Модель освоения «чужой» культуры М.Беннета.




М.Беннет - один из крупнейших специалистов по межкультурной коммуникации.

По мнению Беннета, осознание культурных различий проходит несколько этапов. Осознание культурных различий проходит несколько этапов. На начальном этапе само существование этих различий обычно не осознается человеком.

Модель Беннета говорит не просто о начальном, среднем и конечном этапах развития, но и подчеркивает изменения, происходящие на каждом этапе:

1) содержание этноцентристских этапов:

- отрицание (изоляция, сепарация);

- защита (диффамация, превосходство, обратное развитие);

- умаление (физический универсализм, трансцендентальный универсализм);

2) содержание этнорелятивистских этапов:

- признание (уважение к различиям в поведении, уважение к различиям в системах ценностей);

- адаптация (эмпатия, плюрализм);

- интеграция (контекстуальная оценка, конструктивная маргинальность).

 

Этноцентристские этапы (совокупность представлений о собственной этнической общности и ее культуре как о центральной, главной по отношению к другим).

Отрицание. Одной из форм этноцентризма является отрицание каких-либо культурных различий между народами. Отрицание может проявляться как через изоляцию, так и через сепарацию.

f Изоляция понимается прежде всего как физическая изоляция народов и культур. Она способствует этноцентризму: если человек не сталкивается с чужим, нет необходимости задумываться о культурных различиях.

f Сепарация представляет собой возведение физических или социальных барьеров для создания дистанции от всего, что отличается от собственной культуры. Подобные барьеры создаются по расовым, этническим, религиозным, политическим и другим основаниям, разделяющим людей на многочисленные и разнообразные группы.

Защита. На этапе защиты человек воспринимает культурные различия как угрозу для своего существования и пытается им противостоять.

f Диффамация (клевета) - негативная оценка различий, связанная с формированием негативных стереотипов. Клевета может распространяться на расу, этнос, пол, религию и т.д. Многие люди, осознающие свою ненависть к чужим и понимающие, что это ненормально, предпочитают вернуться к изоляции, считая это лучшим состоянием для всех. Проблему можно решить, воспитывая культурное самоуважение.

fЗащищая свои культурные отличия, человек приходит к чувству превосходства, подчеркиванию своего высокого культурного статуса. Чувство превосходства проявляется в виде гордости за свою расу, пол и т.д. В рамках этой же концепции появился и широко используется термин «развивающиеся страны», подразумевающий эталоном развития всех стран европейский и американский уровень.

f Обратное развитие (полное изменение) означает очернение своей собственной культуры и признание превосходства другой. Происходит замена культуры, которая воспринимается как «другая», «отличная».

Умаление. Этап умаления (минимизации) - последняя попытка сохранить этноцентристскую позицию. На этом этапе культурные различия открыто признаются и не оцениваются негативно, как на этапе защиты. Принимается позиция единой человеческой сущности, которая иллюстрируется известным «золотым правилом»: поступай с другими людьми так, как ты бы хотел, чтобы они поступали с тобой.

f Физический универсализм является первой формой минимизации и исходит из того, что все люди независимо от их расовой, этнической или культурной принадлежности имеют общие физические характеристики, которые обеспечивают одинаковые материальные потребности и требуют поведения, понятного любому другому человеку. Поэтому на данном этапе важно ознакомить людей с эмпирическим материалом, подчеркивающим значение социального контекста человеческого поведения.

f Трансцендентальный универсализм является его своеобразным аналогом. Он предполагает, что все люди являются продуктом некоего единого принципа или подхода (чаще всего Бога).

 

Этнорелятивистские этапы. Фундаментом этнорелятивизма является предположение, что поведение человека можно понять только исходя из конкретной ситуации, что у культурного поведения нет стандарта правильности. Культурные различия - это не хорошо и не плохо, а типы поведения рассматриваются как приемлемые или неприемлемые в зависимости от конкретных социокультурных условий.

Признание. На этом этапе существование культурных различий принимается как необходимое человеческое состояние. Вначале признаются различия в поведении, затем - в культурных ценностях и т.д.

fСамое очевидное различие в поведении - это язык.

fЭтот этап подготавливает людей к признанию различий в системах культурных ценностей. Человек принимает разные взгляды на мир, являющиеся основой культурных вариаций в поведении.

Адаптация (приспособление). На этом этапе происходит углубление этнорелятивизма, приходит осознание того, что культура - не застывшее образование, а процесс.

f Эмпатия означает возможность испытывать разные ощущения в процессе коммуникации на основе своих представлений о потребностях другого человека. Не следует путать сочувствие с сопереживанием, которое требует ставить себя на место другого человека, чтобы его понять. Эмпатическое чувство развивается у человека долгие годы и требует все возрастающих знаний о других культурах, изучения иностранных языков, понимания разных коммуникационных стилей, повышения чувствительности к разным ситуациям.

fБолее глубокая адаптация связана с плюрализмом, под которым подразумевается не просто осознание различия культур, но и полное понимание этого различия в конкретных культурных ситуациях.

Интеграция (полное приспособление к чужой культуре, которая начинает ощущаться как «своя»). На этом этапе можно говорить о формировании мультикультурной личности. Иногда используют термины «межкультурная», «интернациональная», «универсальная» личность.

f Контекстуальная оценка описывает механизм, который позволяет человеку анализировать и оценивать ситуацию, когда возможно несколько вариантов культурного поведения. Контекстуальная оценка позволяет ему выбрать наилучшую модель поведения в конкретной ситуации.

fНекоторые люди овладевают конструктивной маргинальностью. На этом этапе появляется межкультурная (мультикультурная, маргинальная) личность. Для такого человека нет естественной культурной идентичности, как нет и абсолютно правильного поведения.

Мультикультурный человек - это идеал. Процесс психического роста от монокультурного человека к мультикультурному - это процесс изменения, в котором новые элементы жизни объединяются с полным пониманием того, что такое культура.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: