Прогноз доходов и богатства россиян Минэкономразвития РФ




По мнению Росстата РФ, начиная с 2008 года, под влиянием демографического фактора, численность занятых в экономике начнет сокращаться - до 66,3 млн. человек к 2010 году[11].

Имеющиеся резервы повышения производительности труда в экономике за счет как инвестиций в основной капитал, так и осуществления организационных преобразований и улучшения корпоративного управления позволят отчасти компенсировать ожидаемое сокращение предложения рабочей силы на рынке труда.

Согласно прогнозу (второй вариант) динамика повышения производительности труда будет усиливаться, и её темп роста составит в 2008 году – 6,3%, в 2009 году – 6,4%, в 2010 году – 6,6% против 6,2% в 2006 году. Увеличение производительности труда позволит преодолеть ограничения предложения трудовых ресурсов и выйти на прогнозируемые темпы роста ВВП.

Рост потребности предприятий и организаций в рабочей силе приведет к снижению уровня безработицы. Общая численность безработных, рассчитанная по методологии Международной организации труда (МОТ), уменьшится по сравнению с 2006 годом с 5,3 млн. человек до 4,8 млн. человек в 2010 году. Уровень общей безработицы сократится до 6,8% экономически активного населения в 2010 году по сравнению с 7,3% в 2006 году. В возрастной структуре общей безработицы около 33% составляет молодежь в возрасте 20-29 лет, в структуре по уровню образования более 30% составляют лица, не имеющие профессионального образования.

Сокращение масштабов общей безработицы в перспективном периоде будет происходить на фоне некоторого роста в 2007-2008 годах регистрируемой безработицы, которая по нашим оценкам возрастет с 1,8 млн. человек в 2006 году до 1,9 млн. человек в 2009 году. Причинами такого тренда является ускорение структурных преобразований в экономике с учетом необходимости её диверсификации, а также повышение уровня застойной безработицы. Одновременно для получения различных видов социальных услуг и льгот незанятые граждане нуждаются в официальном подтверждении своего социального статуса.

Основные направления совершенствования государственной политики в сфере занятости населения и на рынке труда в условиях сокращения численности трудовых ресурсов предусматриваются в проекте Концепции действий на рынке труда Российской Федерации на 2007-2010 годы, одобренной Правительством Российской Федерации.

В 2007-2010 годах сохранятся высокие темпы роста денежных доходов населенияза счет всех составляющих: заработной платы, трансфертов и выплат социального характера, доходов от собственности, предпринимательской деятельности. Денежные доходы населения в 2010 году по отношению к 2006 году возрастут по второму варианту в номинальном выражении на 88% (в реальном выражении – на 39 процентов)[12].

В условиях существенного роста доходов населения будут происходить изменения в структуре доходов и расходовграждан.

В структуре доходов населения в прогнозном периоде несколько возрастет доля фонда заработной платы – с 36,8% в 2006 году до 37,1% в 2010 году. Также увеличится доля социальных трансфертов (соответственно с 13,9% до 14,5%), что связано с активной социальной политикой государства: поддержанием относительно высоких темпов роста трудовой пенсии, доведением размера социальной пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера, совершенствованием государственной социальной поддержки малообеспеченных категорий населения и граждан, имеющих детей.

Одновременно в структуре денежных доходов населения значительно сократится доля доходов от собственности и предпринимательской деятельности (с 49,3% в 2006 году до 48,4% в 2010 году).

В структуре расходов граждан несколько снизится доля расходов на покупку товаров с 54,5% в 2006 г. до 52,3% в 2010 году. Доля расходов на оплату услуг наоборот возрастет до 18,6% в 2010 году (16,9% в 2006 году), что обусловлено как смещением потребления в пользу услуг по мере роста доходов населения, так и опережающим ростом цен на услуги по сравнению с ростом потребительских цен в целом.

Вследствие значительного расширения потребительского кредитования возрастает доля обязательных платежей и взносов в структуре расходов населения – с 10,5% в 2006 до 12,9% в 2010 году.

При этом ускоренный рост обязательств граждан по выплате процентов по потребительским кредитам замедляет рост сбережений, доля которых к 2010 году снизится до 16,2% по сравнению с 18,1% в 2006 году.

Структура денежных расходов населения [13] %, к итогу

  оценка оценка Прогноз
     
Всего денежных расходов и сбережений          
Покупка товаров и оплата услуг 71,4 70,6 70,4 70,6 70,9
в том числе          
покупка товаров 54,5 53,6 52,9 52,6 52,3
оплата услуг 16,9 17,1 17,4 18,0 18,6
Обязательные платежи и добровольные взносы 10,5 11,8 12,6 12,9 12,9
Прирост вкладов в банках, приобретение недвижимости, облигаций государственных займов, других ценных бумаг, валюты и др. расходы 18,1 17,6 17,0 16,5 16,2
             

 

В среднесрочной перспективе продолжится тенденция опережения роста заработной платы по сравнению с ростом экономики в целом. За период 2007-2010 гг. фонд заработной платы по сравнению с 2006 годом возрастет в 1,9 раза, в то время как номинальный объем ВВП – в 1,7 раза. В результате заметно увеличится доля фонда заработной платы в ВВП (с 23,2% в 2006 году до 26,3% в 2010 году), что свидетельствует о повышении роли трудового фактора в формировании первичных доходов экономики.

Динамичный рост заработной платы в среднесрочном периоде будет обусловлен сохраняющимися высокими доходами в экспорто-ориентированных отраслях экономики, осуществлением мер по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы, а также мерами по стимулированию развития различных секторов экономики. Кроме того, увеличение заработной платы будет стимулироваться дефицитом высококвалифицированных специалистов, усиливаемым общим сокращением предложения трудовых ресурсов.

Размер среднемесячной заработной платы за 2007-2010 годы в номинальном выражении возрастет в 1,94 раза, с 10728 рублей в 2006 году до 20815 рублей в 2010 году, а в реальном выражении – соответственно в 1,47 раза.

Прогнозируется сближение опережающих темпов роста среднемесячной заработной платы и производительности труда (производство ВВП в расчете на одного занятого). Если в 2006 году отношение темпов роста заработной платы к темпам роста производительности труда составляло 1,069, то к 2010 году прогнозируется уменьшение данного показателя до 1,014.

В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию о бюджетной политике в 2008-2010 годах продолжается дальнейшее осуществление мер, направленных на поэтапное повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения. В проекте основных характеристик федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года предусмотрено к 2011 году довести МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения с учетом законодательного изменения структуры минимального размера оплаты труда. В связи с этим Государственной Думой Российской Федерации принят в третьем чтении проект федерального закона, предусматривающий увеличение минимального размера оплаты труда с 1 сентября 2007 года до 2300 руб. Повышение минимального размера оплаты труда позволит в полной мере обеспечить государственные гарантии в части размера оплаты труда, упорядочить ситуацию со стоимостью рабочей силы на рынке труда, получить дополнительное поступление подоходного налога, вывести из «тени» часть заработной платы, скрытую от налогообложения, несколько снизить масштабы бедности среди работающего населения как в бюджетной, так и во внебюджетной сфере. При этом размеры и сроки повышения минимального размера оплаты труда должны быть увязаны с возможностями федерального, региональных и местных бюджетов.

Политика в области заработной платы работников бюджетной сферы кроме установления ежегодных индексаций будет увязываться с реформированием бюджетных учреждений и их переводом на новые организационно-правовые формы. Кроме того, увеличению размеров оплаты труда будет способствовать переход на системы оплаты труда с учетом специфики видов экономической деятельности.

Размеры и условия оплаты труда работников бюджетных учреждений будут определяться в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами, органами местного самоуправления. В настоящее время на федеральном уровне устанавливаются размеры и условия оплаты труда только работников федеральных государственных учреждений. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников государственных учреждений. Это позволяет более гибко регулировать заработную плату, устанавливать ее на уровне, обеспеченном финансовыми ресурсами.

В 2007-2010 годах предусматриваются достаточно высокие темпы роста среднего размера трудовой пенсии, что обеспечит увеличение ее размера по отношению к прожиточному минимуму пенсионера. При этом размер социальной пенсии к концу 2009 года достигнет размера прожиточного минимума пенсионера и будет поддерживаться в последующие годы на указанном уровне. Средний размер социальной пенсии по отношению к прожиточному минимуму пенсионера составит в 2007 году – 79,6%, в 2008 году – 89,3%, в 2009 году – 103,5%, в 2010 году – 101,3 процента.

Для обеспечения устойчивых реальных темпов роста среднего размера трудовой пенсии в 2009 году предусмотрена индексация базовой части трудовой пенсии с 1 апреля на 6,8% и с 1 октября на 18,2%, в 2010 году - с 1 апреля на 6,5%. В результате средний размер трудовой пенсии (среднегодовой) к 2010 году по сравнению с 2006 годом возрастет в 1,84 раза. В реальном выражении рост трудовой пенсии за 2007-2010 годы составит 39,7%, однако сократить разрыв между средней заработной платой и трудовой пенсией не удастся.

Дальнейшему улучшению условий пенсионного обеспечения в среднесрочном периоде будет способствовать завершение формирования нормативной правовой базы обеспечения проведения пенсионной реформы. Будет совершенствоваться законодательство в части регулирования:

процесса создания, регистрации и функционирования профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации;

порядка финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии, в том числе из негосударственных пенсионных фондов;

прав застрахованных лиц на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Предусматривается разработка мер по развитию механизмов обязательного и добровольного пенсионного страхования, дополнительного пенсионного обеспечения и повышению эффективности инвестирования средств пенсионных накоплений.

Будет проводиться дальнейшая работа по реализации законодательства и осуществлению мер по обеспечению льготных категорий граждан социальными гарантиями. Увеличение размеров ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан будет осуществляться с учетом ежегодной индексации ее размера.

 

Прогнозные оценки среднемесячной заработной платы и среднего размера трудовой пенсии[14]

      Прогноз 2010 в % к 2006
отчет оценка      
Номинальная среднемесячная заработная плата, рублей            
в % к предыдущему году 125,4 121,8 119,2 116,2 115,0 194,0
             
Средний размер трудовой пенсии (среднегодовой), рублей            
в % к предыдущему году 115,7 113,1 120,4 116,6 116,1 184,3
Размер социальной пенсии на конец года, рублей           209,2
Прожиточный минимум пенсионера, руб.           141,5
Соотношение размера социальной пенсии и прожиточного минимума пенсионера, % 68,5 79,6 89,3 103,5 101,3  

В настоящее время в России границей бедности является уровень прожиточного минимума.

Расчет величины прожиточного минимума на 2008-2010 годы был произведен с учетом положений Федерального закона от 31 марта 2006 года № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» и на основе прогноза индексов потребительских цен в разрезе товарных групп (продовольственные, непродовольственные товары) и платных услуг населению, в том числе услуг жилищно-коммунального хозяйства, включенных в состав потребительской корзины.

В прогнозируемом периоде ожидается рост величины прожиточного минимума как в целом на душу населения, так и по каждой социально-демографической группе населения (трудоспособное население, пенсионеры и дети). По предварительным оценкам, величина прожиточного минимума возросла в 2006 году на 13,1%, в 2007 году ее рост может составить 9,4%, в 2008 году – 9,3%, в 2009 году – 8,7%, в 2010 году – 8,5 процента.

Опережающее инфляцию увеличение величины прожиточного минимума замедлит темпы сокращения численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. В то же время относительно высокие темпы роста денежных доходов граждан в перспективном периоде позволят сохранить динамику дальнейшего уменьшения численности и доли бедного населения. В 2010 году по второму варианту указанная численность составит 15,0 млн. человек или 10,7% от общей численности населения против 16% в 2006 году.

Определенные изменения произойдут в структуре населения с доходами ниже прожиточного минимума. Так, численность малообеспеченного сельского населения сократится с 8,3 млн. человек в 2006 году до 6,2 млн. человек в 2010 году или на 25,3 процента. Одновременно, с учетом реализации приоритетного национального проекта по поддержке материнства и детства, почти в два раза сократится уровень бедности в многодетных семьях.

Повышение минимального размера оплаты труда, пенсий и других социальных выплат позволит сократить число лиц, которым будет оказываться государственная социальная поддержка и сосредоточить внимание на помощи наиболее обездоленной части населения.

В 2007-2010 годы продолжится работа по разработке наиболее эффективных методов выявления нуждаемости и оказания адресной социальной помощи бедным семьям. Программы помощи бедным будут носить комплексный характер и предусматривать сочетание материальной помощи малообеспеченным категориям граждан с мерами по социальной интеграции и повышению их конкурентоспособности на рынке труда.

Меры по повышению уровня жизни, принятые на федеральном уровне, могут дополняться в субъектах Российской Федерации, которые имеют право увеличивать размеры социальных пособий нуждающимся гражданам, вводить собственные механизмы адресной социальной помощи за счет имеющихся у них финансовых ресурсов, предусматривать меры социальной поддержки граждан при оплате жилья и коммунальных услуг.

Наряду с бюджетными ресурсами будут задействованы и другие источники финансирования оказания помощи нуждающимся категориям населения. С этой целью предусматривается развитие механизмов государственно-частного партнерства, позволяющих объединять средства государства и частных благотворителей, а также привлекать негосударственные организаций для совместной разработки и реализации программ повышения благосостояния малообеспеченных категорий граждан на условиях государственного социального заказа, социальных грантов и в иных формах.

Кроме того, в среднесрочной перспективе предусматривается продолжить работу по дополнительному совершенствованию законодательства и реализации мер по переводу натуральных льгот в денежные выплаты. При этом увеличение размеров ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан будет осуществляться с учетом ежегодной индексации ее размера.


Заключение

Россия занимает 16-е место в мире по валовому национальному доходу, и лишь 97-е - по доходам на душу населения, сообщает ИТАР-ТАСС. По данным Всемирного банка средний годовой доход на человека в России всего лишь 2610 долларов. Средний показатель в мире составил 5510 долларов. Всемирный банк отнес Россию к нижней подгруппе стран с доходами «среднего уровня», в которую также попали почти все другие бывшие советские республики, ряд государств Восточной Европы и Китай.

Подводя итоги работы, приведем мнения различных экономистов по поводу доходов и богатства россиян[15].

Многие экономисты считают, что прекращение денежных доходов населения рано или поздно произойдет. Так, по мнению Юлии Цепляевой из ING Russia: «Россия переживает очередную стадию «голландской болезни»: промышленный рост, несмотря на рост инвестиций, притормозился, заметно растут только торговля и сектор услуг», и скоро вопрос конкурентоспособности, а, значит, и возможной остановки роста зарплат, выйдет по значимости на первое место. Так или иначе, неожиданное снижение доходов населения в июле свидетельствует: нефтяное изобилие и при высоких ценах на нефть не может быть вечным».

Алефтина Гулюгина из Всероссийского центра уровня жизни отмечает, что «несомненный рост доходов» на общем фоне «благополучия экономического роста» происходил в основном за счет роста зарплат и пенсий, а не доходов от бизнеса и имущества. Иными словами, государство и крупные работодатели играют все большую роль в благосостоянии населения. Наталья Шварева из Института комплексных и стратегических исследований напоминает, что доходы растут быстрее производительности труда, в результате «проедаются» ресурсы предприятий.

Существенный вклад в рост реальных зарплат и доходов внесло снижение инфляции. В первом квартале 2007 года она составила всего 3,4%, заметно ниже, чем 5% в январе–марте 2006 года. Госпожа Гулюгина считает, что в дальнейшем возможна некоторая корректировка, – замедление темпов роста реальных доходов при ускорении инфляции.

Антон Струченевский из «Тройки Диалог» считает, что к данным Ростата надо относиться осторожно. В частности, он связывает рост реальной зарплаты с выведением «серой» зарплаты из тени, но подчеркивает, что «данные о реальных располагаемых доходах вполне сопоставимы с ростом ритейла, который показывает устойчивые темпы роста».

Алефтина Гулюгина отмечает, что «с ростом доходов повышается экономический статус»: «Рост доходов приводит к повышению уровня жизни и стандартов текущего потребления». Представители малообеспеченных групп населения перетекают в более обеспеченные и начинают покупать более качественные и дорогие товары, доля расходов на продовольствие сокращается, и в результате растет непродовольственная розница.


Литература

1. Зюзяев А. Доходы россиян растут быстрее, чем производительность труда.// Комсомольская правда. 06.05.2007.

2. Зюзяев А. Разрыв в доходах россиян: сокращается, но медленно.// Комсомольская правда. 01.02.2007.

3. Петров В. Рост доходов россиян: выводы для малого бизнеса.// Экономика России. 2007. №5.

4. Шишкин М., Николаева Д. Маркетинговое исследование доходов россиян.// www.kommersant.ru

5. Щиборщ К.В. Анализ рынка сбыта при инвестиционном проектировании.// Маркетинг в России и за рубежом. 2002. №1.

6. www.economgov.ru


[1] www.economgov.ru

[2] Петров В. Рост доходов россиян: выводы для малого бизнеса.// Экономика России. 2007. №5.

[3] www.economgov.ru

[4] www.economgov.ru

[5] Зюзяев А. Разрыв в доходах россиян: сокращается, но медленно.// Комсомольская правда. 01.02.2007.

[6] www.economgov.ru

[7] www.economgov.ru

[8] Шишкин М., Николаева Д. Маркетинговое исследование доходов россиян.// www.kommersant.ru

[9] Зюзяев А. Разрыв в доходах россиян: сокращается, но медленно.// Комсомольская правда. 01.02.2007.

[10] Зюзяев А. Разрыв в доходах россиян: сокращается, но медленно.// Комсомольская правда. 01.02.2007.

[11] www.economgov.ru

[12] www.economgov.ru

[13] www.economgov.ru

[14] www.economgov.ru

[15] Шишкин М., Николаева Д. Маркетинговое исследование доходов россиян.// www.kommersant.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: