Полякова Марина Анатольевна




Апреля 2018 года

«Обнаружение расстройств аутистического спектра у неговорящих и говорящих детей. Дифференциальная диагностика аутизма. Его интегративная коррекция (компенсация) в соответствии с выявленными нарушениями»

 

(для логопедов, дефектологов, психологов, детских психиатров и неврологов, и возможно, родителей с некоторой базой знаний по теме)

 

Продолжительность курса 18-21 час (28 аудиторских).

Расстройства аутистического спектра (я буду называть их коротко: аутизм) для нас – «терра инкогнито» – непознанная земля. Это, и вообще (не только для нас, логопедов и дефектологов), непознанная земля, которая, к сожалению, год от года все «разрастается».

Дети с аутизмом бывают говорящими и неговорящими. К нам обычно попадают неговорящие с диагнозом «аутизм» или его вариантами. Приходят и дети вообще без диагнозов либо с «букетом» разноречивых (за «букетом» подчас скрывается не выявленный аутизм). Попадаются и дети с «алалией», «ЗРР», «ЗПР», при ближайшем рассмотрении тоже оказывающиеся неопознанными аутистами.

Говорящие дети с аутизмом тоже попадают в поле нашего зрения, если их речь отклоняется от нормы. Обычно им приписывается ОНР.

Во всех случаях логопедическая работа над речью «неопознанных аутистов» оказывается неэффективной. А все дело в том, что при аутизме чаще всего нет первичного нарушения (или ограничения) именно речевой способности (как, например, при алалии или ОНР). Речевые нарушения аутистов вторичны и вытекают у них из первичных (базовых) расстройств аутистического круга. И если прежде не выправить (или хотя бы не смягчить) эти базовые расстройства, речь не появится вообще либо появится, так называемая, «аутистическая» речь, не имеющая ничего общего с нормальной.

А потому занятия с аутистами нельзя начинать с собственно постановки речи (такая работа, подчас, оказывается и попросту невозможной). Сначала надо, по-возможности, скомпенсировать у детей специфически аутистические нарушения. И только потом ставить речь. И от уровня компенсации аутистического дефекта будет зависеть и эффективность работы над речью. Кстати речь у детей, бывает, «запускается» и сама по мере выправления у них аутистических нарушений.

Итак, тема этого курса – коррекция (компенсация) доречевых нарушений у детей аутистического спектра. Я, конечно, коснусь и работы над речью. В целом же речь у таких детей ставится методами, применяемыми при алалии (которые я подробно излагаю на семинаре, посвященном «запуску» речи у неговорящих детей).

 

Содержание.

Введение.

1. «Эпидемия» аутизма.

2. Что такое аутистический спектр?

3. Почему никогда нельзя начинать с речи? (исключения, когда все-таки можно).

4. Причины аутизма (в том числе мифические). Излечим ли он? Что ждет ребенка дальше? (варианты долгосрочного прогноза). Как смягчить отдаленные последствия аутизма (а именно чего желательно не допустить в жизни ребенка).

5. Типология семей, в которых растут аутисты. Фактор родителей в их судьбе. Как и о чем говорить с родителями?

6. Аутизм и интеллект (снижение интеллекта, если оно есть, здесь не является сопутствующим нарушением, а входит в саму структуру аутизма). Синдромы Аспергера и Каннера. Высокофункциональный и низкофункциональный аутизм – критерии оптимистического или пессимистического прогноза в развитии и обучении детей.

7. Ранний детский аутизм.

8. Аутизм и ранняя детская шизофрения.

9. Аутизм и сенсорная алалия (критерии водораздела).

10. Аутизм и ОНР.

 

Ранние проявления аутизма (до года).

1. Виды аутистического контакта ребенка с матерью.

2. Реакции на других людей.

3. Особенности речевого развития детей (лепет, гуление, вокализация и проч.).

4. Особенности первоначальной жестовой речи.

5. Грубые нарушения восприятия (иногда кажется, что у ребенка просто дефект того или иного анализатора).

6. Отставание или искажения в моторном развитии.

7. Взаимодействие с игрушками.

 

Как «увидеть» аутизм (пока преимущественно рассмотрим высокофункциональный) у подросшего ребенка.

1. Необходимые и достаточные (а также недостаточные) основания для заключения о диагнозе. Уровень общительности и интеллекта – две главные прямые на «линейке» аутизма (будьте осторожны с ними – их «кривизна» еще не весь и не всегда аутизм). Почему при обследовании не стоит проверять детей по общепринятым тестам?

2. Расстройства внимания (аутистическая концентрация и проч.).

3. Измененность любых видов восприятия, иногда вплоть до отсутствия реакций на те или иные стимулы (разбор с точки зрения нейропсихологического подхода).

3.1. Зрительное восприятие. «Аутистический взгляд».

3.2. Слуховое восприятие (аутисты могут вообще не слышать никаких звуков, кроме музыки!).

3.3. Ориентировка в пространстве.

3.4. Ориентировка во времени.

3.4. Кинестетическое восприятие (суставно-мышечное чувство). Нарушения схемы тела (аутист может не знать, где у него спина).

3.5. Аутизм и дисплазия.

3.6. Расстройства болевой чувствительности.

4. Расстройства сознания. Что такое аутистический транс. Феномены деперсонализации и дереализации.

5. Нарушения поведения (странности, вычурность, избегающее поведение, фобии, эхопраксии, автоматизированные формы поведения и проч.).

6. Расстройства деятельности (трудности формирования бытовых навыков, стереотипии, ригидность – плохая переключаемость, склонность к классифицированию объектов и проч.).

7. Работоспособность детей с аутизмом (как нормировать продолжительность занятий).

8. Аутистическая игра (типические «игры», предпочитаемые «игрушки», имитация игры и проч.).

8. Странности сферы интересов (предпочитаемые объекты, неоправданные акцентуации, абстрактные интересы и проч.).

8. Нарушение общительности (отказ от контактов, неоправданная и подчас очень странная избирательность, симбиотический контакт и проч.).

9. Интеллект: парадоксальный дисбаланс (и на самом деле это одно из роковых несчастий аутиста) – преимущественное развитие отвлеченного мышления в ущерб наглядно-действенному.

9.1. Как проверить уровень интеллекта? (тест на перенос).

9.2. Основные подходы к исследованию интеллекта (не проверяйте у детей знание цветов, форм, цифр, букв и т.д., их способность к классификации и прочие «абстрактности»; проверяйте их «житейский, бытовой» интеллект и помните, что аутист «не обязан» хорошо ориентироваться в действительности).

9.2. Неравномерное развитие интеллекта (при аутизме это не «ровное плато», а «горная страна» с пиками и низинами).

10. Агрессивные и самоповреждающие действия у аутистов (что за ними? на «всякий пожарный» заходите к ребенку «с тыла»).

11. Аутизм и астральный план (это отнюдь не мистика и не «мракобесие»). «Видения» при аутизме. Отличие их от галлюцинаций. Как предотвратить последние?

 

Низкофункциональный аутизм.

1. Основная проблема: низкофункциональный аутизм может быть не похож на аутизм.

2. Отграничение его от умственной отсталости (наличие «островков» нормальных способностей).

3. Отграничение его от синдрома дефицита внимания и двигательной гиперактивности.

4. Особенности контактности (а именно: может быть сверхконтактность).

5. Прогноз при низкофункциональном аутизме (отрицательный: его компенсация возможна в весьма ограниченных пределах).

6. Как не допустить роковую ошибку: а именно, не принять высокофункционалный аутизм за низкофункциональный?

7. Что делать с низкофункциональным аутистом? (можно делать все, чего категорически нельзя делать с высокофункциональным).

 

Речь при аутизме.

1. Возможные варианты речевого развития (в том числе утрата или обеднение речи).

2. Недостатки понимания речи (обратите внимание: у аутистов часто бывает полное отсутствие реакции на речь, что еще не говорит о ее непонимании – реагирование и понимание это разные вещи).

3. Избирательное реагирование на речь (иногда аутист «соглашается» слышать лишь шепот). «Табуирование» отдельных слов, их форм и целых типов высказываний.

4. Нарушение как понимания, так и использования невербальных средств коммуникации (жестикуляционных и мимических).

5. «Вычурные» формы речи. Стереотипная речь.

6. Сужение смысла слов.

7. «Угадывающие» высказывания (бывает, их принимают за сложные эхолалии).

8. Аутистическая «псевдоречь» (часто ее принимают за подлинную, просто со странностями, однако к полноценной речи она никакого отношения не имеет, ребенка с «псевдоречью» следует относить к неговорящим).

8.1. Эхолалии (один из диагностических признаков аутизма). Эхолалии простые и сложные (целыми фразами и текстами), мгновенные и отсроченные. Эхолалии подлинные и мнимые (как различить).

8.2. Реверсивные высказывания (в том числе реверсии местоимений «я» – «ты» и производных от них).

8.3. Речевые персеверации.

8.4. Говорение на «птичьем» языке. Неологизмы.

8.5. «Назывная» лексика (использование в речи лишь начальных форм слов и глагольных инфинитивов).

8.6. Нарушение в речи субъект-объектных отношений (их часто принимают за проявления ОНР).

9. Можно ли опереться в логопедической работе на «псевдоречь? (нет, потому что это не речь, а мы часто пытаемся это сделать).

10. Сочетание нормальной речи и «псевдоречи» у говорящих аутистов.

11. Как случайно не поставить неговорящему аутисту «псевдоречь» (есть такой немалый риск).

12. Типичные варианты поддержки «псевдоречи» со стороны родителей ребенка.

13. Оттормаживание «псевдоречи».

13.1. «Я тебя не слышу, потому что ты ничего не говоришь».

13.2. Использование непрямых высказываний.

13.3. Как задавать аутисту вопросы?

 

Коррекция (компенсация) аутистических нарушений.

1. Еще раз: никогда не начинайте с речи (это не значит, что ее нельзя ставить по ходу дела, если «сама пойдет»; это значит, что не надо работать именно над ней, специально, «логопедически»).

2. Как загубить высокофункционального аутиста: «глобальное» чтение, постановка речи по картинкам (ПЕКС), поведенческая (АБА) терапия, Томатис, гипноз, любая виртуальность, развитие абстрактного мышления, а не наглядно-предметного и т.д.

3. Сенсорная интеграция (правильный и неправильный подходы).

4. Выстраивание контакта (извлечение ребенка «из норы»).

4.1. Определение дистанции общения (дистанция для аутиста – фактор выживания).

4.2. Установление первоначального контакта (не пытайтесь работать с ребенком, сидящим на материнских коленях). С осторожностью смотрите ему в лицо.

4.3. Привлечение внимания (использование парадоксальных действий).

4.4. Нахождение нужного регистра речи (иногда аутисты предпочитают буквально «считывать с губ»).

4.5. Нестандартный холдинг (этюды для коррекционного специалиста).

4.6. Что делать, если контакт не удался?

5. Налаживание «общего дела» (совместной деятельности).

5.1. Начинайте работать на «территории» ребенка (идем вслед за ним).

5.2. Перевод стереотипных действий в продуктивные. Этюды.

5.3. Налаживание «предметного» взаимодействия (начальной осмысленной игры). Этюды.

6. Коррекция внимания (работа с аутистической гиперконцентрацией, расширение объема и проч.). Этюды.

7. Коррекция восприятия. Этюды.

7.1. Нормализация интенсивности восприятия (как преувеличенной, так и пониженной).

7.2. Коррекция зрительного восприятия (расширение объема, работа с чрезмерной избирательностью и проч.).

7.3. Слухового (вызывание реакции на звуки, определение направления – источника звука, поворота на звук и проч.).

7.4. Ориентирование в пространстве.

7.5. Формирование схемы тела.

7.6. Построение целенаправленных движений и действий.

7.7. Постановка направленного речевого движения.

8. Формирование понимания невербальных средств общения.

9. Формирование собственных жестов и иных способов невербального общения.

10. Уффф! А вот теперь, наконец, можно вплотную заняться речью! (не учите аутиста читать, пока он не заговорит).

Запись на эл. почту oliamusienko@yandex.ru или

по тел. 8904-763-04-14



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: