В.И. Ленин в статье «Марксизм и ревизионизм» приводит известное изречение, гласящее, что если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, то они опровергались бы. Естественнонаучные теории, задевавшие старые предрассудки теологии, вызывали и до сих пор вызывают самую бешеную борьбу[6]. Марксизму присущ научный, конкретно-исторический подход к классовой и идейной борьбе, как одной из ее форм. Он исходит из необходимости обнаружения классовых корней, социальной детерминации любых идеологических построений, что вытекает из диалектико-материалистического решения основного вопроса философии о первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания. Классовый подход является фундаментальным методологическим принципом критического анализа идеологии.
Формулируя материалистическое понимание истории, Маркс и Энгельс пришли к выводу, что в каждую данную эпоху господствуют мысли господствующего класса. Эти мысли суть не что иное, как идеальное выражение господствующих материальных отношений, как выраженные в виде мыслей господствующие материальные отношения. Исходя из этого Ленин выдвинул известный принцип партийности идеологии: ни единому из буржуазных профессоров, «способных давать самые ценные работы в специальных областях химии, истории, физики, нельзя верить ни в едином слове, раз речь заходит о философии. Почему? По той же причине, по которой ни единому профессору политической экономии, способному давать самые ценные работы в области фактических, специальных исследований, нельзя верить ни в одном слове, раз речь заходит об общей политической экономии. Ибо эта последняя – такая же партийная наука в современном обществе, как и гносеология»[7]. Эта фраза Ленина из работы «Материализм и эмпириокритицизм» отображает сущность партийности, но довольно резко, а поэтому многими современными исследователями она воспринимается как не соответствующая действительности. Но дело в том, что Ленин эту работу писал в период реакции в России 1908-1912гг., характерной чертой которого было сплошное предательство официальной русской интеллигенции идеалов революции 1905 года. Поэтому то она так резко и написана в отношении этой интеллигенции. Но если к этому высказыванию подойти взвешенно, то суть его в следующем.
|
Там, где общественные науки не пересекают классовые интересы, а это чисто специальные исследования, не касающиеся сущности общества, там более менее сходны будут результаты у представителей противоположных классов, но как только исследование затрагивает классовый интерес, там уже действует принцип партийности, то есть приверженности какому либо конкретному классу, а не всему аморфному народу, выражение классовых интересов конкретного класса общества. «Откуда берутся интересы? Представляют ли они собою, – пишет по этому поводу Г. В. Плеханов, – продукт человеческой воли и человеческого сознания? Нет, они создаются экономическими отношениями людей. Раз возникнув, интересы так или иначе отражаются в сознании людей. Чтобы защищать известный интерес, нужно сознавать его… Состоянием общественного сознания (общественной психологии) в данную эпоху определяется та форма, которую примет в человеческих головах отражение данного интереса»[8]. «Еще раз, – пишет он в другом месте, – не психология, а политическая экономия должна нам объяснить эволюцию социальных форм и человеческой мысли: не сознание определяет бытие, а бытие определяет сознание»[9].
|
Важный вклад в определение передовых, прогрессивных идей конкретного времени, отношении к вечным истинам, к морали и праву внес Ф. Энгельс. В первом отделе его «Анти-Дюринга», который по праву называется энциклопедией марксизма, он разработал этот крайне важный вопрос. Процитируем его взгляды на примере морали. «Всякая теория морали является до сих пор, в конечном счете, продуктом данного экономического положения общества. А так как общество до сих пор двигалось в классовых противоположностях, то мораль всегда была классовой моралью: она или оправдывала господство и интересы господствующего класса, или же, как только угнетенный класс становился достаточно сильным, выражала его возмущение против этого господства и представляла интересы будущности угнетенных. Не подлежит сомнению, что при этом в морали, как и во всех других отраслях человеческого познания, в общем и целом наблюдается прогресс. Но из рамок классовой морали мы еще не вышли. Мораль, стоящая выше классовых противоположностей и всяких воспоминаний о них, действительно человеческая мораль станет возможной лишь на такой ступени развития общества, когда противоположность классов будет не только преодолена, но и забыта в жизненной практике»[10].
Классовая борьба как реальность любого эксплуататорского общества, основана на противоположности классовых интересов угнетающих и угнетаемых. Как уже говорилось выше, теория классовой борьбы была разработана до Маркса. Наиболее полного завершения в домарксовский период она получила у французских историков времен Реставрации, особенно в лице О. Тьерри и Гизо. Как пишет Плеханов Г. В.: «Взгляд Маркса и Энгельса на борьбу классов, на значение политики в этой борьбе и на зависимость государственной власти от господствующих классов тождественен со взглядами на те же предметы Гизо и его единомышленников. Вся разница в том, что одни отстаивают интересы пролетариата, между тем как другие защищали интересы буржуазии… Но у авторов «Манифеста» понятие о борьбе классов является составной частью стройной исторической теории… И это составляет, разумеется, огромное преимущество «социальной философии» Маркса и Энгельса»[11].
|
В классово антагонистическом обществе социально-политические и значительная часть духовных ценностей неизбежно приобретают классовый характер. В таком обществе обнаруживаются противоположные понимания свободы и справедливости, добра и общественного долга. «Свобода – великое слово, но под знаменем свободы промышленности велись самые разбойнические войны, под знаменем свободы труда – грабили трудящихся», – пишет по этому поводу Владимир Ильич Ленин[12].
Вместе с тем, классовый подход не отрицает, что в нравственной и художественной формах общественного сознания содержатся и общечеловеческие элементы, например, простые нормы человеческой нравственности или такие ценности, как произведения великих мастеров искусства, являющихся достоянием всего человечества. Наряду с социально обусловленными ценностями, носящими непосредственно общественный характер, существуют ценности личного порядка, определяемые склонностями, вкусами, привычками и другими индивидуальными особенностями людей. Правда, не эти ценности определяют основную ценностную ориентировку личности, ибо сущность человека заключается в совокупности всех общественных отношений. Однако эта сущность, выражаясь в явлениях, совпадает с ними далеко не полностью.
Человечество не только создает ценности в процессе общественно-исторической практики, но и осознает, оценивает их. Понятие оценки, следовательно, неразрывно связано с понятием ценности. Процесс познания ценностей противоречив. Он включает в себя такие противоположные моменты, как абсолютное и относительное, общечеловеческое и классовое, интернациональное и национальное, общественное и личное. Как один из сложных и специфических моментов познания действительности, процесс оценки содержит в себе моменты субъективности, условности, но не сводится к ним, если оценка правильна. Правильность же оценки состоит не в том, что она верно выражает интерес познающего субъекта, а, очевидно, в том, что в ней выражается объективная истина. Оценки социально-политических явлений в классовом обществе неизбежно носят классовый характер.
Широко распространенным и чрезвычайно важным видом оценки является оценка политическая. Это – осознание того, какую ценность представляют собой определенные явления общественной жизни для класса, с позиций которого производится оценка.
В статье «Слова и дела» (1913 г.) Ленин пишет: «У нас постоянно делают ту ошибку, что оценивают лозунги, тактику известной партии или группы, ее направление вообще, по намерениям или мотивам, которые сама эта группа выдвигает. Такая оценка никуда не годится. Благими намерениями – это уже давно сказано – вымощен ад.
Дело не в намереньях, не в мотивах, не в словах, а в той объективной, от них независимой, обстановке, которая определяет судьбу и значение лозунгов, тактики или вообще направления данной партии или группы»[13].
Дело заключается в том, чьим классовым интересам объективно служат слова и дела тех или иных политических деятелей. Это чрезвычайно важный объективный принцип для определения классовой сущности политических отношений и событий и возникающих на их основе политических идей и оценок.
В замечательной по остроте политического анализа статье «Кому выгодно?» Ленин пишет: «Есть такое латинское изречение «cui prodest» (куи продэст), – «кому выгодно?». Когда не сразу видно, какие политические или социальные группы, силы, величины отстаивают известные предложения, меры и т.п., следует всегда ставить вопрос: «Кому выгодно?».
Важно не то, кто непосредственно отстаивает те или иные взгляды, осуществляет определенные политические акции, «важно то, кому выгодны эти взгляды, эти предложения, эти меры»[14].
В связи с этим очень важно уяснить, что классовый подход к оценке личностей, к примеру, политических деятелей, интеллигенции, зависит не от самого непосредственного социального происхождения конкретной личности, а от его взглядов, его приверженности к тому или иному классу общества и его теоретических взглядов. «Когда классовая борьба приближается к развязке, – пишут в связи с этим Маркс и Энгельс в своем знаменитом «Манифесте», – процесс разложения внутри господствующего класса, внутри всего старого общества принимает такой бурный характер, что небольшая часть господствующего класса отрекается он него и примыкает к революционному классу, к тому классу, которому принадлежит будущее». (3. с. 442). Такой подход к оценке личности осуществлялся в СССР. Даже в самые суровые времена сталинской эпохи ему не изменяли. Об этом свидетельствуют документы, опубликованные только в последнее время и составившие изданные новые тома Сочинений Сталина (14-18) под редакцией Ричарда Косолапова. К примеру, характерным является выступление Сталина на расширенном заседании Военного совета при наркоме обороны 2 июня 1937 года. Так, обсуждая участников военно-политического заговора против Советской власти, Сталин резко критиковал, что им в вину некоторые пытались поставить их социальное положение. «Энгельс, – говорит он в связи с этим, – был сын фабриканта – непролетарские элементы, как хотите. Сам Энгельс управлял своей фабрикой и кормил этим Маркса. Чернышевский был сын попа – неплохой был человек. И наоборот. Серебряков был рабочий, а вы знаете, каким мерзавцем он оказался. Лившиц был рабочим, малограмотным рабочим, а оказался шпионом.
Когда говорят о враждебных силах, имеют в виду класс, сословие, прослойку, но не каждое лицо из данного класса может вредить. Отдельные лица из дворян, из буржуазии работали на пользу рабочему классу, и работали неплохо. Из такой прослойки, как адвокаты, скажем, было много революционеров. Маркс был сын адвоката, не сын батрака и не сын рабочего. Из этих прослоек всегда могут быть лица, которые могут служить делу рабочего класса не хуже, а лучше, чем чистые кровные пролетарии. Поэтому общая мерка, что это не сын батрака, – это старая мерка, к отдельным лицам не применимая»[15]. Таким образом, все спекуляции по этому поводу не должны возникать. Но они возникают постоянно. И связано это не с усилиями отыскать историческую правду, а с целью очернить ту систему отношений в обществе, которая отрицает его нынешнее состояние, а поэтому противоречит интересам господствующего класса.
Еще более важным является классовый подход к анализу современного классово антагонистического общества. Ибо современное украинское общество защищает интересы только господствующего класса, а поэтому и замыливает глаза, когда заходит речь о процессах, затрагивающих интересы того или иного класса. Особенно это ярко проявилось в период т.н. Оранжевой «революции».
Классовый подход является основой для общественной науки и политической деятельности. Но только отношение к нему различных представителей и в науке и в политике разное. От отрицания до его извращения. Но важно здесь другое. Независимо как выражают свое отношение к классовому подходу научные исследователи и политики, все они именно им и руководствуются, зачастую даже не осознанно, вырабатывая свои концепции и лозунги. Так, в период перестройки в СССР Горбачев выдвинул идею общечеловеческих ценностей, их первичности над классовыми. Намеренья на первый взгляд вроде хорошие. Однако общечеловеческие ценности оказались лишь завуалированными классовыми интересами ТНК, современных мировых эксплуататоров. Другой пример. Приватизацию, которая получила в народе меткое название «прихватизация», начинали с целью якобы всех сделать собственниками народного богатства, отдать народу то, что принадлежало в прежние времена и так ему. Результатом этого, как мы знаем, оказалось ограбление трудящихся, всего народа Украины. И опять мы видим, в конечном счете, классовый подход, но только в отличие от классового подхода в СССР, здесь делается все в угоду доморощенной новоиспеченной буржуазии. И таких примеров тысячи, ибо это суть буржуазной политики.
Заключение
Принадлежность к конкретному социальному классу в гораздо большей мере влияет на поведение и мышление людей, чем другие аспекты социальной жизни, она определяет их жизненные шансы. Во-первых, для выживания представителям высших слоев общества требуется затрачивать меньшую долю имеющихся ресурсов, чем представителям низших социальных классов. Согласно исследованиям социолога Пауля Блумберга, американцы, занимающие в классовой иерархии верхние 10 ступеней из 100, тратят на питание около 11% своего дохода, тогда как те, кто находится в самой нижней десятке, используют на эти цели свыше 40% своих средств.
Во-вторых, представители высших классов имеют больше нематериальных благ. Их дети с большей вероятностью будут учиться в престижных учебных заведениях и скорее всего будут показывать лучшие результаты, чем дети родителей, занимающих менее высокое социальное положение. Здесь же можно добавить, что дети родителей из высших классов имеют больше шансов выжить, чем дети родителей из низших слоев общества.
В-третьих, у обеспеченных людей средняя продолжительность активной жизни выше, чем у бедных. А по данным Американского онкологического общества, необеспеченные люди подвергаются большему риску заболеть раком и умереть от него, что преимущественно определяется образом жизни. После выявления ракового заболевания прожить в течение 5 лет могут около 37%, больных с низким доходом и примерно 50% больных со средним и высоким доходом. Результаты исследований неизменно показывают, что в низших социальных слоях общества чаще наблюдаются психические расстройства.
В-четвертых, люди с более высоким достатком испытывают большее удовлетворение от жизни, чем люди менее обеспеченные, поскольку принадлежность к определенному социальному классу оказывает влияние на стиль жизни – количество и характер потребления товаров и услуг. Пищевые полуфабрикаты для быстрого приготовления – обеды на скорую руку, картофельные чипсы, замороженная пицца и гамбургеры – чаще входят в меню семей с малым доходом. Люди из менее зажиточных слоев общества пьют меньше водки, дорогого виски и импортного вина, зато потребляют больше пива и дешевых спиртных напитков. По сравнению с зажиточными семьями семьи с малым доходом больше свободного времени проводят за телевизором.
Принадлежность к социальному классу влияет также на активность политической жизни: во многих странах участие в выборах пропорционально социально-экономическому статусу. Кроме того, принадлежность к классу является важным детерминантом сексуального поведения. Например, у представителей низших слоев общества больше вероятность приобретения сексуального опыта в более раннем возрасте, чем в высших слоях. Резюмируя, можно сказать, что социальный класс человека определяет почти все сферы его жизни.
Список использованной литературы
1. Григорян Г.М. Политическая экономия: принципы обновления и развития: Учебн. Пособие. – Харьков: Изд. ХГЭУ, 2000. – 388 с.
2. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса. М.: Изд-во АН СССР, 1960. 285с.
3. Кагарлицкий Б.Ю. Марксизм: не рекомендовано для обучения. – М.: Изд-во Алгоритм, Изд-во Эксмо, 2005. – 480с.
4. Об искусстве полемики /П. Н. Федосеев, С.И. Попов, В.Л. Артемов и др. – М.: Политиздат, 1980. – 303 с.
5. Сталин И.В. О диалектическом и историческом материализме. Сочинения т. 14. М.: Изд-во «Писатель», 1997. – с.с. 253-282.
6. Сталин И.В. Выступление на расширенном заседании Военого совета при наркоме обороны 2 июня 1937 г. Сочинения т. 14. М.: Изд-во «Писатель», 1997. – с.с. 214-235.
7. Ленин В.И. Что делать? Полное Собрание Сочинений т. 6. М.: Политиздат, 1970.
8. Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма. Полное Собрание Сочинений т. 23. М.: Политиздат, 1971.
9. Ленин В.И. Великий почин. Полное Собрание Сочинений т. 39. М.: Политиздат, 1972.
10. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полное Собрание Сочинений т. 18. М.: Политиздат, 1971.
11. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Сочинения т. 20. М.: Госполитиздат, 1961. – с.с. 1-338.
12. Плеханов Г.В. О материалистическом понимании истории. Избранные философские произведения в 5 ти т.т.. 2. М.: Госполитиздат 1956. – 236-266 с.с.
13. Плеханов Г.В. О мнимом кризисе марксизма. Изранные философские произведения в 5 ти т.т.. 2. М.: Госполитиздат 1956. – 333-345 с.с.
14. Плеханов Г.В. Первые фазы учения о классовой борьбе. Избранные философские произведения в 5 ти т.т.. 2. М.: Госполитиздат 1956. – 454-503 с.с.
Приложение
Выборочная совокупность - множество элементов генеральной совокупности, подвергающееся соц. исследованию.
Генеральная совокупность – множество элементов, которые являются объектами данного исследования.
Глобализация - современный процесс социальных изменений, приводящих к становлению единых общемировых систем в экономике, технологии, информации, политике и т.д.
Гражданское общество – совокупность соответствующим образом организованных, исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности, определенных общечеловеческих ценностей, которыми руководствуются люди и каждый человек во всех сферах общества – экономической, социальной, политической и духовной.
Документ в социологии – средство закрепления различными способами на специальном материале информации о фактах, событиях, явлениях объективной реальности или мыслительной деятельности человека.
Качественные метод анализа и обобщения данных - метод исследования, который, как всякое научное исследование, предполагает выдвижение определенных гипотез, тщательное изучение существа анализируемого материала, логики текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений. Это интеллектуальный анализ, при котором исчерпывается все содержимое документа.
Количественный метод анализа и обобщения данных - содержание текста определяется как совокупность имеющихся в нём сведений, оценок, объединённых в некую совокупность единой концепцией, замыслом.
Контент-анализ - метод количественного анализа содержания письменных документов, теле-, радиопередач-, и др. видов документов и информации путем подсчёта некоторых повторяющихся в них элементов (имён, лозунгов, тем и т.п.).
Макросоциология - рассматривает общество как целостный социальный организм и изучает его структуру, соц. институты, их функционирование и изменение.
Маргинальность - промежуточное положение, определяющее поведение, мышление и соц. самочувствие людей в ходе утраты или своей принадлежности к прежней среде и слабой освоенности новых ролей и норм поведения.
Микросоциология - изучает социальные процессы и явления сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения.
Наблюдение - метод сбора информации об изучаемом соц. объекте путем непосредственного восприятия и регистрации факторов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования.
Общественная и социальная система - структурный элемент социальной реальности, определенное целостное образование, основными элементами которой являются люди, их связи и взаимодействия.
Общественные отношения - совокупность межличностных отношений, приводящих в движение безличностные структуры общества.
Общество – это совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга.
Опрос - метод сбора эмпирических данных об объективных фактах, мнениях, знаниях и т.п., основанный на непосредственном (интервью) или опосредственном (раздача анкет) взаимодействии между исследователем (интревьюером) и опрашиваемым (респондентом).
Прикладная социология - социологическое исследование, направленное на изучение практических вопросов социальной жизни, на выработку практических рекомендаций в этой области
Программа исследования - документ, в котором дается изложение и обоснование логики и методов изучения соц. объекта в соответствии с решаемыми научными или практическими задачами.
Репрезентативность выборки – свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значимые элементы генеральной совокупности.
Социальная группа - объединение индивидов, взаимодействующих между собой в рамках принятых норм для достижения групповых целей.
Социальная деятельность - это совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектами (общества, группой, личностью) в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определённые соц. цели и интересы.
Социальная модернизация - совокупность социальных изменений во всех социальных институтах, сопровождающих процесс индустриализации
Социальная общность - совокупность индивидов связанных определенными едиными социальными и культурными признаками - характером совместной деятельности, образом жизни, возрастом, полом, территорией проживания, языком, системой ценностей.
Социальная организация - вид деятельности или качественное состояние отдельного социума. Один из самых массовых способов объединения людей вокруг общей цели, включающей в себя распределение функций, иерархию и т.п..
Социальное - понятие «социальное» идентифицируется с положением различных социальных субъектов в обществе, их образом жизни, с деятельностью по сохранению или изменению своего статуса, регулированию взаимоотношений с другими субъектами, социальными институтами, обществом в целом.
Социальное движение - 1) классовые коллективные действия по реализации специфических интересов и целей 2) более или менее настойчивая и организованная попытка со стороны относительно большой массы людей ввести те или иные соц. изменения или, напротив, не допустить их.
Социальное действие и взаимодействие - любое поведение индивида или группы индивидов, имеющих значение для других индивидов или групп индивидов или общества в целом.
Социальное развитие - тип соц. изменений, при которых происходит калькулятивный процесс частичного накопления (или исчезновения) каких-либо элементов, свойств соц. объекта в результате чего постепенно изменяется сам объект и всё общество.
Социальные изменения - перемены, происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем и во взаимоотношениях между ними, в обществе в целом.
Социальные отношения - относительно устойчивые связи между индивидами и соц. группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по соц. статусам и ролям в общественных структурах.
Социальный институт - совокупность лиц, организаций, учреждений, материальных средств, обеспечивающая определенную общественную потребность посредством функционирования системы взаимосогласованных, целесообразно ориентированных стандартов поведения.
Социальный процесс - упорядоченная последовательность взаимосвязанных социальных изменений или событий.
Социальный факт - реально существующее соц. образование, элемент социальной системы.
Социологическая парадигма - это логически взаимосвязанная система понятий и принципов, посредством которых интерпретируется природа (структура и генезис) тех или иных элементов социальной реальности и взаимодействие между ними.
Социологическое исследование - система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития.
Социум - совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности
Теории «среднего уровня» - исследование меньшей степени общества, направленное на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социологической системы.
Функции социологии – познавательная, идеологическая и ценностно-ориентирующая, прогностическая, практическая, управленческо-преобразовательная
Эксперимент - разновидность аналитического исследования, предполагающее создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования объекта.
Экспертная оценка - опрос, в котором главный источник информации - компетентные лица.
[1] Григорян Г. М. Политическая экономия: принципы обновления и развития: Учебн. Пособие. – Харьков: Изд. ХГЭУ, 2000. С.62
[2] Сталин И. В. О диалектическом и историческом материализме. Сочинения т. 14. М.: Изд-во “Писатель”, 1997. С.253
[3] Григорян Г. М. Политическая экономия: принципы обновления и развития: Учебн. Пособие. – Харьков: Изд. ХГЭУ, 2000.С. 62
[4] Ленин В. И. Три источника и три составных части марксизма. Полное Собрание Сочинений т. 23. М.: Политиздат, 1971. С.47.
[5] Об искусстве полемики /П. Н. Федосеев, С. И. Попов, В. Л. Артемов и др. – М.: Политиздат, 1980. С.6
[6] Об искусстве полемики /П. Н. Федосеев, С. И. Попов, В. Л. Артемов и др. – М.: Политиздат, 1980. С.7
[7] Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. Полное Собрание Сочинений т. 18. М.: Политиздат, 1971. С. 9
[8] Плеханов Г. В. О мнимом кризисе марксизма. Изранные философские произведения в 5 ти т.т.. 2. М.: Госполитиздат 1956. С.260
[9] Там же. С. 344
[10] Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Сочинения т. 20. М.: Госполитиздат, 1961. С.250
[11] Плеханов Г. В. О мнимом кризисе марксизма. Изранные философские произведения в 5 ти т.т.. 2. М.: Госполитиздат 1956. С.478
[12] Ленин В. И. Что делать? Полное Собрание Сочинений т. 6. М.: Политиздат, 1970. С.9
[13] Об искусстве полемики /П. Н. Федосеев, С. И. Попов, В. Л. Артемов и др. – М.: Политиздат, 1980. С.14
[14] Об искусстве полемики /П. Н. Федосеев, С. И. Попов, В. Л. Артемов и др. – М.: Политиздат, 1980. С.15
[15] Сталин И. В. Выступление на расширенном заседании Военого совета при наркоме обороны 2 июня 1937 г. Сочинения т. 14. М.: Изд-во “Писатель”, 1997. С.215