Выпускная квалификационная работа
ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ:
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Работу выполнила:
студентка 153 группы
Марина Юрьевна Ситникова
Научный руководитель:
к. и. н., М.В. Тенсин
Заведующий кафедрой
Ижевск - 2007 г.
Оглавление
Введение
Глава I. Политический конфликт: некоторые вопросы теории
§ 1. Политический конфликт
§ 2. Этнополитический конфликт
Глава II. Этнополитические конфликты на постсоветском пространстве
Глава 3. Этнополитические конфликты в современной России
§ 1. Истоки этнополитической ситуации в России
§ 2. Специфика этнополитического устройства, конфликтогенные факторы и этнополитические конфликты в постсоветской России
Вместо заключения
Список источников и литературы
Введение
Социально-экономические и политические реформы в России, вызванные системным кризисом, потребовали коренного пересмотра приоритетов, определение новых парадигм общественного развития. Подобная "смена курса" всегда сопровождается экономическими, социальными, психологическими потрясениями для большей части населения страны, поскольку трансформируется политическая система, правовые институты, политическое и правовое сознание масс.
Современное российское общество продолжает идти по пути социально-экономических и политико-правовых реформ, осуществляя переход к рыночной экономике, к демократическим нормам и отношениям, что с неизбежностью углубляет процесс социальной дифференциации, усиливая общественные, национальные и другие противоречия.
Хорошо известно, что периоды социальной трансформации общества являются этапами обострения и расширения конфликтности. Распад одних общественно-политических институтов, создание новых, периоды временного сосуществования их взаимоисключающих форм не могут не сопровождаться возникновением конфликтных ситуаций. К тому же рыночная экономика предполагает существование многообразных структур, социальных и индивидуальных различий, которые требуют взаимного согласования и соотношения между собой.
|
Переход от закрытого общества к открытому сопровождается признанием неизбежности и естественности в нем конфликтов. Для открытого общества конфликт выступает своеобразной нормой социально-политических отношений и непременным атрибутом процесса развития и изменения политических институтов на общенациональном и региональном уровнях.
Устранить конфликт из общественной жизни невозможно, да и ненужно стремиться к этому. Конфликты вездесущи, универсальны и неизбежны. От конфликта можно "отгородиться", его можно на время подавить, но продуктивнее всего им управлять. Форма протекания социального противоборства во многом зависит от искусства управления им. Рациональное управление способно придать конфликту такие формы, направить его в такое русло, чтобы обеспечить минимизацию неизбежных социальных потерь или полностью устранить негативные последствия для интересов личности, общества и государства.
Так же в рамках данной дипломной работы необходимо изучить этнические аспекты политических конфликтов. С распадом СССР и образованием самостоятельных государств наблюдается возрастание научно-практического интереса к национальной политике. Это обусловлено появлением значительного числа межрегиональных, внутрирегиональных конфликтных ситуаций, в основе многих из них лежат этнические противоречия.
|
В России, как и в других постсоветских республиках, ухудшение социально-экономической, духовно-идеологической ситуации, разрушение многолетних и многообразных связей между народами способствовали обострению межнациональных отношений, приданию им в ряде случаев конфликтного характера, что обусловило появление так называемых "горячих точек", где межнациональные конфликты сопровождаются применением вооруженных сил. Современная наука в значительной мере оказалась неподготовленной к сложившийся ситуации. Это обнаружилось в недостаточном знании, прогнозировании, умении предотвращать межнациональные конфликтные ситуации. Практика показала, что вопросы выявления предпосылок столкновения между этнонациональными общностями, анализ причин и способов разрешения конфликтов требуют глубокого и системного исследования.
В современных исследованиях отмечено, что межнациональные конфликты - самая острая социально-политическая и социально-экономическая проблема стран ближнего и, в особенности, Северокавказского региона.
Этот многонациональный край в 1990-е гг. стал эпицентром межнациональной конфликтности в России. Реальность подтвердила теорию о латентном состоянии, которая отмечает, что "назревшие" конфликты перерастают в открытые, но при этом создаются новые ситуации для национальных латентных состояний. Так, например, попытки федеральных органов власти изменить ситуацию на Северном Кавказе в лучшую сторону посредством законодательных и нормативных актов не только не способствовали снижению конфликтной напряженности и предотвращению конфликтов, но зачастую имели обратный эффект. Одна из причин этого - низкая теоретическая разработанность самой проблемы, недостаток научных знаний у субъектов власти как о сфере национальных отношений, так и об этнической культуре и особенностях "национального характера".
|
Проблема этнополитических конфликтов усугубляется еще и тем, отечественная конфликтология этнополитических отношений в России очень молода. Возникновение этого научного течения - закономерный результат слома тоталитарного режима в России и начала демократических преобразований. Обслуживающая тоталитарный режим идеология с ее общей установкой на принципиальную бесконфликтность защищаемого и обосновываемого ею социалистического общественного строя и национальный вопрос, существенно важный для такого многонационального государства, каким был СССР, так же стремилась изобразить как бесконфликтный и решенный. Реализацию этого решения она представляла в виде появления новой исторической общности - советского народа, в которой уже произошло реальное сближение всех наций и народов на основе социалистического сознания. С этой точки зрения, разработка и углубление как фундаментальных, так и прикладных проблем национальных отношений представлялась не слишком важной.
этнополитический конфликт россия постсоветский
Ситуация резко изменилась с изменением государственного строя России. В новых условиях искры межэтнических напряжений и недовольств стремительно разгораются под действием политиков, управленцев, представителей местных элит, средств массовой информации. Они быстро перерастают в пламя острых межнациональных конфликтов, в ряде горячих точек, достигших крайней степени остроты, враждебности и переросших в затяжные вооруженные и кровавые конфронтации, чреватые катастрофой. Число таких конфронтаций на определенном этапе грозило парализовать жизнедеятельность всех основных частей и органов государства.
Кроме того, современная этнополитическая ситуация в России осложняется дестабилизацией этнополитических проблем и в сопредельных государствах. Этнические проблемы там носят очень ожесточенный характер. Эти проблемы так же прямо и косвенно оказывают негативное воздействие на внутренний климат и политические процессы, происходящие в России, угрожают ее целостности, политической и экономической стабильности.
Понимание причин конфликтов, их эволюции, поведения противоборствующих сторон облегчают возможности предупреждения и контролирования конфликтов. Знание о том, к каким последствиям может привести политическая игра на этнических противоречиях, или же игнорирование традиционных факторов, важно как в плане выработки конфликтной политики России, учитывающей многообразие мира "наций", так и для минимизации воздействия сепаратизма, религиозного экстремизма и порождаемых ими конфликтов на общественную ситуацию в мире. Упор на исследование этнополитической специфики конфликтных ситуаций позволяет выявить факторы, определяющие динамику развития полиэтничных государств, а изучение истоков, генезиса и динамики межрелигиозных и этнополитических конфликтов помогает отыскать оптимальные средства для их урегулирования и разрешения. В этой связи анализ конфликтных ситуаций в огромном регионе России с учетом степени и масштабов воздействия этнополитического фактора представляется важным и актуальным.
Степень разработанности проблемы. Изучение конфликта как важного социального феномена является одной из наиболее интенсивно развивающихся областей современного научного знания и практической деятельности, объединяющей интересы и усилия представителей различных научных дисциплин. Значительное место среди них занимают политическая социология и политология.
Отечественные исследователи справедливо называют пионерами мировой общественно-политической науки в области изучения политического конфликты выдающихся социологов Л. Козера, Р. Дарендорфа[1]. Именно их труды послужили тем интеллектуальным и идейным фоном, на котором происходит возникновение и становление новой, оригинальной отрасли научного знания о месте и роли конфликтов в политической сфере жизни общества, их природе и динамике, об управлении политическими конфликтами. Что касается нашей страны, то первые отечественные публикации общетеоретического характера, посвященные проблеме политического конфликта вообще, появились в начале 70-х гг. XX в.
В 1969г. в России была издана монография немецкого политолога Г. Вагенленера "Эскалация на Ближнем Востоке: политическая и психологическая проблематика одного конфликта"[2]. Вскоре тема конфликта стала разрабатываться представителями различных направлений отечественной политической науки: теории политики, политической истории, международных отношений и внешней политики государства.
А.В. Анцупов и А.Р. Шапилов попытались дать периодизацию динамики публикаций по проблеме конфликта в советской политической науке. Они предлагают выделить два основных этапа этого процесса:
1. 1969-1985 гг. Первый период характеризуется небольшим количеством публикаций, и в основном это работы, подготовленные представителями научного коммунизма и специалистами-международниками.
2. 1986 г. - по настоящее время. Бурный рост числа публикаций по различным направлениям. Это связано, прежде всего, с ростом конфликтности социума на постсоветском пространстве и высокодинамичным развитием политологии как науки в целом[3].
Большой вклад в разработку теоретико-методологических основ анализа политических конфликтов внесли такие известные отечественные исследователи как: А.Е. Дмитриев, Ю.Г. Запрудский, А.Г. Здравомыслов, Д.П. Зеркин, В.Н. Кудрявцев, Е.И. Степанов и др[4].
Одним из самых продуктивных направлений в изучении конфликтов стала этнополитическая конфликтология. Анализ научной литературы по проблеме исследования показывает, что теория этнополитических конфликтов наиболее интенсивно разрабатывалась в западной социологической и конфликтологической науке, в силу того, что в конце XX - начале XXI вв. в большинстве регионов мира сохраняются предпосылки и даже очаги межэтнических и межконфессиональных конфликтов, причем это характерно не только для развивающихся стан, но даже для Европы (Северная Ирландия, Испания, Балканский п-ов) и Северной Америки (Канада). Эти конфликты оказываю огромное влияние как на межгосударственные отношения, так и на внутреннюю политику государств в отношении этнических и расовых групп.
В течение многих десятилетий советского периода никаких серьезных изменений, касающихся этнической проблематики, не было. Несколько не особенно существенных добавок внес в теоретическую базу И.В. Сталин, но все они шли в русле концепции В.И. Ленина[5].
В последующее время советская партийная цензура допускала научные разработки только в этнографической области, но в этих условиях в 70-е гг. был предложен иной гонимый теоретический подход к анализу теории этноса, автором которого был историк и географ Л.Н. Гумилев. Основным критерием вычленения этноса, по его теории, выступает не язык, не государственность, не экономика, а естественно сформированный стереотип поведения[6].
Безусловно, в условиях резкого обострения межнациональных отношений в Советском Союзе во второй половине 80-х - начале 90-х гг. XX в., возникновения очагов локальных войн, распада единого многонационального советского государства, пристальное внимание ученых к проблемам возникновения, протекания, а также предотвращения и урегулирования этнических и этноконфессиональных конфликтов выглядит вполне оправданно.
Этнополитические конфликты в России и ее регионах рассматриваются в работах В.А. Тишкова, А.Г. Здравомыслова, А.Р. Аклаева, М.Н. Губогло, Л.М. Дробижевой, А.А. Попова, Г.У. Солдатовой[7]. Вместе с тем, отечественные разработки проблем политического конфликта, практически отсутствовавшие до конца 80-х гг., еще и сегодня далеки от завершения.
Источниковую базу дипломной работы составляют следующие материалы и документы:
1. Результаты социологического исследования, проведенного весной 1994 г. Центром политического мониторинга РНИС и НП.
2. Материалы центра стратегических разработок по перспективе национальной политики России до 2010 г.
3. Федеративный договор 1992 г.
4. Конституция РФ 1993 г.
Методологической основой дипломной работы стали основные теоретико-методологические разработки известных конфликтологов, таких как Л. Козер А.Г. Здравомыслов, Д.П. Зеркин, Ю.М. Бабосов[8]. В данных работах раскрывается понятие как конфликта в общем, так и политического конфликта в частности, рассматриваются функции конфликтов, типология, классификация. В части изучения этносоциальных аспектов политических конфликтов автор опирался на исследования А.Г. Здравомыслова, Р.Г. Абдулатипова и В.А. Тишкова[9].
Так как речь в данной дипломной работе идет о политических конфликтах на постсоветском пространстве, то хронологические рамки данного исследования устанавливаются со второй половины 1980-х гг. по настоящее время. Территориальные границы следует установить в пределах постсоветской России.
Основными методологическими предпосылками исследования является то, что конфликт по своей природе субъективен, ибо возникает в ходе осознания субъектом своих интересов и целей. Будучи осознанным конфликт может быть разрешен только сознательными, субъективными усилиями сторон. Природа конфликта предопределяет необходимость выявления и учета не только сущностных, уникальных характеристик субъектов, но и особенностей конкретной ситуации, в которой он протекает.
Объект исследования: политический конфликт.
Предмет исследования: этносоциальные аспекты политических конфликтов в постсоветской России.
Цель исследования состоит в выявлении этносоциальных аспектов политических конфликтов в постсоветской России.
Достижение этой цели предопределяет следующие исследовательские задачи:
1. Проанализировать категории "политический" и "этнический" конфликт.
2. Охарактеризовать межэтнические конфликты, возникшие на постсоветском пространстве.
3. Выявить конфликтогенные факторы и предпосылки формирования и развития межэтнических конфликтов в постсоветской России.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы. Во введении рассматривается актуальность исследования, обозначается объект, предмет, цель, задачи, так же определяется степень научной разработанности, устанавливается хронологические рамки и территориальные границы, описывается источники и методологическая база. В первой главе раскрывается понятие политического и этнополитического конфликтов. Во второй главе в общем рассматриваются этнополитические конфликты на постсоветском пространстве. В третьей главе освещается этнополитические конфликты в постсоветской России, выявляются конфликтогенные факторы предпосылки формирования этих конфликтов. В заключении подводятся основные итоги исследования. Завершает работу список источников и литературы.
Глава I. Политический конфликт: некоторые вопросы теории
Политический конфликт
Прежде, чем приступить к реализации поставленных задач исследования - анализу основных тенденций и особенностей развертывания, протекания и урегулирования политического конфликта в России, мы должны четко определить, что же такое конфликт, политический конфликт и этнополитический конфликт в современной России.
Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - способ взаимодействия людей, при котором преобладает тенденция противоборства, вражды, разрушения достигнутого единства, согласия и сотрудничества. В состоянии конфликта могут находиться отдельные люди, социальные общности и гражданские институты, культуры и цивилизации, исторические системы и тенденции общественного развития1.
Некоторые отечественные политологи отмечают, что мировая наука использует два основных концептуальных подхода к определения конфликта:
1. Поведенческий - рассматривает конфликт, как частный вид социального взаимодействия, обусловленный противоположностью преследуемых целей и ценностей;
2. Мотивационно-ориентированный - дает более широкое толкование конфликта, включая в него и противоречивое психологическое состояние, и различные формы открытых действий (столкновений).
В политической науке политический конфликт определяют как столкновение субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные, прежде всего, с достижением власти или ее перераспределением, а также с изменением их политического статуса в обществе2.
К этому определению близко по смыслу понятие политического конфликта, предложенное С.М. Емельяновым: политический конфликт - это противоборство субъектов социального взаимодействия государств, классов, политических партий и организаций, политической элиты и т.д. на основе противоположных политических интересов, ценностей, взглядов и целей, обусловленных положением и ролью в системе власти[10].
Политический конфликт можно рассматривать как столкновение противоположных общественных сил, обусловленное разнонаправленными политическими целями и интересами. Особенностью политического конфликта является борьба за политическое влияние в обществе или на международной арене. В свою очередь, особенностью внутриполитического конфликта является:
1. борьба того или иного слоя общества за политический интерес;
2. борьба за политическое господство, которая может приобретать разнообразные формы - от парламентской борьбы до гражданской войны.
Авторы фундаментального исследования "Конфликты в Современной России" заметили, что социальный конфликт представлен в научной литературе многообразием концепций и богат определениями. О политическом конфликте этого сказать нельзя. Определение политического конфликта характеризуется различной степенью разносторонних подходов[11].
Один из основателей современной отечественной конфликтологии профессор А.Г. Здравомыслов дал одно из самых простых и убедительных определений политического конфликта: "Политический конфликт - есть постоянно действующая форма борьбы за власть в данном конкретном обществе"[12]. Позднее, в последующих изданиях своей работы "Социология конфликта", А.Г. Здравомыслов попытался раскрыть сущность политического конфликта в современной России, которая, по его мнению, заключается в том, что конфликт этот связан с борьбой за власть, влияние, собственность, престиж и иные способы самоутверждения в политическом и социальном пространстве.
Политические конфликты имеют сейчас двойственный характер. С одной стороны, они представляют собой естественное следствие демократизации и выражаются в возникшем плюрализме политический позиций, становлении многопартийности, возникновении новых государственных политических институтов. С другой стороны, этот же процесс привел к подрыву ранее существовавшей властной структуры, законности и правопорядка, к неуправляемости процессами становления частнособственнических интересов.
Действительно, эта теоретическая посылка во многом может объяснить природу политических конфликтов, протекающих в российском обществе и государстве в целом, но, на мой взгляд, не совсем приемлема для анализа конфликтов в регионах страны, так как во многих субъекта государства политические конфликты и противостояния связаны не с демократизацией, становлением многопартийности и идеологического плюрализма, а, наоборот, с отсутствием этих явлений.
Другой исследователь проблем теории политического конфликта Д.М. Фельдман справедливо предложил рассматривать политический конфликт в двух измерениях:
1. в широком смысле - это любой конфликт, в котором затрагивается вопрос о политической власти;
2. в узком смысле - конфликт в системе политических отношений сущность которого - борьба за власть, ее сохранение[13].
Для того чтобы разнообразный по своему содержанию, формам развертывания борьбы, разрешения мир политических конфликтов предстал в более или менее упорядоченном виде, необходима его определенная типологизация, т.е. выделение основных типов политических конфликтов.
Решающую роль в обусловленности содержания, характера, видов и форм политических конфликтов играет вполне определенный структурный и социально-политический контекст общественной жизни, в которой они происходят, т.е. определенный тип общества. Существует несколько различных подходов к типологизации обществ и, соответственно, к типологизации происходящих в них политических конфликтов.
Наиболее конструктивным и продуктивным для понимания сущности и особенностей политических конфликтов представляется такой методологический подход, который подразделяет существующие разновидности обществ на два основных типа по критерию их социально-политической сущности: общества закрытого типа и общества открытого типа. Различие между ними автор данной концепции, известный английский социальный философ К. Поппер усматривал в том, что в закрытом обществе индивид полностью подчинен вознесенной над ним социальной - общностью, строго ограничен в своих действиях многочисленными табу, запретами. В обществах "открытого типа", где утверждаются демократия, плюрализм мнений, оценок и позиций, политические конфликты приобретают легитимный, институционализированный характер. Вследствие этого в такой системе реализуются возможности разрешения конфликтных ситуаций путем парламентской борьбы, смены правительства и т.п., не доводя их до стадии социального макроконфликта[14].
Период, прошедший после вступления постсоветских стран на путь перехода к демократическому "открытому обществу" побуждает сделать вывод о переходном состоянии общества как особом типе, обладающем собственной логикой исторического развития и набором определенных отличительных особенностей. В этом обществе доминируют черты своеобразной посттоталитарной конфликтности.
Общество переходного типа - это общество, для которого характерны нелинейные социально-политические процессы и неопределенность их возможных результатов. Поскольку в предшествующий, тоталитарный период в таком обществе отсутствовала реальная практика выявления и разрешения политических конфликтов, оно не обладает, еще не выработало навыков их предотвращения, регулирования с помощью определенных правил и процедур. В результате возникающие в нем конфликты нередко приобретают разрушительный характер. В переходном обществе резко расширяется зона политических конфликтов, а сами они часто приобретают нецивилизованный характер. Поэтому политические конфликты носят чаще разрушительный, а не конструктивный характер, приобретают не конструктивные, а деструктивные формы и функции.
Все это обусловливает необходимость выявления и интерпретации функций политических конфликтов.
Политический конфликт, как и любой другой тип конфликтных взаимодействий, может выполнять как негативные, так и позитивные, созидательные функции. Одна из негативных функций политического конфликта заключается в том, что он в процессе своего развертывания и обострения борьбы за власть способен резко ослабить политическую систему, в которой сталкиваются между собой конкурирующие политические силы.
Политический конфликт при неблагоприятных для политической системы внутренних и внешних условиях способен привести не только к ее ослаблению, но и к разрушению.
Третья негативная функция политического конфликта заключается в том, что при резком ослаблении институтов власти и углублении социально-экономического кризиса, усугубляемого противостоянием политических сил, к власти в данной политической системе может прорваться экстремистская группировка, способная своими активными действиями повернуть вспять цивилизационно-культурное развитие страны и ее народа[15].
Конфликт также деструктивен, если противоборствующие стороны стоят на взаимоисключающих позициях, не желают понять друг друга, не обременяют себя обстоятельствами и глубоким анализом ситуаций, содержания интересов и претензий друг к другу, готовы довести дело до насилия и даже до вооруженной борьбы. В пример можно привести, противоречивые интересы русских и латышей в Латвии сталкивающихся в течение всех лет существования советской Прибалтики, не приводя к крупномасштабным конфликтам. События 1991-1993 гг. не только усилили эти противоречия, переросшие в открытую вражду, но стимулировали теоретический анализ истоков, причин, содержания и перспектив противостояния этносов республики, анализ действительных и мнимых претензий и притязаний. Под влиянием России наметилась тенденция к поиску способов решения проблемы русскоязычного населения, устранения политики дискриминации по отношению к нему. Однако противоречия переросли во всеохватывающий конфликт, проявившийся во всех сферах межэтнического взаимодействия. Только это заставило всерьез обратиться к разрешению назревшего конфликта, но окончательно конфликт так и не разрешен[16].
Явно деструктивный характер преобладает и в конфликте Чеченской республики и в России. В советское время отношения между русскими и чеченцами не носили конфликтного характера, но в условиях смены общественного строя политиками был искусственно создан конфликт для достижения своих корыстных целей.
Часто случается так, что предъявляемые сторонами требования неадекватны. Именно это чревато применением силы, насилия, так как стороны игнорируют интересы друг друга. Каждая сторона имеет свое представление о правомерности и обоснованности интересов и предпринимаемых ими действий. Примерно такая схема прослеживается во взаимоотношениях между Россией и Латвией, Грузией и Абхазией, Арменией и Азербайджаном. В России серьезные конфликты проявили себя в Чечне, Ингушетии и Дагестане[17].
В современных конфликтологических теориях все более прочно утверждается точка зрения, согласно которой политические конфликты носят действительно разрушительный для общества характер, либо в узких областях, либо в особо неблагоприятных для его дальнейшего социально-экономического и культурного развития ситуациях. В основном же, прежде всего в странах, обладающих гибкой, развитой системой социально-политического представительства (правовое государство, эффективно действующий парламент, сформировавшееся гражданское общество), выявление, развитие и урегулирование конфликтов дает возможность обеспечивать стабильную устойчивость и динамическое развитие политической системы, ее гибкую адаптацию к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Поэтому в соотношении негативных и позитивных функций современного политического конфликта превалирующими становятся функции позитивные, конструктивные, созидательные.
Одна из таких функций проявляется в том, что созревший в недрах политической системы конфликт сигнализирует обществу, властным структурам о возникших противоречиях и конфликтном расхождении позиций определенных индивидов и их групп, стимулирует действия, способные преодолеть возникшие разногласия в политическом процессе и поставить тем самым сложившуюся ситуацию под контроль. В результате создаются предпосылки для управленческого регулирования возникающих в обществе политических конфликтов.
Наиболее важной конструктивной функцией политического конфликта является его способность стать катализатором назревших социально-политических изменений. Еще одна позитивная функция политического конфликта в том, что его развертывание позволяет более четко определить свои позиции конкурирующим политическим силам[18].
Что касается классификации политических конфликтов, то их можно классифицировать по нескольким основаниям:
1. По областям развертывания существующие в политическом социальном пространстве конфликты подразделяются на внутри - и внешнеполитические. Во внутриполитических конфликтах реализуются конкурентные взаимодействия в борьбе за сохранение, удержание, упрочнение или ниспровержение власти - борьба между правящей элитой и оппозицией, между политическими партиями, между законодательной и исполнительной, между центральной и между региональной властями.
2. По качественным характеристикам противостояний они разделяются на "конфликты с нулевой суммой" и "конфликты с ненулевой суммой". Те конфликты, в которых позиции враждующих сторон абсолютно противоположны и несовместимы, вследствие чего победа одной из них оборачивается поражением другой, могут характеризоваться в качестве "конфликтов с нулевой суммой". Примером здесь может служить победа одного из претендентов на президентских выборах, исключающая занятие президентской должности другим претендентом. Те же конфликты, в которых существует хотя бы один способ достижения взаимного согласия путем компромисса, характеризуются как конфликты "не с нулевой суммой".
3. По соответствии со структурой и организацией системы власти и ее реализации выделяются вертикальные и горизонтальные политические конфликты. К первому из этих классов относятся конфликты, возникающие между индивидами и группами, обладающими властью, политически господствующими, и индивидами и группами, лишенными доступа к власти, политически подчиненными первым, а также конфликты между центральными и местными властными структурами. К горизонтальным относятся конфликты, реализующие конкурентные взаимодействия между однопорядковыми субъектами и носителями властных полномочий: между законодательной и исполнительной структурами власти, между неправящими партиями и т.п.
4. По содержанию и характеру нормативной регуляции или ее отсутствию политические конфронтации подразделяются на институционализированные и неинституционализированные конфликты. Первые из них развертываются в рамках деятельности существующих в обществе социальных институтов - развитая демократия, правовое государство, гарантированная конституционными установлениями свобода собраний, митингов, уличных шествий, деятельность политических партий, ассоциаций, объединений и т.п. Такие конфликты воплощают в себе способность индивидов, социальных групп и слоев в своих политических притязаниях и взаимодействиях с другими подчиняться действующим в обществе правилам политической игры. В отличие от них неинституциональные политические конфликты не вписываются в рамки функционирующих в обществе социальных институтов, направлены на подрыв, ослабление или ниспровержение существующей в обществе политической системы, действующих в нем социальных институтов.
5. По степени открытости и публичности конфликтного взаимодействия конкурирующих сторон конфликты подразделяются на открытые и скрытые (латентные). Открытые политические конфликты воплощаются в явных, внешне фиксируемых формах политического действия - участие в выборах, политические забастовки и манифестации, акты политического протеста, объявление импичмента и т.п. В отличие от них латентные конфликты в сфере политики воплощаются в скрытых от широкой публики видов политической конфронтации, таких, в частности, как заговор, подкуп высших должностных лиц, фальсификация результатов выборов, политический шантаж и т.п.
6. По длительности (темпоральным характеристикам) политические конфликты подразделяются на кратковременные и долговременные. Примерами первых из них могут служить отставка правительства или отставка министра, вызванная протестами общественности в связи с его взяточничеством или другими неблаговидными поступками. Примером второго является длящийся несколько десятилетий, то обостряющийся, то затухающий военно-политический конфликт между Израилем и группой арабских стран.
7. По формам проявлений конфликтных политических противостояний они разделяются на а) политическое пикетирование правительственных зданий или посольств; б) политические митинги и манифестации; в) политические забастовки с требованиями отставки президента, правительства и т.п.; г) движение политического протеста; д) политическое неповиновение; е) политический путч; ж) политический переворот, завершившийся свержением существовавшей до этого власти; з) политическая революция - массовое политическое действие, приведшее к слому прежней государственной машины и коренной трансформации политической системы; и) политический шантаж, т.е. угроза разглашения компрометирующих сведений о политических деталях1.
Каждый из типов и видов конфликта, обладая определенными особенностями, способен сыграть определенную, конструктивную или деструктивную, разрушительную роль в развертывании политических процессов. Поэтому важно знать эти особенности, чтобы правильно ориентироваться в политической ситуации, как правило, весьма изменчивой, динамичной, и занимать продуманную политическую позицию.
Этнополитический конфликт
Феномен этноса является довольно сложным и многогранным явлением. Научное осмысление термина "этнос" как специального понятия для обозначения особой общности людей произошло по существу лишь в последние десятилетия. Но, несмотря на пристальное внимание ученых к проблеме этноса, как в отечественной, так и в мировой этнологии общепринятого определения сущности и строения этноса.
Весьма обстоятельное определение этноса дано в работах академика Ю.В. Бромлея. В его понимании "собственно этнос может быть определен как исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований - самосознанием, фиксированным в самоназвании - этнониме".1 Поэтому этнос представляет только та культурная общность людей, которая осознает себя как таковую, отличая себя от аналогичных общностей. Это осознание членами этноса своего группового единства принято именовать этническим самосознанием, внешним выражением которого является общее самосознание.