В общем случае при определении цены ОУ учебному заведению необходимо решить, в каких областях и для решения каких вопросов необходимо собираѢь информацию. Выделим основные этапы и соответствующие им проблемы, которые приведены в табл.1.
Таблица 1
Этапы | Основные вопросы и состав данных |
1 этап - исследование рынка. | основные конкуренты (их число и перечень); |
общий прогноз развития основных потребляющих сфер хозяйства; | |
сегменты рынка ОУ; | |
прогноз состава перспективных специальностей и объема спроса на них. | |
2 этап - характеристика жизненного цикла ОУ | Осуществляется в результате ответа на следующие вопросы: |
чем и когда было обусловлено появление профессии как таковой; | |
на каком этапе жизненного цикла находятся отрасли-потребители кадров; | |
влияние НТП на данную профессию. | |
3 этап - определение общих целей деятельности образовательного учреждения. | Сейчас учреждения профессионального образования предоставление услуг на коммерческой основе рассматривают лишь как дополнительный источник средств, поэтому никаких конкретных целей не устанавливают. Интересную реализацию может получить стратегия быстрого следования требованиям рынка в форме краткосрочных курсов в сочетании с такой стратегией ценообразования как “снятие сливок “. |
4 этап – исследование факторов, влияющих на уровень цены | а) Потребители: |
характеристика типичного потребителя - индивида и предприятия; | |
сегментация; | |
установление зависимости спроса от цены; | |
ценовая эластичность спроса по цене и по темпу развития потребляющей сферы; | |
требования потребителя к выпускнику. | |
б) Государство в лице департамента образования и финансирующих органов: | |
проблемы стандартизации в сфере образования; | |
методы прямого и косвенного регулирования; | |
согласование смет, программ; | |
механизм финансирования. | |
в) Конкуренты: | |
конкурирующие услуги; | |
доля рынка; | |
уровень цен на ОУ; | |
основные характеристики конкурентоспособности услуг и их оценка для конкретных услуг. | |
г) Издержки производства и потребления ОУ: | |
единицы измерения результата, создаваемого в образовательном процессе; | |
цена производства как нижняя граница цены (методика определения затрат на единицу услуги, какие затраты имеют отношение к вопросам определения цены); | |
разделение эффекта между обучающимся, обществом, предприятием, образовательным учреждением; | |
выявление зависимости прибыли, затрат и выручки от объема (и их соотношение, доля прибыли в цене ОУ, возможность получения эффекта от масштаба). | |
5 этап - выбор базового уровня цены и ее рациональная динамика | определение критерия фиксации цены – идеалом является равенство спроса и предложения, но не всегда применимым; |
индексирование цен с учетом инфляционных процессов; | |
использование системы скидок. |
Формирование регионального рынка ОУ рассмотрено на примере г. Рыбинска. На рынке начального профессионального образования г. Рыбинска действуют 9 образовательных учреждений и множество индивидуальных потребителей (выпускников неполной и полной средней школы). В целом структура его может рассматриваться как олигополия, а по некоторым специальностям прямых конкурентов может оказаться только 2-5. Однако в силу объективных причин (традиционно пассивное поведение, отсутствие соответствующей условиям рынка подготовки кадров и т.п.) участники рынка ОУ не рассматривают друг друга как конкурентов, поэтому сильной зависимости и напряженности между ними не наблюдается, по некоторым вопросам они даже активно взаимодействуют (например, по проблемам бухгалтерского учета).
|
|
По этой причине, а также в связи с тем, что информация характеризующая конкурентную среду рынка ОУ является качественной и специфической для конкретных видов специальностей, многие из обозначенных выше факторов не могут быть учтены и должны прорабатываться индивидуально.
Наиболее общей для всех участников рынка является проблема определения уровня цены, который учитывал бы особенности спроса и другие рыночные факторы. Рассмотрим проблему ценообразования именно с этих позиций.
Основными видами ОУ, которые оказывают учреждения начального профессионального образования, являются:
обучение по полной образовательной программе в соответствии с государственным стандартом по данной специальности, причем практики внесения дополнений в набор дисциплин по просьбе предприятия-заказчика не существует;
профессиональная подготовка (краткосрочные курсы 300-600 часов);
единовременные (разовые) услуги (семинары, проведение аттестации работника по специальности с присвоением разряда и т.п.).
В качестве единицы измерения результата принят человек (выпускник, слушатель курсов, участник семинара и т.д.), прошедший полный курс обучения - для краткосрочных услуг, или обучавшийся в течение года - для услуг со сроком обучения более года.
|
В целом задачу установления цены можно разделить на следующие подзадачи:
Определение себестоимости подготовки по утвержденной программе обучения (с получением среднего образования, без получения среднего образования, краткосрочных курсов, и т.д.) и установление на ее основе нижнего уровня цены.
Определение верхней границы цены на основе статистики цен с применением параметрического метода. Предполагает: предоставление возможности ввода статистики цен конкурентов и выбор ближайшей конкурирующей услуги; составление и обработку таблицы конкурентоспособности услуг; фиксацию предварительного уровня цены.
Анализ зависимости дохода от наполняемости группы и различных уровней цены и фиксация действующей цены.
Пересчет цен на услуги.
Так как затраты на образовательный процесс в полном объеме сводятся по итогам года и вообще если сроки обучения кратны году, целесообразно работать с годовыми затратами. Если сроки обучения менее года, сроки набора этих групп весьма расплывчаты (т.е. одни группы уже начали занятия, а другие еще формируются), оказывается нецелесообразным рассматривать расходы за более короткий, чем год, период. В этом случае возникает необходимость корректировать цены особенно по краткосрочным и разовым услугам в течение года. Итак, можно выделить подзадачу корректировки цен на ОУ, которая включает:
накопление статистики по ряду показателей характеризующих развитие рыночной конъюнктуры (в данном случае учитывается инфляция, темп роста потребляющей отрасли, ставка первого разряда);
пересчет цен по указанным факторам;
фиксация цены в качестве действующей с определенного момента.
Разработка и применение более сложных моделей для обработки процессов и отражения зависимостей спроса от цены, движения рыночной конъюнктуры и объема спроса сдерживается, с одной стороны, отсутствием глубокого исследования рынка как самими учебными заведениями, так и вышестоящими органами (департаментом образования), с другой стороны бухгалтерским подходом к определению цены на ОУ.
Итак, проведенные исследования выявили необходимость глубокой проработки методической стороны расчета цены образовательной услуги.