Разбор и складывание матрешки.




РАННИЙ ВОЗРАСТ (1,5-3 года).

Диагностика развития ребенка (1,5-3 года)

Диагностика развития ребенка проводилась по следую­щим методикам.

При исследовании фиксируются понимание инструкций, быстрота, точность выполнения, адекватность действий, за­интересованность, принятие помощи, установка на резуль­тат, обучаемость, реакция на неуспех.

ЦВЕТОВОЙ ГНОЗИС

(4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый).

Нормативы:

- сличение - от 1,5 - 2 лет;

- выбор названия - в 2 - 3 года;

- самостоятельное название - в 2,5 - 3 года.

Пример инструкций:

1) -Положи к каждому цветочку (4) подходящий по цве­ту лепесток;

2) -Покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) ле­песточек?;

3) -Назови, какого цвета этот цветок?

Аналогично предъявляются другие задания.

ФОРМА

Нормативы:

- сличение - от 1,5 - 2 лет;

- выбор названия - 2 года;

- самостоятельное название - в 3 года.

Пример инструкций:

1) «Дай такую же» (форма и цвет совпадает);

2) «Покажи, где кубик?»

3) «Назови форму».

ПРЕДМЕТНЫЙ ГНОЗИС

Инструкция:

1) «Покажи, где нарисован...?»;

2) «Что нарисовано?» или «Что это?»

Нормативы:

- в 1,5 - 2 года называет 4-5 картинок;

- в 2,5 года называет многие предметы из групп: игруш­ки, посуда, одежда, мебель;

- в 3 года дети знают и называют все предметы, их свой­ства и качества, в пассивном словаре сформированы некото­рые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь.

МЕТОДИКА «ВЫБОР ПО ОБРАЗЦУ» (парные картинки)

Методика предъявляется детям, начиная с 1,5 - 2 лет.

Нормативы:

- выбор из 2 картинок - в 2 года;

- выбор из четырех картинок - в 3 года.

Детям старше 4-х лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией.

КОНСТРУКТИВНЫЙ ПРАКСИС

Методика «Разрезные картинки»

Нормативы:

- разрезная картинка из 2-х фрагментов - 2,5-3 года;

- разрезная картинка из 3-х фрагментов - 3 - 3,5 года.

Ход обследования

Ребенку предлагают соединить разъединенные части картинки, чтобы получилась целая. Возможен предвари­тельный показ.

Анализ результатов:

1) совершает нецеленаправленные действия;

2) соединяет части без анализа полученного целого;

3) прикладывание с разворотами;

4) зрительное соотношение частей без прикладывания.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ПОДРАЖАНИЮ

Методика предлагается детям 2,5 - 3 лет.

Конструирование по образцу предлагается ребенку стар­ше 4-х лет, при этом экспериментатор меняет расположение фигур за экраном и просит воспроизвести.

Анализ результатов:

1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины и пространственных отношений (что для детей 3-х лет является неадекватным);

2) подражание манипуляциям взрослого с учетом фор­мы, величины и пространственного расположения;

3) сопоставление и исправление ошибок;

4) точное воспроизведение расстановки фигур без оши­бок и исправлений;

5) самостоятельный анализ образца и воспроизведения.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ГНОЗИС

Пример инструкций: «Посади мишку около коробки», «Положи в коробку», «Посади на коробку», «Спрячь картинку под коробку», «Достань из-под коробки», «Покажи, где верх (низ)», «Иди вперед (назад)».

Нормативы:

-2,5 - 3 года - понимает предложно-падежные конст­рукции; ошибается в 1 - 2 заданиях, легко исправляется;

- 3,5 - 4 года - выполняет все задания.

ДИАГНОСТИКА СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Складывание пирамидки

Нормативы:

снимает кольца с пирамидки - в 1 год;

собирает пирамидку без учета величины - 1,5-2,5 года;

собирает пирамидку с учетом величины и установки на результат без проб и примеривания, работая зрительным соотношением - 3 - 3,5 года.

Вспомогательная инструкция:

«Выбирая самое большое кольцо и надевая его на стер­жень...»

Неадекватным считается закрывание стержня колпач­ком до нанизывания колец. Фиксируется также обучаемость и эффективность принятия помощи со стороны эксперимен­татора.

 

 

Разбор и складывание матрешки.

Нормативы:

- 2,5 года - двусоставную матрешку;

- 3 - 3,5 года - складывает трех-четырехсоставную мат­решку.

Анализ результатов:

1) неспецифические манипулятивные действия (ребенок стучит об стол, подносит к уху и гремит, берет в рот и др.);

2) простое манипулирование предметом (специфическая манипуляция);

3) силовая проба (например, ребенок вкладывает малень­кую матрешку в нижнюю часть большой или, наоборот, при этом использует силу (вдавливание), не учитывая свойств предмета);

4) целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения);

5) примеривание (ребенок еще не может соотнести на расстоянии и подносит предметы друг к другу, заметив не­соответствие, меняет их);

6) зрительное соотношение (ребенок сразу правильно решает задачу, зрительно соотнося элементы).

Дети 3-х лет сохранным интеллектом могут работать зри­тельным соотнесением, допустимо примеривание или целе­направленная проба. Отсутствие данных способов

к 3 годам свидетельствует о нарушении психического развития. До 2,5 лет правомерно пользоваться силой.

 

Методика «ВКЛАДЫШИ».

Анализ результатов:

1) неспецифические манипуляции (использование вкла­дышей не по назначению; неадекватные действия);

2) специфические манипуляции (познавательные);

3) силовая проба (действие силой, без учета свойств и величины вкладыша);

4) хаотичная проба (промежуточный способ выполнения задания, когда совмещаются пробные и силовые действия);

5) целенаправленная проба (самостоятельное исправле­ние ошибочных проб с нахождением окончательного реше­ния);

6) примеривание (определение несоответствия вклады­шей путем соотнесения друг к другу);

7) зрительное соотнесение (правильное решение задачи на основании только зрительного анализа).

До 2,5 лет возможна силовая проба. К 3-м годам форми­руется зрительное соотношение, допустима целенаправлен­ная проба или примеривание. Неспецифические манипуля­ции в деятельности к 2,5 - 3 годам свидетельствуют о сни­жении интеллектуального развития.

Методика «ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК» (А.А.Венгер, Г.Л.Вы­годская, Э. И. Леонгард)

Допускается оказание помощи.

Анализ результатов.

До 3-х лет допускается силовая проба.

В 3 года и старше появляются целенаправленные пробы с элементами зрительного соотнесения.

Ребенок действует силой, т.е. толкает фигуры в первую попавшуюся прорезь или в ту, в которую взрослый опустил предыдущую фигуру. Пробы: ребенок переходит от отверстия к отверстию, пытаясь в каждое из них протолкнуть фигуру; примеривание: ребенок начинает ориентироваться на форму прорези и фигуры. При этом он еще не может соотнести фор­мы зрительно на расстоянии. Поэтому он прикладывает фи­гуру к похожей, с его точки зрения, прорези. Так, шести­угольник часто прикладывается к квадрату, затем сразу же переносится в нужную прорезь, полукруг - к треугольни­ку, и наоборот. При этом способе бывают также затруднения с разворотом треугольника и полукруга. Зрительное соотне­сение: ребенок зрительно соотносит форму прорези и фигу­ры и опускает фигуру всегда в нужную прорезь; разворот фи­гур при этом производится заранее, в воздухе.

ЗАДАНИЕ С ПРЕДМЕТАМИ БЫТА (по О. В. Баженовой)

- 2 года - запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, кормит и баюкает куклу, во­зит машину, листает книгу: каждую страницу от­дельно; сам надевает носки, туфли, штанишки, в игре воспроизводит ряд логически связанных действий;

- 2,5 года - подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта, в игре действует вза­имосвязано и последовательно (будит куклу, оде­вает, кормит, ведет на прогулку и т.д.). Самосто­ятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы.

- 3 года - подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта, в игре играет роль, одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослого.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: