К какому типу знания относится медицина?




Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Тюменская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

(ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава)

 

 

Кафедра философии

БИОЭТИКА

Методические рекомендации по самостоятельной работе

Студентов очного отделения

Специальность 060101 Лечебное дело

 

ТЮМЕНЬ-2009

Рекомендации утверждены кафедрой

Философии

Одобрены центральным координационным

Методическим советом

Автор-кандидат фармацевтических наук, доцент

О.Н.Мальцева

Рецензент-кандидат исторических наук, доцент

М.К. Бросалина

«Медицина для истинного медика больше,

Чем профессия,- она образ жизни»

(академик А.Ф. Билибин)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Биомедицинская этика − быстро развивающаяся область междисциплинарных исследований. В 1996 году Советом Европы была принята Конвекция «О правах человека в биомедицине». Положения биоэтики приобрели силу закона в странах-членах Совета Европы, включая Россию. С 2000 года биомедицинская этика введена как обязательная медицинская дисциплина в высших и средних медицинских учебных заведениях страны.

Отсутствие систематического образования отечественных врачей в области биомедицинской этики отрицательно сказывалось на имидже российского врача в глазах международного медицинского сообщества, ставила их в невыгодное положение по отношению к зарубежным коллегам (например, при разработке совместных программ научного сотрудничества), не способствовало конвертируемости дипломов. Пропедевтический курс «Общей биомедицинской этики» позволяет отечественным студентам-медикам приобщиться к основам современных этических знаний применительно к своей будущей профессии.

 

ЦЕЛИ КУРСА:

- Способствовать формированию гуманистического мировоззрения, чувства
социальной ответственности,

- повысить уровень гуманитарной подготовки студентов,

- дать критерии для правильной оценки конкретных проблемных ситуаций
современной медицинской практики.

ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ:

1. Ознакомить студентов с новейшими зарубежными и отечественными
разработками в области биомедицинской этики, нормами и
принципами международного и российского права.

2. Способствовать развитию нравственно-правовой культуры врача,
совершенствовать навыки культуры обучения врача с пациентами,
учитывая новый этический императив медицины - уважения прав
пациентов, его системы ценностей и религиозной ориентации.

3. Воспитывать студентов в духе социально-правовой, нравственной и
профессиональной ответственности.

4. Ознакомить студентов с этико-правовыми актами медицинской
деятельности с целью подготовки их к работе в условиях страховой
системы.

Перечень знаний и практических умений:

Студент должен знать:

1. Историю биомедицинской этики и ее теоретические основы.

2. Основные принципы биомедицинской этики.

3. Клятву врача и основные этические документы медицинских ассоциаций.

4. Права и обязанности врача.

5. Права пациентов.

6. Этические проблемы медицинских экспериментов.

7. Моральные проблемы медицинской генетики.

8. Моральные проблемы трансплантации органов и тканей.

9. Суть этических проблем аборта и репродуктивных технологий.

10. Особенности моральных проблем в психиатрии.

11. Существо вопросов, обсуждаемых по поводу эвтаназии.

12. Моральные основы предпринимательской деятельности в медицине.

Студент должен уметь:

 

1. При разрешении моральных конфликтов руководствоваться интересами

пациентов.

2. Защищать права пациентов на информацию, на свободу выбора.

3. Защищать неприкосновенность частной жизни пациентов.

4. Сохранять врачебную тайну.

5. Проявлять такт и деликатность при общении с больными и

родственниками больных людей.

6. Оценивать степень риска и не допускать необдуманных действий.

7. Отстаивать чистоту медицинской профессии.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ О ПОРЯДКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Подготовка к занятию должна включать в себя 5 основных этапов. Вначале необходимо изучить свой конспект лекций по теме занятия, который позволяет быстро составить общее представление об изучаемой теме. Затем следует внимательно прочитать соответствующие параграфы учебника, указанного в списке обязательной литературы. Это позволит углубить и расширить знания. Надо помнить, что лекция и учебник дополняют друг друга: при подготовке как к семинару, так и к экзамену, нельзя исключить ни то, ни другое. После этого следует прочитать указанные в данной методичке термины (основные понятия) по теме и дать устно, а еще лучше письменно, определения этих понятий. Мы рекомендуем студенту вести свой индивидуальный словарь этических терминов и пополнять его к каждому занятию. Знать определения основных понятий- значит уже в главном знать содержание данной дисциплины. В случае затруднений с определениями можно также пользоваться «Словарем по этике» и «Философским энциклопедическим словарем», которые имеются в читальном зале кафедры. На следующем этапе работы студент должен прочитать приведенные в методичке вопросы для самоконтроля и ответить самому себе на них, то же самое сделать и с приведенными упражнениями. На этом этапе необходимо использовать приведенную дополнительную литературу, а в случае необходимости и основную. Все это позволит прочно закрепить в памяти изученный материал. На последнем этапе самоподготовки студент должен выполнить тестовые задания. Здесь он может опять же использовать конспект, учебник и дополнительную литературу. Вопросы, которые при изучении темы остались неясными и собственные ответы на них следует записать и в начале семинарского занятия задать преподавателю, который даст на них краткие ответы. А детальное рассмотрение всех вопросов будет осуществлено уже в процессе самого семинарского занятия.

ТЕМЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Этика и медицина. Теоретические основы биомедицинской этики. Биомедицинская этика: исторические и логические модели.

Тема 2. Мораль и право как формы регуляции медицинской деятельности. Права пациентов. Права и моральные обязательства врачей. Основные правила биомедицинской этики. Модели взаимоотношения врача и пациента.

Тема 3. Этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке. Моральные принципы проведения экспериментов на животных.

Тема 4. Жизнь как ценность. Медицинские вмешательства в репродукцию человека (искусственное прерывание беременности, пренатальная диагностика, искусственное оплодотворение, стерилизация, контрацепция).

Тема 5. Этика генетики.

Тема 6. Моральные проблемы смерти и умирания.

Тема 7. Этические принципы и правовое регулирование трансплантации органов и тканей.

Тема 8. Этико-правовые основы психиатрии и психотерапии.

Тема 9. Идея справедливости в медицине и здравоохранении.

 

ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Этика и медицина. Теоретические основы биомедицинской этики. Биомедицинская этика: исторические и логические модели.

Занятие 1.

1. Модель Гиппократа и проблема доверия к профессии.

2. Христианские ценности милосердия, сострадания и деятельной любви в модели Парацельса. Вопросы врачебной этики в трудах М.Я. Мудрова, Ф.Й. Гааза, Н.И. Пирогова, В.Ф. Войно-Ясенецкого.

3. Деонтологическая модель. Н.Н. Петров о медицинской (хирургической) деонтологии. Основные этические документы ВМА, АМА, Совета Европы.

4. Биоэтика как современная форма профессиональной этики врача. Врач и общество в эпоху развития новых биомедицинских технологий.

Ключевые понятия: этика, профессиональная этика, биомедицинская этика, мораль, нравственность, идеалистическая и христианская этика, патернализм, деонтология, биоэтика, гедонизм, прагматизм, утилитаризм, цинизм, нигилизм.

Темы докладов:

1. Клятва Гиппократа и современные этические кодексы: что изменилось?

2. Н. Н. Пирогов: врач и мыслитель.

3. В. Ф. Войно-Ясенецкий (святитель Лука). Этика хирурга.

4. Деонтология Канта и деонтология Н. Н. Петрова.

5. Утилитаризм и медицинская этика: проблема несовместимости.


Темы рефератов:

1. Этика как наука и этика науки.

2. Гедонизм, цинизм, прагматизм, утилитаризм: сравнительная характеристика.

3. Понятие "долг" в деонтологической теории Канта.

4. Моральные принципы биомедицинской этики.

5. Патернализм и современные модели взаимоотношения врача и пациента.

6. Методология и этика науки.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какова связь между понятиями "этика","нравы", "мораль"?

2. В чём заключаются отличие моральной и правовой регуляции медицинской деятельности?

3. Что является отличительным признаком профессиональной этики врача?

4. Кем начато рассмотрение врачебных ошибок как элемента нравственной культуры врача?

5. Из каких исторических и логических моделей (форм) профессиональной этики складывается содержание биомедицинской этики?

6. Кому дает обязательства Гиппократ в своей клятве?

7. Сколько моральных позиций содержит клятва Гиппократа?

8. Какие позиции объединяет клятву Гиппократа и клятву врача России?

9.Какое профессиональное обязательство присутствует в клятве Гиппократа в отличие от клятвы врача России?

10. Какую роль в терапевтической стратегии врача, согласно Парацельсу, занимает моральный характер взаимоотношений между врачом и пациентом?

11. Какой тип отношений врача к пациенту характерен для модели Парацельса?

12. Кто является первым разработчиком деонтологической модели врачебной этики в России?

13. Что является особенностью этических документов деонтологической модели – наличие узкоспециализированных рекомендаций для конкретных специальностей (хирургия, педиатрия, акушерство и т. д.) или правила общего характера?

14. В каких двух формах может существовать биоэтика? Какую из них предпочитаете Вы?

15. Какой ключевой этический принцип отличает биоэтику?

16. Какие общественные структуры существуют в здравоохранении для разрешения этических противоречий в медицинской и исследовательской практике?

 

Тесты:

К какому типу знания относится медицина?

А) естественно-научному; Б) гуманитарному; В) междисциплинарному.

 

2.К форме социальной регуляции медицинской деятельности не относится:

А) этика; Б) мораль; В) этикет; Г) право; Д) нравственность; Е) наука; Ж) религия; З) искусство.

 

3.Что является главной целью профессиональной деятельности врача:

А) материальная выгода; Б) уважение коллег; В) спасение и сохранение жизни человека; Г) социальное доверие к профессии врача.

Обязательная литература:

1. Силуянова И. В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 2001, с. 9-59.

2. Введение в биоэтику. Под общ. ред. Б. Г. Юдина, П. Д. Тищенко. М.,1998.

3. Яровинский М.Я. Лекции по курсу «Медицинская этика». Т.1-2, М., 2001.

4. Уильям Джон Р. Руководство по медицинской этике. М., 2006.

Дополнительная литература:

1. Булгаков М. А. Записки юного врача. Собр. соч. в 5 томах. М. 1989, с.71-

179.

2. Вересаев В.В.Записки врача.Собр. соч. в 4-х томах. T.1, M., 1985, с.201-401.

3. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. Собр. соч. в 10 томах. Т.5.

4. Льюис К. С. Мерзейшая мощь. Собр. соч. М.,1999, т. 4.

5. Чехов А. П. "Скучная история из записок старого человека"," Сельские

эскулапы", "Цветы запоздалые", "Хирургия", "Надлежащие меры", "Общее

образование", "Последние выводы зубоврачебной науки", "Горе", "Анюта",

"Ионыч", "Волк", "Интриги", "Княгиня", "Случай из практики" и др.

Собр.соч. в 18 томах. М.1985.

 

 

Тема 2. Мораль и право как формы регуляции медицинской деятельности. Права пациентов. Права и моральные обязательства врачей. Основные правила биомедицинской этики. Модели взаимоотношения врача и пациента.

Занятие 2.

1. Основные формы регулирования медицинской деятельности - мораль и право. Личность в ситуации нравственного выбора. Моральные нормы и правила. Проблема соотношения цели и средств человеческой деятельности.

2. Основные права пациентов. Права и обязанности врачей. "Конституция Российской Федерации" (1993г.), "Гражданский Кодекс Российской Федерации" (1996г.) «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан». Понятия «информированного согласия», конфиденциальности (врачебной тайна).

3.Международные законодательные акты. «Нюрнбергский кодекс» (1947). «Хельсинская декларация» (ВМА,1964). Конфликт между моральными и правовыми нормами.

4.Этические комитеты: структура и функции. Правила биомедицинской этики (правило правдивости, правило уважения неприкосновенности частной жизни, правило информированного согласия).

5.Модели взаимоотношения врача и пациента. Традиционная патерналистская модель врачевания. Новые модели взаимоотношений врача и пациента.

Ключевые понятия: автономия пациента, врачебная тайна, добровольное информированное согласие, этический комитет, лицензирование, сертификация, патернализм.

Темы докладов:

1. Доктор у постели больного: врач или биотехнолог?

2. К.Ясперс о преступной государственности как феномене XX века.

3. Границы противоположности нравственного поступка и уголовного преступления.

Темы рефератов:

1. Биомедицинская этика как форма профессиональной защиты личности врача.

2. Этические кодексы в медицине ("Нюрнбергский кодекс" (1947), "Конвенция о правах человека и биомедицине" (Совет Европы, 1997).

3. Информированное согласие: от процедуры к доктрине.

4. Этические комитеты: цели, задачи, полномочия.

5. Проблема справедливости в медицине и здравоохранении.

Вопросы для самоконтроля:

1. Объясните значение Нюрнбергского процесса в формировании биомедицинской этики.

2. Раскройте смысл понятия: «информированное согласие». В каких правовых документах и этических кодексах используется это понятие?

3. В чем заключается логическая некорректность термина «святая ложь»?

4. Назовите основные этапы, которые проходит лекарственный препарат от его создания до клинического применения.

5. Каковы функции этического комитета?

6. В каких случаях врач может нарушить врачебную тайну?

6. С какого возраста наступает дееспособность гражданина РФ в области здравоохранения?

Тесты:

1. Моральное регулирование медицинской деятельности от правового отличает:

А) свобода выбора действия; Б) уголовная безнаказанность; В) социальное одобрение; Г) произвольность мотива действия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: