Сциентистское направление неомарксизма возникло в середине 1960-х годов под воздействием структурализма. Ключевой фигурой здесь стал Л. Альтюссер (см. Структуралистский марксизм). Подвергнув критике концепции Д. Лукача и Ж. П. Сартра, Альтюссер акцентировал эпистемологический разрыв зрелого Маркса с его антропологически ориентированными воззрениями до 1845 и трактовал марксизм как «теоретический антигуманизм»[1].
Сциентистское направление в Н. наметилось с сер. 1960-х гг. под воздействием структурализма. Ключевой фигурой здесь стал Л. Альтюссер, автор сб. статей «За Маркса» (1965) и опубликованного в том же году исследования «Читать "Капитал"» (совм. с учениками Э. Балибаром и Ж. Рансьером). Подвергнув критике концепции Д. Лукача и Ж. П. Сартра, Альтюссер акцентировал эпистемологич. разрыв зрелого К. Маркса с его антропологич. воззрениями до 1845 и трактовал марксизм как «теоретический антигуманизм»; к философии Б. Спинозы восходит его трактовка общества как безличной тотальности. Идеи Альтюссера в 1970-е гг. оказали влияние на брит. и амер. левых теоретиков (Б. Хиндесс, П. Херст и др.), его резко критиковал Э. П. Томпсон за разрыв с историзмом («Нищета теории», 1978). В противовес гуманистическому Н., часто истолковываемому в леволиберальном духе, сциентистский Н. 1970-х гг. стремился предложить целостную радикальную версию марксистской теории (характерна защита Альтюссером – в духе идей Мао Цзэдуна – тезиса о диктатуре пролетариата в программе Франц. КП или подчёркивание важности идеологич. борьбы в науке). Рассматривая роль государства как аппарата принуждения в руках правящего класса, франц. теоретик греч. происхождения Н. Пуланзас критиковал теорию власти М. Фуко, опираясь при этом на анализ социальной природы бонапартизма у Маркса и идеи А. Грамши. В Италии Г. Делла Вольпе («Критика современной идеологии», 1967) и его ученик Л. Коллетти («Марксизм и Гегель», 1969) настаивали на том, что теория Маркса представляет собой полный разрыв с философией Г. В. Ф. Гегеля.
Сциентистское направление в Н. наметилось с сер. 1960-х гг. под воздействием структурализма. Ключевой фигурой здесь стал Л. Альтюссер, автор сб. статей «За Маркса» (1965) и опубликованного в том же году исследования «Читать "Капитал"» (совм. с учениками Э. Балибаром и Ж. Рансьером). Подвергнув критике концепции Д. Лукача и Ж. П. Сартра, Альтюссер акцентировал эпистемологич. разрыв зрелого К. Маркса с его антропологич. воззрениями до 1845 и трактовал марксизм как «теоретический антигуманизм»; к философии Б. Спинозы восходит его трактовка общества как безличной тотальности. Идеи Альтюссера в 1970-е гг. оказали влияние на брит. и амер. левых теоретиков (Б. Хиндесс, П. Херст и др.), его резко критиковал Э. П. Томпсон за разрыв с историзмом («Нищета теории», 1978).
Целевой установкой Л. Альтюссера было «восстановление аутентичного марксизма» [12, с. 147]. Подлинный марксизм для французского философа – это исторический материализм, лишенный, как писал российский исследователь Н. В. Шихардин, «стремления быть привлекательным для коголибо» [13, с. 5]. Отправной точкой альтюссеровской критики неомарксистов-гуманистов был тезис, что деление творчества К. Маркса на ранний и поздний периоды отражает не многообразие марксизма, а эпистемологический и аксиологический разрыв в марксистской теории. Если для гуманистических неомарксистов идеализм раннего К. Маркса был источником интеллектуальных поисков, то для Л. Альтюссера он служил «основополагающим различением между идеологической “проблематикой”… и научной “проблематикой”» марксизма [14, с. 321, 358]. Для структурного (структуралистского) марксизма ранний марксизм есть продолжение немецкого идеализма (немецкой идеологии), с которым К. Маркс решительно покончил и который не может использоваться ни для внутренней, ни для внешней рецепции в марксизм.
Подход Л. Альтюссера определил академическую ветвь неомарксизма. Академический неомарксизм – это проект антиутопического неомарксизма, лишенного изначального предвзятого отношения к изучаемой действительности и каких-либо идеологических ожиданий в отношении ее будущего развития. Говоря аллегорически, философ воспринял неомарксистский изначальный посыл о марксизме как научном методе, но добавил, что это метод не познания человеком капитализма, а преодоления человеком капитализма. В то же время Л. Альтюссер не был скептиком в вопросе трансформации капиталистического порядка. Его скептицизм распространялся лишь на роль человека в этой трансформации. Л. Альтюссер придерживался материалистического понимания истории и хотел с помощью структурализма усилить доказуемость объективной трансформации капитализма по К. Марксу, которая не зависит и не может быть ускорена гуманистическим просвещением масс и активизацией их воли к культурной революции. Бессубъектные структуры в капиталистическом порядке (в первую очередь способ производства), а не человек при капитализме становятся предметом изысканий в рамках структурного марксизма. Продолжая аллегорию, скажем, что Л. Альтюссер приписывал марксистскому исследователю роль просвещенного наблюдателя объективной трансформации капитализма и тем самым – роль хранителя и транслятора марксистского оптимизма. Отличие в том, что для неомарксистов-гуманистов причиной оптимизма была вера во всепоглощающую силу критического сознания человека, а для Л. Альтюссера – законы истории.