Просмотр книги
Парамонова Л.Г. – Ваш ребёнок на пороге пороге (часть 2)
Если в результате проверки обнаружится недоразвитие у Вашего ребенка способности к узнаванию предметов, то используйте эти же самые картинки для его формирования и усовершенствования. Но провести эту работу нужно обязательно до начала обучения ребенка грамоте, поскольку узнавание букв — задача гораздо более сложная, чем узнавание предметов. Если же ребенок уже посещает школу и у него наблюдаются трудности в усвоении начертаний букв, то и в этом случае коррекционную работу с ним лучше начать с узнавания предметов в усложненных условиях.
По аналогии с проверкой способности к узнаванию предметов проверьте и возможность узнавания букв Вашим ребенком в том случае, если он уже знает буквы. Такая проверка необходима и для учащихся младших классов, испытывающих затруднения при овладении чтением и письмом. С этой целью предложите ребенку следующие задания.
Задание 1. Узнать сходные по начертанию буквы (только из числа уже известных Вашему ребенку печатных букв).
П Н И | Г К | К У Х Ж | |
В Б Р Ь Ъ З | Д Л А М | ||
Задание 2. Узнать буквы, написанные пунктиром.
Задание 3. Узнать недописанные буквы.
Задание 4. Узнать буквы, наложенные друг на друга.
Б, Т, Г, Р, Ф |
В, Р, Ь, Ъ, Ф |
Ж, Х, Т, Г, У, К |
Ш, Ц, Щ, Н, И, П, Г, Е |
Задание 5. Узнать все совмещённые буквы.
Задание 6. Узнать заштрихованные буквы.
Задание 7. Узнать стилизованные буквы.
Если ребенок, относительно хорошо знающий буквы, испытывает трудности при узнавании этих букв в усложненных условиях, то это свидетельствует о недостаточной устойчивости его зрительных представлений о буквах (то есть о неустойчивости зрительных образов букв). А это значит, что в процессе обучения грамоте у него могут появиться смешение сходных по начертанию букв, недописывание элементов букв и т.п. По этой причине надо уже в дошкольном возрасте постараться предупредить возможные специфические нарушения письма.
|
Поупражняйте ребенка в
узнавании букв в усложненных условиях, используя для этого те же самые рисунки. Дополнительно используйте приводимое ниже задание на реконструирование букв, то есть как бы на «переделку» одной буквы в другую, что позволит ребенку лучше усвоить особенности «строения» каждой буквы и ее основные отличительные признаки.
Этот вид упражнений должен сопровождаться примерно такими вопросами: «Что нужно сделать для того, чтобы из буквы Щ получить Ш? А как можно переделать букву Г в Т или в П?». Еще лучше, ориентируясь на приведенный рисунок, вырезать из картона отдельные элементы печатных букв и упражнять ребенка в складывании разных букв из этих элементов и в переделке одной буквы в другую (упражнения в конструировании и реконструировании букв). Можно вылепить буквы из пластилина.
Особого внимания требуют те случаи, когда ребенок проявляет склонность к «зеркальному» написанию букв. После решения вопроса о том, какой рукой ему целесообразнее писать, его нужно особенно тщательно поупражнять в выполнении заданий, приведенных на стр. 141 — 143. Можно рекомендовать также прием выборочной работы только над теми печатными буквами, на которые может распространяться «зеркальность». С этой целью исключите из работы те полностью симметричные буквы, которые просто невозможно написать зеркально. К их числу относятся следующие: А,Д,Ж,М,Н,О,П,Т,Ф,Х,Ш.
|
Далее объясните ребенку, что все буквы пишутся в направлении сверху вниз (а не наоборот!) и слева направо, а
также что элементы в буквах почти всегда приписываются с правой стороны. Это относится к
следующим буквам: Б, В, Г, Е, И, К, Р, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю. Поупражняйте ребенка в написании этих печатных букв, чтобы онпривыкписать их в направлении сверху вниз и слева направо. После этого ему останется запомнить только следующие шесть букв, которые «развернуты» в левую сторону: 3, Л, У, Ч, Э, Я. Отдельно обратите внимание ребенка также на написание буквы С, особенно часто изображаемой детьми зеркально. Эта буква «развернута» вправо.
Поупражняйте ребенка в различении правильно и зеркально написанных букв, не злоупотребляя, однако, этим упражнением, чтобы у него не закрепились «зеркальные» образы букв. Предложите ему показать на приведенном ниже рисунке только правильно написанные буквы.
В заключение хочется сказать, что столь долгий разговор о развитии зрительно-пространственных представлений у
детей не случайно предшествовал описанию конкретных упражнений в различении букв. Ведь не исключен вопрос читателя: не проще ли было начать сразу с букв? Нет, не проще. И вот почему.
Во-первых, сформированность зрительно-пространственных представлений у детей к началу их школьного обучения важна не только для овладения грамотой. Ребенку в школе предстоит изучать и геометрию, и географию, и
черчение, где также не обойтись без достаточно четких представлений о пространстве.
|
Во-вторых, к тому времени, когда у ребенка проявятся трудности в усвоении букв, слишком многое в формировании у него пространственных представлений будет уже безвозвратно упущено. И даже сам по себе факт неразличения сходных по начертанию букв явится лишь как бы заключительным этапом гораздо более ранних «западаний» в этом плане. Что особенно обидно — даже в школьном возрасте работу над буквами все равно придется начинать с предварительного восстановления, выравнивания всех «выпавших» звеньев. Так, например, пока ребенок не научится четко ориентироваться в
левой и правой сторонах пространства, он не сможет полностью преодолеть «зеркальное» написание букв.
Поэтому проявлять заботу о формировании у ребенка правильных представлений о пространстве нужно своевременно, с
учетом сроков их развития в норме. И если известно, например, что нормально развивающийся ребенок в
определенном возрасте может собрать пирамидку или матрешку, то необходимо позаботиться о том, чтобы и Ваш малыш также сумел это сделать в том же возрасте. Здесь важно понять, что запоздалое формирование одних психических функций с неизбежностью приводит к задержке развития или к неправильному формированию других связанных с ними функций, которые как бы «надстраиваются» над ними. В результате этого к началу школьного обучения у ребенка может накопиться довольно солидный багаж всякого рода «недоразвитии», что в конечном итоге сделает невозможным его успешное обучение в условиях общеобразовательной школы. Чтобы этого не произошло, важно постоянно наблюдать за развитием ребенка в дошкольном возрасте и в случае необходимости своевременно «подправлять» ход этого развития.
Глава 4
Развитие
устной речи
Звукопроизношение
Формирование у ребенка всех основных сторон устной речи (звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связной речи) протекает в неразрывном единстве. Но для большей ясности изложения условно рассмотрим каждую из них в отдельности, тем более что во многих случаях они нарушаются избирательно (при хорошем уровне речевого развития ребенок может неправильно произносить некоторые звуки и т.п.).
Одним из важных звеньев становления у ребенка речи является овладение правильным звукопроизношением. Однако говорить об этом в отрыве от усвоения слов и фразовой речи можно, как уже было отмечено, лишь условно, так как звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а только в процессе постепенного овладения навыками произношения слов и целых фраз. Но если все же попытаться проследить толькоход становления звукопроизношения,то в самых общих чертах получится примерно такая картина.
К трехлетнему возрасту ребенок с нормально развивающейся речью овладевает правильным произношением всех сравнительно простых по своей артикуляции (то есть по положению речевых органов) звуков речи. К числу артикуляторно более сложных звуков относятся свистящие (С, 3, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), а также звуки Р и Л. В силу того, что для правильного произношения этих звуков требуются достаточно тонкие и
дифференцированные движения речевых органов (особенно языка), эти звуки появляются в детской речи обычно уже после трех лет. Так, по М.Е.Хватцеву, правильным произношением свистящих и шипящих звуков большинство детей овладевает в возрасте от 3 до 5 лет, а Р и твердое Л появляются в детской речи примерно в 5 —6-летнем возрасте.
Для самого хода усвоения сложных по артикуляции звуков характерно то, что они усваиваются ребенком не сразу в окончательном виде, а сначала заменяются более простыми по произношению звуками, проходя в своем становлении как бы несколько этапов. Например, звук Ш
ребенок сначала заменяет на ТЬ (ТЯПКА вместо ШАПКА), затем - на СЬ (СЯПКА вместо ШАПКА), далее - на С (САПКА вместо ШАПКА) и лишь позднее он усваивает, наконец, правильную артикуляцию этого довольно сложного звука.
Но, так или иначе, до начала школьного обучения нормально развивающийся ребенок успевает овладеть правильным произношением всех звуков речи, что очень важно для его успешного обучения грамоте. Однако нередки случаи, когда по разным причинам усвоение правильного звукопроизношения у детей задерживается и они приходят в школу с дефектным произношением некоторых звуков. Чтобы этого не случилось, важно своевременно проверить, все ли звуки произносятся ребенком правильно. Необходимость специальной проверки правильности звукопроизношения вызвана и тем, что многие родители не замечают дефектных звуков у своих детей, хотя и слышат их речь ежедневно, те же, которые замечают, нередко относятся к этому обстоятельству спокойно, объясняя это тем, что они и сами тоже «так говорят» или «в детстве так говорили».
С точки зрения предстоящего обучения грамотепри проверке звукопроизношенияособое внимание нужно обратить на полное отсутствие некоторых звуков в речи ребенка (АМА вместо РАМА) и постоянную замену одних звуков другими (ЛАМА или Й AMА вместо РАМА). Важно отметить и так называемое смешение звуков, когда ребенок, умеющий правильно произносить оба близких звука, часто смешивает их в речи (говорит то РЫБА, то ЛЫБА, то ГАЛКА, то ГАРКА). Во всех этих случаях с началом школьного обучения пропуски букв или однотипные буквенные замены могут появиться и
на письме. Поэтому такие дефекты в произношении звуков речи обязательно должны быть устранены до начала обучения ребенка грамоте. А если он уже овладел грамотой, но пишет с упомянутыми выше ошибками, то основной путь их преодоления опять-таки лежит через коррекцию нарушений звукопроизношения.
Поскольку дети чаще всего неправильно произносят артикуляторно сложные звуки, такие, как свистящие, шипящие, а
также Р, Л и иногда Й, то и проверке подлежат в первую очередь именно эти звуки. Особое внимание в
ходе проверки нужно обратить также на возможные взаимные замены в речи ребенка мягких и твердых согласных звуков (СЮМКА вместо СУМКА или ГУС вместо ГУСЬ). Если такие замены звуков не будут устранены в дошкольном возрасте, то в школе ребенок неизбежно встретится с большими трудностями при изучении правил написания мягкого знака.
Проверить правильность произношения звуков можно при помощи приводимых ниже картинок, в названиях которых содержатся все упомянутые звуки. Картинки подобраны таким образом, что при их назывании каждый проверяемый звук последовательно оказывается в трех положениях в слове: в начале, в
середине и в конце его. Это дает возможность получить более точное представление о правильности произношения ребенком каждого проверяемого звука. Исключение составляют лишь звуки 3 и Ж, которые в конце слов оглушаются, и поэтому не имеет смысла подбирать картинки типа «ёж», «нож».
В названиях каждой картинки содержится только один «трудный» звук, что позволяет взрослому полностью сосредоточить свое внимание именно на этом звуке и уловить особенности его звучания в речи ребенка. Например, на звук С подобраны такие картинки: СУМКА, БУСЫ, АВТОБУС. Из всех сложных по артикуляции звуков в названиях этих картинок содержится только проверяемый звук С.
Кроме того, в нижней части каждой страницы с картинками, предназначенными для проверки произношения того или иного звука, помещена еще одна картинка, по содержанию которой ребенок должен дать полный ответ на предложенный ему взрослым вопрос. Например: ГДЕ СТОИТ БОЛЬШОЙ СТЕКЛЯННЫЙ СТАКАН? - БОЛЬШОЙ СТЕКЛЯННЫЙ СТАКАН СТОИТ НА СТОЛЕ. Благодаря этому проверяемый звук окажется включенным во фразу, что очень важно: нередко ребенок правильно произносит звук в отдельно взятых словах, но искажает его во фразах и
особенно в связной речи. В ответе на вопрос скрыта еще одна сложность — ребенок Должен будет при этом произнести слова не только с проверяемым звуком С, но и со звуком Ш, который близок к проверяемому и
нередко с ним смешивается (БОЛЬСОЙ вместо БОЛЬШОЙ или ШТАКАН вместо СТАКАН). Таким образом, здесь мы сознательно усложняем ситуацию, чтобы не пропустить имеющихся у ребенка трудностей.
При проверке состояния звукопроизношения последовательно открывайте одну за другой страницы на определенные звуки. На каждой из странице ребенок должен сначала самостоятельно назвать три верхние картинки, а затем ответить на Ваш вопрос по содержанию нижней картинки. Самостоятельность называния картинок важна потому, что при повторении этих же самых слов (например, СУМКА, БУСЫ, АВТОБУС) вслед за взрослым ребенок нередко более отчетливо произносит «трудные» звуки, чем самостоятельно, что может создать неправильное представление о состоянии его звукопроизношения.
Если в ходе проверки выяснится, что ребенок говорит, например, ТУМКА или ШУМКА вместо СУМКА или ОЗА вместо РОЗА, то это как раз и есть тот случай, когда необходимо устранить имеющийся недостаток до начала обучения ребенка грамоте. Дело в том, что ученика, овладевающего грамотой, на первых порах просят проговаривать все записываемые слова для уточнения их звукового состава. Если же ребенок произносит слова неправильно (например, ЛУБАШКА вместо РУБАШКА или СКАТУЛКА вместо ШКАТУЛКА), то такое проговаривание ему только мешает, приводя к ошибочному написанию слов — он как бы сам себе неправильно диктует эти слова.
Искаженное произношение звука (например, так называемое «картавое» Р) принято относить к своего рода «косметическим» дефектам, поскольку они не отражаются на письме и обычно не затрудняют овладение грамотой. По этой причине мы на них здесь не останавливаемся, хотя и эти дефекты в произношении звуков, безусловно, лучше устранить в дошкольном возрасте.
Картинки для проверки звукопроизношения
С
Где стоит большой стеклянный стакан?
(Большой стеклянный стакан стоит на столе)
Сь
Где сушатся намокшие сети?
(Намокшие сети сушатся на заборе)
З
Где лежит большой железный замок?
(Большой железный замок лежит на скамейке)
Зь
Где сидит веселая смешная обезьянка?
(Веселая смешная обезьянка сидит на стуле)
Ц
Где сидит грустный Цыбик?
(Грустный Цыбик сидит на цепи)
Ш
Где лежат большие сосновые шишки?
(Большие сосновые шишки лежат в мешке)
Ж
Кого мальчик стрижет ножницами?
(Мальчик стрижет ножницами козу)
Ч
На чем качаются мальчик и девочка?
(Мальчик и девочка качаются на больших качелях)
Щ
Где сидят шесть смешных щенков?
(Шесть смешных щенков сидят в ящике)
Р
Чем покрыта кровать?(Кровать покрыта покрывалом) |
Рь
Куда сложили красивые грибы?
(Красивые грибы сложили в
корзину)
Л
Кто нарисован на обложке журнала?
(На обложке журнала нарисован тигр)
Ль
Кто поливает грядку из лейки?
(Грядку из лейки поливает девочка)
Й
Где сидит маленький серенький зайка?
(Маленький серенький зайка сидит под деревом)
В приведенном дидактическом материале нет специальных картинок для выявления возможных взаимных замен звонких и глухих согласных звуков (П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В, С-3, Ш-Ж), хотя такие замены иногда наблюдаются в устной речи детей. В подобных случаях дети говорят, например, КУ-СИ вместо ГУСИ, ШУК вместо ЖУК, ПУЛКА вместо БУЛКА и т.п., что в дальнейшем почти фотографически отражается и на письме. Кроме того, неразличение звонких и глухих согласных звуков не позволит детям усвоить грамматическое правило на правописание сомнительных согласных в конце и в середине слов (в словах типа ЗУБ, ЗУБКИ). Согласно правилу, в этих случаях нужно изменить слово так, чтобы после сомнительной согласной оказался гласный звук (ЗУБ — ЗУБЫ), перед которым этот согласный слышен ясно. Но как может воспользоваться этим правилом ребенок, говорящий ЗУПЫвместо ЗУБЫ? Он попросту не будет понимать, чего от него хотят.
Для проверки правильности произношения ребенком названных пар звонких и глухих согласных звуков можно воспользоваться картинками на стр. 47 — 49, которые ребенок должен будет самостоятельно назвать.
Устранениевыявленныхзвуковых заменв устной речи ребенка, как уже было отмечено, Должно быть обязательно проведено до начала обучения его грамоте. А поскольку в основе таких замен чаще всего лежит неразличение (или неус тойчивое различение) ребенком соответствующих звуков на слух, то и работу здесь нужно начинать с воспитания у него четкой слуховой дифференциации заменяемых в речи звуков.
Во многих случаях дети, научившиеся различать эти звуки на слух, смогут самостоятельно овладеть и их правильной артикуляцией, о чем уже говорилось выше. Если же этого не произойдет, то нужно обратиться за помощью к логопеду, но обязательно в дошкольном возрасте.
В целяхпрофилактики звуковых заменпроверку слуховой дифференциации звуков лучше всего проводить на третьем году жизни ребенка. Раннее оказание необходимой помощи в различении звуков на слух позволит ребенку своевременно преодолеть так называемые «возрастные» замены звуков в
устной речи, которые уже не задержатся до более позднего возраста. (Дело в том, что ребенка, четко различающего на слух звуки речи, «не устраивает» замена одного звука другим и поэтому он старается «приспособить» свое звукопроизношение к имеющемуся в речи взрослых образцу. И только дети, не различающие те или иные звуки на слух, не видят никакой необходимости в
усовершенствовании произношения этих звуков. Действительно, если, например, звуки С и Ц кажутся ребенку совершенно одинаковыми, то о чем же ему беспокоиться? Он и в шестилетнем, и даже в более позднем возрасте совершенно спокойно будет говорить САПЛЯ вместо ЦАПЛЯ или ОГУРЕС вместо ОГУРЕЦ). Та кие замены звуков до определенного возраста наблюдаются в речи всех детей, но при нормальном ходе речевого развития они полностью исчезают к 5-6 годам, а нередко и раньше.
Для профилактики у детей как звуковых замен, так и других нарушений звукопроизношения особенно важно наличиеправильного образцадля подражания — ясной, четкой, неторопливой и правильной речи окружающих ребенка взрослых людей. Нельзя забывать о том, что ребенок усваивает речь исключительно по подражанию. Некоторые родители, не учитывая этого обстоятельства, «сюсюкают» с ребенком, подлаживаясь под его детскую речь (говорят ДОЛОГОЙ вместо ДОРОГОЙ, ХОЛОСЫЙ вместо ХОРОШИЙ и т.д.). В подобных случаях звуковые замены в речи детей обычно задерживаются надолго.
Лексика
Из всего богатейшего словарного состава нашего языка каждый человек в течение своей жизни может усвоить лишь какую-то определенную часть слов. Эти слова и составляют его так называемый словарный запас. И чем больше он сумеет «запасти» слов, тем богаче, выразительнее и образнее будет его собственная речь и тем лучше он будет понимать речь других людей (в частности, ребенок — речь учителя). А поскольку речь усваивается только по подражанию, то иразвитие словарного запасау детей находится в теснейшей зависимости от ближайшего речевого окружения, от количества и качества употребляемых в присутствии ребенка слов.
Самые первые и очень простые по своему звуковому составу слова у ребенка обычно появляются к году (МАМА, ПАПА, БАБА). В дальнейшем его словарь постепенно обогащается как в количественном, так и в качественном отношении.
Количественный рост словарявыражается в увеличении количества усвоенных ребенком слов и происходит следующим образом. К
1 году 3 мес. — 1 году 4 мес. ребенок имеет в своем запасе не менее 4-5 слов, к полутора годам — около 30 слов, к двум годам — до 200 слов. К школьному возрасту в словаре ребенка насчитывается до 1500 — 2000 слов. В годы школьного обучения, в связи с усвоением множества специальных терминов при изучении различных предметов, словарный запас детей обогащается особенно активно и ко времени «взрослости» достигает в среднем примерно 6000 слов. Считается, что этого запаса слов достаточно для того, чтобы иметь возможность свободно владеть языком. Однако это очень примерные цифры, поскольку количественный рост словаря в детском возрасте, как уже было отмечено, во многом зависит от условий жизни и семейного воспитания, от того внимания, которое взрослые уделяют речевому развитию ребенка. Что касается словарного запаса взрослых людей, то во многих случаях он превышает 10 — 15 тысяч слов.
В первую очередь ребенок обычно усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его повседневной жизнью, его деятельностью, игрой. Это я понятно — ведь ему прежде всего необходимо назвать окружающие его предметы, игрушки, а также те действия, которые совершает он сам и окружающие его взрослые люди. По этой причине раньше всего в его речи и появляются названия предметов и действий, то есть имена существительные и глаголы. Несколько позднее появляются наречия (ТУТ, ТАМ) и лишь после двух лет — названия признаков предметов, или имена прилагательные, которые менее необходимы ребенку для выражения его важнейших потребностей, чем названия самих предметов и
действий. Предлоги же, имеющие еще менее конкретное значение и обозначающие лишь отношения между предметами, а не сами предметы, опускаются детьми даже после двух лет. Поздно появляются и имена числительные. Еще позднее, чаще всего уже в школьном возрасте, появляются в речи детей причастия и деепричастия. Подробнее об особенностях усвоения ребенком отдельных частей речи будет сказано ниже.
Различные части речи в словаре четырехлетнего ребенка, по Е.А.Аркину, представлены в таком количественном соотношении. Примерно 50,2% словарного запаса составляют имена существительные, 27,4% — глаголы, 11,8% — имена прилагательные, 5,8% — наречия, 1,9% — числительные, 0,8% — предлоги.
Так называемые обобщающие слова (ЖИВОТНЫЕ, ОДЕЖДА, ОБУВЬ, МЕБЕЛЬ) появляются в речи детей намного позднее, чем названия единичных предметов — лишь в возрасте 3 — 3,5 лет. К 5 годам появляются обобщения более высокого уровня, типа ПРОДУКТЫ(куда входят и овощи, и фрукты, и
ягоды, и рыба и др.), ВЕЩИ (это и посуда, и мебель, и инструменты, и игрушки, и т.п.), РАСТЕНИЯ (это и деревья, и кустарники, и цветы, и злаки, и травы, и т.д.). Появление обобщающих слов в речи ребенка очень важно потому, что они позволяют упорядочить имеющийся у него «предметный» словарь, привести его в
определенную систему — ведь и в словарном составе языка, представляющем собой сложную систему, все слова объединены в тематические группы (животные, птицы, растения, транспорт, предметы одежды и т.п.).
Большую роль в обогащении словарного запаса играет овладение ребенком законамисловообразования,которые он усваивает в
период от 2 до 8 лет. Благодаря этому от уже имеющихся в его словаре слов при помощи приставок и суффиксов он может образовывать новые слова (СТОЛ - СТОЛИК; БЕЖАТЬ - ПРИБЕЖАТЬ - УБЕЖАТЬ -
ПЕРЕБЕЖАТЬ и т.п.). Это открывает неограниченные возможности для обогащения словарного запаса ребенка, однако для реализации таких возможностей важно своевременно помочь ему в овладении законами словообразования. Подробнее об этом речь пойдет дальше.
Законами словообразования, как и всеми другими грамматическими закономерностями языка, Ребенок овладевает не сразу. В раннем возрасте он проходит через период так называемого словотворчества, когда по аналогии с имеющимися в языке ребенок создает и свои собственные «слова» типа ПОЧТОВИК, ГАЗОЧНИК, ВЕРТОЛЕТ-НИК, РАСПАКЕТИТЬ, РАСКЛЮЧИТЬ и т.п.
При усвоении словообразования имен прилагательных у ребенка явно выражена тенденция к сохранению первоначальной основы слова. В связи с этим он с трудом усваивает чередование согласных в корне слова и в его речи довольно долго сохраняются такие, например, выражения, как МЕДВЕДИЙ ХВОСТ (сохраняется основа слова МЕДВЕДЬ) или ПЕТУХИНАЯ ГОЛОВА (сохраняется основа слова ПЕТУХ).
Так обстоит дело с количественным ростом словаря.Качественный рост словаряпроисходит прежде всего за счет усвоения ребенком все новых и новых значений уже известных ему слов (ДВЕРНОЙ КЛЮЧ - ГАЕЧНЫЙ КЛЮЧ -НОТНЫЙ КЛЮЧ -
КЛЮЧ-ИСТОЧНИК и пр.).
Другой важнейший источник качественного обогащения словаря — это овладение переносным, то есть иносказательным, не буквальным смыслом слов (ГОРЯЧИЙ ЧЕЛОВЕК, БЛЕСТЯЩАЯ КНИГА и др.).
Накопление словарного запаса происходит у ребенка не изолированно, а одновременно с совершенствованием звуко-слоговой структуры слов и грамматического строя речи. Правильно употребляя слова по смыслу, ребенок раннего возраста значительно упрощает их звуко-слоговую структуру (КО или МОКО вместо МОЛОКО; ТЁЛЬ вместо СТОЛ, ТИНА вместо КАРТИНА и др.). Но постепенно звуковой и слоговой состав произносимых ребенком слов все более и
более уточняется, приближаясь к
образцу речи взрослых. Более правильным становится и грамматическое оформление слов — постепенно исчезают формы типа РИСОВАЮ, ЖЕВАЮ и т.п.
Однако, радуясь имеющемуся у ребенка большому запасу слов, нельзя забывать о том, что важен не сам по себе словарный запас, а умение активно пользоваться имеющимися словами, правильно связывать их между собой в предложении, образовывать от них новые слова. По этой причине работа над обогащением словарного запаса у детей должна вестись не изолированно, а
параллельно с совершенствованием грамматического строя речи.
Далее рассмотрим приемы проверки и пути обогащения словарного запаса детей применительно к различным частям речи.
Имена существительные,как часть речи с наиболее конкретным значением, появляются в речи детей первыми.
Сначалапостарайтесь проверить,названия каких предметов знает Ваш ребенок и как много этих названий ему известно. Удобнее всего это сделать по так называемым смысловым группам слов, в чем Вам помогут приводимые Ниже картинки. Попросите ребенка назвать все нарисованные на картинках ОВОЩИ, ФРУКТЫ, ЯГОДЫ, ДЕРЕВЬЯ, а также предметы МЕБЕЛИ и т.д.
Дети в
возрасте 3 — 3,5 лет могут уже не только называть единичные предметы, но и давать обобщенные названия целых групп однородных предметов, то есть употреблять в
своей речи так называемые обобщающие слова (ОДЕЖДА, ОБУВЬ и т.п.). Чтобы выяснить наличие этих слов в речи ребенка, после называния им единичных предметов (КАПУСТА, КАРТОФЕЛЬ, МОРКОВЬ...) в
заключение нужно задать ему такой вопрос: «А как все это можно назвать одним словом?» (ОВОЩИ). И так — по каждой группе изображенных на картинках предметов. Дети 5 —6-летнего возраста с нормально развивающейся речью, безусловно, должны правильно назвать все изображенные на картинках предметы, включая и обобщающие названия.
Попросите ребенка назвать предметы из приведенных ниже смысловых групп. Сделать это можно при помощи таких вопросов: «Каких ты знаешь РЫБ? НАСЕКОМЫХ? А какие знаешь ИНСТРУМЕНТЫ?» и т.д.).
Домашние животныекорова, лошадь, коза, овца, осел, кролик, собака, кошка
Дикие животныетигр, лев, слон, обезьяна, жираф, волк, медведь, лось, лиса, белка, заяц
Домашние птицыкурица, петух, индюк, утка, гусь
Дикие птицычайка, голубь, ворона, орел, попугай, цапля
Рыбысом, щука, лещ, окунь, сельдь, камбала
Насекомыемуха, комар, стрекоза, бабочка, кузнечик, жук, паук
Овощикартофель, капуста, помидор, огурец, свекла, морковь, лук, редиска
Фруктыяблоко, груша, виноград, лимон, апельсин, ананас, банан, мандарин
Ягодывишня, малина, клубника, смородина, брусника, черника
Деревьябереза, ель, сосна, ива, дуб, тополь, клен, рябина
Мебельстол, стул, кресло, табуретка, диван, кровать, шкаф
Посудатарелка, ложка, вилка, нож, чайник, чашка, стакан, блюдце8сковорода, кастрюля
Одеждапальто, платье, свитер, юбка, брюки, майка, шарф, шапка
Обувьсапоги, валенки, туфли, ботинки, тапки, кроссовки
Игрушкикукла, юла, мяч, пирамидка, мишка, кубики, машинка
Инструментыпила, топор, молоток, рубанок, клещи
Транспорттрамвай, троллейбус, автобус, поезд, самолет, пароход
Несколько особняком в смысловой группе ЖИВОТНЫЕ стоят названия их детенышей, что также должно быть постепенно усвоено детьми. Эти названия сгруппированы нами в три столбика с учетом особенностей словообразования. В первом столбике даны такие случаи словообразования, где основа слова, обозначающего взрослое животное, сохраняется в неизменном виде (У ТИГРА - ТИГРЕНОК, У ЛИСЫ- ЛИСЕНОК). Эти названия легче всего усваиваются детьми. Для слов второго столбика характерно чередование согласных в корне слов (У МЕДВЕДЯ — МЕДВЕЖОНОК, У БЕЛКИ - БЕЛЬЧОНОК), что несколько затрудняет усвоение детьми этих названий. И наиболее сложны для усвоения названия детенышей животных, помещенные в третьем столбике. В этих названиях совершенно Другая основа слова, полностью отличная от первоначального слова (У КУРИЦЫ- ЦЫПЛЕНОК, У СОБАКИ - ЩЕНОК и т.п.). Эти последние названия ребенок должен будет просто запомнить.
У тигра — тигреноку льва — львенок у слона — слоненок у оленя — олененок у лося — лосенок у лисы — лисенок у мышки — мышонок у крысы — крысенок у лягушки — лягушонок у козы — козленок у осла — осленок у утки — утенок у гуся — гусенок у вороны — вороненок у орла — орленок | у медведя — медвежоноку верблюда — верблюжонок у волка — волчонок у зайца — зайчонок у кролика — крольчонок у белки — бельчонок у кошки — котенок у индюка — индюшонок у галки — галчонок у жука — жучонок у паука — паучонок | у коровы — теленоку лошади — жеребенок у свиньи — поросенок у овцы — ягненок у курицы — цыпленок у собаки — щенок |
Для обогащениясловарного запаса детейименами существительнымиможно использовать эти же самые картинки. Сначала ребенок должен будет усвоить названия всех изображенных на них предметов, а затем нужно будет идти по пути добавления все новых и новых названий предметов в
каждую из смысловых групп. Например, к изображенной на картинке ПОСУДЕ можно добавить ГРАФИН, ФУЖЕР, КУВШИН, БИДОН, САЛАТНИЦУ, СОЛОНКУ, САХАРНИЦУ, МАСЛЕНКУ, КОФЕЙНИК, КОВШИК и т.д. И так по всем без исключения группам предметов.