Все технологии интерактивного обучения делятся на неимитационные и имитационные.
Неимитационные технологии не предполагают построение моделей изучаемого явления и деятельности.
В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения процессов, происходящих в реальной системе.
Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:
· творческие задания;
· работа в малых группах;
· обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры);
· использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
· социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки);
· изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «обучающийся в роли преподавателя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, сократический диалог);
· тестирование;
· разминки;
· обратная связь;
· дистанционное обучение.
· обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию, шкала мнений, ПОПС-формула);
· разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «анализ казусов», «лестницы и змейки»);
· тренинги.
Основные правила организации интерактивного обучения.
Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.
Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.
|
Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников – до 25 человек.
Правило четвертое. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.
Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
Правило шестое. Отнеситесь с вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.
Обязательные условия организации интерактивного обучения:
· доверительные, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;
· демократический стиль;
· сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
· опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
· многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;
|
· включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.
Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. (Приложение 1).
При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.
|
Преподавателю кафедры необходимо глубоко вникнуть в данный вид обучения. Применение и подготовка студентов к той или иной интерактивной форме обучения для изучения конкретной дисциплины (темы занятия) должны быть отражены в рабочей программе дисциплины и в методических рекомендациях по подготовке к занятию в интерактивной (конкретной) форме.
Использование интерактивных форм и методов обучения в процессе обучения в ВУЗе позволят приобрести:
· конкретному обучающемуся:
- опыт активного освоения содержания будущей профессиональной деятельности во взаимосвязи с практикой;
- развитие личностной рефлексии как будущего профессионала в своей профессии;
- освоение нового опыта профессионального взаимодействия с практиками в этой области;
· учебной группе:
- развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;
- формирование ценностно-ориентационного единства группы;
- поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;
- принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;
- развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;
- развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам;
· системе преподаватель - группа
- нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
- формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и в профессиональных ситуациях.
Таким образом, интерактивные методы обучения имеют свои функции, цели и задачи, все они имеют свою конечную цель – дать обучающимся знания, помочь сформировать личность и способность ее к дальнейшему развитию.
РАЗДЕЛ 2. Эмпирические исследования дискуссии как метода интерактивного обучения
2.1. Понятие о дискуссии, ее виды
Возникновение устойчивого интереса к дискуссии относится к 30-м годам XX века и связано с работами крупнейшего швейцарского психолога Ж.Пиаже. Дискуссия – свободный обмен мнениями. В споре все равны. Каждый выступает и критикует любое положение, с которым он не согласен. Главное в дискуссии – факты, логика, умение доказывать. Эмоциональные проявления в качестве аргументов не признаются. От организатора дискуссии требуется создание атмосферы конструктивно-делового обсуждения. Конструктивность обсуждения задается правилами. Существует много вариантов правил. Правда, нередко они близки по выраженным в них требованиям. Организатор подбирает соответствующий вариант. Первый вариант (по Н.Д.Ярмухамедовой): говорить кратко и только по делу; в дискуссии принимают участие все, никто не отмалчивается; никому не отказывается в слове; нельзя повторять уже сказанное; в дискуссии царит атмосфера открытости; критика доброжелательна, запрещается агрессивность; идеи высказываются без оглядки на сложность их реализации. Второй вариант (по Л.Я.Вербу, В.Т.Лисовскому): прежде чем спорить, подумай, о чем будешь спорить; спорить честно и искренне; начиная спорить, ясно и определенно выскажи положения, которые будешь защищать; только точные факты могут быть использованы в качестве доказательств; опровергая, говори ясно, просто, отчетливо, точно; если доказали ошибочность твоего мнения, имей мужество признать правоту своего «противника»; заканчивая выступление, подведи итоги, сделай выводы. Третий вариант (по В.И.Косолапову): здесь нет наблюдающих. Каждый – активный участник разговора; шепот, неуместные шутки запрещаются; говори, что думаешь, думай, что говоришь; имей мужество выслушать правду не обижаясь; критику начинай с себя; говори от души, честно, прямо, открыто.
Традиционно дискуссия рассматривается как диалог, деловой спор, свободное обсуждение проблем. Назначение дискуссии заключается в поисках истины посредством сопоставления в столкновения разных точек зрения. Кроме этого, дискуссия является, мощным средством соединения теории с практикой, методом формирования интегральных знаний и развития навыков творческого мышления, инструментом отшлифовки идей и выработки убеждений. Тема дискуссии определяется ее целью, степенью подготовленности участников к обсуждению той или иной проблемы. Эта тема должна быть актуальной, затрагивающей насущные интересы се участников и содержащей полемический заряд. Для реализации цели дискуссии необходимо тему декомпозировать в виде конкретных вопросов, охватывающих в своей совокупности поставленную проблему. Вопросы концентрируют внимание участников дискуссии на приоритетных позициях, вызывают размышление и обмен мнениями.
Дискуссия понимается как обсуждение проблемы путем обращения обучающихся друг к другу, как процесс взаимного выслушивания мнений, суждений, идей при соблюдении определенных норм коммуникаций.
При подготовке дискуссии следует обеспечить организацию пространства (лицом к лицу) и определить регламент обсуждения.
При выборе темы следует учесть, что она должна быть посвящена спорным, допускающим различные позиции проблемам и может иметь различные практические решения.
Опыт проведения дискуссий выработал следующие правила групповой работы:
– каждый имеет право и возможность высказываться;
– высказывания следует аргументировать;
– каждое высказывание необходимо внимательно выслушивать и стараться понять;
– вводится запрет на монополию обсуждения;
– допускается критика идеи, а не личности;
– соблюдать культуру речи и корректность высказываний;
– обеспечивать порядок высказываний.
Проведение дискуссии предполагает следующую последовательность:
1) установочное сообщение, определение задач;
2) принятие правил дискуссионной работы;
3) деление на подгруппы и организация работы в подгруппах;
4) пленарное обсуждение: предъявление итогов групповой работы, вопросы на понимание, уточнение, развитие позиций;
5) подведение итогов (оценка образовательного эффекта, рефлексия и определение перспектив)
Если дискуссия идет по планируемому сценарию, то обычно она обеспечивает видение того, насколько хорошо группа понимает обсуждаемые вопросы; дает шанс участникам тренинга проверить свои убеждения и установки, испытывая их через публичное осмысление.
Но если тренер перестает контролировать ситуацию, то дискуссия может легко отклониться от заданной проблемы. Кроме того, слабая компетентность участников тоже влияет на качество обсуждаемой информации, минимизирует спектр мнений и убеждений.
Проблема выбора метода, при помощи которого будет осуществляться тренинг, – одна из основных, возникающих при его подготовке. Выбранный метод в значительной степени влияет на то, каким образом будут решаться условия программы и сколько времени результаты тренинга будут сохраняться после ее завершения.
Метод групповой дискуссии используется как интерактивный для обучения и стимулирования групповых процессов в естественных и в специально созданных группах и как способ организации совместной деятельности обучаемых с целью оперативного и эффективного решения стоящих перед ними задач.
Групповые и межгрупповые дискуссии, с одной стороны, являются непременным атрибутом любой описанной выше технологии, проводятся для обратной связи, с другой – имеют самостоятельный характер как технология принятия коллективного решения в ситуации полемического взаимодействия и наличия разных подходов, точек зрения, взглядов.
В ходе дискуссии можно апробировать кооперативные тактические приемы.
Тактика «Пробные шары» – предложения делаются в форме альтернатив. Отслеживается реакция партнеров на то или иное предложение («Что, если мы...»).
Тактика «Адвокат дьявола» – проверка предложений и соглашений на реалистичность и соответствие интересам всех участников дискуссии («Почему вы выдвигаете именно эти предложения?», «Возможно ли реализовать данный пункт предложения?»).
Тактика «Маленькие шажки» – партнеры рассматривают предложения по частям, детально обсуждая каждый фрагмент.
