Упражнение «воспитатель - клиент»




В парах один – клиент, второй – играет роль родителя (учителя, воспитателя) Задача первого этапа: Лаской, уговорами, поглаживаниями заставить другого человека принять максимально компактную позу, все спрятать, принять более зажатую позу.

После чего воспитатели меняются клиентами. Задача следующего «воспитателя» – как можно больше раскрыть, растопырить, клиента, чтобы он раскрыл ноги, руки, даже открыл рот, глаза, растопырил руки и вообще занял как можно больше места в пространстве. Обсудить переживания «воспитателей» и «клиентов» (Даниил Хломов)

«Исследование контакта» Выполняется в паре. Один человек садится на пол. Второй становится у него за спиной, и последовательно выполняет действия, соответствующие основным механизмам прерывания контакта. (А) «сливается с первым, синхронизируя дыхание, чувствуя как одно тело, (Б) принуждает первого принять некоторую заранее придуманную позу, возможно неудобную, (В) делает для первого то, что, как ему кажется, тот хочет получить, (Г) делает для перового то, что хотелось бы получить самому, (Д) и, наконец, делает первому то, чего никогда бы не подумал, что можно сделать! (по Владимиру Филипенко)

 

«Исследование взаимодействия ». Один человек - кукла, второй – экспериментатор. Задача экспериментатора – исследовать возможности оперирования, обращения с телом куклы. Насколько далеко руки разводятся, насколько голова поворачивается. Кукла имеет право сказать «стоп». Задача – добиться от куклы «стоп», определить границы. Обсуждение нацелено на то, насколько был осторожен экспериментатор, боялся причинить боль или перейти границу, насколько была тревожна «кукла», говоря «стоп» раньше времени.

 

(модификации) Один кукловод и две куклы. Он может распределить свое внимание, просто поиграть с двумя куклами, может сделать композицию из них двоих сразу. 10 мин Куклы молчат и все делают. В обсуждении обратить внимание на развитие социальных чувств (зависть, ревность, ответственность за другого). (Даниил Хломов)

 

(вариант) два человека садятся на пол, близко друг от друга. Рука одного из них – это игрушка для другого. Выполняется аналогично. После исследования одной руки экспериментатор играет с двумя руками. Обсудить выбор и конкуренцию между руками, было ли организовано взаимодействие и так далее.(Даниил Хломов)

 

(вариант) то же, но в группе три человека, и играющий пользуется руками сразу двух человек (Даниил Хломов)

 

Один человек – экспериментатор, второй – говорящая кукла. «Кукла» знает одну-единственную сказку (историю – готовую, которую хорошо знает, и задумывеет заранее). «Кукла» придумывает на своем теле «кнопку» – одну-единственную.. Терапевт должен где-то на теле, пробуя прикосновения, пробуя прикосновения, найти эту кнопку, «нажать» ее и услышать историю.(Даниил Хломов)

 

 

Один – музыкант, другой – музыкальный инструмент. Обращаясь разным способом с музыкальным инструментом,(то есть телом), терапевт извлекает из него звуки. Нацеленность упражнения - развитие навыков терапевта, в том числе более свободного общения с другим человеком, тренинг терапевтического контакта.

 

«Групповая проекция - 1». Группа вся целиком строит из себя групповую скульптуру: транспортное средство. Каждый человек, по-очереди, выходит на середину, называет, какая он «деталь автомобиля». Затем пристраивается к уже существующим деталям. Конечно, автомобиль может выйти без колес и с тремя рулями, это вполне возможно. Пусть получившаяся фигура (транспортное средство) попробует двигаться, существовать в пространстве. После завершения эксперимента обсудить, кто какую функцию взял на себя, какие функции остались «невостребованными». Как это проявляется в жизни группы.

(Вариант инструкции: вместо транспортного средства создается животное. При обсуждении можно обратить внимание, что умеет делать это животное, какие условия нужны для его существования, какие функции выполняют отдельные части и так далее. Направленность этого задания: осознавание социальных связей)

 

«Благодарность». Записать имена трех людей, которых вы точно любите и уважаете, которые для вас много сделали, которым вы что-то обязаны. В малой группе, по-очереди, встаньте и поклонитесь первому человеку, второму и третьему, представив их перед собой. После чего те, кто наблюдают поклоны, говорят о впечатление и разнице. В чей адрес более напряженное (исследование «нарциссической» составляющей, связанной с исследованием чувства). Признательность, признание ценности, благодарности другому человеку. Что является сложным для «нарциссической личности». (Даниил Хломов)

"позитивная часть себя". Исследование проекции позитивной части себя. Выберите человека, которого точно уважаете, который для вас важен. Напишите его наиболее важные характеристики. Зачеркните его имя, напишите свое. Осознайте, которые из этих характеристик действительно относятся к вам. (Даниил Хломов)

 

"Смена метафор". Выбрать метафору, которая символизирует состояние в данный момент. И метафору того, как хотелось бы, чтобы было. В паре с терапевтом, клиент работает с метафорой, изменяя ее маленькими «шагами», каждый из которых приближает к желаемому состоянию. После каждого шага, изменяющего метафору, клиент идентифицируется с получившимся предметом, и говорит о чувствах. Например, «камень в ущелье» может превратиться в «птицу в небесах».

 

Контроль-1». Описать те зоны, которые я контролирую - голос, позу, движение лица, выражение лица, что в этом я должен контролировать и от каких патологических проявлений. После этого подумать, что произойдет, если контроль отпустить. 2.Реально отпустить контроль, наблюдать, что произойдет. Описать словами, что происходит, если я отпускаю свой контроль.

 

«Контроль-2» Работа в тройках. Провести сессию, затем обсудить – что клиент чувствует по отношению к терапевту, как к контролирующей фигуре. (Контрольный вопрос - какие патологические проявления пытается контролировать в себе клиент, и как старается использовать терапевта для усиления контроля).

 

«Молчание в группе». Эксперимент для работы с молчанием. Инструкция: возьмите ручку и бумагу, записывайте все о чем молчите, все что придет в голову. В этой записи могут быть повторы, например. одно слово "трудно" или "зачем" Поработать в парах с полученным материалом в парах, отмечая свои чувства по поводу прочитанных слов,.фрагментов текста. Это могут быть стыд, страх, радость удовольствие презрение., отметить для себя, если эти чувства являются токсическими. Чувство - это признак формирующейся фигуры. "гештальта", а токсическое чувство - признак фрустрации, что означает нарушенную потребность или голодную потребность.(Даниил Хломов)

 

"Зоны осознавания". Мир опыта может быть разделен на три зоны. Мир внешний (материальных объектов). мир внутренний (тело, его ощущения) и мир "средний" (фантазии, мысли). В паре в течение 10 минут говорить партнеру об осознавании по трем зонам."Сейчас я осознаю" осознавание внешнего мира - начинать предложение словами "сейчас я осознаю и заканчивайте его сообщением о непосредственном осознании ощущений, которые возникают в результате воздействия предметов внешнего мира, например, косметика пахнет, звук вентилятора избегать интерпретации или оценки, затем переключитесь на партнера, слушайте его. Затем то же проделать с ощущениями своего тела, осознайте свою позу, боль..Затем - средняя зона, сообщение об переживании тревоги о событии, мыслей о доме и так далее.

После идентификации трех зон - наблюдайте. куда ведет вас внимание, не связанное заданием сконцентрироваться на конкретной зоне. Начинайте "Сейчас я осознаю" и заканчивайте любым сообщением, к какой бы зоне - внешней, внутренней или вредней- это ни относилось. Можно обнаружить связи между зонами. Например осознать, что есть шум, вспомнить о том как шумит холодильник, почувствовать во рту вкус пиши и голод в теле (внутренняя зона)

 

«Напишите 3 фразы», которые начинаются со слов «Я должен…» Замените их на фразы, которые начинаются со слов «Я могу…», с тем же продолжением. В паре произнесите «с чувством» эти новые фразы. Осознайте, какие действительные чувства и потребности стоят за этими словами

 

Напишите 7-10 фраз, в которых отражено то, что вы никогда не сможете. После этого работа в парах. После этого замените «я никогда не смогу» словами»Я очень хочу». Обсудите и подумайте – какое желание за этим стоит на самом деле. Например: «Я никогда не буду воровать» это значит что я задавливаю свою зависть к людям, не позволяю себе завидовать тем, ко что-то имеет. «Я никогда не смогу убить – я никогда не позволю себе злиться».(Даниил Хломов)

 

Напишите 3 раза фразы, которые начинаются со слов: «Я не должен …»

Замените в этих фразах начало на «Я могу…». Подумайте, какую награду, психологическую или материальную, вы получали в детстве и получаете сейчас благодаря соблюдению этих долженствований. Осознайте, какое «наказание» вы понесете за нарушение, или какую плату придется платить, чем вы рискуете, если нарушите запрет. Этот эксперимент нацелен на исследование интроектов. (Елена Петрова)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: