Директор Зарайского краеведческого музея




г‑жа Г. М. Арней

 

Стало быть, какая‑то техника у музейных работников имелась.

Я постучал в дверь и, услышав «войдите», помедлил немного. Это самое «войдите» было произнесено низким, слегка хрипловатым голосом, от которого по позвоночнику пробегала сладостная неприличная дрожь. И мучительным резонансом отзывалась в другом месте. В общем, голос был… Ну, короче, я никогда не пользовался услугами «секса по телефону», но в моем представлении с таким голосом, оказывая эти самые услуги, можно было запросто разбогатеть.

Я вошел. Госпожа Арней стояла у окна вполоборота ко мне и занималась поливом комнатной пальмы с непристойно волосатым стволом. На пальмовой ветке болталась позабытая с Нового года елочная игрушка – маленький стеклянный кистень.

– Что вам угодно? – спросила директриса, выпрямляясь, пока я судорожно латал дыры в профессиональной броне милицейского хамства и цинизма. Броня была так себе, не успел я еще заматереть, как выяснилось! Да тут и самая матерая матерость вряд ли помогла бы, потому что госпожа Арней была – О! И туфли «Хохфут» к китайским умельцам явно не имели никакого отношения. И все остальное тоже. Так что было совершенно непонятно, что такая женщина вообще делает в нашем занюханном городке.

– Старший сержант Голядкин Степан Григорьевич, следователь‑стажер Зарайского отдела внутренних дел, – официальным голосом отрекомендовался я.

– Вы из милиции? – спокойно констатировала госпожа директор музея. – Присаживайтесь, я сейчас.

Присаживаться я, однако, счел неудобным и стоял, переминаясь с ноги на ногу и с омерзением ощущая ногами промокшие во время пешего перехода от ментовки до музея ботинки и носки.

– Ну вот, я и закончила, – сообщила госпожа Арней, встала на цыпочки, сняла с верхушки пальмы елочную игрушку и небрежно бросила ее на письменный стол. – Теперь я целиком и полностью к вашим услугам.

 

Глава 7

Ё‑моё!

 

И думал я, капусту жря,

Подумаешь, какая фря!

Омар Спупендайк. Личное

 

Придя в себя, я аккуратно повесил фуражку на рогатую вешалку в углу, машинально провел ладонью по волосам и осторожно присел на тяжелый, даже на вид неудобный стул с резной спинкой. Из запасников музея, наверное. Сама же госпожа директриса разместилась в обитом бордовой кожей элегантном офисном кресле, достала из маленькой сумочки пачку сигарет, прикурила от миниатюрной золотой – честное слово, золотой – зажигалки, не обратив ни малейшего внимания на мое суетливое хлопанье по карманам, и слегка брезгливо, но все равно очень эротично пропела:

– Вы, наверное, по поводу кражи пришли? Так я все в заявлении написала, больше я ничего не знаю. Да и некогда мне, честно говоря, дел по горло, сами понимаете.

Тут она грациозно стряхнула пепел со своей длинной, пахнущей сандалом сигаретки в бронзовую пепельницу, бросила ногу на ногу – я услышал только шорох, из‑за столешницы ничего не было видно – и слегка откинулась на своем троне.

Все‑таки кое‑какой иммунитет я за время работы в органах приобрел, так что быстренько сконцентрировался и принялся обдумывать первый вопрос.

Надо сказать, эта редкая птичка слегка переусердствовала. Совсем чуть‑чуть. Такой женщине не следует тратить свое обаяние на какого‑то малозначительного мента‑стажера, потому что менту‑стажеру, если он не полный имбецил, совершенно понятно, что тут ему ничего не светит, не звенит и даже не пахнет. В общем – нечего ловить. С таким же успехом можно пялиться на фотографию в «Космополитене» – никакой практической пользы, одно расстройство мочеполовой системы. Хотя некоторые таки пялятся и даже ловят от этого кайф, только я не из их числа. Я все‑таки физик по образованию, здраво мыслить умею, так что на понт, даже такой фигуристый, меня не возьмешь, понимаю, что «не бродить, не мять цветов багряных…». Хотя это, кажется, по другому поводу сказано. Но все равно годится.

– Госпожа… Арней, – начал я, напрягая рудименты хорошего воспитания, которого, кстати, так во время учебы и не получил.

В университете, а тем более на физфаке, политесу не уделяли должного внимания, не в пример, скажем, «Демократическим основам современной религии» – был такой обязательный курс. Вел его профессор Рамзаев, богун Рамзай, известный в молодости среди братвы под погонялом Ушан. Его и студенты звали Ушаном, было за что… Но это я так, в порядке лирического отступления.

– Госпожа Арней, я понимаю, что вы весьма занятой человек, однако помощь милиции, братве или Храму – первейшие и почетнейшие обязанности каждого добропорядочного гражданина или гражданки, будь он хоть трижды занят, – выговорил я совершенно бессмысленную тираду, после чего продолжил уже по существу: – Расскажите, пожалуйста, как вы обнаружили кражу. Что вы при этом почувствовали, какие мысли, какие подозрения у вас возникли? Кто, по вашему мнению, мог быть к этому причастен?

Однако рудименты хорошего воспитания давали‑таки себя знать! Откуда у меня это, может быть, от бабки‑польки?

Госпожа Арней, похоже, не обратила на мои светские потуги никакого внимания, однако ответить соизволила. Интересно, она что, не понимает, во что вляпалась с этим чертовым ножиком? Экспертизу ей приспичило проводить, видите ли, историко‑магическую или наоборот.

– Как вам известно, – директриса слегка откинулась в своем кресле, – в запасниках провинциальных музеев можно подчас найти удивительные вещи. Лежит себе какая‑нибудь старая картонка, а на самом деле это ранний Санторский, и стоит он подороже, чем весь остальной музей вместе с его сотрудниками. В художественном смысле, разумеется. И вот я, имея профессиональное магико‑историческое образование и как директор музея, естественно, не могла заинтересоваться, что же у нас там, в подвалах? После прежнего директора остался страшный бардак, вы, наверное, в курсе, что господин Кручек страдал болезненным пристрастием к спиртному. Кроме того, он в нетрезвом виде высказывал совершенно еретические суждения, за что в конце концов и поплатился.

Я действительно помнил, что какого‑то сильно пьющего деятеля культуры забрали в БСБ, после чего о нем не было ни слуху ни духу. Но о том, что это был директор городского музея, слышал в первый раз. «Ах ты стерва ногастая…» – подумал я.

Видимо, физиономия у меня все‑таки брезгливо передернулась, потому что госпожа Арней торопливо сказала:

– Не смотрите на меня так, пожалуйста, не надо. Я кто угодно, только не стукачка, можете мне поверить. Теодор Генрихович действительно очень сильно пил, насмерть, можно сказать, а в пьяном виде его несло. Он даже ко мне приставать пытался, это при моем‑то муже…

– А кто ваш муж? – вежливо спросил я. Наличие влиятельного мужа многое объясняло, хотя бы то, почему эта дамочка так уверена, что с ней ничего плохого не может случиться. Хотя вон тот же Кабан, уж какой был влиятельный человек, однако же, погиб при невыясненных обстоятельствах, ушел, так сказать, служить Ааву…

– Моего покойного мужа звали Семен Самволович Кабанов, – спокойно ответила госпожа Арней, глядя мне прямо в глаза. – И свиньей при жизни он был редкостной, особенно в последний год своей жизни.

Вот такие чебуреки!

Кабанов погиб как‑то по‑дурацки, помню, это дело через нас даже не проходило. Братки там что‑то расследовали, но, насколько мне известно, довольно безуспешно, хотя даже БСБ подключали. Чем все кончилось – не знаю, но, по‑моему, ничем. Вроде бы пришли к выводу, что какие‑то личные враги прострелили его бронированный джип из противотанкового ружья, заряженного наконечником древнего копья, или еще какой‑то бред в этом роде… И про жену его я тоже слышал – от художничков, с которыми выпивал, сплетни какие‑то мистические, так, пьяным шепотком с оглядкой через плечо.

– А зачем вы замуж‑то за него вышли, если он свиньей был? – совершенно по‑хамски брякнул я. – Нельзя было кого‑нибудь поприличней найти?

– Он был сильной свиньей, и у него было большое будущее, – серьезно сказала бывшая мадам Кабан или как это будет… «Свинья», если женского рода? Кабаниха? – Мне по роду выбранной профессии нужен был человек с большим будущим, у кого же его было брать, это будущее, как не у Кабана или ему подобных?

«Странно все‑таки выражают свои мысли эти магистки, – подумал я, – хотя каждая женщина мечтает о сильном мужчине с большим будущим, чего же тут странного… Вот разве что интонации какие‑то жутковатые».

Неожиданно она резким тычком раздавила уже погасшую сигарету, потянулась было за новой, потом передумала и примирительно сказала:

– Знаете, Степан… Григорьевич, пожалуй, я все‑таки сварю кофе, или, может быть, вы вина выпьете?

В шкафу обнаружилась компактная современная электрическая кофеварка, чашки, бокалы и даже бутылка марочного коньяка «Гриднев», я был уверен, что настоящего. Отказываться я не стал, но и пить всерьез не собирался. Разве что в интересах следствия…

– Вы не представляете, Степан, как я стосковалась по цивилизованному обществу, по нормальному человеку, по большому городу, наконец… – говорила хозяйка кабинета, расставляя на письменном столе чашечки и бокалы. – Откройте, пожалуйста, коньяк и порежьте лимон… Вы же образованный человек, вам, наверное, тоже здесь тоскливо… тошно…

– С чего бы… почему вы так решили, что я образованный человек? – сипло произнес я, кромсая несчастный лимон.

– У вас же «поплавок» на лацкане милицейского кителя, – засмеялась моя собеседница… подозреваемая… свидетельница? – И вообще, зовите меня просто Гизелой.

Эк она ловко из подозреваемой в собеседницы перепрыгнула!

– А по батюшке? – поинтересовался я, чтобы восстановить стремительно падающий градус официальности. Знал же из протокола, что зовут ее Гизела Маевна. Гизела Маевна Арней, такое вот фамилия‑имя‑отчество.

– Да все вы знаете, – засмеялась она и как ни в чем не бывало продолжила: – Будьте со мной попроще. Просто Гизела, и все. Вы же в университете учились, так что помните небось, какие легкие девочки были на истмаге? Признайтесь, захаживали к нам в общежитие? Вы, кстати, с какого факультета?

– С физического, – стеснительно признался я. – Факультет общей физики, фофка.

Насчет общежития – нет, не захаживал, хотя и очень хотелось. Только фофки, знаете ли, у магисточек не котировались, по причине отсутствия харизмы или чего там еще им надо было. Но о самих студентках истмага я был наслышан. У них некоторые дисциплины и сдать‑то было невозможно, если с мужиком перед этим не потрахаться, так что… чего уж там!

– О‑о! – уважительно протянула госпожа Арней. – А у меня, признаться, ни одного фофки не было, хотя и общага ваша рядом была. Мы вас боялись. Ходили слухи, что после того, как с фофкой побудешь, наступает зависимость от реальности, и тогда вся твоя магическая карьера полетит псу под хвост. Останется разве что в училки податься, и то в начальные классы. Ну давайте. За альму‑матер!

Принадлежность к одному учебному заведению располагает к сближению. Ах, альма, ах, матер, и все такое. Хотя у этой самой «альма‑матери» детишки бывают любимые и не очень, и все равно… Так что через полчаса мы общались, как говорится, «без напряга».

Мне‑то рассказывать было особенно нечего, разве что про то, как после каждой сессии определенный процент фофок отправлялся в психушку, но, во‑первых, здесь гордиться нечем, да и забавными такие случаи не назовешь. А во‑вторых – даже эти истории были скорее всего выдумкой. По крайней мере при мне никто в психушку не угодил. В армию – да, было, особенно когда начались известные события. Ну, помните так называемый «последний парад»? Вот тогда в армию почему‑то стали лихорадочно набирать студентов, и многие попали под раздачу. Я‑то благополучно перескочил из университета в школу милиции, тем и спасся.

«…Кванты?» – спрашивает меня доцент Тавгер. «Кванты», – отвечаю я. И тогда доцент ставит свой портфель рядом с моим, и там тоже что‑то булькает. «Кванты?» – спрашиваю я. «Кванты», – отвечает доцент Тавгер. И ставит мне зачет. А еще однажды мы пили с Николой и Чипполой, и Никола поспорил с Чипполой, что залезет на закорки Кмагу Шестирылому, ну, помните памятник на площади? А потом приехали менты и всю ночь пытались Николу оттуда снять, потому что сам он слезть не мог. В конце концов…

И дальше в том же духе. В общем, истории мои разнообразием не страдали.

А вот байки госпожи Арней, юной студентки‑магисточки, были гораздо завлекательней и романтичней, и рассказывать их, в отличие от меня, она умела. Эпизоды из жизни сексуально раскрепощенных студенток‑магисток, рассказанные одной из них, это, знаете ли, нечто особенное. Я и пытаться не стану пересказать то, что она мне напела, у нас, на физфаке, в отличие от истмага курс сексуальной раскрепощенности учебной программой не предусматривался. Если бы госпожа Арней вздумала писать воспоминания, от издателей отбоя бы не было. Озолотили бы с ног до головы. Впрочем, денег ей, похоже, и так хватало. После ее студенческих воспоминаний у меня возникло сладкое для каждого мужчины чувство сексуальной доступности собеседницы. Именно оно делает некоторых женщин сущей погибелью для нас, мужиков. Понимаете, нельзя, и все‑таки – можно! От этого рехнешься, пожалуй. И делай с нами что хошь…

Но я все‑таки взял себя в руки, чем весьма горжусь.

– …А скажите, Гизела, как вы узнали, что среди этого старого хлама затерялся ножик самого Аава Кистеперого? – спросил я, с некоторым усилием вспоминая о своей миссии.

– Просто почувствовала, – рассмеялась моя визави, небрежно стряхивая пепел на столешницу и разворачивая ко мне изящно свернутые колени. – Кровь подсказала, что где‑то здесь лежит любимый ножичек прапрапрадедушки.

– Что? – Я чуть не подавился лимоном. – Как это? Кого?

– Ну да. – Историческая магичка потянулась, довольная произведенным эффектом. – Аав Кистеперый – мой пращур. А что, разве не похоже?

Я вгляделся в улыбающуюся магистку и действительно почувствовал в ней что‑то дикое, разбойничье, что‑то опасное, делающее ее еще более погибельной. Я понял, что это правда, все‑таки я был мент и вранье почувствовать сумел бы.

Так что за свою безопасность госпожа Арней действительно могла не беспокоиться, ну а мне на мою было как‑то уже наплевать.

 

Глава 8

Бросьте десять центов…

 

Шелушатся луково

Смятые рубли,

Было счастье – мука ли –

Смолчи, не говори…

А. Молокин. Стареющий хиппи

 

Вы думаете, что рынок – это просто такое место, где одни продают, а другие покупают? Ошибаетесь! Точнее, может быть, во всяких там столицах так оно и есть, а вот в провинции рынок – это место, где торгуют почти все. Кто‑то торгует мясом, кто‑то штанами или носками, а кто‑то собственным рылом, хотя это довольно грубо сказано, но в принципе точно. Торговать рылом – это значит «людей посмотреть и себя показать», а где в маленьком провинциальном городке можно это осуществить? Правильно, на рынке, потому что других подходящих мест либо нет, либо они недоступны по материальным и прочим соображениям. Поэтому на рынке можно встретить длинноногих дамочек в платьях типа «Коктейль» – на местный лад, конечно, но с большой претензией на шик – и на высоченных, как у Тины Тернер, каблуках. При дамочках имеются разнокалиберные мужья и бойфренды. Мужья, как правило, следуют за своими женами в кильватере и отягощены многочисленными пакетами, физиономии у них весьма озабоченные. Хотя главная их забота – оторваться от дражайшей супруги хоть на пяток минут, чтобы пропустить стаканчик паленой водки в местной забегаловке. А бойфренды – те режут рыночную толпу перед своими подружками, словно ледоколы какие, между делом демонстрируя свободу, то есть оценивающе разглядывая встречных и поперечных женщин, расплачиваются, демонстративно доставая деньги из широких штанин и так же небрежно сгребая сдачу в карманы.

Провинциальные рынки одинаковы во всех Россиях.

Сюда по выходным приходят целыми семьями, с бабушками и дедушками, с детишками в колясках. Получается этакий семейный «выход в свет». Какое удовольствие можно получить таким образом – честное слово, не знаю, но ведь получают.

И только небольшую часть рыночной публики составляют профессиональные покупатели, вернее, покупательницы, а именно – бодрые, чрезвычайно подвижные бабуси с накрашенными сухими губками, вечно перегораживающие своими крупногабаритными задницами и без того узкие проходы меж рядами. Для них рынок – это и клуб по интересам, и информационный центр, и, опять же, место самоутверждения.

Впрочем, что это я развел философию? По нашему дурацкому плану, я должен найти подходящее местечко и заняться зарабатыванием денег, то есть выступить в роли уличного музыканта. То есть рыночного. В моей родной России множество уличных музыкантов, но дома я до этого никогда не унижался, даже если бабок совсем не было. А здесь вот пришлось… С другой стороны, мы в этой России должны работать вроде как «под прикрытием», и то, что я как бы прикидываюсь, здорово раскрепощало.

Женщины, когда изменяют мужьям, тоже обуты не в домашние шлепанцы, нет, большинство измен случается, когда женщина соответствующим образом одета и при макияже, так сказать, в полной боевой раскраске. Вот этот‑то макияж и создает некую защитную маску женщины, она как бы работает «под прикрытием» и делает то, что в ином случае никогда бы не сделала. Еще бы! Большую часть грехов принимает на себя маска, макияж, который легко смыть и чувствовать себя совершенно не ответственной за то, что натворила.

Статью что ли накропать? «Роль макияжа в супружеской неверности» или что‑нибудь в этом роде. И разместить в Интернете. Тут я вспомнил, где нахожусь и что Интернета здесь может и не быть, кроме того, действовать нужно по плану и так далее…

В общем, я – уличный музыкант. Я играю и пою, Люта собирает деньги с благодарных слушателей, а Костя нас с Лютой крышует. При таком варианте рано или поздно появляется местная братва, которая, как я понял, здесь обладает совершенно легитимной властью, и, так сказать, знакомится с нами. В процессе знакомства Костя проявляет крутость, я получаю заслуженное признание – скорее всего по морде, – а Люта всех наповал очаровывает. Таким образом, мы без особенных проволочек попадаем в низы – это для начала – местного высшего общества. Что и требовалось доказать. Стратег хренов!

Я расстелил полосатый половичок, одолженный нашим хозяином с непременным условием вернуть, освободил от тряпья гитару и поставил перед собой раскрытый портфель, чтобы почтенной публике было куда бросать монеты. Портфель одолжил, кстати, тот же дед. Люта молча встала за моим правым плечом. На ней был тот же легкомысленный хитон с разрезами по бокам, и, пусть сегодня было не очень холодно, смотреть на Люту все равно было зябко. Хотя, похоже, ради нее сегодня с утречка даже солнце выглянуло, а то я было подумал, что в этих краях всегда пасмурно – ан нет, вон оно, солнышко, скользнуло по струнам теплой ладошкой. Пустячок, а приятно!

Я подстроил инструмент и потихоньку принялся наигрывать старую‑престарую городскую балладу. По‑моему, эта песня называлась «Десять центов», «Дайм», и сочинили ее давным‑давно в Америке, во времена Великой депрессии. Музыка мне очень нравилась, но текста я так нигде и не нашел. Ни русского перевода, ни английского варианта, так что я быстренько сочинил какую‑то мало‑мальски правдоподобную отсебятину, которую и предложил местной публике. На предмет определения ее музыкальных пристрастий. А вдруг эта песенка здесь не знакома и все подумают, что я музыкальный гений?

 

Город опустил тяжелый взгляд,

Память нашу украл,

Что же ты проходишь мимо, брат,

Что ж ты отвернулась, сестра?

 

Я стою с гитарой у метро,

Я с удачей нынче врозь,

Молча подойди и память тронь,

В кепку мелкий никель брось.

 

Помнишь, брат, когда‑то мы с тобой

Вместе брали перевал?

На двоих патроны, зной и боль,

И меня ты товарищем звал.

 

Я, как пес, ловлю знакомый взгляд

За автомобильным стеклом,

Бросьте десять центов, я ж ваш брат,

Просто мне не повезло.

 

Помнишь, как братались мы с тобой,

В хлебе, женщинах и вине,

Помнишь запах глины пороховой,

Помнишь утром росу на броне?

 

Я как пес ловлю родной твой взгляд

За автомобильным стеклом,

Брось мне десять центов, я ж твой брат,

Просто мне не повезло…[4]

 

Песенка, видимо, была вполне в местном духе, потому что вокруг меня образовалась небольшая толпа, видимо, блюз, а именно в таком стиле я исполнил «Десять центов», был не совсем чужд этому странному городку, а стало быть, существовала надежда, что ему вообще не чуждо ничто человеческое. В портфель с мягким стуком посыпались мелкие монетки, потом стук сменился тихим звоном. Моя напарница что‑то тихо говорила публике, но я не слушал. Все‑таки мне было стыдно. Какая‑то шустрая бабулька ловко просунулась сквозь сгрудившихся поодаль басисто перешептывающихся подростков и спросила:

– Милок, а ты только в валюте берешь, или в деревянных тоже можно?

Я кивнул, сделав вид, что подстраиваю гитару. Публика развеселилась. Раздались советы, в том плане, что лучше всего натурпродуктом и побольше. Бабулька не растерялась, выудила из пакета фуфырик с чем‑то мутным и ловко сунула мне под бок.

– На‑кось, милок, взбодрись маленько, а то уж больно грустная у тебя музыка.

– Вот это дело! – одобрили в толпе.

Надо было продолжать, но ничего подходящего почему‑то не приходило в голову, кроме идиотской фразы «У меня есть доллар, доллар, чтоб пожрать…». Я мотнул головой, но это не помогло. «…значит, у нас есть доллара два, на выпивку хватит едва…» – глумливо вякнуло где‑то в мозгах. Так и побить могут, да еще и гитару сломают. Русское надо что‑то, русское, уговаривал я себя и наконец уговорил. Когда‑то давно, в другой, не в той, которая «здесь», и не в той, которая «там», а в настоящей России, в доме над крутым берегом, эту песню пела моя бабка, и вот я ее вспомнил…

 

Это было давно, лет пятнадцать назад.

Вез я девушку трактом почтовым.

Круглолица, бледна, словно тополь стройна

И платочком покрыта шелковым.

 

Попросила она, чтоб я песню ей спел,

Я запел, а она подхватила.

Кони мчались стрелой, словно ветер степной,

И несла их нечистая сила.

 

Вдруг казачий разъезд перерезал нам путь.

Тройка тут же как вкопана встала.

Кто‑то выстрелил вдруг прямо в девичью грудь,

И она, как цветочек, увяла.

 

Перед смертью она рассказала мне все,

Что недавно с тюрьмы убежала…

– Знать, судьба такова – молодой умереть.

Я свободы народу желала…

 

Посмотрите, вдали холм высокий стоит,

Холм высокий, поросший травою.

А под этим холмом крепко девушка спит,

Унесла мою песню с собою.[5]

 

С ужасом я почувствовал, что каким‑то странным образом, аккомпанируя себе, снова ухитряюсь сбиваться на блюз, совершенно неуместный в этой песне, но публика ничего не заметила, а может быть, просто сочла это такой творческой манерой… Публика, конечно, дура, но иногда она бывает права. Ведь по сути своей это и есть блюз. Блюз – это когда человек разговаривает с Богом, и тот его слушает… И не важно, на каком языке этот человек разговаривает, настоящему Богу это все равно, он понимает.

Народ пригорюнился. Некоторые перетаптывались, словно им хотелось уйти, но не решались. Потом толпа раздалась в стороны, словно кто‑то нагло, по‑хозяйски раздернул надвое пестрый ситцевый занавес, и передо мной оказались двое круглоголовых стриженых молодчика, одинаковых с лица, в кожаных куртках и темных брюках, как ни странно, со стрелками.

«Братки, – подумал я. – Сейчас будут бить! Только бы гитару не тронули. Где же этого чертова Костю‑героя носит?»

Братки, однако, сразу бить не стали. Один, тот, у которого поперек головы протянулся белесый шрам, присел передо мной на корточки и спросил:

– Ну, чего закочумал? Играй дальше, давай, коли взялся.

Второй между тем, тоже присев на корточки, деловито копался толстыми пальцами в содержимом открытого портфеля. Меня слегка передернуло, будто он за пазухой у меня копался, но я промолчал. Где же носит этого кретина Костю?

– Херня, – сказал тот, который копался в мелочи, отряхнул пальцы, словно ковырялся в дерьме, ловко выдернул у меня из‑под бока фуфырик, вырвал полиэтиленовую затычку крепкими зубами, глотнул, сплюнул и повторил: – Херня.

Наверное, это было его любимое словечко.

Первый встал, отряхнул штаны, неодобрительно посмотрел на меня, потом приказал – именно приказал, такие дела…

– Чего хлебало‑то разинул, работай давай, сказано ведь! Или не понял?

От братка мощно несло пережаренным луком и чем‑то еще. На перегар это было не похоже. Так пахнет… В церквях так пахнет. И еще на кладбищах. Ладаном от него пахло, вот чем!

Я неуверенно взял несколько аккордов, музыка почему‑то разваливалась в пальцах, словно дешевая печенюшка, но возражать не стал – еще грохнут по голове моей же гитарой, а гитару было жалко. Не голову, голова – черт бы с ней, раз она такая дурная, что поверила этому героическому прохиндею. О Люте я почему‑то не подумал, забыл, наверное. И в это время, растолкав саму собой проредившуюся толпу, появился герой Костя. Наша крыша, так сказать. Дырявая, как колготки Снегурочки по вызову в конце новогодней ночи.

– О чем базар? – весело спросил он, оглядывая присутствующих.

Выглядел наш герой, надо сказать, весьма и весьма! Где он только откопал эту кожаную куртку с ржавыми подпалинами? Купил? Сомневаюсь, скорее выменял у какого‑нибудь бомжа, только вот на что?

Одинаковые с лица братки презрительно покосились в его сторону, тот, который со шрамом, даже снизошел до ответа:

– А тебе не все равно?

Костя совершил несколько замысловатых телодвижений в стиле Чака Норриса, демонстрируя свою крутость, что не произвело на братков ровным счетом никакого впечатления, после чего сообщил:

– Крышую я эту команду! Понятно?

– Не понял, – сказал один браток.

А второй прокомментировал:

– Херня!

– Чего ты не понял? – угрожающе подпрыгнул Костя. – Сказано же, отвали!

– Маляву покажь! – потребовал браток со шрамом. – То есть лицензию.

Тут Костя, похоже, слегка опешил. Рефлекторным движением он пригладил длинные волосы, сразу выпав из образа «братка», и спросил:

– Какую такую лицензию?

– Обыкновенную, – отрезал браток. – Утвержденную смотрящим по городу, тот есть мной, Гинчей, местным отделом милиции и, наконец, Паханом нашим, то есть покровителем небесным, Аавом Кистеперым. То есть не самим, конечно, а главным богуном местного храма Левоном‑Кистенем. Чего молчишь? Нету лицензии?

– Замочу! – неожиданно истерически взвизгнул Костя и подпрыгнул, норовя заехать пяткой в челюсть этому самому Гинче‑смотрящему, но второй браток сказал свое любимое «херня» и отправил нашего героя в нокаут. Как‑то очень обыденно, словно окурок выкинул. Вот и все. Рухнула наша дырявая крыша.

Первый браток пробормотал что‑то вроде «Сплошной беспредел, обрадовались, гады, что Кабана замочили…», потом посмотрел на меня и сказал:

– А ты чего вылупился, бардель‑менструель? Тебе сказано, работай, вот и работай. А с этим придурком мы разберемся. Никто тебя гнать отсюда не собирается. Вечером зайдешь, зарегистрируешься, заплатишь налог, ну и там, за место, как положено, чтобы все чики‑чики было, то есть по понятиям. Понял?

– А куда зайти‑то? – ошарашенно спросил я. – Я ведь недавно здесь лабаю и вообще в вашем городе второй день, так что не знаю пока никого.

– Во‑он за тем углом, там у нас офис, контора, короче. «Ниссан» называется, в общем, сам увидишь. Спросишь Гинчу, меня то есть. Вместе с телкой своей, ей тоже регистрация полагается. И прописка. Усвоил? А что никого не знаешь, так это шелуха. Сплюнь. Узнаешь. И тебя узнают, а дальше – как получится, ну давай…

– Ниссан – это японский ресторан? – ошарашено спросил я. – Вы что, ребята, из якудзы?

– Дура, – почти ласково ответил Гинча. – Ниссан – это мой первый джип, машина такая, не знаешь, что ли?

После чего любитель джипов повернулся к своему сотоварищу и сказал:

– Забирай этого придурка и пошли. Давай, Гонза, не тормози, часики‑то тикают!

Неразговорчивый Гонза легко встряхнул нашего героя, посмотрел на меня выразительно и, как мне показалось, со значением и потопал за своим приятелем. Или начальником? Нет, начальники не здесь, начальники в зоне, а здесь, наверное, старшие. С ударением на «и».

Первым моим желанием, когда парочка, уводя понурого героя Костю, скрылась из видимости, было смотаться отсюда поскорее, сделать ноги, так сказать, свалить, и все такое прочее, но, вспомнив, как на меня посмотрел Гонза, я решил немного повременить, тем более что бежать мне было некуда. Да и Люта, похоже, никуда уходить не собиралась. На всю эту безобразную сцену она смотрела с откровенным любопытством, а на братков, по‑моему, даже с симпатией. Ей что, на Костю совсем наплевать, что ли? Ну и дела!

Публика не расходилась, а может быть, подошла новая, так что нас по‑прежнему окружала небольшая толпа. Не толпа, так, толпишка. Внезапно народ снова пришел в движение. Толпа раздалась, и передо мной появился звероватого вида мужик, курносый, с бугристым красным лицом, в какой‑то невероятной грязно‑коричневой хламиде, подпоясанной вервием. «Богун… богун», – бормочущими волнами прокатилось в толпе и стихло.

Богун молча подошел ко мне и принялся внимательно рассматривать. От его взгляда мне стало неуютно и захотелось зачехлить гитару. Богун явно чего‑то ждал от меня и досадовал на мою несообразительность. Наконец я не выдержал и спросил:

– Что вы хотите?

– Играй, – низко приказал богун и отступил назад и немного в сторону.

«Вот ведь, еще и богун этот на мою голову… – подумал я, теряясь под тяжелым разбойничьим взглядом. – Надо играть».

И я начал:

 

Давайте восстановим Храм,

Не будем мелочны и скупы

И золотой воздвигнем купол

Над бестолочью наших драм.

 

Жизнь прошагала по костям,

Жизнь душу стравливала с телом,

Но время каяться приспело,

Давайте восстановим Храм!

 

Мы все – холопы. Каждый дран.

В судьбе страны, такой негладкой,

Все на крови – любая кладка,

И все же восстановим Храм!

 

Чтоб вновь начать отсчет годам,

Чтобы безвременье рассеять,

Хотя б во имя милосердья,

Давайте восстановим Храм!

 

Пусть, озаряя лица нам,

Храня от нового распада,

Души затеплится лампада,

Давайте восстановим Храм![6]

 

– Восстановим, значит, – хрипло сказал богун. – Только сначала порушим, а потом восстановим. Вон, стало быть, как. Ладно, пой, убогий, не свое поешь – верхнее. Пой, разрешаю.

«Богун, богун…» – замирая, шелестело в толпе.

Теперь я работал здесь, на рынке, так сказать, на законных основаниях, а стало быть, просто так уйти не имел права. Пока в моем товаре была нужда. Поэтому я покосился на Люту, которая во время всей этой трагикомедии не произнесла ни слова, – девушка скованно кивнула мне в ответ, и я взялся за гриф…

 

Там вдали в притоне Сан‑Франциско,

Где бушует Тихий океан,

Как‑то раз вечернею порою,

Разыгрался дикий ураган…

 

Работать так работать, чего уж там. Ну, публика почтенная, держись!

 

…Значит, я с сестрой имею дело,

И к ее ногам упал он вдруг…

 

 

Глава 9

Героизм по наследству

 

Разве плохо по земле пройти пешком?

Без ботинок, без сапог, босиком?

Только чтоб нигде коварное стекло

Твоих ног босых в траве не стерегло

Песенка хиппи

 

Герои, как известно, бывают режущие и рубящие, стреляющие и попадающие. А также, соответственно, зарезанные и зарубленные, застреленные и попавшие, а также промахнувшиеся, а стало быть, тоже застреленные. А еще потомственные. Так что профессию героя я не выбирал, просто была вакансия в героическом отделе службы межмирового равновесия, СМР, сокращенно, вот меня на эту вакансию и взяли. По рекомендации моего папаши. Хотя в детстве для меня мой герой‑отец был таким же редким явлением, как северное сияние на экваторе. Старожилы отдела, рассказывают, что предок мой был герой хоть куда! И вот однажды он появился и решил мою судьбу. Так что в «самурайке»[7]я оказался неожиданно для себя, но закономерно для всех окружающих.

Сколько я себя помню, никогда не мечтал стать героем. Честно говоря, я вообще не знал, куда себя деть. В незрелом возрасте пошлялся по разным мирам нашей разноликой вселенной и ничего подходящего для себя не нашел. Был даже в мире хиппи, есть и такой, так еле ноги унес. Люди‑цветы – это, конечно, здорово, но видели бы вы, какие из этих цветочков вырастают ягодки! Свобода в обязательном порядке с регулярным приемом наркоты и принудительной половой распущенностью – это все‑таки, мягко говоря, не по мне. Ну, представьте, что вас возжелала этакая хроническая хипповочка килограммов под сто двадцать, да еще, мягко говоря, в возрасте? И отказать – не моги, потому как оскорбишь в лучших чувствах, а никого оскорблять нельзя – неправильно это, не по‑хипповому. Все живое, видите ли, имеет право на счастье. А что одному счастье, то другому лютая беда и блевантин – это уже, извините, побочные эффекты. И что ведь странно, не вымирают они при таком образе жизни. Воистину живуч человек, ох, как живуч!

Наконец попал в мир звукарей. Тоже чем‑то этот мир на хипповый смахивал, только не такой долбанутый, во всяком случае, эти самые звукари работают, у них даже цивилизация какая‑то имеется, хотя воюют между собой постоянно. Рокеры с попсами, народники с джемами, но это так, декоративные войны, хотя и не без жертв. И боги у них подходящие – мне понравились, Леннон, Стравинский, Хендрикс, в общем – достойные боги. Мессия у них там был забавный, Лабухом звали, он от них улетел, так вот они все его дожидались.

Я там публиком устроился, то есть слушателем, потому что музицировать все горазды, а вот слушателей раз‑два и обчелся. Только неустойчивым этот мир оказался и скоро сдрейфовал к банальному феодализму. Плавно переходящему в дикий капитализм. Мне бы по молодости и это сгодилось, только в один прекрасный день появляется откуда ни возьмись мой дорогой родитель, герой в четырнадцатом поколении, и настоятельно требует, чтобы я немедленно вернулся в родные пенаты. В Межмирье то есть. А настоять на своем, надо сказать, мой папа умеет и делает это весьма энергично.

Я хотел было отсидеться в таверне у старины Марди, да только папаша мой быстренько меня нашел, местного лорда‑капельмейстера упоил – почитай целый винный погреб опустошили, в легенды вошли, – и забрал с собой. Нечего, говорит, фамилию позорить.

Короче говоря, я и пикнуть не успел, как оказался в родимой «самурайке» на малопрестижной должности героя‑стажера. А уже через неделю пилил с грузом подарочного холодного железа по какому‑то занюханному технофеодальному мирку. В сам‑то мирок меня, конечно, отправил штатный бард, но у того то ли гитара была расстроена, то ли сам он не проспался как следует, поэтому очутился я в месяце пути от места назначения. А холодное железо – оно еще и тяжелое, между прочим.

Штатные барды – они вообще халтурщики. Ну что это такое – бард на окладе?

Так вот я и попал в герои.

Первичную героическую подготовку, а также вторичную, я получил уже после выполнения первого задания. Как я его выполнил – это отдельная история. Спасибо байкерам‑драконоборцам, а то сгинуть бы мне в тамошних весях как пить дать.

Только вот что я вам скажу: вся эта героическая подготовка ничего не стоит без главного. А что главное в



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: