Можно ли считать, что в России в XVIII веке существовала национальная музыкальная школа?




Конспект урока по музыке 6 класс 03.02

Тема «Зарождение русской классической музыкальной школы.»

Зарождение русской классической музыкальной школы. М.И. Глинка.

Обращаясь к теме нашего урока, давайте вспомним, что обозначает понятие «классический»? Достаточно часто мы с ним сталкиваемся…начиная от классического стиля в одежде или говоря о таких масштабных явлениях, как эпоха классицизма. Классический, значит какой?

Слово «классический» пришло к нам из латинского языка. Оно имеет значение «совершенный, образцовый, первоклассный, эталонный». Мы с вами изучали эпоху классицизма. А почему ее так назвали?

Назвали её так не только благодаря удивительным произведениям искусства, появившимся в это время, но и вследствие стремления авторов (композиторов, художников, скульпторов, архитекторов, писателей и поэтов, драматургов) создавать новые творения, равняясь на лучшие образцы прошлого.

То есть это слово обозначает лучшее из всего, что создали люди. Классические произведения искусства – это те, на которые мы равняемся, слушая новую музыку или рассматривая новую картину. Классическая музыка, живопись, литература, архитектура остались с нами, сохранились, пережили века потому, что они являются шедеврами. Кроме того, классические произведения искусства не устаревают потому, что они рассказывают нам о самом важном в жизни людей, в какие бы времена они не жили.

Сегодня мы будем говорить о русской классической музыке. Значит эта музыка по своему определению какая? (совершенная, которая должна служить для нас образцом).

Скажите, пожалуйста, как складывалась судьба русской музыки XVIII в.?

Чтобы вам было легче ответить на этот вопрос, скажите, с чьим именем у вас ассоциируется данная эпоха? (Петра I).

Реформы Петра I способствовали развитию музыкального искусства по образцам Западной Европы. В России работали известные итальянские композиторы. Начали осваиваться жанры

оперы (что представляет из себя данный жанр?) - театральное представление, в к-ром действующие лица поют в сопровождении оркестра.

камерной музыки (что значит камерная музыка?) - музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов-инструменталистов и/или вокалистов. При исполнении камерного сочинения каждую партию исполняет, как правило, только один инструмент (голос), в отличие от оркестровой музыки, где существуют группы инструментов, играющих в унисон.

появляются крепостные оркестры.

В XVIII веке Дмитрий Степанович Бортнянский и Максим Созонтович Березовский создают уникальный жанр хорового концерта. Как вы представляете хоровой концерт?

Несмотря на такое «концертное» название, этот жанр не предназначался для концертного исполнения. Хоровые концерты звучали в православной церкви во время торжественной, праздничной службы. Это жанр русской православной духовной музыки. Впоследствии он становится светским.

Можно ли считать, что в России в XVIII веке существовала национальная музыкальная школа?

Нет. Все-таки для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы. В предшествующем столетии высокого уровня развития достигла только хоровая духовная музыка; традиции же оперной, камерно-вокальной и симфонической музыки сложились в новом веке. На этот процесс решающее влияние оказали, с одной стороны, западноевропейская культура (Русские композиторы начали выезжать за границу. Там они общались с видными мастерами музыкального искусства, а главное - получали европейское музыкальное образование. Россия вызвала в Европе ответный интерес, и на протяжении столетия немало выдающихся музыкантов гастролировали в Москве и Петербурге. Приобщение к европейской культуре не только повысило интеллектуальный и профессиональный уровень русских композиторов и исполнителей, но и помогло им глубже понять традиции национальной музыки, лучше узнать самих себя), а с другой - русский фольклор. Музыкальный фольклор явился основой всех национальных музыкальных школ: композиторы обрабатывали народные песни и отражали музыкальную культуру народа в своем творчестве, но в России самобытная национальная музыка еще не была обработана для исполнения симфоническим оркестром.

Принципиально новый этап развития русской музыки связан с творчеством М. И. Глинки – основоположника национальной музыкальной классики.

Сегодня в конце урока мы должны ответить на ключевой вопрос: Почему М. И. Глинку называют «отцом русской музыки»?

Не важно, в какое время живет человек, достаточно большое влияние на дальнейшую его судьбу оказывает среда, в которой он воспитывается и растет.

Запись в тетради



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: