Волгоградского и Камышинского




ГЕРМАНА


Воспитание воспитателей

Волгоградское Свято-Сергиевское епархиальное училище православной катехизации и церковной педагогики готовит церковных воспитателей и кандидатов в священство с педагогическими знаниями и навыками. Десять лет нашей работы показали, что задача эта совсем не простая.

Недостаточно дать знания церковных учений и педагогики, недостаточно научить преподавательскому делу, нужно научить будущих педагогов делу воспитания детей, подростков, юношей, дать им навыки обращения с родителями воспитанников. Воспитывать не значит преподавать. Для этого нужно нам, самому училищу уметь воспитывать. Одним преподаванием знаний, умений и навыков воспитателей не воспитаешь.

Наше Волгоградское училище трудится над этой, очень сложной по нынешним временам, задачей. О скромном опыте и размышлениях над ним я и хочу сегодня сделать этот доклад.

Ц ерковный педагог есть детоводитель ко Христу.

Значит, речь идет о педагоге, который занимается воцерковлением ребенка. Здесь для него центральное – встреча ребенка с самим Господом.

 

Таких встреч мы выделяем три:

1. с Самим Господом (в Евангельской истории, в Богослужении и молитве, и в таинствах);

2. с человеком, в котором образ Божий, образ Самого Христа отпечатлен в дарованиях души; и

3. в окружающем природном мире, который является творением Божьим, и в коем отпечатлена Божественная премудрость и Его Божественная красота. И поэтому, вглядываясь в окружающий мир, святые отцы славили Самого Господа.

 

Значит, говоря о руководительстве детей ко Христу, мы говорим о трех их обращениях:

первое – непосредственно ко Христу;

второе – к образу Христа в каждом отдельном человеке и

третье – к премудрости и красоте Божией или Христовой в окружающем богодарованном мире.

 

В них, в этих трех обращениях, назначение педагоганаучить ребенка видеть и созерцать Господа во Христе, в человеке и в мире. Второе назначениесозидать землю, человека и себя во Христе, тем самым продолжать дело творения Божия, которое Господь заповедал человеку в заповедях Своих – возделывать землю, любить ближнего как самого себя. В человеческую способность к творению и преображению мира Бог вложил творческую силу и силу любви к ближнему.

Из сказанного следует, что педагог должен привести воспитанника не только к созерцанию и созиданию окружающего мира, но и к созиданию каждого человека, с которым тот встречается и входит в близкие отношения. Заповедь Господня «возлюби ближнего» означает: помогай и даже созидай ближнего в его обращении ко Христу, в его обращениях по всем трем направлениям. И поэтому действительная любовь – только там, где тот, кого мы любим, через общение с нами совершается в своем обращении ко Христу и обращении со Христом.

Так бы, наверное, все и происходило в чистоте, если бы не было грехопадения. К сожалению, ребенок с рождения уже несет в себе повреждение, грех, и поэтому оказывается неспособным ни к чистому созерцанию, ни, тем более, к созиданию благословленного мира и Христовых отношений. Педагогу приходится иметь дело с ребенком, поврежденным грехом. В результате появляется третье необходимое назначение педагога – научить ребенка высво-бождаться из греха.

Еще с утробы матери Господь сопровождает ребенка Своим попечением. Невидимый, назидает, наставляет его, участвует в каждом событии жизни, имеет Свою спасительную от греха Господню волю о нем. Отсюда четвертое назначение педагога в руководстве детей ко Христу – научить разуметь и исполнять волю Божию во всех обстоятельствах жизни. Это значит разпознавать Промысел Божий и входить в христианские отношения с Ним.

«Уклонись от зла и сотвори благо», (Пс.33:15) – говорит Господь. Когда человек таинством благодати Божией высвобождается из греха, последующая задача его заключается в том, чтобы далее стоять в благодатном даре, т.е. в естественной способности обращаться ко Христу и созидать жизнь согласно Его воле. Любой церковный воспитатель тем и занимается с детьми, что учит их "уклоняться от зла и творить благо", иными словами, научает ребенка преодолевать в себе грех, обретать в себе богодарованные естественные свойства и качества и умение в них стоять. Отсюда пятое назначение педагога – учить ребенка добру и мужеству, чтобы стоять в добре.

 

В результате мы получаем пять важнейших действий, которым педагог научает ребенка: созерцанию, созиданию, уклонению от греха, следованию воле Бога в Его Промыслах и стоянию в добре.

 

 

* * *

Р азсмотрим теперь, в чем же разница между воспитанием и преподаванием? В самих словах слышим действительное различие.

 

Воспитание есть восстановление питания, т.е. способности к осуществлению жизни. Восстановление – значит, возвращение к жизни из повреждения, болезни, обезсиливания. Восстановление способности жить в добре, жить со Христом и во Христе.

Тот, кто общается с детьми, знает их неуемную потребность жить. Не ведая Христа, они живут тем, что у них есть. И любят того воспитателя, который дарит им жизнь. А для этого он должен делится с ними своею жизнью. Там, где он жизнью своею напояет жизнь ребенка, там ребенок начинает жить.

Действительно, мы видим это очень ярко на самых простых примерах и церковного, и нецерковного воспитания. К кому бегут дети? К тому, кто дарит им жизнь. Если дети живут в игре, они прилепятся к тому, кто будет с ними играть и дарить им богатство жизни в игре. Если дети живут спортом, они пойдут именно к тем тренерам, которые способны умножить их жизнь, их достижения в спорте. Если дети живут делом, они будут с тем наставником, который поведет их к успеху в деле.

Равно дети любят именно того, который любит их. Любит – значит, дарит жизнь. Дарит жизнь – значит любит. Если отнимает жизнь, значит не любит – вот вся простота.

Воспитатель – это даритель жизни. А дальше уже ставится вопрос, позволяющий отличать церковного воспитателя от нецерковного: «какую жизнь он дарит ребенку – соответственно – какую собственную жизнь он имеет в себе?» Ведь только ее-то, собственную жизнь, иначе: то, чем живет он сам, то только и может подарить детям. Страстный и чувственный воспитатель умножает в детях чувственность, страстность. И наоборот: воспитатель, ищущий спасения, умножает в ребенке жажду спасения.

Воспитание – восстановление в ребенке способности жить в добре, жить со Христом и во Христе, это значит, как минимум, восстановление добродетельных сил души и духа: почитания, чувства долга, попечения или заботы, трудовой или деятельной силы, разумной, созерцательной, творческой сил, любви и жизнелюбия; это восстановление чувства совести, жажды Бога, страха Божия или почитания Бога. Восстанавливаются эти силы из уз духа – самоугодия, мира и дьявола, и из греховных покровов сердца.

Преподавание же есть преподание внешнего предмета в умение и навык с ним обращаться. Внешним предметом могут быть либо знания (тогда задача преподавателя эти знания тем или иным способом предложить к усвоению), либо какие-либо ремесла (тогда преподается сам предмет, средства и действия ремесла). И ребенок научается данному ремеслу.

В преподавании развиваются в детях способности и интеллект.

Сегодня воспитание в высших учебных заведениях не осуществляется, везде и всюду присутствует преподавание. Либо преподается знание, либо преподается то или иное ремесло. И это, собственно говоря, и все. Воспитание же при этом подразумевается, как некая социально-общественная или общественно-значимая деятельность, которая ложится на сферу энтузиазма, сферу личной активности людей. Учебный процесс в школах – это, в основном, преподавание знаний, ремесла; в специализированных школах – музыки, живописи и спорта. Дело же воспитания отдано в возможность и способность самих учителей.

В течение всего советского периода оно очень приветствовалось, более того, ему уделялось очень много внимания. При этом существовала одна характерная деталь: дело преподавания оплачивалось, а дело воспитания – нет.

Важнейшим содержанием воспитания была идеология. В чем же хитрость? Если оплачивать дело воспитания, оно со временем становится формальным. Тогда идеология, формально преподанная, не сможет дойти до души ребенка и укорениться в ней, а идеология – это нечто такое, что по замыслу устроителей должно было войти в самое основание души ребенка и отложить его от Христа совершенно и окончательно. Формально это делать нельзя, т.к. тогда не будет тех плодов, которые ставились как враждебная Богу задача. Поэтому осуществляется очень точно исполненный замысел. Идеологическое воспитание должно осуществляться людьми, искренне ей (идеологии) преданными, т.е. только ради нее готовыми совершать свое служение. Ради этого заработная плата была изъята, ее не было. Но зато была очень активная моральная поддержка этих воспитателей. Разными средствами общественного поощрения поддерживался их энтузиазм.

В результате усилиями сотен и тысяч энтузиастов-учителей воцарялся мир безбожного увлечения земными делами, надеяния на себя и на свои силы, дух превосходства и, невольно вытекающего из него, соревнования за право называться лучшим среди людей. Отсюда концерты и смотры художественной самодеятельности, выставки талантов, конкурсы, различные виды соревнований, олимпиады. Стремление отличиться, выделиться, взять свое. Даже в общественно-полезном служении делать все от себя, не ведая ни Бога, ни Его образа действования.

Вместе с этим нравственное воспитание все более переводилось в словесные формы: беседы, диспуты, чтение и обсуждение книг или в формы зрелищные – кино, театр, телевизор. Деятельная жизнь в результате вся бурлила в концертах, танцах, модерновом искусстве, а нравственная жизнь вся обсуждалась в устном слове или волновала детей в зрелищах, в кино, театре. Теперь за ненадобностью и это ушло из жизни.

Трудовое воспитание, провозглашаемое во всех планах общеобразовательных школ, в действительности шло рядом с законодательным запрещением детского труда и разрешением только четырех часов для подростков в течение двух-четырех недель в год – в период летней, как ее называли, «отработки». Такая профанация труда соседствовала с лозунгом, воздвигнутым с первых же дней советской власти: «детям – счастливое детство». В результате время праздного концертно-конкурсного и зрелищного отдыха в летних лагерях, в воскресные и каникулярные дни стало ведущей стихией детства.

Из поколения в поколение действительное воспитание, т.е. восстановление богодарованных сил души и духа, обретение образа Божьего в детях подменялось все более свободной стихией праздности, азарта, безответственной радости, занятости по интеллекту и различным способностям: музыкальным, спортивным, техническим, ремесленным. В этой стихии все детство непроизвольно и взаимосогласно между всеми взрослыми пронизывалось духом самоутверждения и своемнения.

Так обстояло дело с воспитанием, так обстоит оно и поныне.

Преподавание развивалось в сторону все большей поляризации детей и населения вцелом. Появление элитных школ, в которых развивались интеллектуальные дарования детей, готовило наиболее предприимчивую часть людей в обществе. По всем остальным школам, как вцелом и по всей системе образования, шел и идет процесс формализации преподавания. Все большее место начинают занимать уже готовые средства преподавания предмета – книга или учебник, технические средства (особенно калькулятор), телевизор, компьютер. Методическое оснащение преподавания смещается в сторону формально-логической технологии обучения.

Оба эти процесса формируют внешнего человека и отлагают от внутреннего. Настолько, что окончившие школу или ВУЗ, не только не знают ничего о внутреннем человеке, но и не подозревают о нем.

 

В то же время, само преподавание по своей сути имеет два основания.

По одному из них: преподаватель отводит обучаемого от себя, поворачивает его к предмету и научает обращаться с последним.

По другому основанию: он всегда со своим учеником, открывает ему предмет, зовет к нему, поддерживает его в работе с предметом и укрепляет в необходимости заниматься им.

Говоря о лучших преподавателях, мы говорим об имеющих и первое, и второе основание.

Немаловажное место занимают способности ребенка или обучаемого. Если у ребенка есть способности к данному предмету, тогда предмет берется им, даже при том, что преподаватель очень неважный, «худой». Мы знаем немало случаев, когда выдающиеся мастера рождались при совсем плохих преподавателях, и даже некоторые из мастеров, воспитавших плеяду своих учеников, возросли сами при очень «худом» преподавании.

 

* * *

Т аким образом, в преподавании немаловажной причиной результата является сам ученик. Способный ученик освоит предмет. Если же способности нет, тогда предмет освоится в некоторых формальных границах и далее этих границ освоение предмета не осуществится. Такой человек обычно оскудевает по жизни и к старости становится скудным профессионалом. Я знаю одного врача, который всем своим пациентам выписывал только три вида рецептов, больше никаких рецептов не выписывал. Это в возрасте 50 лет.

В деле воспитания сам воспитатель и его дарования: целомудрие, чистота души, вера, его разум – приобретают сугубое значение. Если в нем самом раскрыты богодарованные и добродетельные силы души, в нем самом развит его собственный дух и развита вера, тогда эти три силы и будут обеспечивать успех воспитанию.

Господь сотворил человека по образу Своему. Это значит, что осуществление такого воспитания вложено в человеческую душу, и человек внутри себя имеет образ как воспитывать, значит, питать ко благу и усовершать подопечного. Будь то родной ребенок или не родной.

Трагедия вся в том, что эта способность к воспитанию, которая составляет одно из существенных качеств и свойств образа Божьего в человеке, сегодня особенно помрачена и повреждена. Помрачена самоугодием, себялюбием и самомнением. И в силу этого современный человек не слышит в ребенке богодарованную потребность Христа в трех обращениях к Нему, и тем более не знает, как эту богодарованную потребность высвобождать и далее взращивать, умножать и усовершать в ребенке. По мере собственного воцерковления, по мере того, как высвобождается собственная душа воспитателя из власти себялюбия, самоугодия и самомнения, он начинает слышать в себе эту, уже дарованную Богом, способность к воспитанию. И в этом смысле древняя церковь, имея только одно действительное воцерковление, уже обретала в своих взрослых чадах воспитателей.

Равно и современная церковь остается таковою же. Если человек искренне и полно воцерковляется, то он высвобождается в своей способности к воспитанию, потому что любить – это значит усовершать, умножать жизнь, и усовершать жизнь ко Христу в трех обращениях к Нему. Соответственно это и есть воспитывать ближнего.

И поэтому с некоторым дерзновением мы можем сказать: любовь вне воспитания не существует и воспитания вне любви не бывает. Правда, можно любить Бога и в любви совершать только одно действие – созерцать и славить Бога, но в земной жизни человек благословлен еще и любить ближнего, а значит усовершать его. И поэтому любовь всегда усовершает. Любим ли мы предметы окружающего мира – мы их усовершаем. Любим ли мы человека – мы человека усовершаем. Любим ли мы себя – мы себя усовершаем к Богу.

 

* * *

З адача училища – выпустить после пяти лет обучения человека, хотя бы мало-мальски способного это усовершение осуществлять, т.е. научать подопечного созерцанию, созиданию, уклонению от греха, следованию воле Бога в Его Промыслах и стоянию в добре.

Естественно, если наш студент на себе самом не услышит всех этих действий, он и не сможет осуществлять их по отношению к подопечным.

Отсюда следует, что сам учебный процесс училища должен устраивать две области:

одна – это воцерковление и воспитание себя со стороны студента, и

вторая – обращение студентов с подопечными, т. е. уже непосредственное воспитание по отношению к детям, подросткам и взрослым.

Воспитание себя и воспитание детей – вот две области, в которых трудится студент.

Тогда для самого училища появляется новая важная область – это воспитание наших студентов, которое осуществляется уже преподавателями и воспитателями училища. Чтобы воспитывать студентов, надо иметь в штате развитых воспитателей и развитых преподавателей.

Если студент не испытает на себе воспитующее влияние со стороны воспитателя, он не будет знать, что такое воспитание по отношению к другому. Услышать на себе воспитующее действие он может только через воспитателей в училище. Соответственно, воспитатели в самом училище (не просто преподаватели, а воспитатели), должны быть хотя бы маломальского, но уже уровня.

 

* * *

З десь мы встретились с первой большой проблемой – отсутствием кадров. Когда создавалось училище, дело воспитания в его церковном воплощении никто не мог нести. Привлекаемые со стороны сотрудники: священство и профессора Волгоградских университетов, приходившие преподавать предметы – все были преподавателями. Никто из них (как по роду своих занятий, так и по характеру служения), не собирался становиться воспитателем в училище, потому что придти преподать, допустим, историю Церкви, два раза в неделю – это одно, а чтобы воспитывать на примерах истории сегодняшнего студента – для этого надо войти в жизнь училища.

Таковых воспитателей в Волгограде не нашлось. Правда, была возможность призвать их со стороны, из других городов. Но попытки пригласить действительно воспитателей из Москвы, Питера, Киева – не увенчались успехом, потому что, как оказалось, у всех, сколько-нибудь серьезных воспитателей, уже есть свое дело. И, конечно же, они не бросят его и своих подопечных и не поедут куда-то на новое незнакомое место созидать что-либо. В итоге для нас остался один-единственный выход: воспитать собственные кадры воспитателей, вырастить их в училище.

На сегодняшний день училище имеет молодых специалистов – собственных выпускников, которые больше осуществляют пока еще преподавательскую деятельность, но, так как поставлены в необходимость воспитывать, то вынуждены в этом постоянно возрастать. Сегодня училище от «а» до «я» в своих действиях – учреждение воспитательное. Старшие сотрудники имеют заботу о молодых специалистах, те, в свою очередь – попечение о студентах, старшие студенты воспитываю младших, а все вместе мы воспитываем детей в детском поселении и опекаем родителей – в семейном.

Непрерывный процесс воспитания воспитателей совершается вот уже десять лет и конца ему не будет, потому что, как оказалось, чем глубже мы идем в дело воспитания, в дело любви, тем сложнее становится его осуществлять. Почему? С одной стороны, дело любви – это сама простота: чем проще, тем больше жизни и больше любви. Но, с другой стороны, там, где мы встречаемся с современными детьми, получается все не так уж просто.

Более того, оказалось совсем не просто воспитать самих студентов. Ребенок в отличие от студента имеет искренность, и если он полюбил своего воспитателя или поверил в него, то искренне идет за ним. Студент же – это существо, которое имеет самомнение, самоугодие, самолюбие достаточно выраженной формы и в достаточно жестких иногда состояниях. И за эти три главных в себе препятствия его возрастанию как воспитателя он держится, порой, всем собою.

По строгому правилу училища, все студенты живут в общежитии, даже городские (у себя дома не живет никто), потому что очень важно в условиях тесного училищного жительства преодолеть в себе три вышеназванные греховные твердыни. В связи с этим, в самом укладе жизни очень много постоянно возникающих новых правил, особенных действий и событий, которые воспитывают самого студента.

В комнатах живут по 4-6 человек разного срока обучения. Такую группу мы называем «семейкой ». Четыре-пять лет, проведенные в семейке – время многих упражнений в следовании благочестивым правилам Церкви. «Юности честное зерцало» оказалось откровением для многих из нас, когда из книги для чтения она была переведена в обязательные правила жизни в общежитии. Оказалось, что так почитать старших и так опекать младших, как там написано, большинство современных людей не только не умеет, но в них нет и внутреннего образа для этого. При всем искреннем желании студентов жить по этим правилам, введение их в жизнь оказалось делом долгим и трудным.

Не меньшее затруднение вызывает правило «быть справедливым, т.е.: по уму – правдивым, по сердцу –искренним, по воле – честным». На занятиях по «Учению Церкви о добродетелях» студенты встретились с наставлениями Аввы Дорофея о трех видах лжи и с удивлением обнаружили, что нет ни одного, кто был бы свободен от нее.

Преодолевающий ложь мыслью становится правдивым, преодолевающий ложь чувством становится искренним, т.е. чистым сердцем, а преодолевающий ложь жизнью становится честным. Легко это сказать, но попробуй в условиях «тесного» жительства в комнате воплотить это в жизнь!

Чтобы это действительно было воплощаемо, семейка раз в неделю собирается на «совет». Это время напряженного усвоения существа того или иного правила, когда оно уразумевается через реальные, произошедшие за неделю события жизни при разных характерах каждого, так или иначе в своих поступках толкующего это правило на свой лад. В жизни оказывается следующее: на уровне рассуждения все согласны, а на уровне воплощения – кто в лес, кто по дрова.

У каждой семейки есть воспитатель. С его помощью она учится во время совета разуметь правило жизнью и разумной силой души восстать над всем худым, что помрачает, разслабляет или отводит от выполнения правила; помогает услышать, как по нему подобает жить.

Такой опыт личного восстания над собой, совершаемого искренней ревностью исполнить хотения Божьи, дает возможность во время летнего служения в детском или семейном поселении быть воспитателем детской или семейной группы. Воспитатель, не испытавший сам на себе труда над нравом, может ли помочь другим? Воспитание совершается из силы в силу. Мало силы в словах старшего, если они не подтверждены его примером, более того, если он не от добродетельной силы действует в обращениях с подопечными.

Как воспитать такого воспитателя?

Этот вопрос равнозначен другому вопросу: «Как воцерковить студента до степени воспитателя? »

Под воцерковлением мы разумеем не набор знаний и внешних церковных действий, а реальное преображение собственного нрава человека в нрав Христов. Только тогда в нем будет добродетельная сила, способная преображать душу ближнего. Без этого откуда взяться воспитанию?

Влияние этой силы делает подопечных не только свободными к добру, но и способными вкусить эту свободу как истинно жизнь и учиться далее стоять в добре. Свободно, независимо от худого окружения, не обращая внимания на хулу, издевки и соблазнения, держаться жизни во Христе, в Его нраве или, как минимум, держаться Христа, Его заповедей и Его Церкви.

Труд над такою способностью и составляет главное дело жизни студентов в общежитии. Ради этого труда есть и богослужение, есть молитвенные правила, есть Таинства. Ради разумного исполнения такового труда есть и богословия – знания, в меру возможного воплощаемые в жизнь, в меру возможного узнаваемые в жизни, и в меру возможного созерцаемые в ней. Через эти возможности открывается правда и всего остального знания, которое принадлежит мировоззрению или из схоластического знания становится мировоззрением.

Наряду с воспитующей жизнью в семейках в училище много внимания уделяется церковным праздникам. Они начинаются с сообщений о предстоящем празднике во время трапез за несколько дней до него. Затем богослужение, праздничная трапеза, продолжающая прославлять Христа, Матерь Божию или святых. Завершается день выходом в дом для престарелых и ближайшую больницу, куда праздник приносится известием о нем, поздравлениями, песнопениями и беседами в комнатах и палатах.

Так в богомыслии, богохвалении и благотворениях совершаются важнейшие церковные праздники.

Подробнее об этом рассказывается в, недавно вышедшем, втором (расширенном и дополненном) издании книги «Пути и ошибки новоначальных».

 

 

* * *

О дно из важнейших воспитательных направлений в училище – участие в делах милосердия. Еженедельное (по воскресным дням) посещение частью наших студентов больницы и дома для престарелых (по очереди через это проходят все). С ними идет и священник, несущий в училище данное послушание.

Все, вышесказанное, принадлежит важнейшему направлению воспитательной работы.

Второе направление – это уже непосредственное служение в детских и семейных поселениях летом.

Это и практика и служение одновременно.

Практика, потому что многое студент пробует впервые.

Служение, потому что он выходит к детям и к семьям не как практикант, а как воспитатель, на котором лежит вся полнота ответственности за все, что будет происходить в три недели летней смены.

Июнь, июль – две смены по 21 дню, где студенты выходят не в качестве помощников, не в качестве созерцающих практикантов, а непосредственными устроителями поселений. Такая серьезность реально совершаемого служения открывает необходимые для этого силы, восстанавливает в человеке все, что есть способного к служению, а с другой стороны, активно, интенсивно научает его педагогическому делу.

В августе месяце проходит сессия заочников, где студенты дневного отделения проводят с заочниками собеседования протяженностью до шести часов. За эти 6 часов студент-очник должен заново приготовить студента-заочника к предстоящему экзамену. Все то, что он испытал на занятиях дневного отделения, он должен за эти 6 часов проделать с заочником, потому что последний имеет дело только с книгами, а живого общения с преподавателями, живой постановки вопросов, усвоение неожиданного ракурса по той или иной теме он не может получить. В то же время, без этого живого общения с преподавателем обучение оказывается обедненным. В этом смысле заочное обучение очень много теряет. Поэтому некоторую компенсацию в этом должен дать студент дневного отделения за 6 часов собеседования по каждому из, заявленных заочником, предметов.

В результате за 6 часов собеседования они проходят по всем ключевым темам данного курса, студенты-очники задают все важные вопросы, которые заставляют увидеть существо тех или иных содержаний, обучают умению выделить предмет, приложить содержание к жизни.

За все пять лет обучения студенты восемь раз выходят на такую сессию и за это время работают с заочным отделением над шестнадцатью предметами, которые до этого они сами осваивали во время собственного обучения. При этом студент должен и ободрить, и утешить заочников, потому что часто заочники приезжают с малой степенью подготовки, волнуются, переживают; надо укрепить, поддержать, более того, где-то даже и «натаскать» в том или ином содержании. Самое же главное – довести важные церковные истины до души заочника.

 

Таким образом, для того, чтобы осуществить воспитание студентов, в училище есть четыре сферы:

первая – уклад общежития, где студенты научаются отношениям друг с другом, со старшими и входят в церковный распорядок жизни,

вторая важнейшая сфера – летние поселения (за время обучения каждый студент участвует в десяти летних детских и семейных поселениях),

третья сфера – приготовление заочных учащихся к экзамену в рамках сессии заочников и

четвертая сфера – детские праздники и сборы, которые проходят в учебный период (встречи с детьми в Рождественских и Пасхальных детских праздниках на полтора часа, и на 4-х дневном детском сборе во время школьных каникул. За время Рождественских святок и Светлой седмицы каждая группа студентов проводит от двух до восьми праздников в школах, станицах, детских садах, детском приемнике, в обществе детей-инвалидов).

 

С чем же мы встретились? Оказалось, что даже любящие детей студенты не слышат и не владеют педагогическим процессом.

В едь педагогический процесс – это усовершение ребенка в том или ином свойстве, качестве его души, духа и веры. Он имеет свою последовательность, ступени и возрастание. При этом нужно чутко слышать состояние ребенка: греховное, которое противится богодарованному, и богодарованное, которое откликается зову Бога. Затем найтись и выстроить отношения с ребенком. После этого можно вводить ребенка в педагогическое событие, в нем – в педагогические действия, научающего его добродетели. Выстроить это все в последовательность возрастания, правильно расположить и слышать живое воплощение педсобытия – оказывается, дело очень сложное. Притом, надо выстроить не умозрительно (речь идет не о преподавании), это надо найтись и выстроить в действиях собственной души по отношению к ребенку.

Помощью в разумном обращении с ребенком будут заранее найденные и сформулированные перспективные линии по воспитанию того или иного качества. Здесь нужно будет, во-первых, найти ступени или этапы перспективных линий, определить критерии на каждом этапе, выделить важнейшие действия, которым и надо упражнять и научать ребенка. Услышать, чем ребенок при этом будет совершать эти действия – наиболее трудная педагогическая задача, которая, с одной стороны, при проектировании перспективной линии, предваряет само педагогическое событие, с другой – усовершается уже в ходе педсобытия.

 

Сегодня мы выделяем педагогическое событие и педагогический процесс.

Педагогическое событие взращивает или усовершает в ребенке какое-то одно качество души, например, послушание или самоотвержение. А педагогический процесс – это последовательность педагогических событий, которая разворачивается во времени и усовершает ребенка в его душе, духе и вере.

И педагогическое событие нужно слышать, и педагогическим процессом надо владеть. Для того, чтобы наш студент это слышал, необходимо, чтобы он педсобытие и педпроцесс пережил на себе. Это значит, что в самом училище за 4 или за 5 лет своей учебы он должен в педагогическом событии научиться каким-то отдельным свойствам и качествам души.

Например, мы сейчас много трудимся над добродетельной силой души – попечении о ближнем. Начинается она с чуткости к ближнему. Чуткостью к его нужде рождает затем попечение о нем, желание исполнить его нужду. Нужды бывают самые разные, наиболее трудоемкие из них – нужды душевные и духовные.

