Задержкой психического развития.




Педагогический колледж №16

Выпускная квалификационная работа

Театрализованная игра, как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР

 

 

Выполнил: Власов С.С.

Группа: СД-41

Специальность: 050710

«Специальное дошкольное

образование»

Руководитель: Бритикова

Т.Ю.

 

Москва 2015

Содержание

Основные положения …………………………………………………..…...

Теоретическое обоснование проблемы………………………………………

Целевая аудитория…………………………………………………………….

Описание проектируемого продукта…………………………………………

Материалы, необходимые для создания продукта

проектной деятельности………………………………………………………

Организационно-методическое обеспечение проекта……………………...

Реализация проекта…………………………………………………………….

Заключение …………………………………………………...………………..

Литература ……………………………………………………………………..

Приложение ……………………………………………………………………

 

Основные положения

Огромная роль в развитии и воспитании детей дошкольного возраста принадлежит игре - важнейшему виду деятельности.

Творческим играм детей с задержкой психического развития посвящены труды многих ученых, таких как: Артемова Л. В., Кузнецова Л. В., Леонтьев А. Н., Карпинская Н. С. и д.р.

В исследованной литературе театрально - игровая деятельность детей с проблемами освещена очень скупо.

Известны работы Н. Карпинской, Л. В. Артемовой, и других авторов, но они адресованы нормально развивающимся детям. В этих работах освещается взгляды авторов на значение театрализованной игры в воспитательном процессе, а так же даются рекомендации по её развитию.


 

Объект: Театрализованная деятельность, на развитие связной речи у дошкольников с ЗПР в рамках лексической темы.

Предмет: Театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста, с нарушением связной речи.

Цель: разработка и апробация на практике педагогического проекта, включающего комплекс мероприятий, направленных на развитие связной речи у детей дошкольного возраста с диагнозом ЗПР.

разработка и апробация на практике педагогического проекта, включающего комплекс мероприятий, необходимых для организации работы воспитателя в группе для детей с нарушением связной речи в рамках лексической темы.

Задачи

1. На основе анализа литературных источников дать психолого-педагогическую характеристику нарушения связной речи у дошкольников с ЗПР

2. Установить особенности организации коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с ЗПР.

 

Методы:

- изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

- наблюдение за работой специалистов и деятельностью детей

в дошкольном учреждении;

- анализ документации сурдопедагога;

- собственная практическая деятельность.

 

Теоретическое обоснование проблемы

 

Особенности связной речи детей с

задержкой психического развития.

Для ребенка с задержкой психического развития, получившего задание пересказать содержание текста, важным является - воспроизведение содержания текста наиболее подробно, с наибольшей точностью. Память ребенка с задержкой психического развития захватывает на непродолжительное время слова и выражения из текста, требуемые для пересказа. Однако, задержание памятью только для такой цели, они потом очень быстро „ выветриваются " так и не входя в активный запас ребенка.

Неполноценная игровая деятельность детей с задержкой психического развития тормозит развития новых форм речи. Дети данной категории не умеют самостоятельно пересказать прослушанный рассказ на заданную тему, составить рассказ по сюжетной картинке, описать предмет. Речевая деятельность детей с задержкой психического развития изучена недостаточно. В настоящее время мы располагаем данными о некоторых ее особенностях:

- излишняя вербализация, использование моторных слов без понимания и смысла,

неполноценность не только спонтанной речи, но и отраженной речевой активности,

- несформированность грамматического строя речи,

- недостаточность словообразовательных процессов.

Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития были выявлены Е. С. Слепович [35] при изучении словаря и грамматического строя речи.

По данным В. И. Насоновой [30] и Е. С. Слепович [35] высказывания детей с задержкой психического развития нецеленаправленны, обычно они используют примитивные грамматические конструкции, затрудняются связно выразить свою мысль. При составлении предложений по опорным словам у некоторых детей появляются недочеты в грамматическом оформлении речи.

Ф. А. Сохин [33] считает, что детям с задержкой в развитии доступна простота диалогической речи. При изложении своих мыслей дети допускают много ошибок в построении предложений, особенно сложных. Они легко соскальзывают с одной темы на другую, более знакомую. Рассказывая, дети часто повторяют одни и те же фразы, что указывает на нарушение динамики речевой деятельности, выступающей в несформированности внутреннего речевого программирования и грамматического структурирования, что в свою очередь указывает на задержку развития связной речи.

Часто речь детей с задержкой психического развития имеет склонность к сложным оборотам речи. Сложноподчиненные предложения, которые составляют некоторые дети с проблемами в развитии, очень пространны, иногда состоят из двадцати слов [35]. Создается впечатление, что ребенок, начав высказывание, не может его закончить.

Анализ текстов со стороны словоупотреблений показал, что для рассказов детей с задержкой психического развития характерно увеличение доли существительных, местоимений, наречий, служебных слов [35]. Необоснованно частое употребление существительных может быть вызвано трудностями в развертывании высказывания. Предложение не строится каждый раз заново, воспроизводится фразами или просто перечисляются субъекты и объекты действия. Частое использование местоимений и наречий с обобщенным недифференцированным значением объясняется ограниченным словарным запасом.

Неумеренное употребление служебных и вводных слов - результат неумения структурно оформить предложение. Их употребление не требует строить каждый раз новую программу высказываний, а идет по пути воспроизведения уже известной.

Изучение монологической речи детей с задержкой психического развития старшего дошкольного и младшего школьного возраста показывает, что речь их носит ситуативный характер, у этих ребят только начинается переход к контекстной речи. Переход от ситуативной речи к монологическому высказыванию означает не только новый этап в речевом развитии ребенка, но и достижение им определенного уровня познавательного процесс. По результатам Е. С. Слепович [35], Н. Ю. Боряковой [3] дети с задержкой психического развития страдают нарушениями грамматического строя и их наиболее характерными видами аграмматизмов в высказываниях являются:

- пропуски или избыточность членов предложения,

- ошибки в управлении и согласовании,

- ошибки в употреблении служебных слов,

- ошибки в определении времени глагола,

- структурная неоформленность высказывания.

Все перечисленные особенности монологической речи детей с задержкой психического развития позволяют говорить о динамических нарушениях речевой деятельности, которые выражаются, прежде всего, в несформированности внутреннего программирования и грамматического структурирования (оформления высказывания).

Вывод: Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период, в

развитие ребенка. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Игра требует от дошкольника действий во внутреннем, воображаемом плане, то есть видения предметов в соответствии с принятой ролью. В игре ребенка формируется социальная ориентация, требующая согласования своей точки зрения с точкой зрения других играющих. При недостаточной сформированности ведущей игровой деятельности нарушается становление ряда психических свойств и качеств ребенка, способствующих приобретению знаний, умения и навыков. Игра невозможна без речевого оформления. Для речи с задержкой психического развития характерны специфические особенности:

- позднее появление речи,

- нарушение ее произносительной стороны,

- бедность активного словаря,

- нарушение грамматического строя.

Все это вызывает трудности речевого общения при любом виде деятельности, затрудняет и игровой процесс и процесс обучения. При передаче произведения дети с задержкой психического развития часто не сохраняют основной сюжетной линии пересказа, соскальзывают на второстепенные детали. Страдает взаимосвязь отдельных частей.

 

Виды связной речи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: