Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Эммануила, в переводе это еврейское имя означает «с нами Бог». Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в 1747—1755, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, не утратившую актуальности до сих пор.
В 1755 Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете. Начались сорок лет преподавательской деятельности. Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются «политологическими» опусами: в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов, утверждая, что «просвещение — это мужество пользоваться собственным разумом».
С 1770 принято вести отсчёт «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических, физических.
К этому времени вызрело принципиально важное признание Канта о целях его работы: «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач:
* 1) что я могу знать? (метафизика);
|
* 2) что я должен делать? (мораль);
* 3) на что я смею надеяться? (религия);
* наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача — что такое человек? (антропология, лекции по которой я читаю в течение более чем двадцати лет)».
В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:
* «Критика чистого разума» (1781) — гносеология (эпистемология)
* «Критика практического разума» (1788) — этика
* «Критика способности суждения» (1790) — эстетика
Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был. Говорят, что когда он хотел иметь жену, не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел. Впрочем, женоненавистником не был, охотно с ними беседовал, был приятным светским собеседником. В старости за ним ухаживала одна из сестёр. Несмотря на философию, мог иногда проявить этнические предрассудки, в частности, юдофобию.
Умер 12 февраля 1804. Кант был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора. [5]
Заключение
|
" Критика практического разума" - главный труд Канта, посвященный не вопросам познавательных способностей разума, а его практическому применению, то есть выявлению оснований определения воли.
Главный вопрос, которым задается автор, звучит так - достаточно ли одного чистого разума самого по себе для определения воли, или же эмпирические обстоятельства пересиливают его?
Главной целью, которую преследует Кант, является критика притязаний эмпирически обусловленного разума на исключительное определение воли, то есть целевой необходимости человеческого поведения, и доказательство наличия у практического разума способности формулировать моральный закон исходя из автономии человеческой воли.
Все произведение разделяется Кантом на учение о началах (включающее аналитику и диалектику, то есть анализ и воспроизведение целостного представления о функционировании практического разума) и учение о методе (трактующем вопросы морального воспитания и упражнения).
Кант показывает, что нравственное поведение может базироваться только на автономии воли, то есть на её качестве быть доброй волей, действующей безо всякого давления и принуждения из собственных оснований. В связи с этим его обоснование посредством ссылок на религию, волю Бога, естественные склонности человека к удовольствию и стремления к счастью оказывается неприемлемым, подрывающим способность разума к свободному самоопределению, чистоту и бескорыстие нравственного поведения.
Он провозглашает категорический императив практического разума - "поступай всегда так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства", подчеркнув автономный, свободный, и в то же время объективный универсальный и необходимый характер нравственного требования.
|
Центральным понятием его учения является долг, который он противопоставляет действию по склонности, интересу, стремлению к счастью, свойственные человеку. Нравственное поведение имеет целью не сделать человека счастливым, а лишь стать ему достойным счастья. Реализацию же этой возможности, на которую человек не может не надеяться, Кант переносит в отдаленное будущее, делая тем самым веру в бессмертие души и бытие Бога следствием его способности быть нравственным существом.
Тем не менее, Кант, выявив с разных сторон специфику морального самозаконодательства практического разума, оказывается не в состоянии ничего сказать о самой его способности и её истоках - как практический разум может формулировать цели, достойные разумного существа, и на чем основана обязательность морального закона.
В заключение своей работы Кант признает, что переживает чувство благоговения перед величием "звездного неба над ним и моральным законом в нём", который утверждает в человеке ценность человеческой личности, но постижение и объяснение которого пока невозможно.
Список литературы
1. Асмус, В.Ф., Философия И.Канта: научная литература / В.Ф. Асмус, М., «Наука», 1973 г. – 531 с.
2. Гулыга, А.В., Кант: научная литература / А.В. Гулыга, М., «Молодая гвардия», 1977 г. – 301 с.
3. Кант, И., Сочинения в шести томах / научная литература / И. Кант, М., 1963 - 1966 гг.
4. Нарнский, И.С., Кант: научная литература / И.С. Нарнский, М., «Мысль», 1976 г. – 207 с.
[1] Кант, И., Сочинения в шести томах / научная литература / И. Кант, М., 1963 - 1966 гг. Т. 4, с. 454.
[2] Гулыга, А. В., Кант: научная литература / А. В. Гулыга, М., «Молодая гвардия», 1977 г. – с. 152
[3] Кант, И., Сочинения в шести томах / научная литература / И. Кант, М., 1963 - 1966 гг., т. 3, с. 658.
[4] Кант, И., Сочинения в шести томах / научная литература / И. Кант, М., 1963 - 1966 гг., т. 3, с. 480-481.
[5] Нарнский, И. С., Кант: научная литература / И. С. Нарнский, М., «Мысль», 1976 г. – 207 с.