Поначалу необходимо научиться удовлетворять хотя бы душевные нужды. Это значит, что надо услышать горе ближнего, нестроение его души, скорбь ли какую? И уметь сначала утешить, а потом помочь в восстановлении сил, чтобы жить, работать и далее еще и усовершить эти силы. Все это человек осуществляет благодаря попечительной и разумной силе.

Развитая попечительная сила доводит дело до конца. Человек с не вполне развитой силой души не доводит дело до конца, на каком-то этапе останавливается. Например, нужду чутко услышал, утешил и на этом оставил ближнего. В то время как другой не только утешил, но укрепил в имеющихся его собственных силах, восстановил в них. Но на этом все оставил. А третий не только укрепил, но и далее продолжает иметь попечение о ближнем в усовершение его сил.

Поэтому один выказал попечение в течение одного дня и на том успокоился, другой, чтобы утвердить, «попекся» в течение двух-трех дней, пока не утвердил окончательно, а третий до сих пор в заботе, потому что имеет полноту попечения. До сих пор чутко следит, смотрит за ближним, как он живет, как дальше развивается, и это попечение продолжается год, два, три. Таких студентов, к сожалению, у нас сейчас нет.

 

Студентов, достигающих второй степени, второго этапа попечения, единицы. И несколько большее число есть способных откликнуться на нужду и поучаствовать, утешить. Таких студентов где-то одна четверть. Три четверти студентов об этом знают, из них какая-то часть хотят в себе иметь, но ничего для этого не делают.

Поэтому перед воспитателем училища стоит задача – оставшиеся три четверти студентов взять самому в свое попечение. Для этого нужны попечительные воспитатели.

В училище таких воспитателей с начальным попечением немного. И пока получается, что тот студент, который имеет начало попечительной силы в общих условиях воспитания, т.е., в условиях общежительного уклада, способен в этом развиваться, тот развивается, а тот, кто попечительных сил не имеет, а только знает об этом, в лучшем случае имеет потребность и хотение в этом развиваться, но, не имея подобающей помощи со стороны, он в этом, практически, прозябает.

 

Поэтому, важнейшая проблема в училище – кадровая. Мы бываем очень рады иногда той или иной сестре, которая появляется в училище в качестве, допустим, повара, или помощницы по хозяйству, которая несет в себе открытую, живую попечительную силу. Тогда мы вдруг становимся свидетелями ее попечительных действий. Более того, имеем опыт ее заботы лично о нас. И мы все радуемся, что Господь прислал человека, пусть не имеющего статуса воспитателя, но по своему характеру имеющего живую заботу, которая не нуждается в статусе. Попечение будет совершаться, не взирая на ранги и возраст людей в училище. С большим или меньшим тактом – это уже дело второе…

 

* * *

М не удалось в этом докладе лишь наметить некоторый объем проблем, с которыми мы встречаемся, когда речь идет о воспитании воспитателей. Об остальном, что есть в училище, можно будет услышать из других докладов или узнать из бесед со студентами и нашими сотрудниками.


Протоиерей Анатолий Гармаев

Воспитание воспитателей

 

 

Ответственный за выпуск:

Антонов Д.Д.

 

 

Обратите внимание на наш новый номер телефона:

62 – 96 – 81

 

Издание Свято-Сергиевского епархиального училища

православной катехизации и церковной педагогики

 

 

 

Волгоградское Свято-Сергиевское епархиальное училище православной катехизации и церковной педагогики готовит церковных воспитателей и кандидатов в священство с педагогическими знаниями и навыками. Десять лет нашей работы показали, что задача эта совсем не простая.

Недостаточно дать знания церковных учений и педагогики, недостаточно научить преподавательскому делу, нужно научить будущих педагогов делу воспитания детей, подростков, юношей, дать им навыки обращения с родителями воспитанников. Воспитывать не значит преподавать. Для этого нужно нам, самому училищу уметь воспитывать. Одним преподаванием знаний, умений и навыков воспитателей не воспитаешь.

Наше Волгоградское училище трудится над этой, очень сложной по нынешним временам, задачей. О скромном опыте и размышлениях над ним я и хочу сегодня сделать этот доклад.

 

Прот. Анатолий Гармаев



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: