Содержательная характеристика задачи




В общем случае при определении цены ОУ учебному заведению необходимо решить, в каких областях и для решения каких вопросов необходимо собираѢь информацию. Выделим основные этапы и соответствующие им проблемы, которые приведены в табл.1.

Таблица 1

Этапы Основные вопросы и состав данных
1 этап - исследование рынка. основные конкуренты (их число и перечень);
общий прогноз развития основных потребляющих сфер хозяйства;
сегменты рынка ОУ;
прогноз состава перспективных специальностей и объема спроса на них.
2 этап - характеристика жизненного цикла ОУ Осуществляется в результате ответа на следующие вопросы:
чем и когда было обусловлено появление профессии как таковой;
на каком этапе жизненного цикла находятся отрасли-потребители кадров;
влияние НТП на данную профессию.
3 этап - определение общих целей деятельности образовательного учреждения. Сейчас учреждения профессионального образования предоставление услуг на коммерческой основе рассматривают лишь как дополнительный источник средств, поэтому никаких конкретных целей не устанавливают. Интересную реализацию может получить стратегия быстрого следования требованиям рынка в форме краткосрочных курсов в сочетании с такой стратегией ценообразования как “снятие сливок “.
4 этап – исследование факторов, влияющих на уровень цены а) Потребители:
характеристика типичного потребителя - индивида и предприятия;
сегментация;
установление зависимости спроса от цены;
ценовая эластичность спроса по цене и по темпу развития потребляющей сферы;
требования потребителя к выпускнику.
б) Государство в лице департамента образования и финансирующих органов:
проблемы стандартизации в сфере образования;
методы прямого и косвенного регулирования;
согласование смет, программ;
механизм финансирования.
в) Конкуренты:
конкурирующие услуги;
доля рынка;
уровень цен на ОУ;
основные характеристики конкурентоспособности услуг и их оценка для конкретных услуг.
г) Издержки производства и потребления ОУ:
единицы измерения результата, создаваемого в образовательном процессе;
цена производства как нижняя граница цены (методика определения затрат на единицу услуги, какие затраты имеют отношение к вопросам определения цены);
разделение эффекта между обучающимся, обществом, предприятием, образовательным учреждением;
выявление зависимости прибыли, затрат и выручки от объема (и их соотношение, доля прибыли в цене ОУ, возможность получения эффекта от масштаба).
5 этап - выбор базового уровня цены и ее рациональная динамика определение критерия фиксации цены – идеалом является равенство спроса и предложения, но не всегда применимым;
индексирование цен с учетом инфляционных процессов;
использование системы скидок.

Формирование регионального рынка ОУ рассмотрено на примере г. Рыбинска. На рынке начального профессионального образования г. Рыбинска действуют 9 образовательных учреждений и множество индивидуальных потребителей (выпускников неполной и полной средней школы). В целом структура его может рассматриваться как олигополия, а по некоторым специальностям прямых конкурентов может оказаться только 2-5. Однако в силу объективных причин (традиционно пассивное поведение, отсутствие соответствующей условиям рынка подготовки кадров и т.п.) участники рынка ОУ не рассматривают друг друга как конкурентов, поэтому сильной зависимости и напряженности между ними не наблюдается, по некоторым вопросам они даже активно взаимодействуют (например, по проблемам бухгалтерского учета).

По этой причине, а также в связи с тем, что информация характеризующая конкурентную среду рынка ОУ является качественной и специфической для конкретных видов специальностей, многие из обозначенных выше факторов не могут быть учтены и должны прорабатываться индивидуально.

Наиболее общей для всех участников рынка является проблема определения уровня цены, который учитывал бы особенности спроса и другие рыночные факторы. Рассмотрим проблему ценообразования именно с этих позиций.

Основными видами ОУ, которые оказывают учреждения начального профессионального образования, являются:

обучение по полной образовательной программе в соответствии с государственным стандартом по данной специальности, причем практики внесения дополнений в набор дисциплин по просьбе предприятия-заказчика не существует;

профессиональная подготовка (краткосрочные курсы 300-600 часов);

единовременные (разовые) услуги (семинары, проведение аттестации работника по специальности с присвоением разряда и т.п.).

В качестве единицы измерения результата принят человек (выпускник, слушатель курсов, участник семинара и т.д.), прошедший полный курс обучения - для краткосрочных услуг, или обучавшийся в течение года - для услуг со сроком обучения более года.

В целом задачу установления цены можно разделить на следующие подзадачи:

Определение себестоимости подготовки по утвержденной программе обучения (с получением среднего образования, без получения среднего образования, краткосрочных курсов, и т.д.) и установление на ее основе нижнего уровня цены.

Определение верхней границы цены на основе статистики цен с применением параметрического метода. Предполагает: предоставление возможности ввода статистики цен конкурентов и выбор ближайшей конкурирующей услуги; составление и обработку таблицы конкурентоспособности услуг; фиксацию предварительного уровня цены.

Анализ зависимости дохода от наполняемости группы и различных уровней цены и фиксация действующей цены.

Пересчет цен на услуги.

Так как затраты на образовательный процесс в полном объеме сводятся по итогам года и вообще если сроки обучения кратны году, целесообразно работать с годовыми затратами. Если сроки обучения менее года, сроки набора этих групп весьма расплывчаты (т.е. одни группы уже начали занятия, а другие еще формируются), оказывается нецелесообразным рассматривать расходы за более короткий, чем год, период. В этом случае возникает необходимость корректировать цены особенно по краткосрочным и разовым услугам в течение года. Итак, можно выделить подзадачу корректировки цен на ОУ, которая включает:

накопление статистики по ряду показателей характеризующих развитие рыночной конъюнктуры (в данном случае учитывается инфляция, темп роста потребляющей отрасли, ставка первого разряда);

пересчет цен по указанным факторам;

фиксация цены в качестве действующей с определенного момента.

Разработка и применение более сложных моделей для обработки процессов и отражения зависимостей спроса от цены, движения рыночной конъюнктуры и объема спроса сдерживается, с одной стороны, отсутствием глубокого исследования рынка как самими учебными заведениями, так и вышестоящими органами (департаментом образования), с другой стороны бухгалтерским подходом к определению цены на ОУ.

Итак, проведенные исследования выявили необходимость глубокой проработки методической стороны расчета цены образовательной услуги.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: