Краткая биография М.В Ломоносова.
Михаил Васильевич Ломоносов - первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, физик и химик. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение весьма близкое к современному и предначертал обширную программу физико-химических исследований. Его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи, многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики. Заложил основы науки о стекле. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера. Действительный член Академии наук и художеств (адъюнкт физического класса с 1742, профессор химии с 1745). (слайд 2)
Ломоносов родился в семье помора Василия Дорофеевича Ломоносова 8 ноября 1711 в деревне Мишанинской. Ломоносова неодолимо влекло к книгам, хотелось многое узнать, он мечтал учиться, открыть для себя новый мир значений, мечтал о великих свершениях. И вот, в начале декабря 1730 года, Ломоносов без разрешения отца ушёл из дома, с санным обозом отправился в дальнюю дорогу на Москву. Около полутора месяцев находился в пути. В 1731 году Ломоносов поступает в Славяно-греко-латинскую академию. В январе 1736 года он становится студентом Петербургского университета. Однако, спустя несколько месяца, он, в числе лучших студентов, отправляется в Германию изучать горное дело. В 1741 году Ломоносов возвращается в Россию сложившимся учёным с определёнными научными убеждениями и принципами. Его назначают адъюнктом физики Петербургской Академии. С этого времени и до конца своей жизни Ломоносов трудится над созданием условий, способствующих “процветанию наук” в России. (слайд 3, 4)
|
Характеристика времени.
Вся, разнообразная деятельность Ломоносова была порождена бурной эпохой преобразования нашей Родины, эпохой, связанной с деятельностью Петра I. Если в науке современной ему эпохи доминировали узкий эмпиризм, ограниченность и метафизичность теоретических концепций, то гении Ломоносова охватывал эти проблемы во всей их широте и поднимался до глубоких теоретических обобщений, идущих часто - против течения, но вскрывающих истину. Ломоносов, несомненно, олицетворяет собой наиболее
прогрессивный и боевой дух науки своего времени. Оценка его работ знаменитым Эйлером, полагавшим, что “эти работы могут служить украшением любой академии”, несомненно, оправдана. (слайд 5)
Ломоносов начинал свой научный путь в эпоху становления химии как науки, хотя с различными химическими превращениями человек имел дело ещё в древние времена. А химия XVIIв. ещё не освободилась от алхимических представлений. Алхимики преследовали мистические цели - искали средства превращения обычных веществ в благородные металлы, создания удивительного вещества - “философского камня”, но им принадлежат и практические цели: изготовление различных лекарств для лечения людей. Поэтому первоначальные сведения о химических явлениях и процессах накапливались в результате практической деятельности людей - в ходе выплавки металлов, изготовления стекла и керамики и т.д. (слайд 5)
|
Причина «посвятить жизнь науке».
Уже с детства Михаил Ломоносов начал тяжелую трудовую жизнь. Десятилетним мальчиком сопровождал он отца в его далеких и часто опасных путешествиях. На отцовском галиоте “Чайка” побывал маленький Ломоносов на Двине, в Белом море, в Северном Ледовитом океане. С большим интересом наблюдал он жизнь и природу родного края, обычаи и нравы его обитателей. Путешествуя с отцом, Михаил познакомился с различными производствами. Особенно большое впечатление произвели на него верфи Северной Двины, где строились военные и торговые корабли. С изумлением следил Ломоносов, как руками человека создается величественный корабль. На поморских солеварнях Белого моря он хорошо изучил производство соли. Интерес к промышленности сохранился у Ломоносова на всю жизнь.
Все виденное мальчиком вызывало необычную в ребенке его лет жажду знания.
Большое влияние оказало на него чтение “Арифметики” Магницкого. Эта книга не была похожа на современные нам учебники арифметики. В ней излагались не только правила простейших математических вычислений, но сообщались также простейшие сведения по физике, геометрии, навигации, астрономии и т. д. Эта книга являлась в некотором роде энциклопедией тех времен. (слайд 6)
В 1760 году опубликовал закон «всеобщий закон сохранения» в диссертации
«Рассуждение о твердости и жидкости тел». И рядом блестящих опытов Ломоносов, на конкретном примере применения всеобщего закона сохранения, доказал неизменность общей массы вещества при химических превращениях - поистине великого открытия, благодаря которому удалось сформулировать и основной закон химической науки - закон постоянства
массы. Так, Ломоносов в России, а позднее Лавуазье во Франции завершил процесс превращения химии в строгую количественную науку. Век алхимии кончился, начался путь к химическим производствам. В науке, по мнению Ломоносова, теория и практика неразрывно связаны.