Групповая дискуссия в тренинге педагогического общения, как правило, проводится практически всегда после того, как группы или отдельные участники занятия приняли решение. Она несет смысловую нагрузку именно как метод интенсивного обучения и стимулирования групповых процессов, осуществления взаимовлияния, сплочения, побуждения членов группы к активности и самореализации. Групповая дискуссия бесспорно полезна для ее участников, поскольку группа располагает намного большим по сравнению с каждым отдельным обучаемым объемом и разнообразием информации.
Межгрупповая дискуссия, проводимая после группового взаимодействия, позволяет работать на основе принципа «здесь и сейчас» и естественным образом дополнить ролевое общение. В этом случае анализ текущей ситуации, разыгранной в виде инсценировки, дает возможность не только обсудить актуально возникающие проблемы, но и в определенной мере осуществить обратную связь. Такая дискуссия полезна для повышения общей социально-психологической компетентности.
Используется она и как самостоятельный метод, как эффективная форма организационного процесса по интеграции специалистов разного профиля для обсуждения той или иной методологической проблемы.
Широко применяя послеигровую дискуссию, тренер может добиться самых разнообразных эффектов, потому что она:
– дает возможно полное представление о проблеме (ситуационной задаче), рассматривая ее с разных сторон, поскольку позволяет высказать все многообразие мнений, в том числе противоположных;
– уточняет взаимные позиции участников тренинга, что, во-первых, уменьшает сопротивление восприятию и пониманию новой информации и, во-вторых, обеспечивает корректировку собственных позиций каждым участником;
– сглаживает и смягчает скрытые конфликты мнений, поскольку открытость высказываний создает предпосылки для снятия эмоциональной напряженности в оценке чужих позиций;
– придает коллективному решению статус групповой нормы. При согласии с решением большинства участников в группе происходит процесс нормализации, т.е. единения на основе общих норм и правил внутри группового поведения. При отсутствии совместной дискуссии или ее разрушительном характере возможен процесс поляризации группы, что чревато фракционностью и расколом;
– актуализирует механизмы коллективной и индивидуальной ответственности при совместном принятии решений, что прежде всего повышает сплоченность группы, а также является хорошей предпосылкой для активизации участников в последующей реализации принятых решений как своих собственных акций;
– участники дискуссии имеют возможность удовлетворять свои потребности в социальном признании и уважении через реализацию собственных волевых и интеллектуальных потенциальных возможностей, эрудицию и компетентность. А в конечном итоге появляются дополнительные возможности для подтверждения или даже повышения своего статуса;
– тренер может провести ретроспективный сравнительный разбор прошлых жизненных и игровых ситуаций и сравнить их с теми итогами, которых достигла обучающаяся группа сегодня.
В процессе анализа необходимо сосредоточиться на фактах и оперировать ими в описательной, а не в оценочной манере. Важно, чтобы все комментарии были позитивными. Акцент в обсуждении ситуационно-ролевой игры или тренинга целесообразно ставить не на том, что сделано, а на том, чего сделано не было. Именно такой стиль коммуникации будет способствовать развитию делового партнерства и эффективной коммуникации, поэтому нужно сопротивляться соблазну интерпретировать чужие реакции. Тренеру необходимо пресекать любую попытку «объяснения» такого поведения.
В обучении педагогическому общению весьма полезно высветить изменения в установках, которые произошли у обучаемых в игровом взаимодействии; выяснить, влияние чьих и каких аргументаций заставило участников тренинга отказаться от своих взглядов, точек зрения и предпочтений. Тренер должен подводить все итоги и резюмировать все высказывания.
Интенсивность дискуссии может быть как эмоциональная, рационально-интеллектуальная, так и организационно-деятельностная – все зависит от ее целей и задач, контингента участников, условий проведения и формы организации.
Можно апробировать на дискуссии защитные тактические приемы.
Тактика «Прогулка» – участники ее делают перерыв для снижения эмоционального напряжения, анализа, отдыха.
Тактика «Зов на помощь» – приглашение в качестве арбитра преподавателя или руководителя дискуссии.
Тактика «Отступление на заранее приготовленные позиции» – описание пограничных предложений или компромисс.
Для оптимизации управления групповым взаимодействием необходимо следить за работой группы. Предметом наблюдения тренера могут быть следующие параметры:
– мотивация к обучению инновационными технологиями;
– общая активность учебной группы;
– степень организованности и согласованности действий;
– интеллектуальная активность;
– эмоциональная напряженность;
– особенности групповой динамики (лидерство, принятие решения);
– степень инициативности и реальный вклад каждого обучаемого в процесс принятия решения.
Важным моментом дискуссии является также правильная организация ее пространственной среды. Тренеру целесообразно посадить всех полукругом, лицом к ведущему и основным выступающим, чтобы они хорошо видели и слышали, «считывали» не только вербальные, но и невербальные сигналы, свидетельствующие об экспрессивном состоянии говорящего участника дискуссии, об его отношении к проблеме.
Таким образом, межгрупповая дискуссия – это не только форма активной самостоятельной работы обучаемых, но и средство разрушения стереотипов, снятия и постановки проблемных вопросов, формирования продуктивной деятельности, обмен знаниями и личным опытом решения ситуативных проблем, мнениями и точками зрения. Кроме того, именно дискуссионная форма взаимодействия участников тренинга формирует их коммуникативную и интерактивную культуру, развивает навыки вербализации и умения слушать, учит вести свою линию целенаправленно, но корректно за счет веской аргументации и контраргументации, развивает навыки партнерских отношений.
Стадии проведения дискуссии. Существует несколько вариантов начала дискуссии. Приведем наиболее продуктивные из них: вступительное слово о важности и злободневности темы: предъявление интересных, неожиданных, парадоксальных фактов, живых и понятных примеров, способных всколыхнуть, заинтересовать аудиторию, вызвать спор; сообщение разных точек зрения, выявление «за» и «против», открытое приглашение к размышлению.
Кульминация. На этой стадии должно проявиться в полной мере мастерство ведущего дискуссию. Для того, чтобы развивать ее в рамках задуманного, вовлекать его участников в спор и не оставлять никого равнодушным, ведущий должен: сталкивать мнения, находить противоречия в высказываниях, следить, чтобы спорящие не отходили от выбранной темы. В результате этой работы происходит подготовка участников к сознательному выбору позиции, формированию личного убеждения.
Финал. В границах этой стадии желательно найти решение проблемы, остановиться на определенном выводе. Однако не редки случаи, когда словопрения прекращаются потому, что участники дискуссии устали говорить. В данной ситуации ведущий дискуссию должен подвергнуть анализу ложные высказывания, ответить на реплики, сформулировать вывод и подвести итог.
Эффективность использования учебной дискуссии как метода обучения определяется целым рядом факторов: актуальность выбранной проблемы; сопоставление различных позиций участников дискуссии; информированность, компетентность и научная корректность дискутантов; владение учителем методикой дискуссионной процедуры; соблюдение правил и регламента и др.
Каждая дискуссия обычно проходит три стадии: ориентация, оценка и консолидация. Последовательное рассмотрение каждой стадии позволило выделить следующие их особенности. Стадия ориентации предполагает адаптацию участников дискуссии к самой проблеме, друг другу, что позволяет сформулировать проблему, цели дискуссии; установить правила, регламент дискуссии. В стадию оценки происходит выступление участников дискуссии, их ответы на возникающие вопросы, сбор максимального объема идей, предложений, пресечение учителем личных амбиций отклонений от темы дискуссии. Стадия консолидации заключается в анализе результатов дискуссии, согласовании мнений и позиций, совместном формулировании решений и их принятии.
В зависимости от целей и задач урока возможно использовать следующие виды дискуссий: классические дебаты, экспресс-дискуссия, текстовая дискуссия, проблемная дискуссия, ролевая дискуссия, «Круглый стол».
В процессе дискуссии наиболее полно представлена возможность:
· моделировать реальные жизненные проблемы;
· вырабатывать у учащихся умение слушать и взаимодействовать с другими;
· продемонстрировать характерную для большинства проблем многозначность решений;
· обучить анализировать реальные ситуации, отделять главное от второстепенного.
Дискуссия является одним из основных методов интерактивного обучения не только потому, что позволяет максимально активизировать мыслительную деятельность студентов, но и по той причине, что она применима при любой форме занятий — на семинаре, практическом или лабораторном занятии. И даже на лекции, которой присуща форма монолога, возможно использование элементов дискуссии. Так, один вопрос, обращенный лектором к аудитории, вызывает общее раздумье и желание найти на него ответ. Один-два ответа, выслушанные лектором, позволят ему обсудить мнения студентов, а затем продолжить свое рассуждение, тем самым еще более обострив интерес слушателей и мобилизовав их внимание.
Если для лектора это не более чем риторический прием, используемый изредка в целях активизации внимания своих слушателей, то для групповых занятий вопрос преподавателя, вызывающий раздумья, неоднозначные суждения, разные варианты ответов, ведет к заинтересованному диалогу, а часто к дискуссии. Поэтому в отличие от лекционного монолога групповым занятиям удается наилучшим образом достичь цели именно благодаря дискуссии, так как она активизирует мышление студентов, направляемое преподавателем в русло обсуждения теоретических проблем для получения в коллективном размышлении теоретических выводов, усвоение которых и составляет цель занятия.
Таким образом, дискуссия выявляет многообразие существующих точек зрения на какую-либо проблему, инициирует всесторонний анализ каждой из них, формирует собственный взгляд каждого участника дискуссии на ту или иную проблему.
2.2. Применение дискуссии на практических занятиях студентов специальности «Профессиональное образование (Дизайн)»
Практические занятия как форма обучения имеет давнюю историю, восходящую к античности. На практическом занятии основную роль играет функция обобщения и систематизации знаний. Главное в таком занятии не столько передача новой информации, сколько расширение, закрепление и углубление знаний, умений, навыков, способов их получения и применения.
Эффективным методом самостоятельной работы студентов является практическое занятие в виде развернутой беседы по плану, заранее им известному, а также небольшого сообщения или доклада с последующим их обсуждением.
Заслушивание и обсуждение докладов студентов является довольно распространенной формой. Подготовка доклада включает несколько этапов и предусматривает длительную, систематическую работу студентов и помощь педагогов по мере необходимости.
При проведении практических занятий методом развернутой беседы по отдельным вопросам может выступить заранее подготовленное сообщение. Сообщения отличаются от докладов тем, что дополняют вопрос фактическим или статистическим материалом. Очередной выступающий должен выражать свое мнение по поводу поставленных вопросов и строить свой ответ в логической взаимосвязи с уже высказанными суждениями, ставить задачу своего выступления, т.е. указывать, какой аспект проблемы собирается изложить, аргументировать свое мнение и подводить итоги свои рассуждения.
Важным элементом практического занятия выступает дискуссия.
Дискуссия – публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Следует помнить, что добровольность выступлений – это еще не дискуссия, хотя и свидетельство активности студентов. Дискуссия оправдывает свое название в том случае, если обсуждаемый вопрос сложен, важен и неоднозначен по подходу и толкованию, т.е. предполагает альтернативные ответы.
Участие в дискуссии формирует у партнеров (студентов и преподавателей) коммуникативные навыки, культуру общения, в том числе умение терпимо относиться к мнению собеседника, вести дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения, умение слушать и уважать мнение оппонента.
Близка к дискуссии другая форма публичного обсуждения проблем – диспут (от лат. disputare – рассуждать, спорить) – специально подготовленный и организованный публичный спор на научную или общественно важную тему, в котором участвуют две и более стороны, отстаивающие свои позиции.
Некоторые практические занятия могут проводиться методом «мозгового штурма», цель которого заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении студентов от инерции мышления, в активизации творческого мышления, преодолении привычного хода мысли при решении поставленной задачи; он позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в большой аудитории.
Основные принципы и правила этого метода – абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных предложений, даже самых невероятных. Практические занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера. Эксперимент в его современной форме играет все большую роль в подготовке будущих специалистов, которые должны иметь навыки исследовательской работы с первых шагов своей профессиональной деятельности.
Практические занятия имеют ярко выраженную специфику в зависимости от учебной дисциплины. Важней их стороной являются упражнения. Как правило, на практических занятиях основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что и определяет содержание деятельности студентов – решение задач, графические работы, уточнение категорий и понятий науки, являющихся предпосылкой правильного мышления и речи.
Метод дискуссии используется в групповых формах занятий: на семинарах-дискуссиях, собеседованиях по обсуждению итогов выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях, когда студентам нужно высказываться. На лекции дискуссия в полном смысле развернуться не может, но дискуссионный вопрос, вызвавший сразу несколько разных ответов из аудитории, не приведя к выбору окончательного, наиболее правильного из них, создает атмосферу коллективного размышления и готовности слушать преподавателя, отвечающего на этот дискуссионный вопрос.
Дискуссия на практическом занятии требует продуманности и основательной предварительной подготовки обучаемых. Нужны не только хорошие знания (без них дискуссия беспредметна), но также наличие у студентов умения выражать свои мысли, четко формулировать вопросы, приводить аргументы и т. д. Учебные дискуссии обогащают представления учащихся по теме, упорядочивают и закрепляют знания.
Широкое внедрение групповой дискуссии в учебный процесс дает новый импульс проблемному обучению, которое базируется на том, что усвоение программного материала будет эффективнее, если студенты будут не только получать готовые знания от преподавателя, из учебников, но «добывать» их, решая познавательные задачи.
В процессе дискуссии на практическом занятии у студентов формируются специфические умения и навыки. Ситуация полемики вынуждает их как можно точнее формулировать свои мысли, правильно используя для этого понятия и термины. Студенты овладевают приемами доказательной полемики, заботятся об обоснованности своих предложений, подходов к решению.
Дискуссия позволяет актуализировать нравственные проблемы, лежащие в основе научных знаний, показать их важность для современности. Она дает студентам возможность почувствовать те вопросы, разрешением которых были заняты в разные исторические эпохи лучшие умы человечества. Применение такой формы организации учебной деятельности, как дискуссия, позволяет разнообразить практическое занятие, сделать его более интересным и запоминающимся.
В том случае, когда необходимо решить большую и неоднозначную научную проблему или вынести обоснованное суждение по нравственной проблеме, возникающей в связи с содержанием изучаемой дисциплины, целесообразно проведение специального урока-дискуссии или урока-диспута. Специальные уроки-дискуссии должны быть ориентированы на решение реальных (или исторических) научных и социальных проблем с тем, чтобы студенты могли «проиграть» ситуацию, которая существует (или существовала) в обществе.
В связи со всем, сказанным выше, особенно важной становится проблема выбора тем для уроков-дискуссий и диспутов, а также решение вопроса о количестве подобных уроков в курсе. Здесь, безусловно, важно чувство меры. Опыт работы преподавателей ВУЗа свидетельствует, что таких уроков не должно быть слишком много, тем более ни один курс нельзя сделать полностью дискуссионным. В каждой дисциплине есть темы, дискутирование которых не будет продуктивным. Эта форма организации учебной деятельности должна применяться на тех практических занятиях, где есть, во-первых, необходимость в групповом обсуждении различных путей решения серьезной познавательной задачи и, во-вторых, где сам материал открывает возможности для организации эффективной групповой работы на уроке.
Дискуссия должна занять существенное место в процессе обучения по тем дисциплинам, где есть неоднозначность в объяснении явлений.
Существуют разные формы организации дискуссии. Например, фронтальная форма, когда познавательная задача дается сразу всем студентам. Возможно проведение дискуссий в группах. Можно сформировать группы с тем, чтобы провести дискуссию сначала в них, а когда они придут к определенному решению – между группами. Надо помнить о мнении психологов, что оптимальный состав группы для принятия решений – 4-6 человек. В группе из двух-трех человек не будет достаточного разнообразия мнений, а если участников больше 6, то не все участники дискуссии успеют высказать свою точку зрения.
Ситуация спора, дискуссии на практических занятиях может возникнуть на различных их этапах. Для этого, например, специально предлагается студентам высказать свои мнения о причинах того или иного явления, обосновать ту или иную точку зрения.
Дискуссия может быть проведена в самом начале урока для активизации познавательной деятельности студентов как вариант проблемного задания.
Дискуссия возможна и при подведении итогов проблемного изложения для закрепления знаний. Если в ходе проблемного изложения учитель представил две или более точки зрения на проблему, начальным вопросом для дискуссии будет: «Чья точка зрения показалась вам более обоснованной?» Критерий эффективности дискуссии – в актуализации основных аргументов, изложенных преподавателем. Если излагалась одна версия - возможен вопрос: «Согласны ли вы с данным мнением?»
Очень важно после изучения темы организовать обсуждение ее места во всей системе знаний человека, ее связи с иными проблемами курса, с жизнью. Если такое обсуждение отсутствует, эффективность урока, по данным психологов, может существенно снизиться. Обычно такое обсуждение проходит в форме беседы, но возможна и свободная (не направляемая преподавателем) дискуссия.
Помимо специально организованной преподавателем дискуссии на практическом занятии возможна и спонтанная, не запланированная дискуссия по заинтересовавшему студентов вопросу. В этом случае педагог должен постараться вести ее так, чтобы она не превратилась в пустой и бесплодный спор.
Конкретные формы организации начала дискуссии определяется критериями педагогической эффективности. Самое важное – чтобы все участники точно знали, о чем будет дискуссия, какие вопросы вынесены на обсуждение, каковы возможные подходы к решению этих вопросов.
Успех дискуссии определяется выполнением следующих требований:
· вопросы дискуссии должны быть сформулированы интересно, быть актуальными; преподаватель должен обладать широкой общественной и научно- технической эрудицией, способностью длительное время находиться в большом умственном напряжении;
· руководитель дискуссии должен отлично знать не только свой предмет, но и смежные предметы, изучаемые студентами, увязывать содержание курса с актуальными вопросами современной жизни, с новейшими открытиями в науке и технике, в целом хорошо представлять себе содержание приобретаемой студентами специальности;
· обязательным условием успешного проведения дискуссии являются особенности речи преподавателя: она должна быть художественной, яркой, эмоциональной, способствовать созданию эмоционально-нравственной ситуации. Без этого условия речь преподавателя остается информационно полезной, но не способствует в должной мере реализации функции стимулирования учебно-познавательной деятельности.
В процессе дискуссии много времени будет занимать контроль за правильностью взаимоотношений студентов, за корректностью формулировок. При высказывании собственных мнений отдельные партнеры могут замкнуться на них и не видеть преимуществ других суждений. Между тем диалог идет успешно лишь тогда, когда его участники умеют встать выше собственного мнения, способны посмотреть на него со стороны. Чем более партнеры способны отказаться от своей предубежденности, личных склонностей, чем более они объективны, тем успешнее и результативнее диалог.
В некоторой степени помочь в этом смысле может памятка участнику диспута (дискуссии), которая вывешивается в аудитории, где происходит дискуссия. Перед началом занятия полезно обратить на нее внимание студентов: – «Прежде, чем выступать, определи четко свою позицию».
Проверь, правильно ли ты понимаешь суть проблемы.
Внимательно выслушай оппонента. Сначала найди противоречия в его рассуждениях, потом излагай свои соображения. Помни, что доказательством и лучшим способом опровержения являются точные и бесспорные факты.
Не забывай, что кроме фактов существуют способы их объяснения. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов тов