Изучение влияния музыки русского рэпа на кратковременную память
(видоизменённая методика «Заучивание десяти слов» А.Р. Лурия)
Оборудование: презентация с набором слов или чисел, секундомер.
Процедура исследования.
Исследуем в группе учащихся старших классов кратковременную память до прослушивания музыки, в тишине.
Для этого показываем на слайде презентации список из десяти сменяющих друг друга слов с интервалом в 1 секунду (шрифт чёрный на белом фоне, не менее 24 pt, без рисунков) и просим тестируемых воспроизвести список на листе бумаги.
Результаты исследования (Дата проведения исследования 25.11.17)
№ испытуемого | Класс | Результат теста в тишине | Результат теста под музыку |
8 «Е» | 8 из 10 | 8 из 10 | |
8 «Е» | 3 из 10 | 5 из 10 | |
8 «Е» | 7 из 10 | 6 из 10 | |
8 «Е» | 5 из 10 | 4 из 10 | |
8 «Е» | 8 из 10 | 5 из 10 | |
8 «Е» | 5 из 10 | 4 из 10 | |
8 «Е» | 6 из 10 | 7 из 10 | |
8 «Е» | 8 из 10 | 6 из 10 | |
8 «Е» | 6 из 10 | 7 из 10 | |
8 «Е» | 8 из 10 | 8 из 10 | |
8 «Е» | 7 из 10 | 7 из 10 | |
8 «Е» | 7 из 10 | 8 из 10 | |
8 «Е» | 7 из 10 | 8 из 10 | |
8 «Е» | 6 из 10 | 5 из 10 | |
8 «Е» | 7 из 10 | 8 из 10 | |
8 «Е» | 8 из 10 | 8 из 10 | |
8 «Е» | 8 из 10 | 6 из 10 | |
Средний показатель |
Ухудшился у 7 (41.2%) испытуемых
Улучшился у 6 (35.3%) испытуемых
Не изменился у 4 (23.5%) испытуемых
Соотношение показателей:
(6/7)* 100%= 85.7 %
Результат изменился на:
100%- 85.7%=14.3%
Средний показатель по всей группе изменился незначительно.
Вывод:
Почти половина тестируемых написали тест под музыку хуже, чем в тишине.
На некоторых музыка повлияла благотворно и количество правильных ответов увеличилось.
На других музыка никак не повлияла, результат остался прежним.
|
Разница получилась незначительной
Моя гипотеза подтвердилась.
Фоновая музыка в стиле русского рэпа отрицательно влияет на результаты выполнения тестовых заданий, соответственно, на функции высшей нервной деятельности, а именно на концентрацию и распределение внимания.
Результаты, проведенного мною исследования достоверно это подтверждают.
Результаты данного исследования могут быть использованы для проведений бесед на тему эффективной организации умственного труда учащегося.
Исследование №2 (Исследование провела Хайруллина Рината)
Изучение влияния ритмичной музыки
на уровень концентрации внимания
(тест Пьерона-Рузера)
Материалы и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, простой карандаш и секундомер.
Бланк с геометрическими фигурами теста Пьерона-Рузера имеет следующий вид:
Испытуемый: ____________ Дата _______
Экспериментатор: _________ Время _______
Тест
Результаты исследования (Дата проведения исследования 25.11.17)
Число обработанных фигур | Ранг | Уровень концентрации внимания |
очень высокий | ||
91-99 | высокий | |
80-90 | средний | |
65-79 | низкий | |
64 и меньше | очень низкий |
Испытуемого | Класс | Результат теста в тишине | Результат теста под музыку |
8 Г | 78 низкий | 104 очень высокий | |
8 Г | 70 низкий | 102 очень высокий | |
8 Г | 103 очень высокий | 104 очень высокий | |
8 Г | 104 очень высокий | 103 очень высокий | |
8 Г | 44 очень низкий | 68 средний низкий | |
8 Г | 104 очень высокий | 104 очень высокий | |
8 Г | 95 высокий | 103 очень высокий | |
8 Г | 84 средний | 104 очень высокий | |
8 Г | 84 средний | 104 очень высокий | |
8 Г | 81 средний | 104 очень высокий | |
8 Г | 80 средний | 101 очень высокий | |
8 Г | 102 очень высокий | 98 высокий | |
8 Г | 104 очень высокий | 95 высокий | |
8 Г | 95 высокий | 104 очень высокий | |
8 Г | 87 средний | 104 очень высокий | |
8 Г | 86 средний | 104 очень высокий | |
8 Г | 101 очень высокий | 101 очень высокий | |
8 Г | 94 высокий | 104 очень высокий | |
8 А | 96 высокий | 103 очень высокий |
|
Улучшили результат под музыку | |
Не изменили результат | |
Ухудшили результат |
Результат исследования: После подсчета среднего показателя всего класса выяснилось, что количество верных знаков во время теста под музыку больше.
Полученный результат исследования доказывает, что ритмичная музыка повышает концентрацию внимания у людей.
Это позволяет использовать ритмичную музыку для мобилизации и привлечения внимания людей на конкретных объектах и процессах деятельности.
Можно начинать и проводить общественные, спортивные, театральные и т.п. мероприятия с музыкального сопровождения.