ПОЛНОМОЧИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ГИБДД ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ




ИВАНОВ ИВАН ИВАНОВИЧ

Слушатель 5 курса

Факультета заочного обучения

Орловского юридического института

МВД России имени В.В. Лукьянова

ПОЛНОМОЧИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ГИБДД ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

Ключевые слова:

Аннотация: в статье рассматривается механизм реализации полномочий по применению мер административного принуждения должностными лицами ГИБДД МВД России.

 

Конституция Российской Федерации в ст.2 провозглашает высшую ценность человека, а также его прав и свобод. В той норме говорится о том, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

В Российской Федерации значительную роль в охране прав и свобод граждан призваны соблюдать правоохранительные и иные органы, которые наделены соответствующими государственными полномочиями, оперативно и своевременно реагировать на происшествия и другие события, в силу которых они вынуждены в особых случаях применять различные меры принуждения в целях предотвращения и пресечения противоправных действий и недопущения наступления общественно опасных последствий[2].

Обеспечение безопасности дорожного движения это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также снижение тяжести их последствий[]. Выполнение этих задач возможно только при реализации Государственной инспекцией безопасности дорожного движения соответствующих государственно-властных полномочий, применения мер административного принуждения.

Административное принуждение как отраслевой вид государственного принуждения представляет собой метод государственного управления, состоящий в применении субъектами функциональной власти установленных нормами административного и административно-процессуального права принудительных мер воздействия, которые направлены на обеспечение неукоснительного выполнения юридических обязанностей лицами в связи с совершением ими противоправных действий или при возникновении обстоятельств, угрожающих безопасности личности, а также общественной безопасности [1].

Л.Б. Панфилова определяет меры административного принуждения как, конкретные мероприятия, которые применяются уполномоченными должностными лицами органов государства[].Однако в настоящее время вопрос относительно их единой классификации в юридической науке до сих пор остается открытым.

В свою очередь, соглашаясь с учеными-правоведами Н.Д.Эриашвили, и В.Я. Кикотем, мы считаем, наиболее правильным выделение четырех групп

мер административного принуждения. В которые входят: 1) административно-принудительные меры, 2) меры административного пресечения, 3) меры административной ответственности, также меры 4)административно-процессуального принуждения.

В данном случае, мы будем рассматривать меры административного принуждения исходя из специфики деятельности должностных лиц ГИБДД МВД России. В связи с этим, необходимо отметить следующие особенности вышеуказанных мер: в первую очередь в процессе правоприменительной деятельности используются все формы административного принуждения: предупреждение, пресечение, процессуальное обеспечение, административное наказание. Во вторых, они включают в себя применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Невозможно в контексте рассматриваемой нами темы обойти вниманием нормативно-правовую регламентацию деятельности должностных лиц ГИБДД.

Должностным лицам ГИБДД в целях предупреждения правонарушений предоставлено право применять такие административно- предупредительные меры, как остановка транспортного средства, технический осмотр, досмотр транспортных средств, грузов и багажа, личный досмотр водителей, пассажиров, иных участников дорожного движения, проверка документов водителей, предусмотренных правилами дорожного движения, использование транспорта и средств связи, принадлежащих физическим и юридическим лицам независимо от форм собственности, приглашение граждан для оказания содействия сотрудникам ГИБДД в составлении процессуальных документов, выяснение обстоятельств дорожно-транспортных происшествий и т.п., временный запрет или ограничение движения транспортных средств и пешеходов в случае аварии, происшествия, проведения массовых мероприятий, проведение реквизиции транспортных средств, т.е. временного их изъятия в силу государственной необходимости при наступлении стихийных бедствий, и т.п.

Некоторые авторы относят к мерам административного предупреждения и медицинское освидетельствование лиц, имеющих признаки опьянения, болезненного или утомленного состояния. Полагаем, что последнее больше относится к мерам административно- процессуального обеспечения, поскольку это положение закреплено в ст. 27.12 КоАП РФ как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Меры административного пресечения (административно-пресекательные меры). Как разновидность административного принуждения эти меры обладают всеми его признаками. Одна из основных целей пресечения — прекратить административно наказуемое деяние и не допустить новых. Вместе с тем меры административного пресечения могут быть применены уполномоченными на то должностными лицами для прекращения общественно опасных действий гражданами, не достигшими 16 лет, а также невменяемыми, неделиктоспособными.

Перечень мер административного пресечения, применяемого сотрудниками Госавтоинспекции, весьма широк и разнообразен: от требования прекратить правонарушение до применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Для пресечения противоправных действий водителей, пешеходов и других участников дорожного движения должностным лицам ГИБДД Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», Федеральный закон «О полиции», КоАП РФ, правила дорожного движения Российской Федерации, Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, иные нормативные правовые акты предоставляют право:

1. требовать прекращения противоправных действий граждан и должностных лиц (например, потребовать от пешехода перейти дорогу в установленном месте и т.д.);

2. запрещать при несоблюдении требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения производство ремонтно-строительных работ на улицах и автомобильных дорогах, перевозку крупногабаритных, тяжеловесных или опасных грузов, а также движение общественного транспорта по установленным маршрутам;

3. запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств, прицепов, тракторов и других самоходных машин при наличии неисправностей и условий, перечень которых утверждается Правительством России, а троллейбусов и трамваев — при наличии неисправностей, предусмотренных соответствующими правилами технической эксплуатации, а также эксплуатацию транспортных средств, не прошедших государственного технического осмотра, не имеющих укрепленных на установленных местах государственных регистрационных знаков, транспортных средств, в конструкцию которых внесены изменения без соответствующего разрешения, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения;

4. отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также лиц, которые не имеют документов на право управления или пользования транспортными средствами;

5. осуществлять в соответствии с законодательством России об административных правонарушениях задержание транспортных средств с помещением их в специально отведенные места до устранения причин задержания;

6. подвергать приводу граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

7. задерживать и доставлять правонарушителей в территориальные органы внутренних дел;

8. изымать у граждан, должностных лиц и организаций огнестрельное оружие, боеприпасы к нему, взрывчатые материалы и другие вещества при обнаружении нарушений правил их хранения и использования;

9. применять физическую силу, специальные средства, технические средства принудительной остановки транспортных средств, огнестрельное оружие.

Перечень средств и способов пресечения, содержащихся в нормативных правовых актах, не является исчерпывающим. В соответствии с Федеральным законом «О полиции» сотрудник Госавтоинспекции, находясь в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства.

 

 

3. Макарейко Н.В. Подзаконное регулирование мер государственного принуждения, применяемых полицией // Юридическая техника. 2012. № 6.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: