АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И ОБЩЕНИЕ С НИМ

Контрольная работа по дисциплине «Педагогическая психология»

 

 

Салиховой Елены Владимировны

студентки 2 курса,

специальность «Психология»

(второе высшее)

заочной формы обучения

Научный руководитель:

Кандидат психологических наук, доцент

Ксёнда Ольга Григорьевна

 

 

Дата сдачи на кафедру__________

 

Методист:

 

Минск, 2016


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 3

2. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И ОБЩЕНИЯ С НИМ 6

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 7

ПРИЛОЖЕНИЕ. 8

 


АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Задание:

 

- найти в художественной литературе отрывок про учебу человека и общение с педагогами (могут быть разные отрывки).

- проанализировать учебную деятельность (на основе любой из структур по учебнику).

 

 

Для анализа я взяла отрывок из детского рассказа Глеба Горышина «Любовь к литературе» (см. приложение). Анализ учебной деятельности я делала по следующей структуре, представленной в пособии О.Г. Ксенды [3, с. 62]:

● учебная мотивация;

● учебная ситуация (состоит из учебной задачи и учебных действий);

● контроль (самоконтроль);

● оценка (самооценка).

 

В данном отрывке рассматривается ситуация опроса ученика учителем истории. Проанализирую учебную деятельность исходя из приведенной выше структуры:

1. Учебная мотивация

По М.В. Матюхиной выделяют 2 типа мотивов, заложенных в самом процессе УД – мотивация содержанием и мотивация процессом [3, с. 77].

У учащегося в приведенном отрывке отсутствует мотивация содержанием. Так, Юзик Горчинский при ответе на вопрос учителя истории не проявляет интереса к фактам (Юзик не может назвать основы правления Шамиля); у ученика отсутствует интерес к сути явления (вопрос об авторитете Шамиля как вождя ученик пропускает мимо ушей).

В данном отрывке на мой взгляд, представлена мотивация процессом – и преобладает исполнительский уровень – выполнение деятельности. Так, Юзик мотивирован на ответ учителем, который задал учащемуся необходимую деятельность для получения оценки – ответить на поставленный вопрос.

Также в данном отрывке можно увидеть и вторую группу мотивов, которую выделяет М.В. Матюхин. В частности, отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей со стороны учителей. Так, в представленном отрывке Юзик вынужден отвечать на вопрос учительницы, хотя явно не знает ответа, чтобы избежать неприятностей – плохой оценки.

Исходя из анализа учебной мотивации в данном отрывке, я думаю, что у учащегося, преобладает такой вид мотивации, как учеба в качестве вынужденного поведения.

2. Учебная ситуация (состоит из учебной задачи и учебных действий)

 

В данном отрывке учебная ситуация является нейтральной, а не проблемной, так как она связана с усвоением опыта в результате работы с полученной информацией. Так, Юзик должен ответить на вопрос учителя исходя из полученной им информации ранее на уроке и в учебнике.

В данном случае учебная задача это: рассказать об основах правления в государстве Шамиля (по А.Н. Леонтьеву характеристики учебной задачи состоят в том, что она выступает как определенное учебное задание, имеющее четкую цель, данную в определенных условиях), т.е. цель – рассказать об основах правления в государстве Шамиля, данную в определенных условиях – выполнить учебную задачу на уроке истории.

Учебные действия – то, что нужно выполнить ученику для решения учебной задачи, т.е. в данном случае ответить на поставленный вопрос и на дополнительные, связанные с основным вопросом учителя.

 

3. Контроль (самоконтроль)

 

Контроль предполагает звенья: ● модель, образ желаемого результата; ● процесс сличения образа и реального действия; ● принятие решения о коррекции или продолжении действия; ● обратная информация, на основе которой изменяется отношение к результату и пересматриваются способы достижения текущих, промежуточных и конечных целей и решения учебных задач [3, с. 68].

 

В описываемой ситуации, на мой взгляд, контроль выстроен следующим образом, исходя из перечисленных выше компонентов:

Первый компонент – образ желаемого результата – ответить на вопрос, чтобы не получить отрицательную оценку.

Второй – процесс сличения образа и реального действия – попытка решить учебную задачу, т.е. ответить на вопрос об Шамиле, даже при отсутствии знаний.

Третий компонент – принятие решения о коррекции или продолжении действия – несмотря на уточняющий вопрос учителя об личности Шамиля как вождя, чтобы направить ответ учащегося в нужное русло, Юзик не отвечает на вопрос, а «пропускает его мимо ушей», т.е. принимает решение о продолжении действия – бессмысленно и беспредметно отвечать на предыдущий вопрос и игнорировать уточняющий.

Четвертый компонент в данной ситуации отсутствует.

 

4. Оценка (самооценка)

 

Оценка – это система критериев для соотнесения образа результата и реальных результатов (промежуточных и конечного), а также моделей действий и реальных действий (по А. В. Захарову) [3, с. 69].

 

В рассматриваемом мной отрывке отсутствует развернутое суждение со стороны учителя истории с аргументацией выводов ответа ученика Юзика, оценка осуществлена в свернутой форме – в виде прямого выставления оценки - тройки.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: