Всего | ||
Естественно-научный профиль профессионального образования
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получени-ем среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:
• по профессиям СПО естественно-научного профиля профессионального образо-вания — 256 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая лабораторные опыты и практические занятия, — 171 час; внеаудитор-ная самостоятельная работа студентов — 85 часов;
• по специальностям СПО естественно-научного профиля профессионального образования — 162 часа, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучаю-щихся, включая лабораторные опыты и практические занятия, — 108 часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 54 часа.
Примерный тематический план
Вид учебной работы | Количество часов | |
Аудиторные занятия. Содержание обучения | Профессии СПО | Специальности СПО |
Введение | ||
1. Органическая химия | ||
1.1. Предмет органической химии. Теория | ||
строения органических соединений | ||
1.2. Предельные углеводороды | ||
1.3. Этиленовые и диеновые углеводороды | ||
1.4. Ацетиленовые углеводороды | ||
1.5. Ароматические углеводороды | ||
1.6. Природные источники углеводородов | ||
1.7. Гидроксильные соединения | ||
1.8. Альдегиды и кетоны | ||
1.9. Карбоновые кислоты и их производные | ||
1.10. Углеводы | ||
|
Окончание таблицы | |||
Вид учебной работы | Количество часов | ||
Аудиторные занятия. Содержание обучения | Профессии СПО | Специальности СПО | |
1.11. Амины, аминокислоты, белки | |||
1.12. Азотсодержащие гетероциклические | |||
соединения. Нуклеиновые кислоты | |||
1.13. Биологически активные соединения | |||
2. Общая и неорганическая химия | |||
2.1. Химия — наука о веществах | |||
2.2. Строение атома | |||
2.3. Периодический закон и Периодическая си- | |||
стема химических элементов Д.И.Менделеева | |||
2.4. Строение вещества | |||
2.5. Полимеры | |||
2.6. Дисперсные системы | |||
2.7. Химические реакции | |||
2.8. Растворы | |||
2.9. Окислительно-восстановительные реак- | |||
ции. Электрохимические процессы | |||
2.10. Классификация веществ. Простые веще- | |||
ства | |||
2.11. Основные классы неорганических и орга- | |||
нических соединений | |||
2.12. Химия элементов | |||
2.13. Химия в жизни общества | |||
Итого | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа | |||
Подготовка выступлений по заданным темам, | |||
докладов, рефератов, эссе, индивидуального | |||
проекта с использованием информационных | |||
технологий и др. | |||
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета или экзамена | |||
Всего | |||
|
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов | |
(на уровне учебных действий) | ||
Важнейшие химические Умение давать определение и оперировать следующими хи- понятия мическими понятиями:вещество,химический элемент,атом,
молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицатель-ность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярно-го и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлек-
Продолжение таблицы
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов | |
(на уровне учебных действий) | ||
тролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восста- | ||
новитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реак- | ||
ции, скорость химической реакции, катализ, химическое равно- | ||
весие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, | ||
гомология | ||
Основные законы | Формулирование законов сохранения массы веществ и постоян- | |
химии | ства состава веществ. | |
Установка причинно-следственной связи между содержанием | ||
этих законов и написанием химических формул и уравнений. | ||
Установка эволюционной сущности менделеевской и современ- | ||
ной формулировок периодического закона Д.И.Менделеева. | ||
Объяснение физического смысла символики периодической | ||
таблицы химических элементов Д.И.Менделеева (номеров эле- | ||
мента, периода, группы) и установка причинно-следственной | ||
связи между строением атома и закономерностями изменения | ||
свойств элементов и образованных ими веществ в периодах | ||
и группах. | ||
Характеристика элементов малых и больших периодов по их | ||
положению в Периодической системе Д.И.Менделеева |
|
Основные теории химии Установка зависимости свойств химических веществ от строе-ния атомов образующих их химических элементов. Характеристика важнейших типов химических связей и отно-сительности этой типологии.
Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строе-ния кристаллических решеток.
Формулировка основных положений теории электролитиче-ской диссоциации и характеристика в свете этой теории свойств основных классов неорганических соединений.
Формулировка основных положений теории химического строе-ния органических соединений и характеристика в свете этой теории свойств основных классов органических соединений
Важнейшие вещества | Характеристика состава, строения, свойств, получения и приме- |
и материалы | нения важнейших металлов (IА и II А групп, алюминия, желе- |
за, а в естественно-научном профиле и некоторых d-элементов) | |
и их соединений. | |
Характеристика состава, строения, свойств, получения и приме- | |
нения важнейших неметаллов (VIII А, VIIА, VIА групп, а также | |
азота и фосфора, углерода и кремния, водорода) и их соединений. | |
Характеристика состава, строения, свойств, получения и приме- | |
нения важнейших классов углеводородов (алканов, циклоалка- | |
нов, алкенов, алкинов, аренов) и их наиболее значимых | |
в народнохозяйственном плане представителей. | |
Аналогичная характеристика важнейших представителей | |
других классов органических соединений: метанола и этанола, | |
сложных эфиров, жиров, мыл, альдегидов (формальдегидов и | |
ацетальдегида), кетонов (ацетона), карбоновых кислот (уксус- | |
ной кислоты, для естественно-научного профиля представите- | |
лей других классов кислот), моносахаридов (глюкозы), дисаха- | |
ридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы), | |
анилина, аминокислот, белков, искусственных и синтетических | |
волокон, каучуков, пластмасс | |
Химический язык | Использование в учебной и профессиональной деятельности |
и символика | химических терминов и символики. |
Название изученных веществ по тривиальной или международ- | |
ной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помо- | |
щью химических формул. | |
Отражение химических процессов с помощью уравнений хими- | |
ческих реакций |
Окончание таблицы | ||
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов | |
(на уровне учебных действий) | ||
Химические реакции | Объяснение сущности химических процессов. Классификация | |
химических реакций по различным признакам: числу и составу | ||
продуктов и реагентов, тепловому эффекту, направлению, фазе, | ||
наличию катализатора, изменению степеней окисления элемен- | ||
тов, образующих вещества. | ||
Установка признаков общего и различного в типологии реакций | ||
для неорганической и органической химии. | ||
Классифицикация веществ и процессов с точки зрения | ||
окисления-восстановления. Составление уравнений реакций | ||
с помощью метода электронного баланса. | ||
Объяснение зависимости скорости химической реакции и поло- | ||
жения химического равновесия от различных факторов | ||
Химический экспери- | Выполнение химического эксперимента в полном соответствии | |
мент | с правилами безопасности. | |
Наблюдение, фиксация и описание результатов проведенного | ||
эксперимента | ||
Химическая информа- | Проведение самостоятельного поиска химической информации | |
ция | с использованием различных источников (научно-популярных | |
изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета). | ||
Использование компьютерных технологий для обработки | ||
и передачи химической информации и ее представления в раз- | ||
личных формах | ||
Расчеты по химическим | Установка зависимости между качественной и количественной | |
формулам | сторонами химических объектов и процессов. | |
и уравнениям | Решение расчетных задач по химическим формулам и уравне- | |
ниям | ||
Профильное и профес- | Объяснение химических явлений, происходящих в природе, | |
сионально значимое | быту и на производстве. | |
содержание | Определение возможностей протекания химических превраще- | |
ний в различных условиях. | ||
Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окру- | ||
жающей среде. | ||
Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды | ||
на организм человека и другие живые организмы. | ||
Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и ток- | ||
сичными веществами, лабораторным оборудованием. | ||
Подготовка растворов заданной концентрации в быту и на про- | ||
изводстве. | ||
Критическая оценка достоверности химической информации, | ||
поступающей из разных источников | ||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«ХИМИЯ»
Освоение программы учебной дисциплины «Химия» предполагает наличие в про-фессиональной образовательной организации, реализующей образовательную про-грамму среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основ-ного общего образования, кабинета химии с лабораторией и лаборантской комнатой, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемио логических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типо-вым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализи-рованной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся1.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по химии, создавать презентации, видеоматериалы и т.п.
В состав учебно-методического и материально-технического оснащения кабинета химии входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• натуральные объекты, модели, приборы и наборы для постановки демонстра-ционного и ученического эксперимента;
• печатные и экранно-звуковые средства обучения;
• средства новых информационных технологий;
• реактивы;
• перечни основной и дополнительной учебной литературы;
• вспомогательное оборудование и инструкции;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники и учебно-методические комплекты (УМК), рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных об-разовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего об-разования.
Библиотечный фонд может быть дополнен химической энциклопедией, справоч-никами, книгами для чтения по химии.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Химия» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по химии, имею-щимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).
1 Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении обще-образовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей техническогопрофиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. и др. Химия для профессий и специ-
альностей естественно-научного профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образо-
вания. — М., 2014.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. об-разования. — М., 2014.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Дорофеева Н.М. Практикум:учеб.пособиедля студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. Химия:пособие для подготовки к ЕГЭ:
учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия.Тесты,задачи и упражнения:учеб.пособие для студ.учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического иестественно-научного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. —
М., 2014.
Ерохин Ю.М. Химия:Задачи и упражнения:учеб.пособие для студ.учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии:учеб.пособие для студ.учрежденийсред. проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического про-филя. Электронный учебно-методический комплекс. — М., 2014.
Сладков С. А., Остроумов И.Г., Габриелян О.С., Лукьянова Н.Н. Химия для профессийи специальностей технического профиля. Электронное приложение (электронное учебное из-дание) для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Для преподавателя
Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего об-
разования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изме-нений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 “Об утвержде-нии федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получе-ния среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия:книга для преподавателя:учеб.-метод.пособие. —
М., 2012.
Габриелян О.С. и др. Химия для профессий и специальностей технического профиля(электронное приложение).
Интернет-ресурсы
www.pvg.mk.ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»). www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).
www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).
www.enauki.ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»). www.1september.ru (методическая газета «Первое сентября»).
www.hvsh.ru (журнал «Химия в школе»). www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).
www.chemistry-chemists.com (электронный журнал «Химики и химия»).
Учебное издание