Практическое занятие № 1
Тема: Модернизация высшей школы России в связи с Болонским процессом
Время: 2 часа
Цель занятия:
- уметь анализировать реформы российского образования, проводимые в рамках Болонского процесса;
- понимать значение магистерской степени в едином европейском образовательном пространстве.
Литература:
1. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 264 с.ил.
2. Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие - Ростов-на-Дону: "Феникс", 2002. - 544с.
3. Петровский А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы: Учебное пособие - М.: Издательство Московского университета, 1986. - 294с.
4. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 304с.
Структура занятия:
1. Проблема актуальности присоединения России к Болонскому процессу и необходимости активного участия в нем – фронтальное обсуждение заявленной темы с элементами «мозговой атаки» с использованием дидактического материала.
2. Обзор магистерских степеней в Европе – работа в микрогруппах с использованием информационного материала.
Вопросы для обсуждения:
· Выразите свое отношение к тезису об актуальности присоединения России к Болонскому процессу и необходимости активного участия в нем, аргументируйте свою позицию.
· Выскажетесь по поводу следующих направлений реформирования российского образования в рамках болонского проекта:
- введение многоуровневой подготовки в болонском формате (первый и второй циклы);
|
- доступность магистерского цикла;
- гармонизация с европейскими требованиями послевузовской подготовки (третий цикл): актуальность, плюсы, минусы;
- расширение институциональной автономии в российских условиях: пределы разумного;
- законодательство в образовательной сфере: переход к рамочному законодательству;
- академическая мобильность студентов и преподавателей: внутренняя, внешняя;
- ВТО и сфера образования;
- кризис финансирования: пути преодоления;
- качество образования.
2. Характеристика современной системы высшего образования (актуализация лекционного материала) – фронтальный опрос.
Выступления студентов по подготовленным реферативным сообщениям.
Темы рефератов:
1. История развития высшего профессионального образования в России.
2. История университетского образования
3. Опыт реализации многоуровневой модели высшего образования в России
4. Негосударственное высшее образование
5. Платное образование и его перспективы развития.
6. Экономика и менеджмент в образовании
7. Маркетинг в области высшего образования
8. Цели и задачи высшей школы в современных условиях
9. Интеграция средней общеобразовательной, средней специальной и высшей школы.
4. Обсуждение и оценивание выступлений.
Установочные вопросы для обсуждения:
· Выразите свое отношение к перечисленным ниже проблемам российского высшего образования и предложите возможные подходы к их решению.
1) Угроза нарушения сбалансированности системы профессионального образования за счет практически неконтролируемого роста студенческих контингентов
|
2) Нарушение принципа преемственности в подготовке научно-педагогических кадров, связанное со старением научно-преподавательского состава, с непрестижностью карьеры преподавателя и ученого среди молодежи.
3) Несовершенство механизма реализации конституционного права граждан на бесплатное получение высшего образования (ФЗ-273 "Об образовании")
4) Глубоко укоренившаяся в сознании педагогов и студентов российских вузов приверженность к субъект-объектной парадигме обучения
5) Несовершенство используемой в российском высшем образовании системы оценки знаний, контроля и стимулирования качества учебного процесса
· Что необходимо предпринять для смягчения последствий демографического спада и сохранения образовательного потенциала системы образования России
- на федеральном уровне;
- на уровне образовательных учреждений?
· Назовите прогрессивные, с вашей точки зрения, конкретные положения Закона об образовании, отражающие принципы гуманистической парадигмы образования. Определите факторы, от которых будет зависеть реализация данных положений в практической деятельности вуза.
· Если бы вас избрали ректором, какие первоочередные мероприятия вы сочли бы необходимым провести для улучшения работы вуза с целью его успешного существования в условиях рынка, а также общего благоприятного развития российского общества?
· Попробуйте представить, каким будет вуз в середине XXI века. Что в нем останется от современной организации обучения и воспитания, взаимодействия студентов, преподавателей, администрации, общества. Какие появятся новые тенденции? Дайте характеристику личности современного российского преподавателя высшей школы.
|
3. Заключение о собственной профпригодности в качестве выпускника со степенью магистра в едином образовательном пространстве.
4. Рекомендации к выполнению домашнего задания
– составление словаря основных категорий педагогики высшей школы;
- изучение учебного материала по теме «Закономерности и принципы обучения».
Дидактический материал
Выразите свое отношение к тезису об актуальности присоединения России к Болонскому процессу и необходимости активного участия в нем, аргументируйте свою позицию. Исходя из Вашей точки зрения, прокомментируйте мнения экспертов по этому поводу:
«Люди являются наиболее универсальными носителями информации по планете. Процессы академической мобильности, обмена и стандартизации являются важной составляющей информационного века, своего рода «человеческим Интернетом». Россия не может оставаться в изоляции от этих поступательных процессов, так же как никто уже не может игнорировать Интернет»
«В современном мире знания стали значимым фактором производства, обеспечивающим наибольшую отдачу от инвестиций. Болонский процесс является частью зарождающейся экономики знаний».
«Глобализация – это объективный процесс интеграции на новом качественном уровне, когда вся система мирохозяйственных связей приобретает всеобъемлющий и интенсивный характер»; «экономика любой страны требует открытости и интернационализации своего потенциала знаний, рынков кадров и инноваций, а также инвестиций в сферу образования, по темпам опережающих общие темпы роста экономики. По всем этим позициям российская экономика сильно отстает. Болонский процесс может способствовать преодолению этого разрыва».
«Болонский процесс для России становится средством повышения своей привлекательности и конкурентоспособности в мировом масштабе и возможностью использовать свой самый ценный ресурс, человеческий потенциал…... Болонский процесс является вызовом российскому государству на трех уровнях – экономическом, социальном и культурном».
«В рамках Болонского процесса осуществляется большая работа по созданию среды общеевропейского общения, для продвижения диалога и сотрудничества, по разработке методов и механизмов общего образовательного сотрудничества». «Вне зависимости от возможных оценок Болонского процесса со стороны властей, университетов, профессоров и студентов сегодня он представляет собой рабочую среду для высшего образования и в Европе он уже определяет их выбор и их будущее».
«Вопрос не в том, будет ли Россия в нем (в Болонском процессе) участвовать, а в том, как она будет участвовать – активно разрабатывать его политику и повестку дня, определять свое место на общем европейском образовательном рынке или пассивно стоять в стороне и следовать событиям. В своем роде, это ситуация без права выбора: России придется действовать наступательно, определять свои интересы, оценивать риски и затраты своего участия, разрабатывать подходы к своим практическим действиям», «что требует опережающей разработки на национальном уровне ключевых вопросов, связанных с современной интеграцией».