Воспитание девочек в русских традициях





Когда-то полоролевое воспитание в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т. п.), но и решимости, инициативности, умение отстаивать свои интересы и добиваться результата. Но при этом нельзя допускать проявления мужественности в девочках.

Как сделать так, чтобы из крошечной девочки выросла прекрасная Женщина, которая не только достигнет успеха в бизнесе, науке или искусстве, но станет нежной матерью, заботливой женой, рачительной хозяйкой?

Мы предлагаем познакомиться с некоторыми особенностями семейного воспитания девочек в русских традициях.

В русской традиции на протяжении многих веков сложился образ матери, которая должна была не просто произвести ребенка на свет, но вырастить его и воспитать: «Умел дитя родить, умей и научить». Под материнской опекой проходили обычно первые 5 — 7 лет жизни ребенка. Она кормила детей, купала, укладывала спать, лечила, играла с ними, пела им песенки, рассказывала сказки. Когда дети подрастали, мать начинала в большей степени заниматься воспитанием девочек. Она старалась подготовить дочерей к будущей жизни, в которой им придется быть женами, матерями, хозяйками. Мать учила их жать, сгребать сено, теребить и обрабатывать лен, прясть, ткать, шить, вышивать, приготавливать обед, то есть помогала им освоить круг традиционных женских занятий. Мать тратила много сил на то, чтобы ее дочери считались желательными невестами: были хорошо одеты, имели богатое приданое, отличались нравственным поведением.

На матери лежала ответственность за нравственный климат в семье, поддержание в ней согласия и покоя. Она должна была предотвращать проявления насилия в семье, унимать поссорившихся, регулировать внутрисемейные конфликты. По народным представлениям, это ей удавалось только в том случае, если она сама относилась ко всем членам семьи с добротой, лаской, была спокойной и уравновешенной, не позволяла себе брани.

Положение разновозрастных сестер в семье также было неодинаковым. Старшую сестру считали ближайшей помощницей матери, ее «заместителем». В домашних делах она нередко полностью заменяла мать. Известны случаи, когда незамужней старшей сестре приходилось возглавлять весь женский состав семьи, выступая в роли «большухи» — хозяйки двора. Поэтому отношение старшей сестры к младшим детям в семье было сродни материнскому: позаботиться, уберечь, научить.

С раннего возраста старшая сестра погружалась в заботы о младших братьях и сестрах. В крестьянских семьях девочки считались полноценными няньками уже лет с 6-ти и часто проводили с малышами целый день. По мере отлучения младенца от материнской груди, он все больше переходил под опеку пестуньи-сестры, так как няньку со стороны нанимали не часто и только те, кому это было по средствам. В обязанности старшей сестры входил не только уход за детьми (одеть, накормить, убаюкать), но и умение развлечь, обучить.

Старшая сестра выполняла функции посредника, проводника между миром детей и миром взрослых. Малышам она открывала пространство за пределами порога дома: первые прогулки на улице, игры в компании соседских ребят проходили в ее сопровождении. Для подросших сестер она служила провожатым в сферу взрослых занятий и отношений: многим видам работ девочки обучались под руководством старшей сестры, под ее присмотром отпускались на молодежные гулянья. Преемственность и опека, составлявшие суть отношения старшей сестры к младшей, породили пословицу: «Первую дочь родители замуж отдают, вторую — сестра».

 

 

Раньше даже в крестьянской семье прекрасно понимали, что недостаток родительского внимания и заботы в первые годы жизни ребёнка негативно сказывается на его будущем. К сожалению, в настоящее время в нашем обществе утрачены русские национальные традиции, в большинстве семей у девочек не воспитывается роль матери, у мальчиков не формируется мужественность. Таким образом, тема культуры воспитания девочек в русских народных традициях особенно актуальна на сегодняшний момент.

Понятно, что невозможно полностью возродить традиционную русскую культуру. Время идёт, общество меняется, и значительная часть того, что принадлежало народному быту изжило себя. И всё же есть целый ряд обычаев и обрядов, которые полезно знать, учитывать и использовать в современной системе воспитания детей.

 

Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом их гендерных особенностей может оказать народный фольклор.

 

Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Все накопленное передавалось устно от человека к человеку, становилось достоянием многих. Фольклорные произведения поражают своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказок, песен, потешек, дразнилках, поговорках, скороговорках, играх оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают особую окраску и значение.

 

С самого рождения в русской семье учитывались гендерные особенности ребенка.

 

Известно, что даже при рождении пуповину девочкам и мальчикам отрезали по-разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение её качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущем оказался хорошим работником.

 

Интерес представляет и традиция заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери. Ученые считают, что это связано с «программированием» будущего ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастет и женится, то его жена воплотит в себе все то, что дорого его ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца.

 

Даже в колыбельных песнях присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам: «Гуркота, гуркота, а Митеньке дремота», «Моя доченька уснёт», «Спи, доченька маленька», «А баиньки, баиньки дочку маненьку», «Спи Ванюшка, спи родной», «Сынко, голубочек». При этом очевидно, что в данных традициях был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка.

 

Интуитивно приписывая ребенку те или иные качества, о девочке мы говорим – красивая, нежная, хрупкая, о мальчике – сильный, крепкий. Это хорошо отражается в фольклорных произведениях – величаниях мальчиков и девочек.

 

Величание для девочки:

 

Моя девочка – прелестница,

Мастерица и кудесница!

Зорькой алой умывалась

И с рассветом просыпалась.

Маме с солнцем улыбнулась-

Лучики лица коснулись.

 

Одной из задач гендерного воспитания детей является овладение детьми первоначальными представлениями о собственной половой принадлежности, аргументируя ее по ряду признаков (одежда, прическа).

 

В решении этой задачи может помочь народный фольклор, где большое внимание уделялось внешним особенностям мальчиков и девочек: одежде, прическе.

 

Например:

 

Чешу, чешу волосинки,

Расчесываю косыньку,

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса!

Расти, коса, не путайся.

Дочка, маму слушайся!

 

В крестьянской семье прекрасно понимали, что недостаток материнского внимания и заботы в первые годы жизни девочки негативно сказывается на её будущем. Недаром существуют пословицы: «Кто без призора в колыбели, тот век не при деле», «При солнце тепло, при матери – добро», «Без матушки родной и цветы не цветно цветут». Испокон веков народная традиция призывала к сохранению «лада» в семье: «Мир да лад – большой клад», «В семье любовь да совет, так и нужды нет», «Тому не о чем тужить, кто умеет домом жить», «Согласную семью беды обходят» и др.

 

Взаимоотношения детей и родителей в крестьянской семье строились на любви и ласке Важным элементом было воспитание у детей уважительного отношения к старшим, и прежде всего, к своим родителям, что отразилось и в целом ряде пословиц: «Почитай старших – сам стар будешь», «Старых почитай, молодых поучай», «Посади деда на печь, тебя внуки посадят», «Нет дружка против родного батюшки, нет подружки против матушки».

 

Детей в крестьянской семье учили по-особому относиться к матери. По традиции до пяти-семилетнего возраста мать играла главную роль в выхаживании и воспитании ребёнка. Она не только заботилась о его здоровье, защищала от всяческих бед и напастей, но и бережно растила его душу. «Не та мать, что родила, а та, что выходила», – говаривали старики. Только в последние годы учёные пришли к заключению о том, что полученный в раннем детстве опыт общения с матерью самым прямым образом влияет на характер его семейных взаимоотношений в будущем. На мать возлагались надежды как на воспитательницу у девочек нравственности, целомудренности и послушания. Девочки, в свою очередь, должны были видеть в матери образец для подражания, любить и уважать её до старости. Мать нельзя было обидеть даже плохими мыслями, нельзя было грубить ей, повышать на неё голос.

 

Особое внимание уделялось трудовому воспитанию девочек, которое начиналось очень рано и продолжалось в течение нескольких лет. За него отвечала, прежде всего, мать. Под её руководством, в возрасте 7-8 лет, девочка начинала овладевать навыками прядения, вышивания, вязания, шитья. «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та родна дочь, что на всякой работе видна», – гласит русская пословица. В 9 лет девочка уже умела сносно прясть на маленькой прялке, училась ткать, помогала в стряпне. В 10-13 лет девочка становилась настоящей помощницей матери. Она находилась в её полном распоряжении и разделяла с ней все общие семейные заботы. Слушая разговоры старших, она обращала внимание на то, как взрослые обсуждали ту или иную свадьбу, судачили о приданом невесты. Поэтому, сызмальства готовить приданое было занятием не только хлопотным, но и престижным.

 

В 8-12 лет девочка с маленькой прялочкой отправлялась на свои первые посиделки, где совершенствовала своё мастерство в прядении, вышивании, вязке, выполняя данное ей на вечер задание. Буквально с первых посиделок девочки начинали готовить приданое и работали на семью (вязали варежки для младших братьев и сестёр, вышивали полотенца, пряли и др. )

 

В практике традиционного семейного воспитания девочки огромное значение придавалось прохождению своеобразной «школы материнского поведения», которая начиналась лет в пять, и продолжалась в течение восьми-девяти лет. Таким образом, подойдя к рубежу создания своей собственной семьи, каждая девушка имела основательную подготовку в деле выхаживания и воспитания детей и была готова к тому, чтобы стать матерью.

 

Процесс обучения девочки навыкам материнского поведения шёл в русле естественной преемственности культурных традиций. Едва дочка начинала забавляться с куклами, мать учила её пестовать дитя, прививая тем самым навыки ухаживания за малышами, обучая способам общения с ними. А когда девочке исполнялось пять лет, её привлекали к воспитанию младших детей в семье: обучали колыбельным песням, пестушкам (недаром маленькие няни назывались «баюкалки», «пестуньи»). На няньке лежала огромная ответственность. Она должна была оберегать малыша, уметь перепеленать, накормить, успокоить и развлечь.

 

Первые слова, с которыми сталкивается ребёнок, приходя в этот мир, – это речь матери, её ласковый разговор с младенцем, колыбельная, которую она тихо напевает, укачивая малыша. Пожалуй, нет ни одного человека, которому бы мама на ночь не пела колыбельную песню.

 

Оказывается, колыбельная песня предназначалась не только для того, чтобы успокоить дитя и мягко ввести его в состояние сна, – она была и исходной формой приобщения ребёнка к миру окружающих его людей.

Пока ребёнок в первые месяцы своей жизни не умеет играть самостоятельно, с ним любовно играют мамы, бабушки, няни. Чаще всего действия сопровождаются речитативными приговорками, получившими название «пестушки» (от слова пестовать-воспитывать). Пестушка представляет собой короткий стихотворный напев, имеющий ритмическую организацию и характерную «воркующую» мелодику. По способу воздействия на детей пестушки противоположны колыбельным песням. Так, распеленав после сна ребёнка плавными движениями рук поглаживали его тельце – сначала от шейки до ступеней ног, затем от середины груди до кистей рук – приговаривая:

 

Потягушечки, потягушечки,

 

А в ножки ходунюшки,

 

А в ручки хватунюшки,

 

А в роток говорок,

 

А в голову разумок.

 

Вот и проснулся мой глазок.

 

Когда ребёнок начинает становиться на ножки, его держали под мышки, приподнимали, опускали и озорно подпевали:

 

Дыбок, дыбок,

 

Завтра годок!

 

Дыбок, дыбок,

 

Целый годок!

 

Эта радость, передавалась младенцу, создавая у него весёлое настроение и он уже сам стремился вновь и вновь повторять свои первые движения. Колыбельные, пестушки, потешки формируют у ребёнка положительные эмоции. А это не только способствует его физическому развитию, но и создаёт предпосылки для семейного воспитания в истинно русских традициях.

 

К сожалению, мир детства сегодня отличается от мира детства далёких времён. Мы привыкли к хорошему питанию, имеем телевизоры, компьютеры, однако, есть и нравственные потери, во многих семьях дети живут одиночками, без братьев и сестёр. Мы предполагаем, что девочка, которая не имеет возможности с детства заботиться о малышах, не приобретает навыков, необходимых ей, как будущей хозяйке дома, как будущей матери.

 

Несомненно, семья занимает особое место в жизни каждого человека, поскольку в традиционной русской культуре она рассматривается как естественное природное окружение. Порядок домашнего воспитания обеспечивает определённый уклад семьи, традиции, обычаи, праздники, обряды. Так, домашнее воспитание девочки ориентировано на мирскую, повседневную жизнь человека. Его цель – подготовить ребёнка к этой жизни, чтобы он была ему «не в тягость, а в радость».

 

Нравственная гарантия благополучия человеческой жизни – это добросовестный труд, к которому приучают девочку с малых лет. Об этом свидетельствует народная мудрость: «Человек рождён для труда», «Без труда нет добра» и т. д.

 

В созданных много веков назад и в бытующих в настоящее время пестушках, пословицах, поговорках, песнях содержится своеобразная программа «домостроения», в которой заложены основы семейной жизни, правила ведения домашнего хозяйства, этика взаимоотношений и др.

 





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!