Форма и цвет:
Парочки.
Цель: закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, большой, маленький.
Дети вместе с воспитателем рассматривают шишки. Воспитатель интересуется: «Шишки одинаковые по величине?» Затем предлагает: «Возьмите по одной большой шишке. Найдите ей пару - маленькую шишку. Попробуйте спрятать в ладонях большую или маленькую шишку. Возьмите маленькую шишку в правую руку, а большую в левую руку. Что можно сказать о величине маленькой шишки по сравнению с большой? Что можно сказать о величине большой шишки по сравнению с маленькой шишкой. (Большая шишка больше маленькой шишки)
Путаница.
Цель: закрепить умение различать и называть плоские геометрические фигуры.
На столе у детей круги квадраты, разделенные на две части. Воспитатель предлагает детям помочь ей собрать фигуры, используя для этого картинки с контурным изображением кругов квадратов. Затем проверяет правильность выполнения задания и выясняет название фигур.
Строители.
Цель: упражнять и сравнивать две группы предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько - сколько.
У детей на столе по 5 кубов и 4 призмы. Воспитатель просит помочь построить домик. Она спрашивает, что понадобится для строительства домика? Какие фигуры есть на столе? (Предлагает рассмотреть все кубы в ряд) Что нужно положить на кубы, что бы получился дом? (Крышу)
Дети находят фигуры, похожие на крышу, достраивают дома.
Волшебный мешочек.
Цель: упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, круг, треугольник)
|
Воспитатель последовательно показывает детям шар и куб. Уточняет название, форму и цвет фигур. Затем кладет фигуры в мешочек.
Дети по очереди нащупывают фигуры, называют их и показывают остальным, что бы проверять ответы.
Найди свой домик
Цель: совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от размера.
На полу лежат круг, квадрат, треугольник (большого размера).
Дети беру с подноса по одной геометрической фигуре, и называют ее форму и цвет. По сигналу воспитателя ребята начинают двигаться по игровой комнате, по второму сигналу находят свои домики: те, у кого круг в руках, бегут к кругу, те, у кого квадрат к квадрату и т. д. Когда дети разберут свои места, воспитатель просит обосновать свой выбор.
Забавный зайка.
Цель: совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от размера.
На картинке изображен заяц, состоящий из геометрических фигур. Воспитатель: Из каких фигур состоит этот забавный заюшка? Поставьте в красном треугольнике столько точек, сколько треугольников отыщите на рисунке, а в синем круге - столько точек, сколько найдете кругов.
Необычный дом
Цель: закрепить знания детей геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, и основных цветов.
В доме живут Желтый и Зеленый гном. Раскрасьте прямоугольные детали дома в синей цвет, квадратные - в желтый, а треугольную - в красный. Кто на каком этаже живет, если известно, что Зеленый гномик живет выше Желтого?
|
Найти недостающую часть.
Цель: научить ребенка сопоставлять предметы и их части, развивать наблюдательность и зрительное восприятие.
Взять карточки, при помощи них можно попросить ребенка найти часть от предмета, спросить какую часть забыл дорисовать художник, если игроков несколько можно устроить соревнования.
Подбери по форме.
Цель: закрепить знания ребенка о цилиндре и других геометрических фигурах
На столе расставлены предметы: мяч, клубок ниток, апельсин, стакан, банка, коробка. Воспитатель уточняет название предметов и предлагает разделить их на две группы по форме
После выполнения задания, воспитатель просит ребят назвать, какие предметы имеют круглую форму и подобрать соответствующие геометрические фигуры. Воспитатель обращает внимание на цилиндр, даёт ему название и объясняет, что цилиндр похож на валик. Дети вместе с воспитателям ищут сходство и различие между шаром и цилиндром.
Четвертый нужный.
Цель: научить ребенка подбирать предмет из определенной группы.
Разложить все карточки изображением вверх в удобном для всех игроков месте. Ведущий выкладывает три карточки однойтематической группы. Игроки должны определить, что это за группа, и средикарточек, лежащих на столе, найти четверную, так же относящуюся к этой группе.
Геометрическое домино
Цель: упражнять в сравнивании предметов по величине.
Для игры необходимо подготовить набор геометрических фигур, разных по величине (большие и маленькие) и цвету
Воспитатель дает разные задания.
Найди два красных круга.
Выбери все фигуры одинакового цвета
|
Найди все одинаковые треугольники и т. д.
Количество и счет:
Собираем урожай.
Цель: учить детей сравнивать множества.
Воспитатель показывает картинку. Настала пара собирать урожай. Гномик хочет узнать, чего у него больше выросло в саду: груш или яблок? Подскажите ему, чего больше: груш на грушевом дереве или яблонь на яблоне? На сколько? Считайте, сколько груш и сколько яблок упало на землю.
Что изменилось.
Цель: учить называть числительные от 1 до 5
На доске - числовой ряд от1до5. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает цифру 2. Открыв глаза, ни называют «пропавшую цифру» и ставят ее ряд. При повторном проведение игры цифры может убирать кто - ни будь из детей.
Отгадай
Цель: упражняться в счете.
У детей по картинки с разным количеством предметов.
Воспитатель хлопает в ладоши, дети должны поднять картинку с таким количеством предметов сколько раз хлопнул воспитатель. Ребенок должен объяснить, почему он поднял такую картинку.
Кто за кем.
Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета
Дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и нанизывают число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку.
Сравнение: много - мало
Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».
Попросить ребенка назвать одиночные предметы или предметы, которых много (мало). Например: стульев много, стол один, книг много, животных мало. Положить перед ребенком карточкиразного цвета. Пусть зеленых карточек будет- 7, а красных -5. Спросить каких карточекбольше, каких меньше. Добавить еще 2 красные карточки. Что теперь можно сказать?
Где больше?
Цель: научить устанавливать равенство между двумя группами предметов.
Для игры необходимо подготовить два больших круга или обруча и набор геометрических фигур. Воспитатель предлагает взять по одной цифре из набора и поместить в любой из кругов. Пусть дети сравнят, в каком круге получилось больше фигур, а в каком меньше. Посоветовать ребятам сделать так, что бы количество фигур стало одинаково в обоих кругах. Затем дети закрывает глаза, и воспитатель убирает одну из фигур. Открыв глаза дети должны понять, что изменилось.
Подумай и ответь
Цель: упражняться в счете в пределах 2
Воспитатель предлагает детям подумать и сказать, чего у всех и у каждого из них по два, а что по одному.
Ориентировка во времени:
Что наступило
Цель: учить различать части суток: утро – вечер, день – ночь.
У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Воспитатель задаёт вопрос:
- Когда петушок раньше всех встаёт?
- Когда дети играют на улице? И т. п.
Тот ребёнок, у которого на картинке изображено утро(день, показывает свою картинку и говор
Что за чем?
Цель: Закрепить представление детей о последовательности частей суток.
Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос:
- Утро. А за ним? (Поймавший отвечает на него – день, и бросает мяч воспитателю. И т. д.
Подумай и скажи.
Цель: Закрепить представление о временах суток.
Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос:
- Что дети делают ночью дома?
- Что делают днём?
- Работает ли кто-нибудь ночью? Если да, то кто? И т. д
Определи время суток.
Цель: Учить правильно употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера».
У детей карточки, на которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определённому времени суток. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, затем называет определённое время суток, например вечер. Дети, у которых есть соответствующая картинка, должны поднять карточку и рассказать, почему они считают, что это вечер. За правильный и хорошо составленный рассказ ребёнок получает фишку.
Ориентировка в пространстве:
Что где находится.
Цель: закрепить ориентировку на листке
Воспитатель беседует с детьми. Какое общее название можно дать предметам в верхней строчке? (игрушки) В нижней сточке? (насекомые) Скажите, что находится между юлой и пирамидой? Что находится над стрекозой? Что находится под погремушкой? Нарисуй слева от апельсина яблоко, а справа от апельсина - банан. Назови одним словом все предметы во второй строчке сверху (фрукты)
Где гремит погремушка
Цель: развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.
Дети встают в круг и закрывают глаза. Ведущий подходит к кому-нибудь из детей и гремит погремушкой (спереди, сзади, слева, вверху, внизу, Ребенок называет направление, где гремит погремушка, в случае правильного ответа может стать ведущим.
Выше - ниже
Цель: учить сравнивать предметы по высоте
Ведущий встает в круг и начинает е очень высоко бросать мяч вверх и ловить его. Играющие дают ему задание «брось выше». Потом говорят ниже и т. д.
Угадай что изменилось.
Цель: развивать память и внимание.
Воспитатель раскладывает на столе колечки и предлагает детям запомнить их порядок расположения. Дети закрывают глаза. Воспитатель меняет колечки местами. Дети открывают глаза и определяют, что изменилось.
Прыгаем ближе - прыгаем дальше
Цель: усовершенствование слов далеко и близко
На ковре разложены шнур:2 близко друг к другу и два далеко друг от друга. Воспитатель спрашивает у детей, как расположены шнуры, и предлагает через них перепрыгнуть. Затем выясняет у ребят, далеко или близко они прыгнули.