Организация занятий с детьми с нарушениями слуха в домашних условиях




Для глухого ребенка, как и для любого дошкольника, основной ведущей деятельностью является игра. Поэтому занятия должны проводиться в игровой форме. Каждая игра должна подчиняться решению какой-то определенной учебной задачи. Это будут дидактические игры. Они ни в коем случае они не должны вытеснять из режима ребенка самостоятельную игру.

В зависимости от учебной цели, которую ставят перед собой родители, занятие можно проводить сидя на полу (на ковре), перед зеркалом, на прогулке, но со временем такого рода игры-занятия нужно будет проводить только в установленном родителями месте. Приступая к занятиям с ребенком, надо помнить, что кроме конкретных заданий: развить у ребенка внимание, наблюдательность, умение подражать, память, подготовить к усвоению речи - стоит задача огромной важности: воспитать у ребенка интерес к учению, любознательность, умение сосредоточенно работать, радоваться успехам, преодолевать трудности. Это качества, необходимые каждому человеку. Вооруженный ими, глухой человек может достигнуть таких высот своего развития, на которых ему откроется все многообразие, вся красота и радость жизни (Б.Д. Корсунская, 1970).

Начав обучение ребенка в раннем возрасте, родители должны быть очень осторожны, чтобы не утомить его, не вызвать у него неприязни к занятиям; поэтому следует строго придерживаться перечисленных ниже правил, иначе быстрый успех в начале учения может смениться отрицательным отношением ребенка к занятиям.

С самого начала занятия должны проводиться весело, интересно. В процессе занятий нужно поощрять и подбадривать ребенка. Постепенно приучать его к систематическому труду - учению. Не стоит удивляться и не следует сердиться, если на первых порах ребенок не захочет заниматься, будет убегать или просто закрывать глаза, понимая, что это отличное средство избавиться от неинтересного занятия. Начиная заниматься с ребенком, ставя перед собой задачу выполнить все то, что дано родителям в качестве программы обучения, сознавая важность обучения, они должны твердо помнить, что обучение - это единственный путь формирования речи, не только средство развития умственных возможностей глухого ребенка, но и одно из могучих средств воспитания его личности, характера, умения жить в коллективе. Нельзя делать никаких уступок в соблюдении ребенком норм поведения. Например: надо, чтобы ребенок принес игрушки к занятию. Он балуется, не хочет. Быстрее самому принести игрушки, чем заставить это сделать ребенка. В другом случае он не обращает внимания на замечание сесть или вымыть руки. Родителям жаль дорогого времени, пусть лучше больше прочитает. Кажется, что родители поступились мелочью во имя важного. Нет. Они принесли в жертву более существенное. Ребенок начинает проявлять небрежность уже в самих занятиях. Так, он кое-как складывает фигуры из палочек, а ведь надо воспитать у него внимание, точность, подражание. Вот он небрежно дактилирует слово, нечетко повторяет знаки. Здесь уже снисходительность - прямая помеха результатам обучения. Во всех случаях уступка родителей - угроза воспитанию личности ребенка.

Корсунская Д.Б. указывает на то, что все эти требования следует выполнять неукоснительно. Кроме того, следует не забывать: воспитывая у ребенка навыки правильного поведения, непременно сочетать это с обучением соответствующему слову. Благодаря этому удастся ввести в словарь ребенка такие важные для воспитания поведения слова, как можно, нельзя, надо, верно. А ведь от этих первых - нельзя, не разрешаю, можно - зависит успех воспитания. Само по себе слово нельзя, разумеется, не имеет магического действия. Оно станет значимо для ребенка только в том случае, если будет правильно и неизменно с ранних лет использоваться теми, кто с ним общается. Суть употребления такого рода слов состоит не только в том, чтобы научить ребенка понимать их значение и запомнить их, но в том, чтобы на основе умелого их применения в общении с ребенком воспитать у него нормы поведения, знание того, что можно, а чего нельзя делать. К четырем-пяти годам ребенку необходимо объяснить, почему именно нельзя так поступать. Последнее как раз и приводит к формированию более сознательного поведения.

Как можно скорее надо вводить в обиход ребенка такие необходимые в жизни слова, как хорошо, плохо, спроси, попроси, помоги, поблагодари, сделай сам, не кричи, молодец и т.д.

Воспитывая ребенка, обучая его тем или иным действиям и каждый раз, при этом пользуясь соответствующими словами, можно научить его понимать их.

Как ни коротки и ни просты занятия с ребенком, следует обязательно к ним заранее готовиться. Подготовка к занятиям и их организация происходят так (по Корсунской):

Если другие члены семьи могут заниматься с ребенком, происходит разделение между ними обязанностей по обучению. Например, отец утром делает с ребенком зарядку (это одновременно и упражнение на развитие подражания), выполняет гимнастические упражнения или проводит игру. Мать играет, упражняя и развивая его внимание, умение подражать на другом материале. Бабушка займется этим же на прогулке, используя для этой цели другую игру. После обеда сестренка или брат поиграет с ним. Придя с работы, отец, а перед сном мать уделяют ребенку по 5-10 минут на упражнения в подражании. В общей сложности это не более 60-75 минут в течение дня, с большими перерывами. Нельзя заменять эти несколько коротких занятий двумя (по 30-40 мин).

С ребенком двух лет можно заниматься, начиная с 5-8 минут с последующими десятиминутными перерывами, в общей сложности не более 25 минут. С ребенком 3-4 лет - 35-40 минут (два занятия с десятиминутным перерывом между ними). Для каждого занятия необходимо подбирать упражнения, разнообразные по содержанию, форме и характеру проведения; так, в первое занятие включается одна игра на развитие подражания, другая - на развитие памяти или совершенствование внимания. На втором занятии - упражнения на развитие дыхания, голоса, слухового восприятия или обучение чтению.

Надо чередовать порядок упражнений: сегодня начать с подражательных игр, завтра - с игр на развитие внимания, в другой день - с обучения произношению. Ни в коем случае нельзя перегружать ребенка упражнениями, даже если они разнообразны и интересны ему. Родители следят, чтобы ребенок не утомлялся. Ребенок начал вертеться, отвлекаться, зевать - значит, он устал. Обязательно чередование упражнений, связанных со зрением, с упражнениями на осязание; упражнений, которые ребенок выполняет сидя, с такими, в которых ему придется двигаться; упражнений, требующих от ребенка сосредоточения и большого внимания, с полным отдыхом.

Начинают и заканчивают занятие по твердо установленному сигналу. Например, поднятие руки, хлопки или складывание рук на коленях, при этом родитель говорит: “Будем играть” или “Будем заниматься”. Закончив занятие, можно сказать: “Конец” или “Всё”. Условие это очень важно для воспитания организованности малыша. Если не установить такой порядок с самого начала, дальше будет сложнее, и организация занятий будет отнимать много времени и сил.

Корсунская Д.Б. отмечала, что важно помнить: если дан сигнал к началу занятий, больше отвлекаться нельзя до тех пор, пока не будет дан другой сигнал - отбой. Заметив усталость ребенка, нужно дать этот сигнал. Не стоит ждать, чтобы ребенок сам прекратил занятие.

Переходя к новым упражнениям, главное не забывать повторить проводившиеся ранее. Чем младше ребенок, тем чаще необходимо повторять одни и те же упражнения и игры. С вечера, например, можно записать в специальную тетрадь план занятий с ребенком на следующий день. При план пишется на левой стороне развернутой тетради. Задания берутся из программы, которую порекомендует сурдопедагог, не забывая, что они должны быть разнообразными. Каждое задание пишется в строчку. С правой стороны тетради против каждого задания записываются, какие трудности родители испытывали при обучении, какие затруднения возникали у ребенка. Эти записи помогут разобраться в проделанной работе, помогут в подготовке к последующим занятиям. Кроме того, показав их специалистам, можно получить конкретные указания и помощь, которая будет не просто советом, а квалифицированной консультацией, с учетом особенностей каждого ребенка.

Записывать так же стоит, что и как родители сказали, в какой форме обратились к ребенку, как он реагировал. Отмечать, сколько раз повторялось то или иное слово, пока он запомнил. Это важно для овладения разными приемами обучения. Записывать нужно побольше, поточнее, не откладывая. Память упустит детали, а в деле обучения они очень важны (Б.Д. Корсунская, 1970).

Оформляя уголок для игрушек, лучше сделать так, чтобы в нем можно было проводить и занятия. Расположить его поближе к свету, постелить коврик. Поставить прямоугольный (а не круглый) столик, соответствующий росту ребенка, повесить одну-две цветные репродукции, изображающие животных, натюрморт, пейзаж. На специальной подставке или на окне, поставить цветы, но так, чтобы ребенок мог их достать и поливать. Прибить полочку, расставив на ней игрушки; когда ребенок научится различать буквы, к каждой игрушке подставить табличку с ее названием. От родителей зависит научение ребенка выполнять все доступные его возрасту обязанности, связанные с содержанием в порядке уголка.

В специальной коробке следует хранить все необходимые пособия: игрушки, картинки, таблички со словами, которые используются на занятиях.

Чтобы успешно проходило обучение ребенка, надо знать следующее. Дети отличаются друг от друга по способности чувствовать, запоминать, мыслить: есть рассеянные, есть наблюдательные; одни быстрее запоминают и затем быстро забывают, другие, наоборот, дольше заучивают, но и помнят потом дольше, прочнее. Эти индивидуальные различия влияют на развитие ребенка, на продвижение его в обучении, в усвоении речи.

Если ребенок еще не посещает детский сад, надо проводить занятий побольше; больше надо проводить занятий и тогда, когда он будет на каникулах. Развлечения, режим, отдых ребенка должны стать для него средством общего развития и, в частности, речевого.

Родителям необходимо помнить, что занимаясь с ребенком дома, они тем самым умножают результаты его воспитания и обучения, даже если он посещает детский сад. Нужно не подменять воспитателей и педагога, работающих с ребенком, а действовать с ними вместе, согласованно, пользуясь их советами и указаниями, читая при этом специальную литературу (Б.Д. Корсунская, 1970).

Огромное значение для развития ребенка имеет физическое воспитание вообще и развитие его движений в частности. У нормально развивающегося ребенка дошкольного возраста огромная потребность в движении, и необходимо разумно использовать эту потребность для его физического и речевого развития. Физическому развитию ребенка уделяют много внимания в детском саду. Но и родители, познакомившись с элементарными правилами физического воспитания, смогут заполнить досуг ребенка интересными и полезными занятиями по развитию его движений.

Речь идет о развитии самых простых, основных движений - ходьбы, бега, прыжков, метания, равновесия, движения рук, пальцев. Так как ребенок вынужден сравнительно много заниматься и в связи с этим больше сидеть, надо следить за его правильной осанкой, когда он сидит за столом. Ноги его должны устойчиво стоять на полу, поясница - опираться о спинку стула, локти - лежать на столе. Нельзя допускать, чтобы ребенок горбился. Плечи не должны быть приподняты, а слегка опущены. Если не избегать длительного пребывания его в одной позе и длительных однообразных движений, это утомит ребенка.

Чередование спокойных игр с подвижными: ходьбой, бегом, прыганьем, игрой в мяч, не менее важно. Разговаривая с ребенком устно надо делать так, чтобы он видел лицо, можно наклоняться к нему. При дактилировании руку держать на уровне его глаз.

У неговорящего или малоговорящего ребенка недостаточно развито дыхание, специальные физические упражнения увеличивают емкость легких. Необходимо ежедневно использовать подвижные игры на прогулке. Это послужит основной задаче - закалить ребенка, способствовать его физическому развитию.

Если игры с ребенком организуются на воздухе, во дворе, в парке, следует вовлекать в игру других детей; это поможет ребенку в общении со слышащими, приучит к правильному поведению в коллективе детей и, наконец, избавит его от ненужного “вышагивания”, в которое иногда превращается обязательная прогулка со взрослыми.

В подвижной игре можно воспитать в ребенке и такие качества, как ловкость, сообразительность, дисциплинированность и умение подражать. Надо приучать ребенка в игре не действовать без словесного сигнала. На короткое время периодически можно задерживать подачу сигнала (например, “беги”, “лови" и т.д.), чтобы развивать у ребенка выдержку. Показ отдельных движений (или исправление неправильностей) делать лучше до игры или после, но только не в ходе самой игры, чтобы не снижать интерес ребенка к игре.

Можно использовать одни и те же игры, варьируя их. Новый вариант игры повышает интерес, помогает закрепить навыки и усваивается легче, чем совершенно новая игра. Усвоив некоторые игры, родители в дальнейшем будут обновлять и пополнять их, пользуясь пособиями для слышащих дошкольников.

Корсунская Д.Б. говорила о том, что некоторые родители думают, что учить рисовать, лепить нужно только талантливых детей. Но для того, чтобы выявилась особая склонность ребенка к тому или иному виду искусства, необходимо ее вначале развить. Разумеется, не все могут стать в будущем художниками, скульпторами. Однако усвоить элементарные навыки этих важных для общего развития человека видов деятельности могут и должны все дети.

Воспитывая у ребенка навыки ручного труда, требующие длительного времени, у родителей появляются возможности для многократных повторений одних и тех же слов и выражений, таким образом, одновременно развивается его разговорная речь. Слова, которые даются ребенку в форме сигнала к выполнению действий, наполняются для него смыслом, он начинает их запоминать.

Для усвоения знаний и навыков, связанных с развитием математического мышления, необходимо некоторые элементарные понятия формировать уже в дошкольном возрасте. Обучая ребенка подражанию и сопоставлению, ему также предлагаются количественные группы (например, взять один, два, три флажка, принести две-три чашки к двум-трем блюдцам и т.д.). Следует учить подбирать предметы по форме и величине. Все это подготовка к развитию математических представлений.

Точно так же, если работать над развитием слухового восприятия, у ребенка формируются представления: спереди - сзади, справа - слева, надо пользоваться этими же словами в быту. Проводить также специальные игры, которые помогут уточнить и сформировать у него некоторые пространственные представления.

Вот лишь некоторые рекомендации, в самой элементарной форме, которыми могут руководствоваться родители неслышащих малышей. Это важно не только для всестороннего развития ребенка, но и для формирования его речи (Б.Д. Корсунская, 1970).

Критерии оценивания: зачет/не зачет

Рекомендации Уважаемые студенты, выполняйте выданные вам задания по расписанию, чтобы не создавать долгов.

 

Практический блок

https://www.youtube.com/watch?v=jECfSqVrZmo



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: