| Всего | ||
Естественно-научный профиль профессионального образования
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получени-ем среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:
• по профессиям СПО естественно-научного профиля профессионального образо-вания — 256 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая лабораторные опыты и практические занятия, — 171 час; внеаудитор-ная самостоятельная работа студентов — 85 часов;
• по специальностям СПО естественно-научного профиля профессионального образования — 162 часа, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучаю-щихся, включая лабораторные опыты и практические занятия, — 108 часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 54 часа.
Примерный тематический план
| Вид учебной работы | Количество часов | |
| Аудиторные занятия. Содержание обучения | Профессии СПО | Специальности СПО |
| Введение | ||
| 1. Органическая химия | ||
| 1.1. Предмет органической химии. Теория | ||
| строения органических соединений | ||
| 1.2. Предельные углеводороды | ||
| 1.3. Этиленовые и диеновые углеводороды | ||
| 1.4. Ацетиленовые углеводороды | ||
| 1.5. Ароматические углеводороды | ||
| 1.6. Природные источники углеводородов | ||
| 1.7. Гидроксильные соединения | ||
| 1.8. Альдегиды и кетоны | ||
| 1.9. Карбоновые кислоты и их производные | ||
| 1.10. Углеводы | ||
| Окончание таблицы | |||
| Вид учебной работы | Количество часов | ||
| Аудиторные занятия. Содержание обучения | Профессии СПО | Специальности СПО | |
| 1.11. Амины, аминокислоты, белки | |||
| 1.12. Азотсодержащие гетероциклические | |||
| соединения. Нуклеиновые кислоты | |||
| 1.13. Биологически активные соединения | |||
| 2. Общая и неорганическая химия | |||
| 2.1. Химия — наука о веществах | |||
| 2.2. Строение атома | |||
| 2.3. Периодический закон и Периодическая си- | |||
| стема химических элементов Д.И.Менделеева | |||
| 2.4. Строение вещества | |||
| 2.5. Полимеры | |||
| 2.6. Дисперсные системы | |||
| 2.7. Химические реакции | |||
| 2.8. Растворы | |||
| 2.9. Окислительно-восстановительные реак- | |||
| ции. Электрохимические процессы | |||
| 2.10. Классификация веществ. Простые веще- | |||
| ства | |||
| 2.11. Основные классы неорганических и орга- | |||
| нических соединений | |||
| 2.12. Химия элементов | |||
| 2.13. Химия в жизни общества | |||
| Итого | |||
| Внеаудиторная самостоятельная работа | |||
| Подготовка выступлений по заданным темам, | |||
| докладов, рефератов, эссе, индивидуального | |||
| проекта с использованием информационных | |||
| технологий и др. | |||
| Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета или экзамена | |||
| Всего | |||
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

| Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов | |
| (на уровне учебных действий) | ||

Важнейшие химические Умение давать определение и оперировать следующими хи- понятия мическими понятиями:вещество,химический элемент,атом,
молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицатель-ность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярно-го и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлек-
Продолжение таблицы

| Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов | |
| (на уровне учебных действий) | ||
| тролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восста- | ||
| новитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реак- | ||
| ции, скорость химической реакции, катализ, химическое равно- | ||
| весие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, | ||
| гомология | ||
| Основные законы | Формулирование законов сохранения массы веществ и постоян- | |
| химии | ства состава веществ. | |
| Установка причинно-следственной связи между содержанием | ||
| этих законов и написанием химических формул и уравнений. | ||
| Установка эволюционной сущности менделеевской и современ- | ||
| ной формулировок периодического закона Д.И.Менделеева. | ||
| Объяснение физического смысла символики периодической | ||
| таблицы химических элементов Д.И.Менделеева (номеров эле- | ||
| мента, периода, группы) и установка причинно-следственной | ||
| связи между строением атома и закономерностями изменения | ||
| свойств элементов и образованных ими веществ в периодах | ||
| и группах. | ||
| Характеристика элементов малых и больших периодов по их | ||
| положению в Периодической системе Д.И.Менделеева |
Основные теории химии Установка зависимости свойств химических веществ от строе-ния атомов образующих их химических элементов. Характеристика важнейших типов химических связей и отно-сительности этой типологии.
Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строе-ния кристаллических решеток.
Формулировка основных положений теории электролитиче-ской диссоциации и характеристика в свете этой теории свойств основных классов неорганических соединений.
Формулировка основных положений теории химического строе-ния органических соединений и характеристика в свете этой теории свойств основных классов органических соединений
| Важнейшие вещества | Характеристика состава, строения, свойств, получения и приме- |
| и материалы | нения важнейших металлов (IА и II А групп, алюминия, желе- |
| за, а в естественно-научном профиле и некоторых d-элементов) | |
| и их соединений. | |
| Характеристика состава, строения, свойств, получения и приме- | |
| нения важнейших неметаллов (VIII А, VIIА, VIА групп, а также | |
| азота и фосфора, углерода и кремния, водорода) и их соединений. | |
| Характеристика состава, строения, свойств, получения и приме- | |
| нения важнейших классов углеводородов (алканов, циклоалка- | |
| нов, алкенов, алкинов, аренов) и их наиболее значимых | |
| в народнохозяйственном плане представителей. | |
| Аналогичная характеристика важнейших представителей | |
| других классов органических соединений: метанола и этанола, | |
| сложных эфиров, жиров, мыл, альдегидов (формальдегидов и | |
| ацетальдегида), кетонов (ацетона), карбоновых кислот (уксус- | |
| ной кислоты, для естественно-научного профиля представите- | |
| лей других классов кислот), моносахаридов (глюкозы), дисаха- | |
| ридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы), | |
| анилина, аминокислот, белков, искусственных и синтетических | |
| волокон, каучуков, пластмасс | |
| Химический язык | Использование в учебной и профессиональной деятельности |
| и символика | химических терминов и символики. |
| Название изученных веществ по тривиальной или международ- | |
| ной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помо- | |
| щью химических формул. | |
| Отражение химических процессов с помощью уравнений хими- | |
| ческих реакций |
| Окончание таблицы | ||
| Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов | |
| (на уровне учебных действий) | ||
| Химические реакции | Объяснение сущности химических процессов. Классификация | |
| химических реакций по различным признакам: числу и составу | ||
| продуктов и реагентов, тепловому эффекту, направлению, фазе, | ||
| наличию катализатора, изменению степеней окисления элемен- | ||
| тов, образующих вещества. | ||
| Установка признаков общего и различного в типологии реакций | ||
| для неорганической и органической химии. | ||
| Классифицикация веществ и процессов с точки зрения | ||
| окисления-восстановления. Составление уравнений реакций | ||
| с помощью метода электронного баланса. | ||
| Объяснение зависимости скорости химической реакции и поло- | ||
| жения химического равновесия от различных факторов | ||
| Химический экспери- | Выполнение химического эксперимента в полном соответствии | |
| мент | с правилами безопасности. | |
| Наблюдение, фиксация и описание результатов проведенного | ||
| эксперимента | ||
| Химическая информа- | Проведение самостоятельного поиска химической информации | |
| ция | с использованием различных источников (научно-популярных | |
| изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета). | ||
| Использование компьютерных технологий для обработки | ||
| и передачи химической информации и ее представления в раз- | ||
| личных формах | ||
| Расчеты по химическим | Установка зависимости между качественной и количественной | |
| формулам | сторонами химических объектов и процессов. | |
| и уравнениям | Решение расчетных задач по химическим формулам и уравне- | |
| ниям | ||
| Профильное и профес- | Объяснение химических явлений, происходящих в природе, | |
| сионально значимое | быту и на производстве. | |
| содержание | Определение возможностей протекания химических превраще- | |
| ний в различных условиях. | ||
| Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окру- | ||
| жающей среде. | ||
| Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды | ||
| на организм человека и другие живые организмы. | ||
| Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и ток- | ||
| сичными веществами, лабораторным оборудованием. | ||
| Подготовка растворов заданной концентрации в быту и на про- | ||
| изводстве. | ||
| Критическая оценка достоверности химической информации, | ||
| поступающей из разных источников | ||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«ХИМИЯ»
Освоение программы учебной дисциплины «Химия» предполагает наличие в про-фессиональной образовательной организации, реализующей образовательную про-грамму среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основ-ного общего образования, кабинета химии с лабораторией и лаборантской комнатой, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемио логических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типо-вым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализи-рованной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся1.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по химии, создавать презентации, видеоматериалы и т.п.
В состав учебно-методического и материально-технического оснащения кабинета химии входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• натуральные объекты, модели, приборы и наборы для постановки демонстра-ционного и ученического эксперимента;
• печатные и экранно-звуковые средства обучения;
• средства новых информационных технологий;
• реактивы;
• перечни основной и дополнительной учебной литературы;
• вспомогательное оборудование и инструкции;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники и учебно-методические комплекты (УМК), рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных об-разовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего об-разования.
Библиотечный фонд может быть дополнен химической энциклопедией, справоч-никами, книгами для чтения по химии.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Химия» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по химии, имею-щимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).

1 Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении обще-образовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей техническогопрофиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. и др. Химия для профессий и специ-
альностей естественно-научного профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образо-
вания. — М., 2014.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. об-разования. — М., 2014.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Дорофеева Н.М. Практикум:учеб.пособиедля студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. Химия:пособие для подготовки к ЕГЭ:
учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия.Тесты,задачи и упражнения:учеб.пособие для студ.учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического иестественно-научного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. —
М., 2014.
Ерохин Ю.М. Химия:Задачи и упражнения:учеб.пособие для студ.учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии:учеб.пособие для студ.учрежденийсред. проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического про-филя. Электронный учебно-методический комплекс. — М., 2014.
Сладков С. А., Остроумов И.Г., Габриелян О.С., Лукьянова Н.Н. Химия для профессийи специальностей технического профиля. Электронное приложение (электронное учебное из-дание) для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Для преподавателя
Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего об-
разования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изме-нений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 “Об утвержде-нии федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получе-ния среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия:книга для преподавателя:учеб.-метод.пособие. —
М., 2012.
Габриелян О.С. и др. Химия для профессий и специальностей технического профиля(электронное приложение).
Интернет-ресурсы
www.pvg.mk.ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»). www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).
www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).
www.enauki.ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»). www.1september.ru (методическая газета «Первое сентября»).
www.hvsh.ru (журнал «Химия в школе»). www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).
www.chemistry-chemists.com (электронный журнал «Химики и химия»).
Учебное издание