Гражданские постройки Древнего Рима на примере одного из ансамблей (Колизей, Пантеон, базилики)




Гражданское строительство — строительная отрасль, занимающаяся возведением зданий и сооружений гражданского назначения. В древнем Риме архитектура была ведущим искусством. В отличие от Греции, где главным был храм, в римской архитектуре основное место занимали сооружения, воплощавшие идеи могущества римского государства, а впоследствии и императора: форумы, триумфальные арки, амфитеатры. Римский театр, в отличие от греческого, это отдельное здание, впервые в нем строится сцена. Одной из вершин римской архитектуры является амфитеатр Колизей, вмещавший 50000 зрителей, предназначался он для гладиаторских боев.

Колизей (Коллосей) (75—80 гг. н. э.) — крупнейший амфитеатр Рима, предназначавшийся для боев гладиаторов и других состязаний. Первоначально Колизей назывался Амфитеатром Флавиев, нынешнее название (Colosseum,Colosaeus,it.Coliseo) утвердилось за ним впоследствии, начиная сVIIIвека, и произошло либо от колоссальности его размера, либо от того, что поблизости от него стояла гигантская статуя, воздвигнутая Нероном в честь самого себя. При императоре Макрине он сильно пострадал от пожара, но был реставрирован по указу Александра Севера. В 248 году император Филипп ещё праздновал в нём с большими представлениями тысячелетие существования Рима. Гонорий в 405 году запретил гладиаторские битвы как несогласные с духом христианства, ставшего после Константина Великого господствующей религией римской империи; тем не менее, звериные травли продолжали происходить в Колизее до смерти Теодориха Великого.

Подобно другим римским амфитеатрам, он представляет в плане эллипс, середина которого занята ареной (также эллиптической формы) и окружающими её концентрическими кольцами мест для зрителей. От всех сооружений такого рода Колизей отличается своей величиной. Это самый грандиозный античный амфитеатр: длина его наружного эллипса равняется 524 м, большая ось — 187,77 м, малая ось — 155,64 м, длина арены — 85,75 м, её ширина 53,62 м; высота его стен — от 48 до 50 метров.

Он построен из крупных кусков травертинского камня, которые были соединены между собой железными связями; для внутренних частей использовали местный туф и кирпич. Дыры, видимые ныне в различных местах стен, суть гнезда упомянутых связей, исчезнувших в Средние века — эпоху, в которую железо очень ценилось и повсюду разыскивалось. С внешней стороны здание представляло три яруса арок. Между арками расположены полуколонны, в нижнем ярусе — тосканского, в среднем — ионического и в верхнем — коринфского ордера. Изображения Колизея на сохранившихся древних монетах свидетельствуют о том, что в пролетах арок среднего и верхнего ярусов стояло по статуе. Над верхним аркадным ярусом возвышается четвёртый более высокий этаж, представляющий сплошную стену, расчлененную коринфскими пилястрами на компартименты и имевшую по четырёхугольному окну в середине каждого компартимента. На оконечностях большой и малой осей эллипса находились четыре главных входа в виде трёхарочных ворот. Двое из этих ворот были назначены для императора.

Зрители входили в амфитеатр из-под арок нижнего этажа, помеченных цифрами от I до LXXVI, и поднимались к своим местам по лестницам, которых было также 76. Эти места были расположены вокруг всей арены в виде рядов каменных скамей, поднимающихся одна над другой (gradus). Нижний ряд, или подий (podium), был назначен исключительно для императора, его семейства, сенаторов и весталок, причём император имел особое, возвышенное седалище (pulvinar). Подий отделялся от арены парапетом, достаточно высоким для того, чтобы обезопасить зрителей от нападения животных. Далее следовали места для публики, образующие три яруса (maeniana), соответственно ярусам фасада здания. В первом ярусе, заключавшем в себе 20 рядов скамей сидели городские власти и лица, принадлежащие к сословию всадников; второй ярус, состоявший из 16 рядов скамей, предназначался для людей, имеющих права римского гражданства. Стена, отделявшая второй ярус от третьего, была довольно высокой, скамьи же третьего яруса были расположены на более крутой наклонной поверхности; это устройство имело целью дать посетителям третьего яруса возможность лучше видеть арену и все, что происходит на ней. Зрители третьего яруса принадлежали к низшим сословиям. Над этим ярусом находился портик, опоясывавший всю окружность здания и примыкавший одной своей стороной к его внешней стене. На его крыше, во время представлений, помещались матросы императорского флота, командированные для натягивания над амфитеатром огромного тента (velarium) для защиты зрителей от палящих лучей солнца или от непогоды. Тент этот прикреплялся с помощью канатов к мачтам, расставленным по верхнему краю стены. Во многих местах внешнего карниза ещё до сей поры видны отверстия, через которые проходили такие мачты, упиравшиеся своим нижним концом в выступающие из стены камни, как бы кронштейны. Места для зрителей подпирались снизу мощной сводчатой конструкцией, заключавшей в себе проходные коридоры (itinera), камеры различного назначения и лестницы, ведшие в верхние ярусы.

Под ареной, у фундамента внутренней стены, находились клетки для зверей, а ближе к середине арены обнаружено, как уже было сказано выше, множество стен, столбов и сводов, поддерживавших арену или служивших для мгновенного появления из-под неё людей, животных, машин и декораций.

Пантеон в Риме (около 125 г.) — наиболее совершенный образец грандиозного храма-ротонды, в которой диаметр купола достиг 43,2 м. В Пантеоне блестяще разрешены конструктивные и художественные задачи создания крупнейшего в Риме (непревзойденного до XX в.) большепролетного купольного пространства.
Сферический свод выполнен горизонтальными слоями бетона и рядами обожженного кирпича, представляя собой монолитную, лишенную каркаса массу. Для облегчения веса купол постепенно уменьшается по толщине к вершине, а в состав бетона вводится легкий заполнитель — пемзовый щебень. Купол опирается на стену толщиной 6 м. Фундамент — бетонный с заполнителем из травертина. По мере возвышения стены травертин сменяется более легким туфом, а в верхней части — кирпичным щебнем. Заполнителем нижней зоны купола также служит кирпичный щебень. Таким образом, в конструкции Пантеона последовательно проведена система облегчения веса заполнителя бетона.

По композиции и конструктивному решению Пантеон уникален в древнеримской архитектуре. Он отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Не исключено, что в строительстве храма участвовал Аполлодор Дамасский.

Кирпично-бетонная ротонда Пантеона перекрыта полусферическим куполом. Купол состоит из окружностей, которые легко прочитываются благодаря кессонированному потолку. Купол со стенами образует единую оболочку, содержащую внутри всё пространство, соответствующее внутреннему объёму цилиндра и половине сферы. Предполагают, что в древности поверхность купола украшали розетки или звезды, однако документальных подтверждений этому нет. К основному объёму храма примыкают ниши, отделенные от центрального зала коринфскими колоннами. Кольцевой аттик отделяет колоннаду от внутренней поверхности купола, на которой расположены пять рядов квадратных кессонов.

В центре купола находится круглое отверстие диаметром 9 метров — так называемый окулюс. Это единственное отверстие, через которое в храм проникает дневной свет. В полдень световой столб наиболее ярок (благодаря ориентации на юг) и «не растекается» по объёму храма. Когда идёт дождь, в окулюс попадает вода, поэтому в Пантеоне предусмотрена специальная дренажная система.

Изнутри Пантеон отделан охристо-коричневыми полихромными мраморами с редким введением белого мрамора. Внутренняя отделка Пантеона хорошо сохранилась — во многом благодаря тому, что на протяжении своего существования здание не закрывалось и продолжало выполнять функции храма

Система разгрузочных кирпичных арок в толще бетона равномерно распределяет усилия купола на устои и разгружает стену над нишами, уменьшая нагрузки на колонны. Многоярусная система арок с четко проведенной субординацией главных и второстепенных частей позволила рационально распределить усилия в конструкции, освободив ее от инертной массы. Она способствовала сохранению постройки несмотря на землетрясения.

Важное место в строительстве занимали крытые залы — базилики, служившие для различного рода собраний и заседаний трибунала. Римская базилика — основной тип в гражданской архитектуре Рима, оказавший огромное влияние на архи­тектуру последующих эпох. В базилике проходили судебные заседания, участ­ники которых собирались в централь­ном нефе (неф — вытянутое помеще­ние, часть интерьера, ограниченная с одной или обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, называется так из-за сходства с корпусом корабля); судья восседал на возвышении в апсиде в торце здания. Боковые нефы, отде­ленные аркадой, сообщались с цент­ральным нефом. Боковые нефы имели высоту меньшую, чем высота централь­ного нефа, что позволяло делать ог­ромные окна. Каменные стены базили­ки поддерживали деревянную крышу.(Базилика Максенция, Базилика Юлия)

Стиль Дюсерсо

Жак I Андруэ Дюсерсо (Jacques I Androuet du Cerceau, 1510–1584) – один из самых знаменитых французских архитекторов 16 столетия. Известен своими документально точными офортами и собраниями гравюр с изображениями памятников архитектуры, а также работами в области декоративно-прикладного искусства. Основоположник традиций эпохи Возрождения в национальной архитектуре (наряду с Пьером Леско, Филибером Делормом и Жаном Бюлланом). Основатель династии архитекторов Дюсерсо.

Несмотря на то, что по большей части Дюсерсо известен как автор серий офортов и гравюр, его архитектурное наследие включает в себя немало настоящих шедевров. В своих проектах Дюсерсо мастерски сочетал античные традиции с элементами ренессансной итальянской архитектуры. Великолепный замок Шарлеваль в Андели интересен, прежде всего, широким использованием «большого ордера» (в этом виде декорации колонны (или пилястры) поднимаются на 2 и более этажа, в противоположность «малому ордеру», где каждому этажу соответствует свой ряд колонн). Проект замка Вернёй на Уазе характеризуется свободным и гармоничным использованием античного языка форм, что нередко встречается и в других работах мастера. Строительством этого замка руководил Жан Бросс, зять Андруэ Дюсерсо.

Архитектурное наследие Андруэ Дюсерсо:

1.Замок Вернёй (Verneuil, Verneuil-en-Halatte)

2.Замок Шарлеваль (Charleval, Андели)

3.Замок Вилландри (1536, Château de Villandry, Луара)

4.Крыло моста через реку Шер (1580, замок Шенонсо)

По рисункам Дюсерсо изготавливалась мебель и предметы интерьера.

Дизайн подсвечника был создан французским художником Жаком Андруэ Дюсерсо. В своих работах он сочетает французские и итальянские элементы. В 1548-1549 годах он опубликовал серию подсвечников, три из которых известны сегодня. Этот дизайн содержит несколько классических элементов, которые, скорее всего, основаны непосредственно на итальянских примерах. Основа, например, вдохновлена рисунками Джулио Романо. Крученные орнаменты в слое над ножками с львиными мотивами, характерны для Франции и относятся к придворному стилю, распространенному в замке Фонтенбло начиная с конца 1530-х годов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: