменить его». Но «он должен быть вполне приличен важности нашего звания и святости служения»[10].

 

Говоря о внутренних качествах пастыря, святитель Амвросий подчеркивает, что кто приступает к этому великому служению, служению Церкви, должен иметь в своей душе все качества совершенства как умственные, так и нравственные. По мысли святителя душапастыря Церкви Христовой, должна обладать четырьмя главными добродетелями – благоразумием, справедливостью или правдою, мужествоми воздержанием.Он же советует пастырям воплотить в своей жизни эти четыре основные добродетели, чтобы они могли «обратиться в природу души»[11].
Святой Амвросий этим четырем добродетелям дает следующее объяснение: «Благоразумие, - говорит он, - это высокая и превосходная добродетель… состоит не в практической, житейской мудрости или умении жить, а в мудрости Евангельской – в искании истины и познании Бога – Творца вселенной»[12]. «Справедливость обнимает все отношения пастыря к обществу людей… Отдает каждому должное – и неразлучно с честностью и любовью христианской… Вера служит ей основанием; Христос – ее образец, храм – её очаг, священство – ее школа»[13]. Мужество пастыря не есть физическая мощь, но нравственная крепость духа, «поле битвы которой – это ветхий человек с его страстями и похотями». Эта добродетель проявляется в миролюбии, в радостном принятии страданий и даже самой смерти ради Иисуса Христа, в терпении и кротости против развращенного мира, в твердом уповании, что за все скорби, перенесенные в этом мире, наступит блаженное успокоение в Боге»[14]. И последняя добродетель – воздержание, по мысли святого отца, состоит «в спокойствии духа, в кротости и смирении. Корень воздержания – благонравие и стыдливость; венец же его – телесное и духовное целомудрие, чистота души и святое девство»[15].

Для того, чтобы эти добродетели стали присуще пастырской душе, святой отец советует пастырям Церкви «воздерживаться от пристрастия ко всему земному»[16]. Пастырь должен быть свободен от житейских скорбей и печалей, а когда они постигнут его, то «переносить их так спокойно, великодушно и мужественно, как будто бы с ним ничего особенного не случилось»[17]. И в пример приводит слова праведного Иова: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!»(Иов.1:21).

Вершиной всех добродетелей святитель ставитпастырскую любовь. Святой Амвросий пишет то, что для пастырей Церкви необходимо иметь мир и любовь среди своих сослуживцев. Взаимные отношения священнослужителей должны основываться на христианской любви. Основным выражением пастырской любви, по учению святого отца, служит благотворительность бедным. «Много согрешишь, сын мой – говорит святитель Амвросий, - если, зная нужду и беду христианина, не поможешь ему… тыне сын Церкви Христовой, а раб мира сего» и «чужд призвания и духа пастырского»[18].
   Делая вывод, можно сказать, что, святителяАмвросияможно считать одним из основоположников христианского нравственного учения, а его труд "Об обязанностях священнослужителей", стал, по словам Э. Гэтча, "фундаментом для средневековой нравственной философии"[19]. Учение о пастырстве обхватывает собой все стороны пастырской жизни – как внешние, так и внутренние. В этом труде даются конкретные указания пастырю Церкви Христовой, как он должен вести себя с людьми верующими, так и с людьми инакомыслящими, а также даются подробные указания, какие качества нужно иметь служителю престола Божьего, чтобы достичь Царствие Небесное самому и привести туда за собой врученную ему Богом паству.

 

Библиография:

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: РБО, 1997. – 1776с.

2. Об обязанностях священнослужителей (Deofficiisnimistrorum) / Пер. с лат.: Гр. Прохорова. – Казань, 1908. – 379 стр.

3. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по пастырскому богословию // Интернет-портал AZBUKA.RU [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/lektsii-po-pastyrskomu-bogosloviyu/4#note205 // – Дата доступа: 01.02.2017.

4. Прохоров Гр. Об обязанностях священнослужителей (Deofficiisnimistrorum) // coollib.com [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: https:// https://coollib.com/b/298356/read#t1. – Дата доступа: 01.02.2017.

5. Интернет ресурс MMKAZ.NAROD.RU– Режим доступа https://mmkaz.narod.ru/patristic4/lectures/l05_ambrose.htm // – Дата доступа: 01.02.2017.

 


[1]Я. Горунович. Учение о пастырском служении древних отцов и учителей Церкви. - Смоленск, 1899. - Стр. 135.

2Гр. Прохоров. Об обязанностях священнослужителей (Deofficiisnimistrorum) //coollib.com [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: https:// https://coollib.com/b/298356/read#t1. – Дата доступа:01.02.2017.

 

 

[3]Гр. Прохоров. Об обязанностях священнослужителей (Deofficiisnimistrorum) //coollib.com [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: https:// https://coollib.com/b/298356/read#t1. – Дата доступа:01.02.2017.

[4]Я. Горунович. Учение о пастырском служении древних отцов и учителей Церкви. - Смоленск, 1899. - Стр. 138.

[5]Там же, стр. 143.

[6]Я. Горунович. Учение о пастырском служении древних отцов и учителей Церкви. - Смоленск, 1899. - Стр. 143.

[7]Там же, стр.144.

[8]Там же, стр.144

[9]Там же, стр. 139

[10]Там же, стр. 140.

[11]Там же, стр. 133.

[12]Там же.

[13]Там же.

[14]Там же.

[15] Там же.

[16]Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по пастырскому богословию// Интернет-портал azbyka.ru [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа:https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/lektsii-po-pastyrskomu-bogosloviyu/4#note205// – Дата доступа: 01.02.2017.

[17]Там же, гл. 3, стр. 123.

[18]Я. Горунович. Учение о пастырском служении древних отцов и учителей Церкви. - Смоленск, 1899. - Стр. 147.

[19] Интернет ресурс mmkaz.narod.ru– Режим доступа https://mmkaz.narod.ru/patristic4/lectures/l05_ambrose.htm // – Дата доступа:01.02.2017.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: